Увидеть Карпаты

04 декабря 2015

Конец семидесятых годов ХХ века — время, которое сейчас принято называть «глубоким застоем». Моей «чезете» стукнуло 15 лет. Мы с ней побывали в Петрозаводске, Таллине, Туле, Ярославле, Костроме, Владимире, Москве, Горьком... Наш путь лежал на юго-запад СССР, вдоль его европейской границы, в ту пору непреодолимой для большинства советских граждан... 


Увидеть Карпаты

Выпуск:
Журнал «МОТО» – ноябрь 2015

Автор:
Станислав БУРЕЕВ, фото автора

Просмотры:
5213

Комментарии:
5

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

В жизни человека необходима романтика. Именно она придает человеку божественные силы для путешествия по ту сторону обыденности. Это могучая пружина в человеческой душе, толкающая его на великие свершения.


Фритьоф Нансен


К сожалению, дневника мы тогда не вели, и сегодня, спустя десятилетия, восстанавливаю путешествие по обрывкам воспоминаний. 

Июль. На двух «чезетках» (у меня — ČZ-175, у приятеля Володи с женой Аней — ČZ-350) выезжаем в сторону Ростова Великого. Это рядом, от Иваново всего 125 км. Дорога через Тейково и Ильинское — старый асфальт участками по несколько сот метров или булыжник. Сейчас таких дорог и не осталось, а тогда брусчатки между небольшими населенными пунктами были делом обычным. Это развлекает, но требует внимания. Поэтому скорость 40-50 км/ч. Володе вдвоем на одиночке трудней, веду я.

Вот и древний Ростов с его впечатляющим кремлем; внутри соборы, купола, звонницы, ухоженные дворы с посетителями. Не сразу удалось найти мороженого и квасу. Ярославль — другое дело, там столичный политес. Традиционный круг вокруг кремля — и мы на шоссе Ярославль — Москва. Дорога узкая, две полосы, но сегодня трудно себе представить полупустую магистраль без единой иномарки... Ехать комфортно, трудности возникали только при обгонах на нередких спусках и тягунах (некрутой, но затяжной подъем на шоссе). Крейсерская скорость — 70-75 км/ч, без проблем и нарушений.


Cтанислав Константинович Буреев, 77 лет, г. Иваново. Никакой спецэкипировки мы тогда и не знали. Одевались кто во что. Я экипировался как при высылке на сельхозработы: куртка из кожзаменителя, а в дождь — плащ из болоньи поверх нее, брюки попроще (если холод — под них тонкое трико), резиновые сапоги, к которым пришил на бабушкиной машине «Зингер» кожаный верх (живы до сих пор!). Позднее сшил из болоньи лосины, которые надевал выше сапог, но при дожде пятая точка была сырой. Шлемы простые, пластиковые с кожаными внутренностями. Ну и обычные солнцезащитные очки. И так в любую погоду.


Сегодня ГИБДД работает на исполнение законности, но не «на установление истины». А в то время ГАИ несла скорее воспитательную нагрузку, со «стражем порядка» можно было уточнять, выяснять, доказывать, просить о снисхождении. Однако были и штрафы, но хуже всего — просечки компостером в талонах водительских прав с указанием вида, места и даты нарушения. За год позволялось получить две дырки, за третье нарушение права отбирали, а водитель отправлялся на пересдачу экзаменов. Правда, если не перебрал нарушений, то через год дырка «сгорала». Талон при этом не меняли, чтобы гаишник видел, кто перед ним — случайно оступившийся или рецидивист. Меняли только когда не оставалось места для дырок. «Утеря» талона (или прав) — пересдача.

Снаряженные в поход мотоциклы – ČZ-175 и ČZ-350.

Окружная дорога Москвы — две полосы в каждом направлении. Трафик — спокойная «карусель». Что на ней могли показать «Победы», «эмки» и «Москвичи» и «Жигулята» с двигателем до 75 л.с.?..

Супруги Люлины в Ростове Великом.

Дождь застал нас в Смоленской области. Свернули в городок Вязьма, прямо к первому ресторанчику на обед. Там свободно. Распорядитель разрешил нам занять столик прямо в мокрых дорожных «доспехах» и резиновых сапогах... Приятный сюрприз, не ожидали!

Привал на реке Хмость, Смоленская обл.

Заехали в Смоленск. На рынке купили по литровому термосу с оттиском производителя из оборонки (служит по сей день). Встретили группу мототуристов из Питера на «Явах». Но им, видимо, было хорошо вместе, и беседа не состоялась.

Современная трасса М1 тогда еще только строилась, ее открытие планировали к московской Олимпиаде 1980 года (до сих пор белорусы нередко называют ее «Олимпийкой»). Но тогда об этом мы еще не знали, а просто ехали по характерному для того времени двухполосному шоссе, порой проходившему через населенные пункты, где из-за ограничения 60 км/час приходилось снижать скорость и «ставить уши топориком». Появляется местный транспорт, «зебры», пешеходы, иногда гаишники... Обычно их будки стояли на въезде и выезде, и перед ними все старались ехать по стойке «смирно». А светофоры были редкостью, в небольших городишках их даже не ставили.

Один из видов Смоленска.

Ночевку мы устроили прямо у дороги на кустистом берегу реки Хмость, не доезжая Минска. Путь к сухому берегу реки — через болотистую низину. Я как более легкий проехал первым. А тяжелая «трехсотка» Володи села на картер, но вдвоем мы ее вытащили. Костер, польская палатка с предбанником от дождя и солнца, обмен впечатлениями. Сон — подарок без приключений. В то время о ночных нападениях и воровстве никто не думал, такие вещи случались крайне редко.

На больших трассах с топливом проблем не было. Правда, далеко не все АЗС работали круглосуточно. Обычно заливали А72, а 76-й на АЗС был не всегда, особенно на периферии. На цену особо не смотрели — все было недорого (частенько асфальт на заправках был рыхлым от пролитого бензина). А вот сам процесс заправки двухтактников на колонках — дело канительное. Сначала надо было маленьким отдельным пистолетиком впрыснуть в бак масло, просчитав предварительно нужный объем. Пистолет же с бензином следовало держать в руках, чтобы обеспечить в баке хорошее перемешивание. Часто «моторист» возил свою емкость с делениями под масло, особенно в дальних походах. Чтобы заправиться без очереди, мы прибегали к хитрости — по дороге собирали большой букет люпинов и с улыбками дарили их. Срабатывало!

Володя у памятника генералу Ефремову, Вязьма.

На подъезде к Минску остановились у Кургана Славы — громадного комплекса-мемориала, посвященного павшим героям Великой Отечественной войны. На винтовой лестнице, поднимающейся на холм, люди кажутся игрушечными человечками. В городе мы не задержались. Слегка перекусили, купили газет и снова выехали на трассу в сторону Бреста.

Современной придорожной инфраструктуры (мотели, магазины, сервисы) тогда еще не было. В редких кафе цены ресторанные, это не про нас (ресторан в Вязьме стал исключением, просто нас загнал туда дождь). В местах обетованных питались в столовых общепита. Это быстро, много и не дорого: за полтора рубля — двойной обед (предлагался комплексный стандартный). Типичный ассортимент: на первое — щи (по меню: с мясом), лапша, суп «крестьянский», а на второе — котлета, кусок рыбы или шницель с гарниром из макарон, картошки или тушеной капусты. Качество, конечно, средненькое, но сытно (каждый раз хотелось подремать). Там же получали кипяток в термосы и заваривали чай. К нему покупали хлеб и сыр для бутербродов (колбаса хранилась плохо), а также овощи и сладкое — вот вам и ужин, и завтрак на лоне природы в палатке. Цены в продуктовых магазинах не кусались: докторская колбаса — 2,90 руб. за кило, сыр — 3 руб., рыба — меньше 10 руб., водка — 2,87 руб., коньяк — 5 руб. Моя зарплата доцента — 320 руб. (две зарплаты главного инженера небольшого завода) — позволяла не особо задумываться о ценниках. Деньги были, да купить нечего, зато «бывал дефицит» (по Райкину). Мы привыкли, что по ассортименту магазины «держали оборону» — бедно, не людно, тоскливо. (Ивановцы помнят «колбасные поезда» из Москвы, когда колбасный дух чувствовался даже на перроне!) Но на прилавках было главное — хлеб, сахар, заварка, рыбные консервы, а порой и сыр в буфете (в магазинах встречались буфеты!). Овощи брали на рынке или у местных бабушек.

Сегодня трасса Москва — Брест — это прямая дорога на запад, даже название дали соответствующее — М1. Но тогда Брест был по сути тупиком. Дальше — «заграница». А туда, даже в страны СЭВ (Совет Экономической Взаимопомощи (1949-1991), в который входили страны Восточной Европы так называемого соцлагеря.), просто так не выйдешь. Поэтому за Минском движение ослабевает. Зато появляются редкие иностранные легковушки и, конечно, фуры. На остановках их водители, одетые в белые сорочки при галстуках, прямо в кабине готовили яичницу. Это было необычно. По виду к диалогу они были не расположены.

На телеграфных столбах встречались гнезда аистов, громадные по сравнению с птичьими в нашей средней полосе. Впечатляло: ничего себе птички!

Запомнились аллеи, местами образованные над дорогой сросшимися кронами громадных деревьев обеих обочин. В таком «тоннеле» иногда было даже темно, зато прохладно.

Брест невелик. Короткий въезд, и мы уже у центрального входа в Брестскую крепость. Мемориал открыт в 1956 году. Мы прошли через ворота в виде огромной звезды и по аллее дошли до главного мемориала. Центральная площадь окружена израненными кирпичными стенами, грандиозными скульптурами, воскрешающими фрагменты героической обороны, выставкой боевой техники и вечным огнем, окруженным плитами с высеченными именами погибших. Здесь похоронены 1022 героя-защитника, из них на тот момент были известны только 300 человек. Рядом скромно расположился музей, который мы так и не посетили — поджимало время, да и впечатлений уже получили массу. За стенами крепости — висячий мост через пограничную реку Буг. По словам очевидцев, вода в ней была красной от пролитой крови... Среди посетителей много иностранцев из Польши и ГДР, военных и молодежи — польских харцеров и восточно-немецких пионеров в синих галстуках.

Город-герой Брест, БССР.

Из города выезжаем на юг. Мимо промелькнул закрытый зебристый пограничный шлагбаум, где-то за ним «заграница»...

А через 50 км придорожный щит известил, что мы въезжаем в УССР. Чем дальше, тем хуже качество дорог. Два дня по Волыни нас сопровождает дождь. Крейсерская скорость упала, сиденье сырое. Часто по сторонам поднимаются терриконы — искусственные горы, побочный продукт добычи угля. Городки и поселки выглядят очень скромно, бесцветно. Леса исчезли, и мы ночуем на открытых местах — непривычно.

«Граница» УССР.

Незаметно подъехали к Львову. Стоим на холме, любуемся городом, раскинувшимся как на ладони. Заехали в старый город с Рыночной площадью и Доминиканским собором. Узкая старинная улочка с трамвайными путями, проходящими вплотную к каменному зданию, в подвале которого была первая типография книгопечатника Ивана Федорова. А в новых кварталах — так знакомая по другим городам СССР типовая жилая застройка.

Львов, УССР.

Приближаются Карпаты. Их темный силуэт на горизонте спокоен, не резок. После придорожного щита «Сколивский район» дорога сужается и начинает петлять между громадными холмами. Часто попадаются удивительные кафе-ресторанчики без окон, уходящие в землю. У подножия гор — неширокие быстрые реки. Часто встречаются виноградники и плантации табака. Влажность повышается, становится прохладнее. Пейзажи Карпат с их размеченными разноцветными полями, ущельями и долинами необыкновенны и напоминают сказочные картины из детских книг и журналов. С высоты в долинах видны небольшие селения, при которых обязательно выбеленные церкви с золочеными куполами. В какой-то момент моторы обоих мотоциклов теряют мощность и тянут только на второй передаче. Видать, подъем крутоват! Дальше поняли, что вторая передача в горах — предел, даже для сильной 2-цилиндровой «чезеты». Считалось, что двигатель последней при малых отличиях все же лучше, чем у «Явы-350». Я опробовал ее за рулем: ощущение, как пересесть из «Запорожца» в «Жигули» — плавность хода и прием восхитительны. Но для гор ее движка было маловато, одиночек с кубатурой более 350 см3 тогда не выпускалось, а езда на «оппозитах» без колясок была запрещена.

Село в Карпатах.

Покрытие дороги в некоторых местах мокрое из-за стекающих с гор ключей. На одном из таких мест экипаж Володиной машины падает набок. Супруги не пострадали, но Володя крепко переживал, потому что фирменное чешское ветровое стекло пошло трещинами, а с одного края откололось. Битое стекло решили взять домой, надеясь соединить поврежденные части леской, высверлив по контуру отверстия.

В горах с ночевкой возникли проблемы: все более-менее ровные пространства вне населенных пунктов заняты сельскохозяйственными угодьями, которые огорожены проволокой или невысоким забором. Даже работники бензоколонок не могли порекомендовать что-нибудь подходящее. Кемпингов же тогда просто не существовало. В итоге не нашли лучшего варианта, чем поставить палатку прямо у бензоколонки. В Карпатах они закрывались в 17 часов. Как нам объяснили, чтобы сократить опасное в темноте движение на влажных горных дорогах.

Успешно перевалив горы, катим вниз, в Мукачево — самую дальнюю и целевую точку путешествия. В наше время интернета и мобильных телефонов эта история может показаться удивительной, но... Мой приятель по спорту Владимир Талащенко когда-то служил на Дальнем Востоке и дружил с парнем из Мукачева. А перед нашей поездкой он любезно вручил мне записку с адресом армейского друга, нисколько не сомневаясь, что он нас примет. И встреча превзошла все ожидания!

Мукачево, Закарпатская обл., УССР.

По дороге купили бутылку крепкой с изображением казака с секирой (из ассортимента чего-либо интереснее не нашлось). Это сейчас такое кажется наивным и легкомысленным, а в то время представлялось порядочным актом... Нашли дом, представились хозяевам, показали письмо-записку от Владимира и... во дворе скромного одноэтажного многоквартирного дома появилось два больших стола и группа соседей с преобладанием мужчин. Началось приличное застолье. Венгерское сухое вино лилось рекой, и наше «с топориком» так и осталось без внимания. Скованность быстро исчезла. Сегодня не без труда вспоминается тема с характерным словом «москаль». Нас называли так по-доброму, с улыбкой. А вот некоторых местных руководителей, поставленных из Москвы, совсем без улыбки — они явно не нравились закарпатцам. Поздно вечером нас, возбужденных приемом и угощением, но уставших, уложили спать. Но пред сном был включен телевизор, где шел фильм об атомной бомбардировке американцами Хиросимы и Нагасаки, кажется на английском. Он неожиданно потряс наше, казалось бы, «отработавшее» воображение. Очень тяжело и неожиданно!

Окрестности Мукачево.

На следующий день знакомство с городом. Больше всего удивили действующие заведения разных религиозных конфессий — костел, церковь, синагога (мечети не видели), которые к тому же находились недалеко друг от друга. Хозяева предложили две экскурсии на выбор: посмотреть средневековый замок или... женский монастырь. Как, в советской стране есть действующий женский монастырь?! Конечно, туда! Из участников вчерашнего торжества состоялась компания в семь человек, и мы вместе пешочком направились на окраину города. За каменной оградой среди опрятного утопающего в зелени фруктового сада расположился монастырь со старым кладбищем. В нескольких одноэтажных кирпичных зданиях с церковью в центре проживают монахини. Окна келий ограждены от нескромного взгляда белыми занавесками, так что о житье их обитательниц мы, к сожалению, ничего не узнали. Слушать церковную службу мы не пошли, а вот пройтись по кладбищу и почитать надгробные надписи было интересно. Веяло какой-то средневековой жутью от этих строк: «Здесь покоится божья раба Евпраксия...», «пришедшая в монастырь...», «постриженная.....», «обращенная в сан...», «усопшая ...» и т.д.

Женский монастырь в Мукачево.

Сделав несколько снимков, мы покинули монастырь через фруктовый сад, переданный совхозу и в то время неухоженный, а раньше бывший доходным занятием обитателей монастыря. Поднялись по склону горы и устроились в мансарде с отличным видом на Мукачево. В кафе поблизости вскладчину заказали шашлык и пиво с выносом на мансарду. Забавно, но продавец пива был одет в форменный костюм и фуражку с кокардой, а кружки заполнял из специального пистолета. Он рассказал, что для Мукачева отцепляли один вагон с пивом от состава, идущего из ЧССР в Москву. Действительно, пиво оказалось не только превосходным на вкус, но и утоляющим жажду и голод. Хотя какие из нас тогда были гурманы? С пивом в стране тоже было туго... Из вечерней прогулки по городу, когда молодежь покидала театральные представления, запомнилось преобладание венгерской речи.

Вид через границу: Румыния.

Дальше путь лежал по горам вдоль реки Тиссы и границы с Румынией. За рекой сельский равнинный пейзаж: травы, стога, подсобные постройки. В горах влажно и душно, хочется чаще дышать. Изредка делаем остановки. На узких влажных дорожках движение после 17 часов практически прекращается, но мы продолжаем двигаться на восток.

Как только спустились с Карпат к Черновцам, климат резко изменился, стало сухо и жарко. Город объехали стороной, спеша в Молдавию. Вот и широкий въезд в Кишинев. Проспект Ленина, направляемся в центр... и вдруг — знакомый взмах жезла: здоровенный милиционер останавливает нас и начинает отчитывать за какое-то нарушение правил. Оказывается, внутри зелени деревьев спрятаны знаки «проезд на мототранспорте запрещен»! В жесткой форме, но без наказания, «хозяин дороги» приказал нам исчезнуть с проспекта. Что мы и сделали.

Черновцы, УССР.

Время отпуска заканчивалось, и мы встали напрямую в сторону дома, через Киев и Москву. К тому времени мы уже приморились от путешествия, да и после Карпат нас было сложно чем-то удивить или взволновать, и рутина возвращения затерялась в архивах памяти. Разве что подпортил настроение момент, когда после ночевки на озере в 12 км за Киевом мы проснулись обворованными: самое неприятное, что у Володи похитили паспорт, а у Анны пропали купленные в Кишиневе игрушки для детей. В ближайшем поселке нашли участкового, который к вечеру паспорт нам передал...

Уже дома, стоя перед гаражом, я задумался над тем, каким образом маленький поршень диаметром 50 мм при температуре в сотни градусов в бензомасляной ударно-взрывной среде при давлении в десятки атмосфер смог безотказно протащить на такое расстояние более 200 кг груза! И лишь один раз мне пришлось зачистить алмазным напильником контакты прерывателя и «приласкать» цепь литолом через окошечко кожуха...



Хотите, чтобы о вашем путешествии узнали? 

Пишите по адресу moto@zr.ru

 

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .

Мне нравится0
Александр
C удовольствием и интересом прочитал заметку! Спасибо Станиславу!
Имя Цитировать Мне нравится0
Мне нравится0
Иван
Великое для того времени путешествие! Вот это Вы махнули, Станислав Константинович!
Имя Цитировать Мне нравится0
Мне нравится0
Степан
Отличный текст, очень грамотный и информативный. Сразу виден уровень автора. А фото вообще высший класс! Даже сейчас при обилии цифровой фототехники такие фотографии редкость.
P. S. А доценты в нынешнее время столько не получают, да и натуральные продукты сейчас дороги. Эх...
Имя Цитировать Мне нравится0
Мне нравится0
Алексей Пономарев
Станислав Константинович! Очень здорово! Даже не знал что вы с Люлиным ездили в Карпаты!
Имя Цитировать Мне нравится0
Мне нравится0
Владимир
Привет Стас? Я тот самый Люлин, с которым ты ездил в Карпаты. От Ани тебе тоже большой привет. К сожалению у меня сдохла симка и я потерял всю базу данных, поэтому позвони мне.Ссылку на статью мне прислал Лёша Пономарёв.Я так разволновался, что даже руки по клавишам не попадают. Самое интересное, что сейчас нашу поездку считают чем то вроде подвига, а тогда для нас это было самым обычным делом. В общем звони, я сейчас в отпуске, нужно встретиться.
Имя Цитировать Мне нравится0
 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
 
Социальные комментарии Cackle
↑ Наверх