«М» — значит «Москва»

30 мая 2014

Хотя Московский мотозавод проработал всего десять лет, в историю моторизации страны он вошел двумя памятными вехами: стал первым домом для М-72 и дал нам первый легкий мотоцикл массового производства – М-1А.


«М» — значит «Москва»

Выпуск:
Журнал «МОТО» – май 2014

Автор:
Александр ВОРОНЦОВ, фото Евгения ПЕВЗНЕРА, из архива редакции и Алексея ПОПОВА

Теги:
Москва / Завод / Ретроскоп / Техника /

Просмотры:
16870

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

Историю Московского мотозавода можно проследить до акционерного общества «Дукс», крупнейшего в дореволюционной России производителя мотоциклов (см. «Мото»№11-2013). После революции он был переименован в Государственный авиационный завод №1, а в 1929 году его решили избавить от непрофильных производств. Оборудование, на котором еще до революции делали велосипеды, было передано вновь образованному Московскому велозаводу. 

Мотоцикл М-72 представлял собой весьма точную копию BMW R71, его документацию наши специалисты получили незадолго до войны. Всего за несколько месяцев был проделан большой труд по составлению рабочих чертежей, сверке их с деталями закупленных мотоциклов (как показывал опыт, размеры на бумаге и в металле далеко не всегда совпадали), приведению их в соответствие с нашими ГОСТами, подбору материалов, подготовке производства. В конструкции М-72 присутствовало немало технических особенностей, которые были внове не только для нашей, но и для мировой мотопромышленности: сварная рама из цельнотянутых труб переменного сечения, передняя телескопическая вилка с гидроамортизацией, задняя свечная подвеска. Двухцилиндровый оппозитный 750-кубовый двигатель развивал мощность 22 л.с., даже в послевоенной литературе про него писали: «Несмотря на нижнеклапанный механизм газораспределения, он может быть отнесен к разряду форсированных двигателей дорожного типа, так как степень сжатия, число оборотов и мощность его являются достаточно высокими». Практически все М-72, выпущенные во время Великой Отечественной войны, оборудовались боковыми колясками; на фото – мотоцикл, в коляске которого установлено противотанковое ружье.

Решительный поворот в судьбе завода произошел в 1940 году, когда стартовала программа по разработке и производству нового армейского мотоцикла – М-72. Головным предприятием по выпуску этой машины был назначен Московский велозавод, переименованный по этому случаю в мотозавод. На страницах нашего журнала мы не раз писали об истории М-72, так что не буду повторяться. Отмечу лишь, что в первый раз в истории советского мотопрома мотоцикл собирались выпускать по принципу широкой кооперации предприятий: мотозаводы в Москве, Ленинграде и Харькове отвечали за изготовление ходовой части и сборку машины, производством двигателя занялся автозавод ЗИС (а в перспективе – и новый завод в Киеве), коробки передач – автозавод имени КИМ (будущий АЗЛК), боковые коляски – завод в Карачарове и т.п. 

Три первых М-72 собраны в марте 1941 года, и после показа в Кремле модель была утверждена к серийному производству. Но развернуть его удалось лишь в июле, когда уже началась Великая Отечественная война. Поначалу наше руководство надеялось, что врага удастся остановить у государственной границы, а затем и погнать назад, но вскоре стало ясно, что угроза нависла и над столицей – Москвой. Постановление Совета по эвакуации при СНК СССР о перебазировании ММЗ за Урал, в город Ирбит, вышло 21 октября 1941 года. Всего в Москве успели выпустить 1090 мотоциклов М-72. 

На освободившихся заводских площадях уже в конце 1941 года наладили ремонт трофейных мотоциклов, а в следующем году – сборку полученных по ленд-лизу аппаратов. Первоначально планировалось вернуть оборудование из эвакуации, когда враг отступит от Москвы, но в 1942 году было принято решение оставить производство М-72 в Ирбите. Но часть конструкторов вернулась в Москву уже в 1944 году, и они принялись за разработку новых мотоциклов для послевоенного производства – на этот раз средней кубатуры. За образец вновь выбрали BMW, но теперь легкие одноцилиндровые модели. Летом 1945 года на Московском мотозаводе построили и испытали по два мотоцикла М-2А и М-2Б, различавшихся рабочим объемом двигателя (200 и 250 см³ соответственно). 

Экспериментальный мотоцикл М-2А был построен в 1945 году по мотивам BMW R20: одноцилиндровый верхнеклапанный двигатель рабочим объемом 192 см³, состыкованная с ним трехступенчатая коробка передач с ножным переключением, передача на заднее колесо валом, трубчатая рама с жесткой задней подвеской, передняя телескопическая вилка. 



Мотоцикл М-2Б отличался от М-2А увеличенным до 247 см³ рабочим объемом двигателя. Кроме того, его цилиндр был не чугунным, а алюминиевым, с чугунной гильзой. Хотя обе машины по результатам испытаний были рекомендованы к серийному производству, они так и остались экспериментальными образцами.

Но в последний момент «наверху» решили иначе: в Москве постановили развернуть производство легкого мотоцикла DKW RT125. Выпускавший его завод в Цшопау оказался в Советской зоне оккупации, и по репарациям с него были вывезены техническая документация, оборудование и даже специалисты, в том числе и создатель RT125 Герман Вебер. Новый московский мотоцикл получил обозначение М-1А и собственное имя «Москва»; заводу была определена программа по выпуску 80 000 машин в год. 

DKW RT125 был лучшим легким мотоциклом своего времени – что подтверждает тот факт, что после войны производство его копии освоили такие именитые компании, как британская BSA и американский Harley- Davidson. В СССР за его изготовление взялись два завода – в Москве (М-1А) и Коврове (К-125). Одноцилиндровый двухтактный двигатель (123 см³, 4,25 л.с.) имел возвратно-петлевую продувку – до войны патентом на эту разработку, характерную практически для всех современных двухтактных моторов, единолично владела компания DKW. Трехступенчатая коробка передач с ножным переключением – в едином блоке с двигателем. Силовой агрегат установлен в легкую трубчатую раму с жесткой задней подвеской и параллелограммной вилкой спереди.

Первый М-1А был собран в мае 1946 года, серийное производство началось в октябре. Завод постоянно наращивал выпуск, освоив с 1947 года также изготовление спортивных вариантов. Но в 1950 году было принято решение полностью перепрофилировать предприятие, а все мотоциклетное производство передать в Минск. Демонтаж оборудования был завершен к июлю 1951 года, к тому времени завод успел выпустить 91 506 мотоциклов М-1А, в том числе 252 спортивных. Сейчас на месте ММЗ расположены корпуса ОАО «Корпорация «Комета», о былом напоминает лишь его адрес – улица Велозаводская, 5.

В 1947 году разработан гоночный мотоцикл М-1Е. Ежегодно завод выпускал около сотни таких машин – можно себе представить масштабы советского послевоенного мотоспорта, если учесть, что 125-кубовые спортивные мотоциклы выпускали также в Коврове и Серпухове. Видимо, наши бывшие военные летчики, в отличие от американских, пошли не в байкеры (попробовали бы!), а в мотогонщики. За счет увеличения степени сжатия, подбора фаз газораспределения и установки системы свободного выпуска мощность двигателя увеличена до 7,5 л.с. при работе на стандартном бензине и 10 л.с. – на спиртовом топливе. На базе М-1Е разработаны экспериментальные машины с наддувом, жидкостным охлаждением и даже с четырехтактным верхнеклапанным двигателем. 


Последняя разработка московских конструкторов – кроссовый мотоцикл М-1В, 1951 год. На нем применены передняя телескопическая вилка и маятниковая подвеска заднего колеса. Но в серии эти новшества получили уже минские мотоциклы.


Материалы по теме:

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .


↑ Наверх