О русском солдате замолвите слово

13 октября 2014

Вот только не надо о том, что конструкция-де скопирована с BMW. Как будто хоть одна страна смогла избежать заимствований и лицензий. Главное в том, что надежный и неприхотливый оппозит прошел Великую Отечественную и после Победы облегчал быт многих советских людей в сложный период восстановления – а потому прочно и надолго обрусел.


О русском солдате замолвите слово

Выпуск:
Журнал «МОТО»

Автор:
Владислав Ермаченко, фото автора

Теги:
М-72 / ИМЗ / История / Реставрация /

Просмотры:
4513

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

Отрадно, что сегодня находятся те, кто осознает роль мотоцикла М-72 в истории русской цивилизации и восстановлением этих аппаратов (да и любой отечественной ретро-техники) принимает посильное участие в сохранении ее исторического наследия.

Один из таких людей – житель Павлодара Денис Воеводин. За без малого два десятка лет своей мотоциклетной карьеры он сменил три ирбитских аппарата, и ни один из них не оставлял в первозданном виде. Но, как известно, в любом правиле бывают исключения. Три года назад в отдаленном поселке Денис разыскал М-72. Новое приобретение он решил не кастомизировать, а привести в оригинальный вид. Все-таки это наша история.

Кстати, о предыдущем владельце. Им был ныне покойный часовых дел мастер Сергей Владимирович Монаков. Он приобрел М-72 в 1955 году и ездил на нем до глубокой старости. Сергей Владимирович известен тем, что отреставрировал хронометр XIX века торговой марки «Павел Буре» — поставщика Высочайшего Двора. И к своему мотоциклу он относился соответствующим образом. По словам Дениса Воеводина, в момент покупки двигатель после нескольких лет простоя завелся с первого раза и работал как часики. И это при том, что на одном из поршней вместо стопорного кольца Сергей Владимирович поставил (внимание!) проволоку, самостоятельно выгравировав для нее паз (виной тому, конечно, дефицит запчастей).

Процесс реставрации Денис с друзьями начали с зашкуривания, грунтования и, собственно, покраски. Кстати, теперь уже трудно сказать, были колеса и крылья типа М-72М установлены на заводе – все-таки 1955 год был переходным к модернизированной модели – или появились в ходе эксплуатации. С нуля пришлось изготовить ветровик из кожзама и плексигласа по оригинальным лекалам.

Двигатель перебрали, заменив поршневую группу и кривошипно-шатунный механизм. Настройкой карбюраторов занимался еще один павлодарский оппозитчик со стажем – давний друг Дениса Виктор Пискун.

Ради эмблем ИМЗ по обеим сторонам бензобака пришлось приобрести еще один такой же мотоцикл в сборе, так как его прижимистый владелец не продавал отдельно ни шильдики, ни бензобак. Заодно этот экземпляр стал донором редуктора главной передачи и фары – на нем их состояние было получше.

Пару слов о том, каков мотоцикл на ходу. По динамике, конечно же, даже «совнархоз» в сравнении с М-72 кажется спортбайком, зато тяга – ломовейшая. Он ведь для того и создавался, чтобы преодолевать поля сражений во время войны, и уже в мирное время покорять поля целины.

Немного расстраивает отношение к этому аппарату автомобилистов и пешеходов. Оно, конечно, не пренебрежительное, но, что называется, пофигистическое. Подумаешь, какой-то совкоцикл. А ведь должно быть мало того, что уважение, так еще и безмерное восхищение! Потому что М-72 – это наша память. Я уж не говорю о том, что на потраченные на восстановление этого аппарата деньги вполне можно было бы приобрести новую иномарку. Поэтому восхищение вызывают такие люди, как обычный павлодарский парень Денис Воеводин, которые своими реальными действиями сохраняют нашу историю.


Материалы по теме:

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .


↑ Наверх