Стальной пакт

22 сентября 2015

Сегодня «одностволка» BMW и Aprilia Pegaso не имеют ничего общего, а два десятка лет назад отличия мотоциклов, выпускавшихся на итальяно-немецкой платформе, можно было пересчитать по пальцам. Стоит ли связываться с подобной экзотикой, стоимость которой сейчас опустилась ниже китайских «чекушек»?


Стальной пакт

Выпуск:
Журнал «МОТО» - сентябрь 2015

Автор:
Дмитрий ФЕДОТОВ, фото Константина ЯКУБОВА

Теги:
BMW / F650 / Досье покупателя / Выбор /

Просмотры:
8047

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

История

Впервые немцы начали сотрудничать с итальянцами еще в далеком 1939 году, но тогда с «дружбой» не срослось, да так, что вернуться к ней решили спустя аж полвека. Тогда, в начале девяностых, немцы остро нуждались в новом, относительно небольшом мотоцикле двойного назначения. Помочь вызвались итальянцы, имевшие на тот момент опыт в постройке таких машин. Совместные усилия не прошли даром, и в 1993 году свет увидело первое поколение немецких «одностволок» двойного назначения по имени F650, а годом позднее, в 1994 на рынок вышла и итальянская новинка — Pegaso.

Дизайн их сильно разнился, поэтому снаружи родство угадывалось лишь по одинаковым маятникам и колесам, отличались даже рамы и крышки двигателя, а «Априлия» получила еще и прогрессивную на тот момент вилку перевернутого типа. Вдобавок баварцы не стали выбирать между Gelande и Strasse, построив чуть более оффроудный Funduro — и дорожный Strada, отличавшийся асфальтовой резиной и пощипанным оперением.


В движение соплатформенные мотоциклы приводил одноцилиндровый Rotax, отличавшийся от конкурентов наличием двух карбюраторов и двух свечей зажигания, что позволило снять 42 л.с. для немцев, выбравших ровный и стабильный крутящий момент, и 48 л.с. для итальянцев, сделавших ставку на непродолжительный пиковый диапазон.

В таком виде мотоцикл просуществовал на конвейере вплоть до 2001 года, когда ему на смену пришел новый аппарат с индексом GS, о котором мы писали три года назад («Мото» № 12-2012). В том же году Aprilia свернула производство Pegaso, заменив его на конвейере абсолютно новой машиной, сильнее ориентированной на асфальт.

tfgertgv.jpg


Зачем

Несмотря на то, что возраст самого молодого экземпляра едва ли окажется меньше 15 лет, эти мотоциклы довольно надежны, а слово «дрова» звучит менее уместно, чем «олдскул». Дизайн, особенно баварца, не кажется устаревшим и сейчас, а честная и «ламповая» матчасть придется по нраву противникам электроники.

Вдобавок стоимость этих машин давно достигла, если не оказалась ниже стоимости продвинутых китайских «чекушек», а коли удастся выбрать «живой» мотоцикл, проблем с его эксплуатацией будет меньше, или, как максимум, столько же. Двойное назначение? Вполне! Funduro не будет мальчиком для битья на трассе, да и в пампасах низы «одностволки» не дадут пропасть, так что мотоцикл отлично справится и с поездками на дачу, и с серьезными дальнобоями по нашей глубинке.

Выбор

BMW F650 имеет солидный ресурс и запас прочности, но из-за преклонного возраста и серьезных пробегов в продаже частенько встречаются дрова, поэтому выбирать его нужно с особой тщательностью. Первая и главная проблема мотоцикла (как и его итальянского аналога) — коробка передач, точнее, муфта шестерни второй передачи. Из-за недостаточного зацепа при больших нагрузках передача вылетает. Диагностируется проблема без разбора КП, достаточно просто проехать и выкрутить рукоятку газа на второй передаче. Лечится заменой копирного вала и увеличением углов наклона зубьев муфты напильником. В любом случае ремонт влетит в копеечку, поэтому это стоит рассматривать как повод для серьезного торга.

Для проверки уровня и состояния масла выкручиваем пробку в передней части рамы, одновременно служащей маслобаком двигателя с сухим картером.

Вторая проблема менее распространена: со временем умирает помпа. Визуально никаких подтеков на ней не будет, но громкий шелест и щелчки вкупе с медленно нагревающимся радиатором должны насторожить. В любом случае новой помпы хватит еще надолго, поэтому даже если она исправна, стоит поменять ее в превентивном порядке. Затем нужно осмотреть выпускную систему, проверить сохранность шпилек на ГБЦ, герметичность прокладок и хомутов: «секущий» глушитель в лучшем случае будет просто портить воздух в пробках, отравляя пилота, в худшем — плавить пластиковые обшивки.

Шелест и щелчки, издаваемые помпой «на холодную», – признак скорой ее кончины, но новая деталь стоит относительно недорого.

Частенько в старых карбюраторах (а их, напомним, у «одностволки» два) изнашиваются запорные иглы и седла, из-за чего они начинают переливать, мотор плохо запускается и не держит холостые. Проблема решается заменой запорных игл, а иногда простым притиранием седел, вот только для доступа к ним придется разобрать половину кормы, коробку воздушного фильтра, а для удобства еще и снять заднее колесо. К слову, оригинальный воздушный фильтр — обслуживаемый, довольно редкое решение для мотоциклов двойного назначения.

Доступ к карбюраторам легким не назвать, зато штатный воздушный фильтр – обслуживаемый.

Выпрямитель-регулятор — еще одна болячка, вылезающая со временем. Расположен он под сиденьем в доступном месте, поэтому в случае, если на заведенном АКБ напряжение ниже 13 В, нужно проверить, не окислились ли контакты в фишке, а если чистка не помогла, стоит заложить в бюджет еще и замену РР. Но волноваться из-за этого не стоит: неоригинальное реле, например от скутера, станет хорошей и бюджетной альтернативой недешевому оригиналу.

Обрыв шпилек крепления приемных труб к ГБЦ и негерметичность их фланцев – распространенная проблема.

Вдобавок стоит внимательно осмотреть все подшипники ступиц колес, ведомой звезды и особенно оси маятника и рычагов прогрессии, которые, как правило, выходят из строя первыми. Наличие люфтов — повод для небольшого торга. Заодно стоит посмотреть и на состояние слайдеров приводной цепи: частенько они разбиты, а нижний так и вовсе теряется из-за выкручивающегося винта.

Подшипник ведущей звезды, равно как и подшипники колес, на мотоциклах двойного назначения выходят из строя часто, так что на их состояние стоит обратить особое внимание – покачать колесо.

Есть у мотоцикла и «старческие» болезни. Сальник вала выжима сцепления от времени и солнца рассыхается, и масло начинает сопливиться, но деталь легко меняется. По тем же причинам появляются трещинки на пластиковых облицовках, но они не очень заметны и на них часто закрывают глаза

.
Сальник вала выжима сцепления начинает рассыхаться с лицевой стороны, обращенной к солнцу, и там же начинает сопливить.



Рассохшийся от времени пластик – частый спутник аппаратов тех лет, так что на наличие мелких трещин можно закрыть глаза.



Подшипники рычагов прогрессии задней подвески изнашиваются едва ли не чаще подшипников маятника, так что при выборе их состоянию стоит уделить побольше внимания. Наличие люфтов – отличный повод для торга.



Боковой пластик при падениях изгибается и деформирует соты радиатора, а в редких случаях может даже нарушить герметичность системы охлаждения, поэтому радиатор стоит изучать с особым пристрастием.



Переднее крыло отлично справляется со своей работой, но из‑за скромного расстояния до колеса на бездорожье набившаяся грязь может здорово осложнить передвижение, вплоть до блокировки передка.



Тюнинг

Лучшим тюнингом для дальнобоев станет высокое ветровое стекло и боковые кофры, как оригинальные, так и афтермаркетовые. Мотоцикл имеет крепкий стальной подрамник, жестко приваренный к раме, так что без особого риска можно установить и центральный кофр. Опытные владельцы советуют менять передаточное отношение приводных звезд: ведущую на 16 и ведомую на 54 зуба или 17 на 52 — так на трассе мотоцикл разгоняется до 160 км/ч к пяти тысячам оборотов, на которых вибрации от двигателя почти не ощущаются пилотом.


Где искать

И F650, и Pegaso довольно популярны в нашей стране: высокая надежность и большой ресурс позволяют смело начинать поиски с мониторинга рунета. Здесь удастся найти десяток-другой объявлений о продаже как «немок», так и «итальянок», из которых наверняка удастся выбрать подходящий вариант. А если нет — на помощь придут салоны, торгующие секонд-хендом, благо коммерсанты эти машины балуют вниманием и привозят с завидной регулярностью.

BMW F650 в свое время очень любили итальянские полицейские: гоняли их в хвост и в гриву. Поэтому аппараты в зеленом цвете лучше если не обходить стороной, то изучать с особым пристрастием.


Цены

Цена на F650 начала девяностых не кусается: за мотоцикл в приличном состоянии попросят от 130 тысяч рублей, стоимость машин посвежее может доходить до ста семидесяти тысяч. Вполне реально найти аппарат, обильно увешанный оригинальными или афтермаркетовыми кофрами и прочим недешевым тюнингом, который, в силу возраста, уже не сильно влияет на стоимость модели на вторичном рынке.




Благодарим Ивана Антонова, Станислава Титова и технический центр AES-Moto (Москва) за помощь в подготовке материала.




Материалы по теме:

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .


↑ Наверх