Невоенно-грузинская дорога

15 ноября 2013

Выбор направления для очередной поездки – это не игра «в бутылочку» (куда указала, туда и попер). Тут нужна идея, искра. Такой искрой стало известие о том, что одноклубники организуют в Тбилиси первый грузинский международный мотофестиваль. Ветер странствий вновь изменил вектор и понес наши колеса на юг.


Невоенно-грузинская дорога

Выпуск:
Журнал «МОТО» – ноябрь 2013

Автор:
Кочетов Андрей,
фото участников пробега

Просмотры:
9509

Комментарии:
8

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

На каком мотоцикле отправиться в путь, вопрос не стоял. Главный редактор сказал:  «Коли взяли «Урал» на длительный тест, извольте!»  Экипаж традиционный: я и жена Аня, готовая подписаться на любую авантюру. А во время ТО я заразил идеей механика Василия «ПЗ», фанатично преданного продукции ИМЗ.

И вот два «Урала» с колясками, «Патрол» и «Ретро», отправились навстречу приключениям. Выехали за две недели до фестиваля. От Москвы до Тбилиси около 2000 км. Учитывая тихоходность «Уралов», рассчитывали дойти за три дня. Трасса М4 еще более скучная, чем М1 – на скорости 90 км/ч засыпаешь на ходу. Одна радость: за последние пару лет ее здорово подлатали – говорят, к Олимпиаде. Что бы мы делали без громких шоу!

За первый день прошли лишь 500 км и заночевали под Воронежем. На следующий дотянули только до Ростова-на-Дону. Бич подмосковных дорог – дачники, а здесь – «граждане отдыхающие». Летом сотни машин наводняют М4. Обходя многокилометровые пробки на ремонтируемых участках то по обочине, то просто по целине («Урал» это позволяет!), я с грустью смотрел на жарящихся в набитых вещами авто.

Чтобы избежать пробок, решили уйти восточнее по трассе Р269 на Ставрополь. Двухполоска порадовала почти полным отсутствием трафика, но местами вытрясала душу разбитым асфальтом. Вокруг возделанные бескрайние поля, крепкие ухоженные поселки. Говорят, в России загубили сельское хозяйство. Но это точно не про Ставропольский край! 

Еще в Москве мы случайно перелили масло, и теперь на жаре и под нагрузкой его начало давить из-под сальника коленвала. Все бы ничего (подливай да езжай), но оно попало на диски сцепления, и при резком ускорении они пробуксовывали. Ехать можно, но плавно ускоряясь и не более 80 км/ч. Решаем тянуть до Владикавказа.

После Ставрополя выскочили на федералку М29 «Кавказ». Она живописна, но нелегка. Дело в местных водителях. Видимо, цвет московского «джихад-такси» проходит тут стажировку. Весь модельный ряд ВАЗа носится на пределе своих скромных возможностей, обгоняя по встречке на грани фола. А самый шик – мчаться без света, пока темнота не станет абсолютной. Особенно это заметно в Кабардино- Балкарии, на границе которой нам посоветовали ночью не ездить… Но нас ждут, и мы исчезаем в быстро сгущающейся темноте.

На окраине Владикавказа нас встретил Артур «Румата», Васин приятель и тоже фанат «Уралов». Василий не только не курит, но и не пьет (ужас!). Видимо, поэтому уже в 10 утра был в гараже. Всего за 4 часа он выкорчевал двигатель, разобрал и промыл сцепление и установил все на место. На выезде из города буквально уперлись в отроги гор. Вчера в темноте и не заметили, насколько мы к ним приблизились.

Базальтовые стены плотно обступили серую ленту дороги и нашу попутчицу – реку Терек. Это та самая Военно-Грузинская дорога, идущая через Главный Кавказский хребет. Ее построили русские войска в конце XVIII века после подписания Георгиев ского трактата о протекторате России над Грузией.

Через 40 км каменные стены сужаются на ширину рекии узкой ленты дороги. Дарьяльское ущелье, граница. Древние географы называли его «Аланскими воротами» или «Воротами Кавказа». Это единственный путь, соединяющий Россию не только с Грузией, но и с Арменией. В те времена из-за трудности преодоления горного массива, сейчас – из-за политических усобиц.

В будний день на КПП машин немного, хотя очередь одна для всех (и фур, и автобусов). Прошли за час, больше времени потратив на разговоры «сколько прет, сколько жрет». У грузин – 15 минут, даже не пришлось слезать с мотоцикла. Фото на веб-камеру, печать в паспорт – и молодой пограничник с открытой улыбкой произносит: «Добро пожаловать!» Грузия в одностороннем порядке отменила визы для россиян, активно ремонтируется дорога, строится большой терминал.

И вот мы на древней земле картвелов. Узкая асфальтированная дорога вьется по ущелью реки Байдарка. А из-за подернутых облаками вершин в свете заходящего солнца выглядывает белая шапка Казбека. Вскоре горы немного расступаются, мы спускаемся в долину и въезжаем в селение Степанцминда. На нас обрушивается ни на что не похожий колорит грузинской деревни из книг Нодара Думбадзе. Нас пугали трудным перевалом с грунтовым серпантином, а мы все едем и едем по хорошему асфальту живописной долины. Но через пару километров асфальт оборвался. Грунтовая, усыпанная крупным булыжником дорога поползла вверх.А вот и он, знаменитый Гудаурский (или Крестовый) перевал.

Кавказский хребет решил устроить нам проверочку: быстро стемнело, дорогу заволокло туманом, начался дождь. Видимость упала настолько, что дальний свет фары упирался в плотную пелену в метре перед мотоциклом. Ползем, стараясь ориентироваться на еле различимые огни попуток. Аня, свесившись из коляски, пытается разглядеть край обрыва, оповещая об опасности паническим криком. Ехать почти невозможно, остановиться негде – снесут и не заметят. Подпрыгиваем на невидимых во мраке камнях, проваливаемся в ямы…

И вдруг упираемся в вереницу автомобилей. Есть ориентир! Мокнем, мерзнем, но в пропасть уже не слетим. После раздолбанного тоннеля дорога пошла под уклон, появился срезанный, но асфальт. Дождь усилился, но туман постепенно рассеивался. Пробка тоже. Вместе с потоками дождевой воды сползли-таки в долину.

Время к полуночи, но решаем рвать до Тбилиси – осталось всего 100 км. Дождь закончился, небо рассыпалось звездами. А мы мчим по ночной долине Арагви, вкладываясь в виражи извилистой дороги, выхватывая лучами фар то край скалы, то кромку густого леса, то низкие домики селений. Но в столицу въехали уже после двух ночи.

Закавказское гостеприимство – это когда каждый пытается тебе помочь, не ища личной выгоды и без «фиги в кармане». Мы встречали его постоянно, на каждом шагу.

Ночной Тбилиси поразил количеством огней и машин на широких проспектах. Но стоило свернуть, как мы попали в другую эпоху – в полумраке узких улочек нас обступили старинные дома с балкончиками и резными фасадами старого Тифлиса. Георгий из турагентства Dreamers Tour носился с нами до 4 часов ночи, пока не разместил на ночлег. В такое время это сложно, поэтому первую ночь провели в маленькой квартирке бывшего общежития, похожего на трущобы Буэнос-Айреса. Но на следующий день переехали в очень уютную семейную гостиницу прямо на северном склоне горы Мтацминда, откуда открывался отличный вид на весь город. Пожилой хозяин Коба накормил нас обедом с красным вином собственного изготовления, а потом отвез на экскурсию в национальный парк и по старому Тбилиси, не взяв за это ни лари!

Честно говоря, я долго привыкал к гостеприимству по-грузински, когда каждый пытается тебе хоть чем-нибудь помочь, не ища в этом никакой выгоды. Просто потому, что ты гость – и он рад тебе.

Тбилиси очень красив. Но Старый город особенно. Узкие мощенные кирпичом улочки, убегающие то вверх, то вниз, с застройкой XIX века. Сохранилась средневековая планировка улиц, потому что после разрушений во время многочисленных войн новые дома строили на старых фундаментах. На небольшой площади мирно соседствуют кафедральный собор Сиони и синагога, армянская Апостольская церковь и построенная шахом Аббасом мечеть.

Интересна архитектура жилых домов, в основном двухэтажных. Лестницы пристроены к зданию снаружи, и входить в комнаты надо с балкона. Открытые балконы или галереи, украшенные резьбой – это обязательная часть дома, типичная для всей Грузии. Мне кажется, такая планировка обусловлена не столько климатом, сколько менталитетом: люди с открытой душой не прячутся за толстыми стенами. Ты видишь соседей, они видят тебя – и всегда есть возможность пообщаться. Здесь всегда кипит жизнь, и кажется, что в любом дворе за накрытым столом ждут гостей. А над всем этим, на вершине горы Мтацминда, возвышается пережившая и арабов, и персов крепость Нарикала, страж и свидетель многовековой истории города.

Но за время правления Саакашвили Грузия порядком обросла стеклом. Даже термин ввели: «новая грузинская архитектура». Не миновала чаша сия и старый Тбилиси. Через Куру перекинули причудливо изогнутый стеклянный пешеходный мост (он сразу получил прозвища «прокладка» и «памперс»). А прямо под новой резиденцией Саакашвили возлежит нечто, напоминающее два толстых обрубленных щупальца. На самом деле это концертный зал. Все это столь же неуместно на фоне резных деревянных балконов, как айфон в руках выпускницы Смольного института на фото 1913 года.

Да, путешественник – существо эгоистичное, но что думают об этом тбилисцы? Ни от кого, с кем пришлось общаться, я не услышал доброго слова об этих инновациях. Боюсь, что это были лишь амбиции экс-президента…

До позднего вечера мы бродили по старым улочкам, лакомились аджарскими хачапури в уютном ресторанчике, заходили в антикварные и сувенирные лавочки. А потом любовались с балкона отеля ночным Тбилиси, похожим на фантастическую жаровню с углями. Утром отправляемся в путь. Запомнилось трогательное прощание с Кобой и еще один забавный случай.

Мы уже начали привыкать, что нам машут руками прохожие, приветливо сигналят автомобилисты. Но когда на одном из перекрестков из машины почти по пояс вылез водитель и, размахивая журналом «Мото», кричал: «Добро пожаловать! Хорошего путешествия!..», это было вдвойне приятно.

Трасса L1 – по сути, единственная нормальная дорога, соединяющая западную Грузию с восточной. Первые 100 км до Гори – это настоящий автобан, прямой стрелой разрезающий Картлийскую долину. Есть время уложить по полочкам первые впечатления.

С кем бы мы ни общались (и, забегая вперед, будем общаться), обязательно касались темы конфликта с Осетией (а по сути – с Россией) в августе 2009 года. И все – абсолютно все! – говорили в один голос: «Это настоящая трагедия и самый большой позор в наших отношениях!» Они понимают, что только президент-самодур решился бы сцепиться с Россией, поэтому (и не только) у него не было шансов на этих выборах. Грузины – мудрый народ, и они четко разделяют понятия «люди» и «политика», обвиняя Путина и Саакашвили, но неизменно повторяя: «Эти приходят и уходят. А мы (русские и грузины) дружили столетиями и дружить будем! Мы – братья!»

Автобан закончился, и вскоре мы уперлись в нерегулируемый перекресток, на котором, активно сигналя, толкались все, от фуры до арбы с осликом. В этом гвалте Вася поравнялся со мной: «Поворот на Боржоми! Заедем?..» Ну как не испить минералки из детства!

Очень уютный и очень зеленый курортный городок Боржоми расположился в ущелье реки Куры. Он известен по всему бывшему СССР одноименной минеральной водой, которую добывают из 9 скважин на территории Боржомского заповедника. В домике «тур-инфо» мы получили не только карты, но и прослушали интереснейшую лекцию по истории города. Опять же, бесплатно, от широты душевной. В сам парк не попали: негде было приткнуть наши колясычи. К тому же местные сказали, что вода в источнике такая же, как в магазинах, просто чуть теплая и имеет специфический запах. Поэтому расположились в традиционном кавказском духане над ущельем и откушали вкуснейших хинкали с той самой водой. Ничего общего с пойлом, что я пробовал в Москве, она не имеет.

Но время поджимает, и мы снова возвращаемся к трассе, ведущей на восток. Проезжая деревушку, увидел на обочине полицейскую машину. Полицейский махнул рукой, я в ответ тоже. «А может, он меня хотел остановить?» Глядь в зеркало, – а сзади мигалки! Пятая точка сделала «жим-жим» – рефлекс. Останавливаюсь и слезаю, пытаясь сообразить, что я нарушил (что вообще можно нарушить на «Урале»?!). Из машины выскакивает невысокий коренастый полицейский и… расплывшись в улыбке, начинает трясти мне руку: «Здравствуйте! Добро пожаловать! Откуда к нам приехали?..» Я в шоке – такого уж никак не ожидал! Он засыпает меня вопросами. К нему присоединяется напарник, чуть повыше и посерьезнее. И понеслась беседа! За час мы успели обсудить всё: от погоды до семьи, что нам нужно еще посмотреть и как туда попасть. «Вы молодцы, что приехали!» И на прощание обнялись, как старые добрые друзья.

В Грузии полицейский – друг человека. Можно обращаться с любой проблемой – помогут. По мелочам не цепляются, но, если что, взятку не возьмут. На машинах всегда включены мигалки, даже если стоят в засаде. Стационарные посты стеклянные, что символизирует открытость. Полиции много, в больших городах даже очень. Хотя преступности в Грузии практически нет, особенно улично-бытовой. Тонкости менталитета подкреплены законом: украл ли ты карандаш или автомобиль – ответ один. Это одно из добрых дел Саакашвили, который радикально решил проблемы с коррупцией и преступностью на всех уровнях власти.

Уже затемно доехали до Кутаиси, второго по величине города Грузии, и остановились в первом же мотеле. Тетушка на ресепшен, услышав русскую речь, попросила группу китайцев подождать и занялась мной. Русский язык знают практически все, кому за тридцать. Молодежь лучше говорит по-английски. «Вай-ме, они уже ничего не знают, эти молодые! – тетушка добродушно подкалывает парня по имени Илико. – Я его называю Илья Муромец, а он не понимает, что это значит!»

Оформляю номер, спускаюсь вниз, а ребята общаются с женщиной. «Мзия», – представилась она и пригласила в местный ресторан, где работает певицей. «Сегодня будний день, людей нет. Но для вас я с удовольствием спою!» А на следующий день устроила нам экскурсию по самым интересным местам Кутаиси и его окрестностей.

Один из древнейших городов Грузии существовал еще до нашей эры, а в Раннее Средневековье был столицей Абхазского царства. Сейчас большая часть города – это обветшалая советская застройка. Но недавно отреставрирован компактный центр, реконструирован городской аэропорт. А в прошлом году сюда переехал парламент. Грузия возрождается, и в ней остается все меньше места эстетике упадка, которую туристы так ценят.

Мы посетили средневековый Гелатский монастырь, центр церковной и культурной жизни, где похоронены многие грузин ские цари, включая Давида IV Строителя, зачинателя золотого века Грузии. Потом утопающий в зелени миниатюрный монастырь Моцамета, притулившийся на одной из вершин над каньоном, по дну которого протекает река Риони. А затем и воссозданный из развалин 1000-летний храм Баграта – один из спорных символов обновления Кутаиси. Еще недавно здесь высились впечатляющие развалины, а теперь – храм-здоровяк, источающий запах новостроя. Ко всему храм дополнен стеклянной пристройкой в стиле хай-тек.

Возрождение или сомнительные перемены?.. Есть разные мнения, но ЮНЕСКО исключило его из списка Всемирного наследия. Напоследок мы пообедали в лучшей хинкальной города, с грустью распрощались с Мзией, и дорога понесла нас в сторону горного края – Сванетии.

Всю дорогу я ощущал то, что заправщик высказал на бензоколонке: «Я думал, немцы какие. А это ж наши!» Мы друг для друга – наши! Несмотря на границы и игрища политиканов.

Нормальная дорога туда одна, через Сенаки и Зугдиди. Краеведы рассказали, что есть еще «козья тропа», но без эндурика и опыта туда лучше не лезть. Время 4 часа пополудни, до Местии (центра Сванетии) всего-то 230 км. Но местные советовали заночевать в Зугдиди, последнем городке перед горами.

Дорога – обычная для Грузии достаточно широкая двухполоска с приличным асфальтом. Грузинские водители ездят достаточно быстро, но не агрессивно. А вот коровы – это проблема. Они пасутся повсюду, в том числе и в городках, могут стадом стоять посередине дороги, а то и вовсе возлежать на асфальте, наглыми глазами поглядывая на объезжающие их машины. Естественно, асфальт порой усеян «минами». Как-то Вася, ехавший за нами, не выдержал дистанцию, и хороший шмат, вылетев у нас из-под колес, угодил ему точно в шлем.

В Зугдиди приехали рано и решили ехать дальше. На выезде из города обнаружили руины бензоколонки и деда, торгующего бензином марки «хороший» из мятых пластиковых баков. Он сообщил, что дальше заправиться негде. Пришлось заливать, что есть, благо «Урал» неприхотлив.

Подъем начался как-то неожиданно. Дорога сузилась, запетляла по склонам выраставших прямо на глазах гор. Начало закладывать уши. Вот и остались внизу облака, подобно клокам ваты зацепившиеся за покрытые лесом склоны гор. Солнце давно скрылось за вершинами. Скоро стемнеет, а жильем и не пахнет! Остановили надсадно ревущую и еле ползущую навстречу одинокую «Волгу». «Впереди есть селение, еще километров тридцать. Но гостиницы там нет», – просветили нас пожилые сваны.

Возвращаться не наш метод, поэтому – вперед! Через некоторое время дорога поползла вниз, вокруг появилась растительность. И вдруг мы увидели придорожную харчевню – старое деревянное строение, прилепившееся над обрывом. За распахнутыми дверьми с традиционной росписью (правда, рекламирующей Coca-Cola) гуляла компания молодых парней, чья видавшая виды «Нива» стояла на обочине.

На вопрос о ночевке хозяйка ответила: «Можно здесь. Удобств нет, но постель чистая». Парни пригласили за стол, угощали чачей, весело общались. Когда горы укутала непроглядная мгла, они уехали, а мы улеглись спать. Всю ночь где-то в горах завывал шакал, а ему отвечали непонятно где обитавшие собаки. Утром, напившись сладчайшей горной воды из родника, мы отправились в путь.

Описывать дорогу до Местии – это все равно, что пытаться схематично набросать карандашиком картину «Последний день Помпеи». Скажу так: это одна объемная открытка! Как передать красоту ущелий, рваных облаков, тысячелетних сторожевых башен и маленьких селений?.. Это можно только увидеть, впитать разумом и сердцем!

У Васи на «Ретро» мост – «девятка», да и погонять он любит, поэтому отрывался вперед, поджидал нас в каком-нибудь живописном месте – и снова догонял. До Местии проложен хороший асфальт, но периодически случаются обвалы (в один из них мы уперлись на обратном пути и ждали, пока его разгребут).

Село Местиа на протяжении столетий оставалось культурным и религиозным центром горной Сванетии. Здесь сохранилось несколько десятков средневековых каменных домов со сторожевыми и жилыми башнями. Но это еще и центр высокогорного туризма и альпинизма.

Возвращались мы той же дорогой и заночевали в очень опрятной гостиничке в центре Зугдиди. Ее показал нам прохожий, забивший на свои дела, чтобы проводить до нее, да еще сказавший портье, что мы его друзья, чтобы с нас взяли поменьше. На следующий день – рывок к морю. Местные посоветовали остановиться в Кобулети, а не в курортном центре Батуми – и подешевле, и народу поменьше. Всего-то 100 км! Одна беда – зарядил дождь, который по мере приближения к морю только усиливался.

На въезде в Кобулети указатель: «Sanny Bar. Welcome Bikers!» Естественно, мы свернули. Хотя мотоциклистов в Грузии пока очень мало. Возможно, это менталитет, ведь иметь машину престижно. Еще в советские времена черная «Волга» была мечтою каждого грузина. Может, потому же не принято пропускать пешеходов. Специально не давят, но чтобы пропустить, не остановятся. Пару раз по привычке я останавливался перед зеброй, и мне сигналили, не агрессивно, но недоуменно, мол «чего это ты такое делаешь?..»

Sanny Bar оказался тростниковым шалашом на пляже, но с живой музыкой. Хозяин радушно накрыл на стол, а сам метнулся разузнать, где есть свободные комнаты. Дождь лил не переставая. Я подошел к морю, а от него теплом тянет, как от печки. Как есть, в дождевике и шлеме, залез в воду – терять уже нечего. Вода – как парное молоко!

В Кобулети всего две параллельные улицы. Город напомнил мне Евпаторию времен моего советского детства – замысловатые двухэтажные домики, дворики немыслимой планировки с бельем, болтающимся на ветру, пешеходная набережная, местами обветшалая, продуктовые лавочки со всевозможными дарами природы… И тут же – многоэтажные гостиницы и аляповато яркие мини-отели.

Утром выдвинулись в сторону Батуми. И через 10 км дождь кончился. Главный город-курорт Грузии встретил нас ярким южным солнцем. Чудес света в Батуми нет. Зато вдоль набережной есть всякого рода новейшие сооружения разного предназначения: выросли многочисленные современные отели, затанцевали фонтаны, мечущие разноцветные струи над хрустальными мостами, покрылись стеклянной пленкой многоэтажки, тут и там повыскакивали гигантские хайтековские «грибы» и прочие авангардные абракадабры. Я бы назвал это «Фестиваль архитектурных галлюцинаций».

Этот новый облик Батуми приобрел тоже в период Саакашвили. Не так много осталось от старого Батуми застройки конца XIX-го и начала XX века. «Все уже не то. Пропал дух старого Батуми…» – посетовал один из старожилов.

Сделав небольшой крюк к турецкой границе, посетили одну из старейших в Грузии крепость Гонио, бывшую еще в начале нашей эры римским форпостом в Аджарии. Рядом с ней, на заправке, произошел показательный случай. К нам подошел заправщик и, увидев «Уралы» с российскими номерами, радостно воскликнул, обращаясь к коллегам: «Я думал, немцы какие. А это ж наши!..»

До следующего пункта – города Ахалцихе – решили ехать напрямик, через Арсианский хребет, что на границе Аджарии и Месхетии. Муниципалитет Хуло – самый высокогорный и глухой в Аджарии. Мест ные сказали, что состояние дорог такое, что этим путем мало кто пользуется, а с октября по май он вообще непроходим. «Но на «Уралах» пройдете… если дождей не будет». Едем!

Дорога вьется по красивейшему ущелью. Крутые обрывы, сотни водопадов, бурные воды реки Аджарисцкали, десятки исторических памятников – горная Аджария потрясающе красива! Первые 80 км до городка Хуло асфальт. А вот за Хуло… как бы поприличнее выразиться… «рай для эндуриста». На другом виде техники даже не пытайтесь! Грунтовая «дорога» разбита, размыта, разворочена. Навстречу спускались парень с девушкой на «Варадеро», укутанные в измазанные грязью дождевики: «Дальше ж…!» Но нам с колясками попроще. Скорость 5–10 км/ч. Ползем, переваливаемся, подпрыгиваем, переплываем… Но красота кругом непередаваемая!

Много небольших селений, у ворот выставлены на продажу молоко и чача. И коровы – лазят по практически отвесным склонам, не хуже горных козлов, или всей толпой пьют из горной речки, пересекающей дорогу. Это край пастухов. Летом они выгоняют скот на высокогорные пастбища, осенью спускаются вниз.

Двадцать пять километров до перевала Годердзи проходим за 2 часа. Перевал обитаем: по склону раскиданы коши (временное пастбищное жилье для скота и хозяев), есть магазинчики, едальня и даже гостиница. Видны следы дорожных работ. Местные поведали, что рядом строится горнолыжный курорт и в ближайшие годы обещают сделать хорошую дорогу. На перевал наползает туча, и мы спешим на спуск, чтобы не стать частью горного потока, в который по всем признакам периодически превращается эта дорога. Причудливые деревья охраняют крутые повороты. Здесь жизни нет, только лес и камни.

Через 40 км (а точнее, через 4 часа) съезжаем в обрамленную горами долину. В лучах заходящего солнца изгибы ландшафта играют всеми оттенками желто-зеленого. Безумно красиво! Выскакиваем на свежий асфальт и, дав газу, быстро долетаем до городка Ахалцихе.

Утром осмотрели главную достопримечательность города – крепость Рабат. О нескольких часах, потраченных на ее осмотр, мы не пожалели. Это действительно одна из красивейших крепостей Грузии. И снова серая лента пути извивается меж гор.

Горы как люди: вроде бы все одинаковые – две руки, две ноги, голова… Но каждый отличается цветом кожи, телосложением, одеждой, внутренним миром… Так и горы – они всегда разные. Удивительно, насколько различаются ландшафты этой, казалось бы, небольшой страны.

Наша цель – Вардзиа, одно из самых загадочных мест Грузии. Это пещерный монастырский комплекс XII–XIII вв. на отвесной стене горы Эрушети. На протяжении 900 метров вырублено около 600 помещений: церквей, часовен, жилых келий, кладовых… В ту пору все они были скрыты скалой. Но после сильного землетрясения от скалы отвалился пласт породы. Две трети комплекса было разрушено, многие помещения обнажились. Ныне это действующий монастырь, хотя братия занимает лишь малую часть помещений: остальное отдано туристам. Вскарабкаться наверх, а потом спуститься – нелегкая задача, особенно с боязнью высоты и без запаса воды.

Держим курс на юг. Самцхэ-Джавахети почти полностью населен армянами. Эта территория издревле переходила из рук в руки, а когда в начале XIX века Россия изгнала отсюда турок, здесь расселились армянские беженцы. Ниноцминда – это грузинский Тибет, пейзажи напоминают китайский Цинхай. Такие же холодные горы, навевающие мысли о вечном. Прохладно и аскетично.

Стали попадаться села со странными названиями: Спасовка, Орловка, Гореловка, Ефремовка. Оказалось, что раньше тут плотно селились русские духоборы. Именно здесь в 1895 году произошла первая в истории пацифистская акция – духоборы сложили в кучу свои ружья и сожгли их в знак протеста против призыва в армию, что привело к «духоборскому погрому» и высылке многих жителей.

На границе с Арменией никаких очередей и лишних формальностей. Паспорт, штамп, поехал. Приграничный сервис – это песня! Обмен валюты – из кармана, курс – «хороший», цена страховки на ТС – договорная. Повстречали двух парней на «Трансальпах» из Швейцарии.

Дороги заметно хуже, чем в Грузии, особенно в приграничном районе. Уже затемно въехали в Гюмри. Адский ад! Видимо, местные водилы тоже стажируются в Кабарде. Несутся, лезут, режут. Кто-то, выезжая с боковой дорожки, чуть не въехал в борт коляски – насилу увернулся.

Остановились расспросить таксистов о гостинице, здесь нас нагнали швейцарцы. В итоге заселились вместе, выпили за знакомство. Один из них, Северин, очень бодро говорит по-русски. Оказалось, выучил язык за год специально для поездок по России, после первой поняв, что с английским он у нас пропадет.

На следующий день вместе доехали до Еревана, где нас встретил самый известный байкер Армении – Норик «Маэстро». Мы заселились в гостиницу, позавтракали в летнем кафе, любуясь подернутым дымкой Араратом. В 1924 году архитектор А. Таманян спроектировал генплан города так, чтобы гору было видно из любой точки Еревана.

Столица Армении – красивый, многолюдный зеленый город. В нем как-то необъяснимо уютно. Главная достопримечательность – напоминающий многоярусную вавилонскую пирамиду Большой Каскад. Огромные лестничные проемы с фонтанами поднимаются вверх по склону, увенчанному обелиском Возрожденной Армении. Каскад начали строить еще в 70-е годы, но так и не закончили.

После прогулки по городу мы отлично провели время в гараже Маэстро, больше похожем на музей. Но время поджимает: до фестиваля остается два дня, поэтому договорились встретиться с Маэстро на обратной дороге (он тоже собирался на фест), а сами отправились дальше.

Наш новый друг настоял, чтобы мы посетили Айриванк – пещерный монастырь в ущелье горной реки Гохт, около 40 км на восток от Еревана. Со всех сторон его окружают скалы, пещеры и хачкары. Монастырь был основан в IV веке на месте священного источника, берущего начало в пещере (он бьет и сейчас). Действительно, потрясающее место! Вот только туристов уж чересчур много…

Нужно ли Грузии оставаться уютным музеем подновленной старины или она должна отразить в архитектурном облике амбиции на прогрессивность, политический и финансовый успех? Вопрос риторический...

В нескольких километрах от него на холме, окруженном виноградниками, высятся остатки языческого храма Гарни, единственного памятника эпохи эллинизма в Армении. Храм, посвященный богу солнца Митре, был сооружен во второй половине I века н.э. Мы прощаемся с ребятами-швейцарцами. Они отправляются в Нагорный Карабах, а мы – на юг, по выжженной солнцем Араратской долине.

Гора Арарат – главный символ Армении и священное место для всех армян. Ее изображение есть даже на государственном гербе. Хотя юридически это территория Турции. По легенде, в ответ на протест турецкого правительства о том, что на гербе Армянской ССР изображен Арарат, не являющийся частью Армении, нарком иностранных дел Чичерин ответил: «На флаге Турции изображен полумесяц, но Луна не является частью Турции».

А еще говорят, что император Николай I так и не смог его увидеть: три дня Арарат прятался в дымке. Сейчас он тоже закутался в белое облако (и это при абсолютно чистом небе), но кокетливо выглядывал над ним, сверкая в лучах солнца ослепительно белой шапкой.

Кстати говоря, независимое государство Армения появилось лишь в 1918. До этого много веков ее территории рвали и пилили многочисленные соседи – персы, турки- сельджуки, иранцы, османы, – а бедных христиан-армян гоняли и всячески кошмарили. Немного вздохнуть на своей земле они смогли лишь в начале XIX века, после присоединения этих территорий к Российской империи.

Через пару сотен километров в поселке Ерасх широкое ровное шоссе закончилось… Точнее, наезженная дорога уходила налево, а прямая явно давно не использовалась: асфальт потрескался, пророс травой. На заправке мы спросили: «Куда ведет прямая дорога?» «Никуда…» – ответил заправщик, давая понять, что разговор окончен.

Позднее, изучив карту, я понял: там Нахичеванская республика, эксклав Азербайджана. Корни непримиримого конфликта двух соседей тянутся куда глубже во времени, чем Карабахская война 1987–1991 гг.

И снова горы, и снова мы работаем, вгоняя тяжелые «Уралы» в виражи серпантинов. Вверх, вниз, снова вверх… Горы Армении неповторимы. Они не похожи ни на что ранее виденное ни формой, ни цветом, ни сутью. И, конечно, безумно красивы!

Армянские села отличаются от грузинских. Тут «мой дом – моя крепость», никаких балкончиков и резьбы. Все добротно, надежно, каменно. Перед каждым вторым домом минибазар с широчайшим ассортиментом даров садов и огородов. Всё стоит сущие копейки. Уровень жизни невысок, это видно уже по количеству и качеству машин. Множество уже почти музейных экспонатов времен «развитого социализма».

По совету Маэстро, отклонились от маршрута, чтобы посетить Нораванк – горный монастырь XIII века. Дорога к нему, петляющая по узкому извилистому ущелью реки Арпа, не менее хороша, чем сам монастырь. Остановись, мгновенье!.. Палящая жара пошла на спад. Мы снова забираем на север в сторону гордости Армении – озера Севан. Снова пролетаем утопающие в зелени села, уютно расположившиеся меж каменных уступов гор.

В какой-то момент остановились размять чресла. Ехавший сзади джип тоже остановился, вышел молодой человек, поздоровался: «Парни, чем вам помочь?» Спасибо, у нас все хорошо, едем. Расспросил кто и откуда, до мельчайших подробностей описал дорогу. «Ну, может, есть хотите? Пить? Выпить? Может, еще какая помощь?..» Мы с благодарностью отказались. Он пожелал хорошей дороги, сел в машину… и развернулся в обратную сторону. То есть он ехал за нами только затем, чтобы предложить свою помощь!

Подъем начался неожиданно, впереди Селимский перевал. Похолодало. Редкие облачка уже где-то под нами. А мы все едем и едем, шпилька за шпилькой, выше, выше… Уже у самой вершины под одним из уступов притаилось приземистое каменное здание. Подъезжаем. Надпись «Караван-сарай. XIV век».

В древности через Селимский перевал проходил Великий шелковый путь и здесь, под темными сводами, горели костры, люди и животные отдыхали и прятались от непогоды. В торжественном полумраке, кажется, еще слышится эхо купеческих разговоров, фырканье верблюдов…

Еще несколько виражей – и мы на вершине Селима. Абсолютная тишина, лишь свищет ветер в шлеме. Крутые скалистые склоны. Дорога серой змеей стремительно проваливается на дно узкого ущелья. А под тобой весь мир!.. Усилием воли отрываемся от завораживающего зрелища, начинаем спуск. Он совсем другой. Дорога мягкими изгибами плавно спускается вниз. По пологим склонам медленно перетекают отары овец. Машин почти нет, людей тоже.

Проехав бесконечно долгий поселок Мартуни, выезжаем к южному берегу Севана. Заезжаем на заправку, вызвав уже привычный ажиотаж. Хозяева встречают гостей, они рады помочь и пообщаться. Старший в компании уже давно живет в Москве, приехал на родину «на побывку».

Я заметил такую тенденцию: в Грузии многие, с кем пришлось общаться, когда-то были в России: служили, работали, учились. И вернулись на родину. В Армении же многие либо долго жили в России, либо сейчас у них живут там родственники, друзья. Грузины привязаны к родному очагу, им трудно на чужбине. Судя по всему, армянам проще. Возможно, это эхо гонений и геноцида, истории народа, лишенного родины?.. Вообще, Армения достаточно сильно ориентирована на Россию. Начиная с того, что подавляющее большинство говорит на русском, даже молодежь, и заканчивая дорожными знаками, где родной язык дублируется русским (в Грузии – английским). 

По подсказке новых знакомых, находим придорожный отель, недорогой и комфортный. Поднимаемся рано, впереди трудный день, дальняя дорога. Все еще спят, все закрыто. Нас встречает дедушка-сторож. Интересуемся селом Норадуз, где находится крупнейшее кладбище хачкаров. «А вон оно, напротив!»

При входе местные бабушки делают бизнес – продают вязаные носки, шапки, варежки. Нам достался лучший вариант – пожилая женщина провела экскурсию, рассказала, что здесь около 900 хачкаров, большинство относится к XIII–XVII векам, а самый древний восходит к V веку. Показала самые старые и интересные, поведала их легенды. Ну как тут отказаться купить пару носков?..

Мы снова едем на север, вдоль берега крупнейшего озера Кавказа. В одном месте выехали на берег. Неплохо оборудованный пляж, бесплатно, людей нет. По берегу часто встречаются недостроенные отели. Места роскошные, должны бы привлекать туристов. Почему все завяло? Выяснить не удалось…

На северную оконечность озера – место встречи с Маэстро – прибыли рано, поэтому успели посетить расположенный на полуострове монастырь Севанаванк IX века. С горы, на которой он стоит, открывается роскошный вид на Севан. Встретившись с Маэстро, откушали знаменитой севанской рыбки и выдвинулись на Тбилиси.

Как самые медленные, мы с Аней выехали немного раньше, договорившись встретиться по дороге. Но мы здорово плутанули, нарезав приличный крюк. Хотя места, по которым мы проехали, того стоили! Мне показалось, что северо-восток Армении малонаселен, зато очень красив. В итоге встретились уже вечером, в грузинском городке Рустави, где проходил мотофестиваль.

Что рассказать о фестивале? Да все здорово! Интересная программа, национальная кухня, полные стаканы. А главное – множество знакомых и не очень лиц из разных уголков света, с которыми так приятно общаться, жаль только, что так редко!

В обратный путь выехали с Аней одни. Дорога все та же, альтернативы нет. Правда, теперь мы ехали по свету и посуху. Днем перевал Крестовский оказался совсем не страшным, к тому же за прошедшие две недели его наполовину закатали асфальтом. Думаю, в следующем сезоне здесь можно будет пролетать на «Голд-вингах» и «Харлеях».

Напоследок Грузия подарила встречу с друзьями: возле серного источника встретил друзей-европейцев, отправившихся сюда на автобусную экскурсию. На въезде в Пятигорск, старейший курорт России, нас встретил Саша из Blacksmiths MC, разместил, накормил, а потом устроил шикарную экскурсию по ночному городу. Мы побывали на месте гибели Лермонтова, на вершине горы Машук, у Ворот Любви, у серо водородных ванн, прозванных в народе Бесстыжими (обычно в них возлежат го лышом). Ну и, конечно, посетили знаменитый Провал.

Я сидел на лавочке напротив, глядел на бронзовую фигуру Остапа перед подсвеченным входом в пещеру и думал о том, что для большинства Провал стал знаменит благодаря Ильфу и Петрову. Интересно, почему у русских два главных национальных героя – авантюрист и мошенник Остап Бендер и Иванушка-дурачок, получающий халявные блага лишь через свою душевную доброту? А дальше была просто дорога домой. Просто возвращение из сказки…

Наших туристов в Грузии пока немного. А жаль! Это безумно интересная страна, а грузины – радушные хозяева. «Русские еще не поняли, что мы не враги», – говорят они. Да и не были никогда врагами. Поменьше смотрите телевизор – не придется снимать с ушей лапшу. И пора бы и нам отменить визы! Не от тех мы заборы ставим.

Мотоцикл предоставлен компанией «Русские Мотоциклы», экипировка и снаряжение: Richa, ICON, BASK, Kiwidition.

 

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .

Мне нравится0
Guest
Класс!!!!
Имя Цитировать Мне нравится0
Мне нравится0
Guest
война была не в августе 2009 года, а в августе 2008
Имя Цитировать Мне нравится0
Мне нравится0
Vlad
Ай молодцы ..... Все хорошо.!!!!! Спасибо!!!!!! :)
Имя Цитировать Мне нравится0
Мне нравится0
Андрей
Особенно понравилось: "...Всего за 4 часа он выкорчевал двигатель, разобрал и промыл сцепление и установил все на место". :D Представляю себе такую процедуру где-нибудь между Читой и Хабаровском :D :o Так что же изменилось в Урале? Я заметил только изменение цены ;) :)
Имя Цитировать Мне нравится0
Мне нравится0
Traktorist
Андрей, очень интересное путешествие, молодцы!!!
Спасибо за подробный репортаж. Ещё бы несколько фоток с самого Biker Fest?

С приветствием, Стас( "Jawa M-V")!
Имя Цитировать Мне нравится0
Мне нравится0
Traktorist
И ещё!
До встречи на:
Elefantentreffen 2014: 31.1.-2.2.2014!!!
:)
Имя Цитировать Мне нравится0
Мне нравится0
Волкодав
Цитата
Андрей пишет:
Так что же изменилось в Урале? Я заметил только изменение цены
Кроме корпуса фары и "приборной панели" из 4 лампочек изменилось... всё. Назовите узел - я вам расскажу, чего там поменялось (например с начала "девяностых") и почему.
Имя Цитировать Мне нравится0
Мне нравится0
Добрый Вечер
вот только надежность беспокоит.пройдет Урал хотя бы 50000 км без серьезных поломок?
Имя Цитировать Мне нравится0
 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
 
Социальные комментарии Cackle
↑ Наверх