- Техника
- Тесты
- Рынок
- Сообщество
- Ремзона
- Спорт
- Копилка
18 ноября 2014
Выпуск:
Журнал «МОТО» – ноябрь 2014
Автор:
Дмитрий ФЕДОТОВ, фото ROSAN (Людмилы ФИГУРА)
Просмотры:
2743
В Петропавловске-Камчатском полночь. Первое, что бросается в глаза, точнее в мозг – разница во времени. Целых девять часов. И к этому приходится привыкать, режим здесь спартанский: подъем, завтрак – и бегом на занятия. До обеда теория: изучение основ лавинной безопасности и оказания первой помощи, после – «каталка». Но обо всем по порядку.
Весь курс обучения поделен на две части – теоретическую и практическую, и если со второй все более или менее ясно, то с первой… Казалось бы, чего мы еще не знаем о снегоходах? На деле теоретический курс оказался не менее интересным, чем практика. На лекциях рассказывали об особенностях конструкции, способах оказания первой помощи и методах выживания в экстремальных условиях, но основное внимание уделяли главной опасности местных гор – лавинам.
Рассказывали и об их формировании, и о сходах, но особенно подробно – о том, как в них не попадать и что делать, если все-таки попал. Весь курс, конечно, не упомнишь и не расскажешь, а вот главное отложилось. Во-первых, самые нестабильные лавины формируются на уклоне от 38 до 40 градусов. Во-вторых, камни и деревья вовсе не укрепляют, а напротив – протыкают и без того напряженный слой снега. В-третьих, срывающийся пласт может за несколько секунд набрать скорость до двухсот километров в час, поэтому уезжать по ходу движения – занятие как минимум бесполезное. Единственный шанс выбраться – попытаться уехать перпендикулярно, желательно на возвышенность.
Закончив с теорией образования лавин, мы подошли к теме снаряжения. Всем учащимся школы выдали по ранцу, в котором уже лежал металлический щуп и разборная саперная лопата. Сами рюкзаки тоже оказались непростыми: в них вшита самая настоящая подушка безопасности, надувающаяся вокруг шеи. Теоретически при попадании в лавину подушка не только сохранит шею и голову в целости, но и поможет оказаться на поверхности, а не под толщей снега.
Но главный прибор – бипер, лежавший на дне рюкзака, – я заметил не сразу. Черный, размером с тетрис, датчик в горах носить с собой так же необходимо, как надевать шлем. При включении он отправляет радиосигналы, и, когда хозяин теряется под толщей снега, аналогичные биперы, переведенные в режим поиска, не без помощи людей, но довольно быстро и точно находят «место залегания».
Тренировки по поиску закопанных биперов и выкапыванию их из снега проводились каждый день. Первая, как и положено, вылилась в сумбур и крики вместо поисков, зато к четвертому дню мы организованно разделялись на группы и шустро выкапывали «заначки». Хорошо, что полученные знания не пригодились в реальной жизни, но я уверен, случись чего – навыки и, главное, умение работать в команде помогли бы быстро справиться с поиском.
Вторая часть обучения – практическая – оказалась по-настоящему захватывающей. Наша группа состояла из журналистов с разным уровнем ездовых навыков: кто-то уже уверенно мог «пилить» склоны, а кому-то сложно было даже тронуться в глубоком снегу, не закопав машину.
Признаюсь, в первый день, когда наш инструктор Юсси, расставив вешки на склоне, предложил проехать между ними, я немного растерялся. Из пяти импровизированных ворот мне удалось попасть лишь в одни, да и то с третьей попытки. Казалось, что с моим уровнем катания здесь вообще нечего делать, но я ошибался.
Благодаря этим упражнениям учителя оценили уровень всех в отдельности и далее подходили к обучению индивидуально. Недаром инструкторы говорят, что научить ездить на снегоходе проще, чем переучивать. Коснулось это и меня. Привычки и манеры езды, выработавшиеся на «утилях», никак не подходили для «горников». Например, для того чтобы «завалить» снегоход в левый поворот, нужно использовать контрруление, поворачивать руль вправо и одновременно переносить вес на левую ногу.
Кажется, все просто, но на деле… Хорошо, что мягкий и глубокий снег вкупе с хорошей экипировкой прощают ошибки. Раз, два! Вот и снегоход уже едет почти перпендикулярно горизонту! Что? Черт, опять закопался! Работа газом в трехметровом снегу важна как воздух: недостаточно давишь на курок – узкая гусеница медленно проваливается в снег, передавил – и в долю секунды 164-сильный мотор вкапывает машину так, что с поверхности можно разглядеть лишь краешек лыжи.
Дружба с курком газа не клеилась у меня дольше всего, но, спасибо терпению инструкторов, в итоге начало получаться. Оказалось, что лучше всего снегоход идет по пухляку при пульсирующих нажатиях на курок, с частотой, похожей на частоту колебаний маятника в больших напольных часах.
А вот «пилить» склоны я так и не научился. Теоретическое понимание пришло довольно быстро: заехал на склон, контррулением и импульсом задавил снегоход в сторону склона – и аккуратно работай газом. Но на практике повернуть руль в сторону спуска куда страшнее, чем кажется, а про перенос массы в этот момент вообще думать не получается. В общем, еще учиться и учиться. Жаль, что тренинг для журналистов, к слову, точь в точь совпадающий с курсом «здорового человека», рассчитан всего на три дня.
На четвертый день тренировки закончились; вместо них – бескрайние просторы: где-то припудренные 3–4 метрами рыхлого снега, где-то закатанные в жесткий, как асфальт, наст. Вот здесь-то все три дня мучений вернулись сторицей: оказалось, то, что не получалось в лесах или на больших склонах, на равнинах и холмах теперь дается элементарно. Завалить снегоход в вираж так, чтобы шлем прочертил по снегу? Легко!
Восторгу не было предела, особенно когда выяснилось, что снежные равнины – всего лишь прелюдия к главной части «сафари» четвертого дня – поездке в кратер вулкана. На большой высоте, особенно на солнечной стороне горы, снега немного, а тот, что есть, оплавился на солнце и превратился в ледяную глазурь. Ехать по ней непросто, еще труднее тормозить, а объезжать то и дело выскакивающие перед носом камни… Колонна замедлялась с каждым километром, но вскоре мы доехали до финальной точки – кратера вулкана Горелый.
Вот она! Кульминация нашего обучения и пробега, а может, и всей Камчатки – вид на залитые солнцем долины, горы и тихий океан надолго приковал к себе взоры всех райдеров. Кажется, смотреть на этот пейзаж можно вечно, но время сафари расписано поминутно: короткий обед – и по машинам, ведь вернуться в лагерь необходимо до наступления темноты. Но возвращаться никто не спешил, да и инструкторы не торопили, позволяя каждому вдоволь накататься по бездонной снежной целине. Завтра сказка закончится, и слепящая белизна гор уступит место свинцовому московскому небу.
Снегоходы
Учат в «Скидукинге» на «боевых» горных снегоходах Ski-doo Summit SP 800 E-TEC 2014. Признаюсь, первый раз в жизни на «горник» сел именно здесь, до этого были исключительно «утили». Пересадка далась болезненно: долго не мог найти общий язык с машиной. Ощущения можно сравнить с теми, какие испытает водитель «оппозита» с коляской, пересаживаясь на двухтактный эндуро: бездонный, 164-сильный мотор выплевывает снегоход в вили так же легко, как и зарывается в снег при неосторожном обращении. Узкая колея и гусеница наделяют машину удивительно острой управляемостью и позволяют «заваливать» снегоход легким движением тела. Заплатить за такую четкую управляемость пришлось и устойчивостью, и проходимостью: в глубоком снегу сложно держать прямую траекторию, а передавить или недожать курок газа и посадить снегоход по самое не балуй – наоборот, легко. По-настоящему подружиться с «Саммитом» мне удалось лишь к третьему дню обучения. Примерно тогда раздражение от безумного и неуправляемого мустанга сменилось настоящим удовольствием от фрирайда по целине и пусть пока что неумелого «бундокинга» – езды по склонам.
Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .
Социальные комментарии Cackle