- Техника
- Тесты
- Рынок
- Сообщество
- Ремзона
- Спорт
- Копилка
01 марта 2016
В прошлом номере мы поговорили о том, как понять, видят ли вас на дороге. Но не менее важно, что видите вы сами.
Выпуск:
Журнал «МОТО» – февраль 2016
Автор:
Анатолий БОГОМОЛОВ, фото автора
Просмотры:
3990
Молодые летчики второй мировой быстро усваивали простую истину: чем на больший угол поворачивается твоя шея, тем длиннее твоя жизнь; в идеале ты должен всегда видеть все вокруг на 360 градусов. То же относится и к водителям. Мотоциклистам в принципе проще: у них нет кабины, ограничивающей обзор, а правильный шлем взгляду почти не помеха. И неспроста на городском экзамене в той же Европе мотоциклисту, не повернувшему головы на перекрестке, ставят «неуд». Она для того, чтобы ею вертеть!
Но просто вертеть — еще не значить видеть. А видеть не значит замечать то, что влияет на безопасность. Поэтому расставим приоритеты.
Меньше всего внимания требуют по определению неподвижные объекты: столбы, заборы, отбойник. Больше внимания — неподвижным, но потенциально способным начать движение: припаркованным автомобилям, легким ограждениям в ветреную погоду, животным, стоящим пешеходам и т.п. Максимальное внимание — тем, кто окажется рядом с вами менее чем через 5 секунд. За это время обычно успеваешь проанализировать опасность, принять решение и выполнить его. Но есть и другая крайность, особенно опасная для новичков: сосредоточившись на одном объекте (иногда не несущем прямой угрозы), они напрочь упускают все остальное. И тут — нежданчик...
Свою поправку вносит и пространство. Чем шире безопасный, свободный для маневра коридор (хороший водитель опять же измеряет его не метрами, а секундами, что правильнее, т.к. в них уже учитывается скорость), тем меньше информации приходится перерабатывать мозгу, тем быстрее он принимает решения и тем выше вероятность выбрать наиболее верное. К примеру, по пустому автобану и 200 км/ч — вполне безопасная скорость, а в пробке и 60 км/ч между рядами — смертельно опасно. Вообще, сужение пространства для маневра — как по длине, так и по ширине — должно сразу вызывать реакцию водителя: банальное «снизить скорость, повысить внимание».
Но многие часто не замечают изменения обстановки. Вот несколько примеров: появление бордюра вместо обочины фактически исключает возможность безопасного ухода с дороги; при обгоне длинный борт фуры — совсем не то же самое, что «дырявый ряд» легковушек; лужа по курсу впереди идущего автомобиля в соседнем ряду — потенциальная опасность для вас, если тот захочет ее объехать и т.п.
Ощущение безопасного пространства — основа безопасной езды. Причем заметим, ощущение вокруг, а не только по курсу. В критической ситуации времени на «осмотреться», как правило, не остается, поэтому мотоциклист (да и вообще каждый водитель) должен всегда представлять, что у него творится и по бокам, и в «задней полусфере» — куда можно отрулить, а куда нет. Как этого добиться?
Прежде всего, всякое неожиданное появление транспорта, пешехода и т.п., даже если ситуация от этого и не осложнилась, должно звенеть в голове набатом: считайте, что вас застали врасплох (на войне уже сбили бы)! Анализируем, делаем выводы, вносим поправки...
Кроме того, есть несколько простых упражнений для тренировки взгляда. Лучше делать их не за рулем, а, скажем, сидя на скамеечке в оживленном парке. Выберите себе точку в окружающем пейзаже и постарайтесь, не отводя от нее взгляда, увидеть то, что происходит на периферии. Это помогает расфокусировать взгляд, выработать периферическое зрение. Второе упражнение — открыв на секунду и тут же закрыв глаза, постараться ухватить взглядом как можно больше подробностей, движений, представить, кто где окажется, скажем, через 3 или 5 секунд. Через выбранное время открыть глаза и проверить. Очень хорошо так тренироваться, будучи пассажиром — в машине или на мотоцикле, без разницы. Водителю тоже полезно проверять свой расчет — но, конечно, уже не закрывая глаз. Наконец, надо приучить себя постоянно сканировать пространство взглядом, переводя его от средней зоны к дальней, ближней, в зеркала, на среднюю, на приборы и опять на среднюю. В зависимости от скорости время задержки в каждой зоне различно. Чем она выше, тем дальше смещаются условные зоны и тем чаще взгляд направлен вдаль.
Заметим, что старого правила «куда смотришь, туда и приедешь» никто не отменял. Поэтому при маневре смотреть надо не на препятствие, а на объезд. В повороте — смотрим не под колесо, а на выход из поворота. Для этого взгляд нужно тренировать (лучше всего на треке), как и способность поворачивать голову, сохраняя траекторию.
Ну а где чаще всего подстерегают неожиданности и как с ними справляться, мы расскажем в следующий раз.
Хотите поделиться своей историей?
Присылайте свои видеоролики на moto@zr.ru.
Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .
Социальные комментарии Cackle