Ямы на дорогах: кто виноват и что делать

02 мая 2017

В России каждое время года можно расценивать как стихийное бедствие. Вроде бы, только что попрощались со снежной и морозной зимой, так наступила весна – и вместе со снегом сошёл асфальт… Штрафы для дорожников велики – до 300 000 рублей, и ГИБДД сейчас активно выписывает предписания. Но все равно ям предостаточно.  


Ямы на дорогах: кто виноват и что делать

Автор:
Александр ЖИХАРЕВ

Просмотры:
751

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

Средняя стоимость километра дорог в России больше, чем во многих государствах. Одни объясняют это сложным климатом и частыми перепадами температур. Другие вторят Карамзину – «Воруют!» Наверное, доля истины есть в обоих утверждениях, но давайте разберёмся, как действовать, если вы на мотоцикле попали в яму и получили повреждения. Автомобилисты чаще всего отделываются «убитыми» шинами и колёсами, хотя материальный ущерб может быть весомым. Мотоциклистам приходится хуже: яма чревата падением, а там уже и до травм рукой подать. Один из примеров – небольшая авария, произошедшая в мае прошлого года в самом центре культурной столицы – на Арсенальной набережной в Санкт-Петербурге.



В той ситуации мотоциклист оказался совершенно не готов ко встрече с выбоиной, и его действия можно рассматривать в качестве примера «как не надо делать». Парень, похоже, решил перестроиться, смотрел в правое зеркало заднего вида и не обратил внимания на «прыгающую» на ухабах «Газель». Заметив в последний момент яму, он стал тормозить и окончательно испугался, когда мотоцикл начало мотать. В принципе, избежать падения было можно – достаточно поддать газу. Хотя не факт, что для колёс маневр прошёл бы безболезненно.

Читаем законы

Допустимые размеры ям на дороге регламентирует ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы». Пункт 3.1.2 гласит: предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине – 60 см и глубине – 5 см. Если есть несоответствие хотя бы одного из параметров – налицо вина дорожников.


На месте аварии

Первым делом нужно позаботиться о безопасности – собственной и окружающих. В момент аварии наверняка произошёл выброс адреналина, и далеко не все люди в такой ситуации действуют полностью адекватно. Возьмите себя в руки: что произошло, уже в прошлом. Откатите мотоцикл на обочину – на дороге его не заметят и раздавят. При необходимости обозначьте яму: знака аварийной остановки у мотоциклиста нет, но наверняка удастся подыскать подходящий предмет – пластиковую бутылку, палку и т.д.

По возможности постарайтесь записать координаты свидетелей: попросите номер телефона, сфотографируйте регистрационный знак ТС – в любом современном смартфоне есть фотоаппарат. В общем, в первые минуты нужно действовать, потом будет возможность рассмотреть все повреждения.

Затем вызывайте ГИБДД. Проще всего с мобильного набрать номер МЧС (112) – и оператор переведёт на нужное подразделение. Понятно, что понадобится назвать адрес: если номеров окрестных домов не видно – смотрите по карте на телефоне.


Оформление

Пока ждёте инспектора, постарайтесь подробно отфотографировать яму. Необходимы как общие снимки, так и детали, определяющие размер. Если в былые годы неким эталоном масштаба на фото выступал коробок спичек, то сейчас можно использовать кредитную карточку. Её размеры стандартизированы – 55×85 мм, так что, если глубина ямы больше ширины карточки, то налицо несоответствие ГОСТу. Фотосъёмка нужна на тот случай, если дорожники приедут раньше инспекторов ГИБДД: так бывало – аврально прибывали и закатывали ямки.

Сотрудники ГИБДД оформят протокол и Акт выявленных недостатков в содержании дорог. В объяснении не надо быть многословным. Дело в том, что Правила требуют в случае обнаружения опасности только тормозить – маневрировать нельзя. Поэтому всяческие слова о том, что «пытался объехать, да не смог», будут только мешать пострадавшему. Достаточно написать: «увидел яму, нажал на тормоз, однако остановиться не успел».  Инспектор, вероятнее всего, сразу же выдаст Определение об отказе в возбуждение дела об административном правонарушении, которое говорит о том, что на пострадавшем вины нет.

В ГИБДД, ответственном за данный участок дороги, дадут координаты обслуживающей дорожной организации – именно она отвечает за исправность дорожного полотна. Также не будет лишним сфотографировать в ГИБДД все материалы своего дела.

Затем следует оценить нанесённый вашему имуществу ущерб в независимой экспертной организации. Заранее известите дорожников об экспертизе. Это лучше сделать заказным письмом с описью и извещением о вручении. Не факт, что они будут присутствовать, но эта бумага может пригодиться в суде. Если не вызвать оппонента в суд, то служитель Фемиды может усомниться в объективности данных и назначить повторное исследование. А мотоцикл к тому времени уже может быть отремонтирован… Сохраняйте и иные финансовые документы: чеки за эвакуатор, медикаменты и т.д.


Дайте денег!

Имея на руках оценку повреждений, можно обращаться к ответчику с предложением уладить дело в досудебном порядке. Позвоните, договоритесь о встрече, покажите свои документы, оставьте копии. Дорожники могут попытаться сбить сумму, мотивируя тем, что суд может тянуться долго. Но им стоит сразу же выставить контраргумент: дело явно выигрышное, в случае суда им придётся возместить ущерб, экспертизу и услуги адвоката.

Если «полюбовно» дело уладить не удастся, то дорога лежит в дом служителей Фемиды. Дело простое, но обычно растягивается на пять-девять месяцев: то ответчик не является на заседание, то судья в отпуск уходит… Практика показывает, что при должном оформлении аварии дорожная служба практически всегда признаётся виновной.

После вступления в силу решения суда (через десять дней после вынесения, если оно не было оспорено) в суде нужно получить копию  решения и исполнительный лист. Дальше можно обратиться к судебным приставам, хотя практика показывает, что организация эта ленивая и нерасторопная. Можно и самостоятельно выяснить название банка и номер счёта – они публикуются в информации о торгах, в которых данная структура наверняка участвовала. Затем нужно просто сдать решение суда с исполнительным листом в банк, который в течение трёх дней перечислит деньги на счет истца.

Как видите, получить компенсацию от нерадивых дорожников не так уж сложно. Это стоит делать не только из-за материальных соображений – каждое такое обращение, в конечном счёте, улучшает наши дороги. И если пострадавшие перестанут вести себя, как дураки, то на определенном этапе удастся искоренить одну, а то и обе извечные русские беды.


 

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .

Социальные комментарии Cackle
↑ Наверх