Торпедоносцы

24 июня 2015

Запрещенные в кольцевых гонках более полувека назад, они вернулись стараниями кастомайзеров. В качестве редкого, но от того еще более эффектного приема, способного порвать любые шаблоны.


Торпедоносцы

Выпуск:
Журнал «МОТО» – июнь 2015

Автор:
.Stinger, фото из архива автора

Теги:
Сигара / Обтекатель / Кастом / Гонки /

Просмотры:
5853

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

Хуже бюрократов полицейских — только бюрократы спортивные. Если бы не стремление чиновников FIM тащить и не пущать, спортбайки наших дней были бы 8-цилиндровыми, с турбонаддувом, 14-ступенчатыми трансмиссиями... И с обтекателями, полностью закрывающими переднюю часть мотоцикла, включая колесо.

Airtech предлагает (по 595 $ за шт.) 5 видов таких обтекателей, включая реплики «скорлуп» Gilera 125, MV Agusta и NSU Sportmax. Естественно, в виде неотесанных заготовок.

Шучу. На самом деле запрет использования таких обтекателей в кольцевых мотогонках с 1958 года не прекратил их существование на «гражданской» технике. Особенно среди граждан полицаев. На «цэментовозах» такие обтекатели периодически ставились и в 60-е, и в 70-е годы — да и в свободной продаже были не редкостью (особо преуспели в этом британские Avon и DMD) — и были вытеснены лишь благодаря повсеместному распространению полуобтекателей.

Почему последние победили — несмотря на меньшую эффективность? Ну, во-первых, вес и стоимость: стеклопластик в те времена не умели делать тонким, а дешевые термопласты еще не вошли в обиход. Во-вторых, абсолютное большинство мотоциклов тех лет имело воздушное охлаждение — а «дастбины» (dustbin fairing — «мусорные ящики», так прозвали эти конструкции еще в 50-е; впрочем, часто встречался и встречается и термин torpedo fairing) отсекают не только вредный, но и полезный воздушный поток. В-третьих и в-главных — каноны мотомоды предполагали, что мотоцикл должен выглядеть максимально «воздушно», по крайней мере, мотоциклы, претендующие на спортивность. Нарождавшиеся же в 70-е «гран-туризмо» были еще недостаточно «гран», чтобы быть с такими обтекателями нечувствительными к боковому ветру. 


Но идея (как и запрещенный в мотогонках за 10 лет до «торпед» наддув) не канула в Лету. Хотя долгие годы и оставалась уделом рекордных мотоциклов (в том числе для «длинных» дистанций — я об умопомрачительном Elf R 1986 года). Ну и аппаратов для ретрогонок, само собой. Но несколько лет назад эта идея начала осенять любителей кафе-рейсеров. А что? Простой способ выделиться среди себе подобных, приехав на «кафешнике» (а то и почти стоковом BSA 60-х) пусть менее навороченном, нежели у других, зато с во-от таким фотонным отражателем во всю морду.


Способ действительно простой. В подавляющем большинстве случаев граждане хипстеры и им сочувствующие не морочатся с пластилином и матрицами, а берут за основу готовую «кузовщину». Иногда аутентичную (скажем, Avon Streamliner), но чаще — «новодел». Например, «скорлупу» американской Airtech, производящей кучу стеклопластиковых «обвесов» в самой разной стилистике. У нее аж пять вариантов «торпед»: три реплики гоночных обтекателей 50-х и два варианта для полноразмерных мотоциклов, налезающие даже на СВ750.


«Скорлупа» Airtech DBL1 была использована и в нашумевшем на осеннем ЧМ по кастомайзингу ретродрегстере французского Lucky Cat Garage. Вот только модификации были нешуточными. Где надо нарастили, где не надо срезали — а главное, как следует заузили, чтобы выставить наружу для надлежащего охлаждения (и лучшего вида, чего уж там) головки цилиндров «оппозита». Собственно, именно проблемы с охлаждением двигателя — ахиллесова пята «дастбинов» — чаще всего и вынуждают кастомайзеров морочиться с доработками обтекателя. Нередко с использованием воздухозаборников от обтекателей других мотоциклов (включая современные), а при постройке аппарата в стиле 70-х — и воздухозаборников NACA-type из «формульных» каталогов.

Пожалуй, самый эффектный обтекатель такого типа ставился в 62-65-м на... полицейскую Jawa 350. В комплекте с не менее стильными боковыми кофрами.

А то и из кусков самолетной обшивки с авиационных кладбищ. Тем более что редко, но встречается использование «торпеды» в качестве дизельпанкового приема. И тут никакой фибергласс не пройдет — только алюминий, только хардкор. Но и в этом случае необязательно морочиться, выстукивая обтекатель с нуля: трудолюбивые итальянские дедушки до сих пор предлагают новодельные алюминиевые обтекатели для гоночных мотоциклов 50-х. В том числе «торпеды», особо широко применявшиеся как раз итальянскими командами. И среди прочего, гоночные «торпеды» (в отличие от гражданских британского происхождения) часто примечательны тем, что закрывают, помимо двигателя и колеса, еще и клипоны, а это дополнительные возможности для творчества, особенно в жанре ретрофутуро.


Простор для творчества действительно немалый. И не только по части актуального, но и небюджетного дизель-панка. «Кафешники» с дастбинами бывают увешанными и другими заимствованиями из мира рекордных мотоциклов, например, мягкой обивкой верхней части бака для комфорта в лежачем положении седока. Или в сочетании с не только коротким «хвостом», но и тщательно очищенной от кронштейнов и электрики средней части рамы — благо тут есть куда спрятать мозолящие глаз потроха. А некоторые пошли совсем иным путем. Cовместив «торпеду» (как правило, реплику DMD Streamliner за 325 фунтов плюс 45 за стекло) со стеклопластиковыми кофрами в стиле 60-х, более мелкими аксессуарами из тех лет — и небольшим дропом, они получили новый подвид resto-mod-направления, не без ехидства прозванный кафе-бэггерами.


А недавно FIM отменила запрет на такие обтекатели для «кольца». Правда, только для электрических мотоциклов. Случайно или нет, но почти одновременно начали появляться — сначала в виде рисунков, а в последние месяцы и на стапелях мастерских — проекты нового поколения. Уже в стилистике 80-х (точнее, переосмыслении тех мотивов на новый лад), а то и откровенно футуристичных. Еще бы: такой обтекатель, помимо прочего, дает возможность замаскировать не только унылость новодельного движка, но и убогость передней части рамы. А то и получить мотоцикл «на стиле» из, мягко говоря, не самого подходящего донора. Так что логичным будет предположить новый виток эволюции этого весьма экзотического решения. Хотя, безусловно, подобные машины обречены остаться в меньшинстве — но тем и привлекательна идея, гарантирующая необычность дизайна твоему аппарату, а значит, и интерес к нему у любого бара.





Материалы по теме:

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .


↑ Наверх