Держать удар: выбираем рули для эндуро и мотокросса

16 ноября 2012

Мотоциклу для эндуро или мотокросса приходится переносить немало жестких падений. И основная нагрузка при этом зачастую приходится на руль.


Держать удар: выбираем рули для эндуро и мотокросса

Выпуск:
Журнал «МОТО» – ноябрь 2012

Автор:
Михаил Кофман, фото автора и производителей

Теги:
Мотокросс / Эндуро / Руль / Защита рук /

Просмотры:
59490

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

Вопрос о выборе руля встает по разным причинам. Иногда руль просто неудобен (например, слишком низок для езды в стойке), иногда — погнут (результат неудачных приземлений), и уж совсем редко — сломан. Ломают, как правило, те рули, что уже не раз пострадали при падении и были выпрямлены. Не стоит играть с судьбой и пытаться вернуть форму погнутой детали – "выпрямленный" руль может привести к серьезной травме. Подобрать прочный, подходящий под ваш стиль езды и к вашему мотоциклу руль не так сложно. Во-первых, необходимо ориентироваться в ассортименте, а во-вторых, представлять, где и как вы будете ездить.

КЛАССИФИКАЦИЯ


Основные материалы для руля — сталь и алюминий. При равной прочности алюминиевый руль легче стального. На "породистые" кроссачи, а также некоторые модели хард-эндуро производители предпочитают ставить алюминиевый руль (в мотокроссе нагрузки значительно выше, чем в эндуро, и борьба идет за каждый грамм). Стальными рулями комплектуют в основном "гражданские" эндуро. Если же штатный руль не устраивает, начинаем изучать каталоги.

Внедорожные рули бывают двух типов: с диаметром трубы в центральной части 22,2 мм (7/8 дюйма) и 28,6 мм (1 1/8 дюйма). Однако есть еще один — 35 мм (1 3/8 дюйма), который использует бренд Easton. Поэтому не удивляйтесь, когда на прилавке увидите надпись «руль стандарта 7/8» — речь идет именно о месте его крепления. Но при том, что диаметр центральной части может разниться, ручки руля (и расстояние от торца до изгиба) унифицированы с диаметром креплений управляющих рычагов сцепления, тормоза и прочего, отвечающего за движение и остановку байка. 22,2 мм – общий для всех рулей диаметр ручек, поэтому первое, что стоит запомнить: к любому тюнинговому рулю для офф-роуда подойдут все элементы управления от вашего байка.

Самый простой (и наименее прочный) внедорожный руль имеет постоянный по всей длине диаметр трубы 22,2 мм. Для его усиления служит перекладина (перемычка). В стальных рулях она приваривается, а в алюминиевых — жестко крепится через специальные кронштейны. Более прочны рули переменного диаметра (сечения). Здесь в центральной части диаметр трубы достигает 28,6 мм, а ручки «сужены» до стандартных 22,2. Этот руль лучше справляется с нагрузками в продольной плоскости, а также лучше 22,2-миллиметрового гасит вибрации. Руль с переменным диаметром и перемычкой — выбор профессионалов. Он выдерживает множество жестких падений, не изменяя заводскому изгибу. Renthal Twinwall считается самым высокотехнологичным рулем стандарта 28,6 мм с перемычкой. Модели рулей Easton стандарта "1 3/8" выпускаются без перекладины и, как считается, немного уступают Twinwall по прочности. Среди популярных и зарекомендовавших себя с лучшей стороны производителей можно также отметить ProTaper – второго после Renthal производителя внедорожных рулей.

Вот так выглядит заготовка для руля.
Вот так выглядит заготовка для руля.

ГЕОМЕТРИЯ


Выпускается множество геометрических вариантов рулей. Изделию присваивается оригинальный код, который указан на центральной части руля. По нему на сайте производителя можно найти его геометрию. Если на вашем руле кода нет, то необходимо произвести замеры самому.

Вообще, руль имеет шесть параметров, определяющих его форму и размеры, – это ширина, высота, подъем, загиб, длина ручек и ширина области крепления (расстояние между зажимами). Часть этих параметров можно замерить рулеткой (длина ручек, ширина руля и расстояние между зажимами), не снимая руля с байка, но высоту, подъем и загиб ручек без снятия руля не определишь.

Для измерений потребуется ровная горизонтальная поверхность, лист миллиметровки, руль, линейка и маркер. Проще всего измерить высоту и подъем. Для этого укладываем руль в позицию с тремя точками опоры и переносим на бумагу проекции осей всех прямых участков трубы. Затем делаем необходимые замеры на бумаге и переходим к загибу. Его замер удобно производить, перевернув руль так, что центральная часть прижимается к плоскости, а ручки оттопыриваются вверх. Остается замерить расстояние от оси в торце трубы до горизонтальной плоскости и вычесть из результата половину диаметра трубы.

Каждый руль имеет шесть параметров, описывающих его геометрию.
Каждый руль имеет шесть параметров, описывающих его геометрию.

Наносим на миллиметровку проекции осей прямых участков трубы.
Наносим на миллиметровку проекции осей прямых участков трубы.

Соединяем оси одной половины и замеряем подъем и высоту руля.
Соединяем оси одной половины и замеряем подъем и высоту руля.

Замеряем загиб руля.
Замеряем загиб руля.

Продукция именитых брендов содержит опознавательный код, по которому можно определить геометрию руля.
Продукция именитых брендов содержит опознавательный код, по которому можно определить геометрию руля.

УСТАНОВКА


Для успешной инсталляции на байк необходимо решить вопрос с креплением. Держатели руля могут быть съемными или составлять цельную с траверсой конструкцию. В первом случае переход со стандартного диаметра 22,2 мм на более жесткий 28,6 мм (35 мм) потребует замены зажимов (около $200 за комплект "зажимы + руль"), при этом геометрия изменится только за счет характеристик руля. Во втором случае потребуется установка специальных переходников, которые встанут в штатные 22,2-миллиметровые посадочные места, но увеличат суммарную высоту на величину проставки. Поэтому здесь придется задуматься о такой комбинации руля с переходником, которая даст необходимую высоту, либо заменить верхнюю траверсу с несъемными креплениями на разборную (около $250). У тюнинговых зажимов есть возможность сдвинуть ось центральной трубы руля вдоль продольной оси мотоцикла — за счет ступенчатого сдвига зажимов вдоль траверсы либо с помощью несимметричности самого зажима. В первом случае траверса имеет насечку в виде зубчатой рейки, к которой в разных положениях (ближе или дальше от пилота) можно жестко закрепить зажим. А во втором зажим единожды ставится в одном положении – ближе или дальше от водителя.

Для установки защиты рук на штатный или тюнинговый руль потребуется определить места крепления кронштейнов. Поэтому рассчитывайте оптимальную длину ручек (до изгиба) на руле с учетом креплений. Лучше всего покупать руль вместе с защитой рук либо захватить ее с собой и примерить на месте. Для каждого руля, будь то 7/8 или 1 1/8 дюйма, предусмотрено двойное крепление защиты: кронштейнами в районе крутого подъема и цанговыми зажимами в торцах руля. Для кронштейнов производитель обычно предлагает три варианта крепления: с захватом под 22,2 мм, под 28,6 мм и под конус с переходом от 22,2 к 28,6 мм. Цанговый зажим бывает с двумя диаметрами втулки — для стального руля и для алюминиевого (меньше). Защита продается отдельно от кронштейнов, но в комплекте с двумя вариантами цангового зажима. Примерив на руле, выбираем и докупаем недостающие кронштейны с учетом диаметра той части, к которой будет крепиться кронштейн защиты.

Набор для перехода со стандарта 22,2 мм на 28,6 мм с увеличивающими высоту руля зажимами.
Набор для перехода со стандарта 22,2 мм на 28,6 мм с увеличивающими высоту руля зажимами.

Расположение зажимов можно регулировать, передвигая их в поперечной плоскости траверсы.
Расположение зажимов можно регулировать, передвигая их в поперечной плоскости траверсы.

Съемные зажимы и переходники для установки руля большего диаметра на мотоцикл.
Съемные зажимы и переходники для установки руля большего диаметра на мотоцикл.

Тюнинговая траверса со съемными зажимами.
Тюнинговая траверса со съемными зажимами.

Цанговый зажим защиты рук бывает двух размеров — под алюминиевый и под стальной рули.
Цанговый зажим защиты рук бывает двух размеров — под алюминиевый и под стальной рули.

Кронштейн крепления можно докупить после приобретения защиты рук.
Кронштейн крепления можно докупить после приобретения защиты рук.

Защита рук в сборе с креплениями.
Защита рук в сборе с креплениями.

РЕКОМЕНДАЦИИ


Выбирая руль, задумайтесь, где вы чаще всего передвигаетесь — по дорогам или вне их. По асфальту на мотоцикле удобно ехать сидя, а на грунте пилот привстает на подножках и переносит вес тела взад-вперед. Для преимущественно стоячей езды лучше подходит высокий руль, для сидячей – низкий. Чтобы определить удобное положение рук на руле, надо поставить байк на подставку, сесть на него и ослабить зажимы. Вращать руль от себя из крайнего нижнего положения до того момента, пока не станет комфортно, и зафиксировать его зажимом. Если в этом положении руль сильно отклонен от вас и ручки торчат вверх, то вам удобнее будет ездить с более высоким рулем. Наоборот, если руль наклонен к вам – более низкий руль. У кроссменов позиция атакующая – они в основном сидят ближе к баку и разгружают заднее колесо. Поэтому для них предпочтителен руль с меньшим загибом ручек. Для эндуристов этот параметр зависит от стиля езды: оттягиваясь назад или сидя посередине – руль с большим загибом, атакуя по-кроссовому — с меньшим.

Выбор руля, который будет максимально удобен, зависит от высоты, подъема, изгиба и в меньшей степени от ширины руля, так как в эндуро предпочтительны более узкие рули для маневрирования в лесу, а для мотокросса – широкие, для лучшего контроля. В то же время ничто не мешает немного обрезать сильно широкий руль, если остальные геометрические характеристики идеально подходят.

Два оставшихся параметра (длина ручек и ширина области крепления) отвечают за возможность установки руля на конкретный мотоцикл и удобство расположения органов управления. Перед установкой нового, более высокого руля следует проверить натяжение приводов органов управления – тросиков газа, проводов и шлангов переднего тормоза. Чаще всего при замене штатного руля проблемы могут возникнуть у эндуро: на руле с укороченной длиной ручек трудно уместить все органы управления, включающие громоздкие пульты управления светотехникой. В этом плане немного проще кроссменам — на руле кроссового мотоцикла из управления присутствует только рычаг сцепления с выключателем зажигания слева и рычаг переднего тормоза с ручкой газа — справа. Не редки случаи (на высоком руле), когда длины, например, шлангов не хватает и приходится вдобавок к рулю их заменять — или разворачивать ручки "низом вверх".

Органы управления современным кроссовым мотоциклом.
Органы управления современным кроссовым мотоциклом.

Так загружен руль мотоцикла эндуро.
Так загружен руль мотоцикла эндуро.

Благодарим компанию XSR-moto.ru за помощь в подготовке материала.

Материалы по теме:

06.01.2024

1. Ducati Motocross

22.02.2023

2. Николай Иванков приглашает кроссменов на сборы

04.02.2023

3. «Суперкросс Москвы 2023»: все в Крылатское!

14.01.2023

4. Фильм «Мотокросс через всю жизнь»: спешите видеть (+видео)

09.12.2022

5. В субботу состоится этап чемпионата Москвы по суперкроссу

27.09.2022

6. Triumph Motorcycles приходит в мотокросс

02.08.2022

7. Мастер-класс по мотокроссу от Евгения Бобрышева!

14.03.2022

8. GasGas представила кроссовые мотоциклы 2023 года

05.03.2022

9. FIM объявила об отмене ещё двух этапов международных мотосоревнований

28.02.2022

10. Российский этап MXGP в "Орлёнке" отменён

13.12.2021

11. Не пропустите: ночной мотокросс на трассе РРГ

04.10.2021

12. "Отстреливающийся" руль мотоцикла — новое слово в вопросах безопасности?

06.05.2021

13. Touratech Defensa: защита рычагов нового уровня

15.04.2020

14. Российский этап MXGP of Russia 2020 переносится на 4-5 июля

19.06.2019

15. Российский этап Чемпионата мира по мотокроссу: как это было (+видео)

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .


↑ Наверх