Новые права и старые экзамены: чем мы не Европа?

Новые права и старые экзамены: чем мы не Европа?

Когда я впервые проехал по Европе за рулем – а было это лет двадцать назад – одним из удививших меня тогда наблюдений (помимо качества дорог и уровня жизни вообще) стал уровень подготовки их водителей. У нас водителей-новичков я замечал издалека, даже без специальных знаков на ТС (когда-то, если кто помнит, на заднее стекло автомобиля тем полагалось наклеивать знак ограничения скорости – 70 км/ч, теперь – черный восклицательный знак на желтом квадрате). Опытные шоферюги даже учили, как распознать в потоке «чайника» – по невыключенному поворотнику, по черепашьему входу в поворот и такому же неуверенному выходу из него, а уж цирк на парковке (при том, что раньше такого понятия как такового не существовало – парковались все свободно) был непременным атрибутом свеженьких прав.
Так вот, проехав в начале 90-х Польшу, Германию и Францию (в последней стране я тогда намотал больше всего километров, около 4,5 тысяч, оттого и наблюдений накопилось больше), я ни разу не встретил на дороге «чайника». Потом еще десятки тысяч километров по городам, деревушкам, национальным шоссе и магистралям Западной Европы лишь подтверждали мои наблюдения. А когда я узнал, как у них готовят водителей и принимают экзамены на права, все точки над i окончательно встали на свои места.
К чему я завел этот разговор? Если кто не в курсе, на прошлой неделе, 19 января 2013 года на всей территории Европы вступил в действие новый порядок выдачи водительских удостоверений. Теперь они унифицированы для всех стран ЕС, имеют формат пластиковой банковской карточки, в них электронный чип, 15 категорий, а срок действия варьируется от 10 до 15 лет (на выбор страны-эмитента, в Германии и Франции, например, 15). Но мало кто у нас знает, что помимо нового «пластика», изменилась и система сдачи экзаменов, и без того непростых – по нашим меркам, конечно. Впрочем, в отличие от нашей, она куда ближе к реальности и – как ни странно – куда терпимее к ошибкам кандидата. Поэтому, на мой взгляд, стоит сказать пару слов о том, как готовят водителей они, чтобы самим не изобретать велосипед, да еще и плохой. Вот у нас принято ругать китайцев, а в копировании западного (и во многом очень полезного опыта) мы косячим куда больше, чем наши восточные соседи при копировании хороших (не наших) мотоциклов и очень хороших (наших) самолетов.

permis_2013_europe.jpg

Итак, ближе к теме – то есть к мотоциклам. Не буду подробно описывать все изменения в правилах сдачи европейских экзаменов, тем более что в каждой стране они немного различались. Возьмем Францию, одну из самых моторизированных стран Европы, где любят и треки, и шоссе, и офф-роуд, где на севере несколько месяцев в году лежит снег, на западе льют дожди, - словом, климатические условия отчасти похожи на наши, полосы - почти в полтора раза уже, а байков... нам столько на улицах и не снилось.
Экзамен там состоит из двух блоков (не считая теоретического экзамена ПДД): площадка (с ответами на вопросы) и поездка по дорогам. Да – то, чего у нас никогда не было – то ли из-за того, что не знали, как инспектору общаться с водителем (у них общение одностороннее, инспектор отдает распоряжения по рации), то ли боялись, как бы чего не вышло (после примитивной площадки – очень даже небезосновательно). У них же площадка теперь состоит из 5 этапов.
Первый – обращение с заглушенным мотоциклом, прокат его с поворотом передним и возвращение задним ходом. Тут же – опрос о работе систем и их контроле (причем в программу входят не только проверка уровня масла и натяжения цепи, но даже такие «мелочи» как ход рычага сцепления и разлохмачивание его тросика!). Второй – медленный слалом, причем помимо ворот из фишек, есть и метровой ширины коридор из высоких стоек. Остановка на развороте – тронуться нужно с вывернутым рулем и – тот же слалом, но с пассажиром. Вот так! Пассажир – как правило, инструктор автошколы. Не калиброванный, но и не «чайник».
Третье – разгон-разворот-интенсивное торможение. На скорости 50 км/ч на прямых. Четвертое – слалом в разнесенной змейке минимум на 40 км/ч, разворот, разгон до 50 км/ч, объезд препятствия в узком коридоре, остановка в пределах габаритной площадки. В заключение – серия вопросов по безопасности.
Собственно, все очень близко к реальности. Причем, регламентированы не только выбор передачи в КП, но и пользование сцеплением и тормозом в медленном упражнении, положение рук и ног, защитная экипировка. Видно, что требования писали мотоциклисты, а не чиновники, изучавшие мотоцикл только по роликам в ютубе. Кроме того, каждое упражнение представлено в двух зеркальных вариантах; сдавать придется только один (по жребию), а вот отрабатывать оба, чтобы руки, ноги и голова работали одинаково в обоих направлениях.
По сравнению с нашей системой – небо и земля. «У них» - пусть учебные, но реальные скорости. Объезд, интенсивное торможение. У нас – первая-вторая, плавная остановка. Более того: с новыми категориями теперь нельзя сдать экзамен на 125-ке и получить права категории «А», чтобы на следующий день носиться по городу на «литре». Опять же у них, конечно. Какая категория – такой и мотоцикл. Хочешь «А» - пожалуйста: с 1 января 2014 года это минимум «шестисотка», минимум 68 л.с., минимум 175 кг – сдавай! «Хондовские» «пятисотки» уже не прокатят... А если сдавал на "автомате" (например, скутере), то и права тоже будут "автоматические".
Зато – куда большая, чем у нас, терпимость к ошибкам. Оценок в каждом упражнении всего три: без замечаний (А), с замечанием (B) и не сдал (С). Причем не убранная подставка или не застегнутый шлем – повод лишь указать на ошибку, но не снизить оценку. А сбитый конус на слаломе или касание ногой асфальта при развороте – это всего лишь «В», но не «С». То же и при ответе на вопросы: достаточно раскрыть тему на треть, чтобы получить зачетную оценку «В». На «А» нужно две трети. А всего для зачета на площадке достаточно набрать две оценки «А» (и, конечно, ни одной «С»). Справедливо? По-моему, да! Все как в реальной жизни. Куда важнее проехать в узком коридоре, чем по абстрактной «габаритной доске». Также уметь маневрировать на малой скорости с пассажиром куда сложнее, чем проехать «восьмерку». А тронуться с поворотом, объехать препятствие на «городской максималке» (напомню, у них это 50 км/ч)?
Много ведут в нашей стране разговоров о безопасности. Под эти разговоры удобно вводить новые сборы, штрафы, писать новые законы, кивая с умным видом на Европу. Да, у них там свое лобби, но профессионал, даже продажный, все равно напишет лучший закон, чем честный дурак. Может быть, я идеализирую (откуда у нас в законотворчестве возьмутся честные дураки?), но, возможно, для кого-то – хоть в частных мотошколах – такой опыт окажется полезным. Да и самому - неужто не страшно садиться за руль, если знаешь, что упражнения, которые там сдают НОВИЧКИ, тебе не по плечу? (Вообще, «на слабо» можно много чего хорошего добиться, не только лампочки глотать…)
Но боюсь я, что, как всегда, плохо разобравшись и услышав лишь звон, скопируют у нас наспех очередную директиву ЕС – как китайцы японский байк…

PS: Подробнее о новых правах и экзаменах читайте в моем материале в мартовском номере «Мото».

ВИДЕО площадки (на фр. языке):

Загрузка плеера

↑ Наверх