Блошарик: Bultaco TSS50 Mk2

08 августа 2013

К 50-кубовым гоночным аппаратам приверженцы старших классов относились пренебрежительно: «Не мотоцикл, а расфуфыренный мопед». Чтобы понять всю несправедливость такого отношения, достаточно проехать 45-минутный заезд по трассе «Спа» со средней скоростью 160 км/ч на машине, которая весит меньше вас!


Блошарик: Bultaco TSS50 Mk2

Выпуск:
Журнал «МОТО» – август 2013

Автор:
Алан КАТКАРТ, перевод Александра ВОРОНЦОВА, фото автора и Клаудио БОЭТА

Теги:
Блошарик / TSS50 Mk2 /

Просмотры:
6241

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

История этого испанского мотоцикла началась на другом конце Европы – в Нидерландах. Два местных умельца, Ян Тиль и Мартин Мейварт, спроектировали 50-кубовый гоночный аппарат Jamathi. На этих машинах голландские гонщики успешно выступали в 1969–1974 годах, выигрывая «Большие призы». Что привлекло внимание итальянского промышленника Эджидио Пиоватиччи, который спонсировал гонщика Эудженио Лаццарини. 

Ян Тиль (справа) – величайший в мире специалист по двухтактным гоночным моторам. Впечатляет список компаний, для которых он успел поработать: Jamathi, Piovaticci, Bultaco, Minarelli, Garelli, Aprilia.

Пиоватиччи предложил голландским конструкторам перебраться под его крыло, и они к сезону 1975 года построили для него мотоциклы с моторами рабочим объемом 50 и 125 см³ и рамами типа монокок из нержавеющей стали. Лаццарини в том году занял второе место в чемпионате мира 50 см³ – вслед за испанским асом Анхелем Ньето. 

Гоночные мотоциклы Bultaco конструкции Яна Тиля и Мартина Мейварта четыре раза выигрывали чемпионат мира в классе 50 см³.

Увы, вскоре у Пиоватиччи начались финансовые трудности, и друзья-голландцы остались без работы. И тогда именно Ньето предложил Испанской мотоциклетной федерации ангажировать мастеров. Все имущество команды Piovaticci вместе с ними переехало в Барселону, на завод Bultaco. 

В 1976 и 1977 годах Ньето выиграл чемпионат мира в классе 50 см³ на BultacoTSS50 Mk2 (индекс Mk1 остался за старыми гоночными Bultaco, с трубчатыми рамами). Затем он сосредоточил свои усилия на классе 125 см³, а в «полтинниках» его преемником стал молодой испанец Рикардо Тормо, который принес марке еще два титула – в 1978 и 1981 годах. 

Изготовленная из нержавеющей стали рама-монокок весит всего 7 кг.

Если вы захотите протестировать 50-кубовый гоночный мотоцикл той поры, то самое трудное – найти машину на ходу. Крохотные моторчики, работающие на 15 000 об/мин и скроенные по минималистским стандартам шасси, не способствуют долголетию. Немногие выжившие аппараты хранятся в музеях. К счастью, у испанского коллекционера Хоакина Фолча есть один из 50-кубовых чемпионских Bultaco – отлично отреставрированный и в боевой форме. 

Первое, что я понял при подходе к этому аппарату: он спроектирован для гонщиков особой породы. Я для него слишком высок, слишком длинноног, слишком широк в плечах и бедрах… я просто слишком большой для этой блошиной категории! А Bultaco, как вершина эволюции этих машин, еще более недружелюбен к высоким, чем его предшественники. Он к тому же чрезвычайно узкий: сидишь на нем, как на поставленной ребром доске, и колени не могут обхватить спрятанный в раме бензобак. 

И он не такой длинный, как кажется на фото: узкое шасси вызывает оптическую иллюзию. База – всего 1250 мм, и гонщик моего роста не имеет никаких шансов укрыться за ветровым стеклом. А это немаловажно – учитывая, что с такого крохотного мотора удалось выжать всего 18,5 л.с. Миниатюрные спортсмены, – такие как Рикардо Тормо – буквально распластывались по этому стальному монококу на скоростях под 200 км/ч и на прямых, и в поворотах! Не терять скорость – ключевое правило для таких аппаратов. На тормоза можно жать лишь в самый последний момент! 

Настоящие асы на этих 50-кубовых машинах с их узенькими шинами проходили повороты с большей скоростью, чем другие гонщики – на 500-кубовых. Мчитесь в вираже, пока не почувствуете, что шина начинает скручиваться на ободе. При этом сильно накренять мотоцикл нельзя – уйдете в пробуксовку, теряя скорость. Проходите повороты с максимальной скоростью, вжимайтесь в машину на прямых – и тогда, может быть, сможете удержаться за соперниками…


Легкие тормозные диски Zanzani – алюминиевые, с плазменным напылением. Маятник задней подвески – стальной, его положение можно регулировать при помощи эксцентрика. 

Конечно, при этом вам придется вовсю использовать коробку передач. Но надо сказать, что рабочий диапазон двигателя Bultaco – от 13 000 до 16 000 об/мин – просто роскошен по меркам 50-кубового класса. На многоцилиндровых «полтинниках» 60-х годов этот диапазон равнялся всего 300– 400 об/мин, так что число передач доходило до четырнадцати. Естественно, при переключениях вверх сцепление не трогаешь, но используешь его, чтобы лишний раз не переключаться. 

Например, надо лишь ненамного снизить скорость на входе в поворот – и тогда вместо переключения туда-сюда вы просто подтравливаете сцепление, чтобы удержать обороты двигателя в рабочей зоне. При этом посматривайте на тахометр Kröber и не выкручивайте больше 16 000 об/мин, если не хотите, чтобы коленвал и коренные подшипники разлетелись в разные стороны. Искусство управления такой блошкой, повинующейся малейшим движениям пальцев, надо оттачивать годами – это явно не машина из разряда «сел и поехал». 

Почти горизонтально расположенный двухтактный двигатель имеет шестиканальную продувку и дисковый золотник на впуске. Поршень изготовлен немецкой компанией Mahle, коленвал – от Hoeckle.

Даже на прямых стоит быть крайне внимательным. Аппарат весит всего 55,5 кг (на 0,5 кг больше разрешенного минимума), так что стоит вам наехать на какую-нибудь выбоину, как заднее колесо – даже под моим немалым весом – подскакивает вверх. Поэтому приходится выбирать не просто кратчайший путь между двумя точками, но еще и самый гладкий. И не забывайте вжиматься в мотоцикл! Каждая часть тела, которую удастся сберечь от воздушного потока, сэкономит вам драгоценные наносекунды. 

Итог 

Чемпионский Bultaco TSS50 Mk2 – блестящее напоминание не только о золотых годах одной из известных мотоциклетных марок, но и об искусстве выжимать максимальную скорость из крохотных гоночных машин. Как двухколесное выражение максимы «чем меньше, тем больше» он не имеет себе равных.

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .


↑ Наверх