Единство непохожих

26 октября 2015

«Так, мужики и дамы... За эту зиму в Шерегеше намело примерно пять метров снега. Поэтому под деревья, где он особенно рыхлый, не заезжаем. Провалитесь — и вовек не откопаем!» — напутствия красноярских инструкторов перед выездом в горы перестали казаться блефом практически сразу, как только выглянул наружу...


Единство непохожих

Выпуск:
Журнал «МОТО» - октябрь 2015

Автор:
Роман АБАЛАКИН, фото Павла СЕМЯННИКОВА

Теги:
Тест / Снегоход / Ski-Doo / Lynx / Boondocker / Renegade / Summit / Commander / BRP /

Просмотры:
3216

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

Это не последствия сильного бурана. Дом вверх дном – досторимечательность 
Шерегеша. И популярное место для селфи (фото вверху).

Вернее, попытался это сделать. Потому как разглядеть хоть что-то в окружающем пейзаже можно было лишь из окон второго этажа, пока еще не засыпанного метелью. А снаружи нас ждала почти вся линейка снегоходов Ski-Doo и Lynx 2016 модельного года.

Восхитительная красота, море снега и неторопливое развитие инфраструктуры – в этом весь поселок Шерепеш, что в Кемеровской области.

К компаниям, занимающимся в России зимними видами техники, кризис постучался на два года раньше, чем к остальной стране — еще до «крымнаша» с последовавшими за ним санкциями и «несимметричными ответами» на них. И, что интересно, по причинам, от человека или политики не зависящим. В самые зажиточные регионы России — Москву и Санкт-Петербург — нормальная снежная зима не дошла. Заблудилась. А вместе с этим поредели и ряды жаждущих. В салоны продолжала захаживать разве что самая стабильная во всех смыслах клиентура, у которой, несмотря на все передряги, остались и свободные средства, и — что не менее важно — свободное время. А у этой категории требование обычно одно: каждый год подавай очередной самый-самый «снежик».

В производственной программе Ski-Doo 2016 года таким, видимо, станет Summit X с пакетом T3. В прошлом сезоне этот набор опций был эксклюзивной особенностью 174-го «икса», а в этом — уже всей линейки «Саммитов», включая упрощенный SP. Изменения — те же: в задней подвеске установлены облегченные направляющие и гусеница Powder Max с гибкими краями и монстрообразными 3-дюймовыми «зубами», у вариатора пересмотрена форма и толщина корпуса, выиграно несколько грамм с шестерен, плюс воткнута «похудевшая» на 800 г передняя подвеска RAS 2 с зауженными лыжами Pilot DS 3 (их киль сделан на 12 мм глубже, чем у модели DS 2).

Новая передняя подвеска у Ski-Doo носит название RAS 2, а у Lynx – A-LFS+. По сравнению с предыдущей версией, эта полегчала на 800 г, потеряв лишнюю массу почти с каждой детали: с верхнего рычага – 100 г, с нижнего рычага – 350 г, со стойки – 350 г. Установить ее можно на большинство кроссовых «снежиков», кроссоверов или «горников» Ski-Doo и Lynx, выпущенных после 2008 года.

В общем, предсказуемо срезаны лишние граммы тут и там. Но профит в сухой массе, если верить официальным данным, у 163-го все равно вышел скромным: какие-то 2 кг (209 кг против 211 кг). Но 147 сил 800-кубового «двухтактника» Rotax вкупе с «закороченной», так называемой «высокогорной», трансмиссией и самыми высокими в классе грунтозацепами творят чудеса: Summit X уверенно прет сквозь белую толщу по склону даже там, где любой другой снегоход, казалось бы, должен засесть накрепко. Он линеен, логичен и понятен, а узкая колея лыж (907 мм) вкупе с покачивающейся задней подвеской tMotion закономерно проявляется в легкости завала набок. Вместе с тем, это же качество требует наличия уверенных навыков управления подобной техникой, чтобы раньше времени не упасть и не закопаться.


Его прямой скандинавский родственник Lynx Boondocker DS 3900 если технологически и отстает, то не сильно. Как и полагается в большой семье, ему с братского канадского стола досталась определенная порция модификаций. «Скидушная» передняя подвеска RAS 2 у финнов получила название A-LFS+. В задней подвеске PPS2-3900-DS (то есть со 154-дюймовой гусеницей для глубокого снега) применены усиленные направляющие новой формы — с более плавным углом атаки и чуть согнутой хвостовой частью, что в теории дает лучшую проходимость, облегченную управляемость и меньший радиус разворота. Сама же фирменная «линксовская» тележка PPS была доработана для снижения шума, вибраций и сопротивления вращению гусеницы, а заодно полегчала на 5 кг. К тому же лыжи Blade DS должны были оградить от чрезмерной тяги к всплытию и привить любовь к нырянию.

Высота грунтозацепа гусеницы Lynx Boondocker увеличена с 59 до 64 мм.

Да, все более-менее верно. И у «Линкса» получился отличный... нет, не «горник». «Целинник»! Самое приятное, что для езды на нем, особенно в полевых условиях, вовсе не обязательно быть суперменом. Однако в достойного конкурента «Саммиту» он не превратился — тяжеловат, из-за чего на просторах в Горной Шории пришлось изрядно попотеть. Поэтому ареал его обитания все-таки лучше ограничить нетронутыми равнинами и холмистой местностью, лишь изредка разбавляя их выездами куда-нибудь повыше.

Модернизированная передняя подвеска Lynx, устанавливаемая на линейку Boondocker, получила название A-LFS+, хотя является ничем иным, как «скидушной» RAS 2. Кроме того, по словам опытных снегоходчиков, старые лыжи всплывали над поверхностью, что вынуждало бороться с машиной. Поэтому на «Бундокере» появились лыжи Blade DS. Их особенность – они «режут» толщу снега. Облегченные коньки и новые резиновые демпферы позволили сбросить с пары 2,4 кг.


Стальной руль новой формы установлен на проставке высотой 115 мм.


Появление новых приборов на Lynx Boondocker — следствие унификации. Такими же оснащены многие модели Ski-Doo.


Задняя подвеска Lynx PPS2-3700‑DS (то есть со 145‑дюймовой гусеницей) доработана для снижения шума, вибраций и сопротивления вращению гусеницы, а заодно полегчала на 5 кг. Однако она все равно на 30 кг тяжелее tMotion, устанавливаемой на Ski-Doo Summit или Renegade.


Седло Lynx Boondocker, в целом, выглядит примерно так же, как и старое. Отличия — в деталях: ради комфорта во время перегонов его сделали на 50 мм длиннее, а ради большей свободы перемещений при маневрах — на 8 мм ниже и 25 мм уже. Плюс седло теперь на 100 г легче.

Впрочем, в этой фрирайдерской нише давно и успешно хозяйничает другой «снежик» канадцев — Ski-Doo Freeride. Он построен на усиленном шасси REV-XM RS, а она за счет увеличенной жесткости конструкции дает лучшую отзывчивость и однозначность реакций даже вопреки выросшей массе: 154-й «Фрирайд» с тележкой tMotion всухую весит 229 кг, что аж на 20 кг превышает аналогичный «Саммит». Возможно, по этой причине еще более тяжелый 800-кубовый Boondocker 3900 в исполнении DS (Deep Snow) — это история не про нас, и официально поставляться не будет. Ведь львиная доля прошлогодних продаж «Бундокеров» в страдавшем от нехватки снега московском регионе (а это около 300 единиц) пришлась на два «коротыша»: стандартный 3700-й и его версию RE (Racing Edition).


Хотя, если задуматься, могло быть еще меньше. Большинству для покатушек в средней полосе России вполне хватает и кроссовера. Наподобие Ski-Doo Renegade Backcountry X, который тоже обзавелся и платформой REV-XM, и задней подвеской tMotion, и траком PowderMax FlexEdge, и новыми крепкими подножками, ради лучшего очищения состоящими из одних дыр — чтоб все как у людей. Но только совсем не тех, кого вечно тянет в горы. И не тех, кто планирует утонуть в снежном покрове с головой. Лучше с теми, кто выбирает места помельче. А еще лучше туда, где под тонким искрящимся пухом блестит лед — еще не кроссовая трасса, но близко. Вот тогда можно смело давить на газ до упора и протаскивать «снежик» в эффектном заносе, заранее ломая его на прямой. А когда тот почует уверенный зацеп — тут же выстрелит, поднимая в воздух обе лыжи. То есть у Ski-Doo получилась понятная и приятная в управлении машина, дарящая массу кайфа.

Для концерна BRP кризис сказался в том, что российский рынок покинули не только наименее востребованные модели, но и целые семейства, как то произошло с линейкой кроссовых Ski-Doo MXZ и Lynx Rave.

Впрочем, как бы ни были быстры «горники» с кроссоверами, а в гонке самых востребованных снегоходов им «утили» никак не догнать — на «тружеников» приходится до 70% продаж. К тому же покупатель таких машин обычно консервативен. Их модернизация если и проводится, то носит предельно практический характер. Как в случае с Lynx 69 Yeti Army, на который жаловались, что его опционная защита днища перекрывает вентиляционное отверстие подножек, из-за чего в нише у ног намерзали целые айсберги. Финские инженеры постарались исправить данный «косяк», прорезав в металлической пластине дополнительную дыру... И? Да, в общем-то, ничего. Полумера не сработала — и снег на «армейце» приходится по-старинке выколачивать ногами и другими подручными средствами.


Куда интереснее финны подошли к созданию туриста из легкого утилитарника Lynx Commander. Причем к процессу они привлекли давних апологетов «дальнобоя» — компанию Touratech.

Результат их совместной работы впечатляет. Внешне переработанный «Коммандер» — самый натуральный экспедиционный внедорожник, ощетинившийся броней. В паре алюминиевых кофров общим объемом 120 л (они входят в комплектациюTraveller), кажется, можно увезти с собой какой-нибудь некрупный дом. А что не влезет — привязать к многочисленным силовым бамперам и дугам.

Из трех комплектаций Lynx Commander Touratech официально к нам поставляется лишь одна – максимальная Traveller. От стандартного «Коммандера» ее отличает характерная расцветка, наличие заднего багажника, двух алюминиевых кофров (30 и 90 л), усилителя туннеля, более крепких подножек, мощных бамперов и надставок на них, защиты рук, регулируемой по высоте колонки, а также электронно-регулируемой задней подвеской ECS2.1 разработки американской Tractive Suspension (дистанционно регулируется преднатяг пружины и гидравлика сжатия и отбоя обоих амортизаторов). Выбор аксессуаров огромен: от зарядного устройства CTEK для аккумулятора и до лопаты, от маленьких сумок для переднего багажника или сумок-вкладышей для алюминиевых кофров и до фирменной палатки.

Два года назад после первой встречи на мурманской целине Commander запомнился одним из самых приятных в управлении снегоходов класса «лайт-утилити» (см. «Мото» № 1–2014). Минимум движения рулем — и он уже опирается о сугроб пухлым боковым пластиком, и ползет себе, ползет. Дашь газу — начинает перемещаться быстрее. Надежно и благородно. Поэтому, берясь за штурвал его туринговой версии, я по-настоящему опасался, что весь этот хардкорный тюнинг пойдет ему во вред — нарушит прежний баланс.


Чтоб его! Как же он потяжелел! Если сухая масса стандартного Commander укладывается в 292 «кило», то про Touratech производитель эти данные скромно умалчивает. Видимо, не зря. Потому что в глубоком рыхлом снегу он повадками стал напоминать неповоротливый тяжеленный «утиль» со сверхширокой гусеницей. И ладно бы бамперы, дуги и прочие кофры просто увеличивали массу (в том числе и за счет налипающего на них снега), так еще и вся эта «брутальность» выступающими частями цепляется за все подряд и заметно снижает ход.

Зато куда лучше этот мастодонт чувствует на плотном, местами кочковатом покрытии! Потому что у «туратековского» монстра осталось главное качество всех «Коммандеров» — комфорт. Любые буераки можно смело брать ходом. Задняя подвеска PPS-5900-A оснащена системой электронного управления ECS2.1, входящей в пакет оснащения Traveller. По умолчанию, центральный амортизатор оснащен классическими «кликерами» для регулировки низко- и высокоскоростного сжатия, а система ECS2.1 добавляет возможность менять настройки амортизаторов задней подвески и преднатяга пружин во время движения, переключаясь при помощи кнопок на руле между различными заводскими предустановками. Да и единая для всего BRP двухтактная «двойка» Rotax 800 E-TEC во всех своих откликах остается подчеркнуто сдержанной.

Снегоход во многом управляется лыжами, и высота конька имеет немаловажное значение. Но до недавнего времени этот параметр был компромиссным. Для снегоходов 2016 модельного года с передней подвеской RAS 2 канадцы из BRP подготовили новые лыжи Pilot TS, у которых можно поднимать или опускать конек в диапазоне 12 мм (20 кликов) – для спокойной или, наоборот, агрессивной езды, в зависимости от условий трассы, причем подготовленной.

Любопытно, как технологии, еще несколько лет назад доступные исключительно топ-моделям, постепенно расползаются по всему модельному ряду Ski-Doo и Lynx. При этом к 2016 году ни один канадский или финский снегоход не получил каких-то экстравагантных или принципиально новых изменений — эволюция чистой воды. А это часто означает, что компания вскоре представит нечто действительно новое. Ждем новостей от BRP?

Практика подъема на вершину верхом на снегоходе среди сноубордеров распространена с давних пор. Так что появление специальной «доскерной» версии было лишь вопросом времени. Первым зашевелился концерн BRP, выпустивший совместно с Burton «спешиал» Ski-Doo Summit Burton 154 800R E-TEC. От стандарта он отличается креплением для сноуборда, устанавливаемым на туннель при помощи системы LinQ, удлиненным (двухместным) сиденьем, а также графикой Burton. По железу – типичный Summit SP 154: двигатель 800R E-TEC, передняя подвеска RAS 2, амортизаторы HPG, 154‑дюймовая гусеница PowderMax FlexEdge с грунтозацепом 63 мм.


Итог

Модернизация затронула почти каждую модель концерна BRP, выпускаемую под брендами Ski-Doo и Lynx. Причем сделана она примерно в одном направлении: ради удешевления производства снегоходы создаются на одних модульных платформах, делящих меж собой рамы, подвески и двигатели — как в конструкторе Lego. Разве что «заточка» меняется в зависимости от предназначения. А еще понятно, что во многих снегоходных сферах «четыре такта» (причем в последнее время — с электронным газом) реальную конкуренцию «двухтактнику» пока предложить не могут. Они остаются уделом утилитарных машин, для которых наиболее важна экономичность.

1.jpg

Тест организован компанией ROSAN. Экипировка Scott предоставлена компанией «РусАктив».







Материалы по теме:

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .


↑ Наверх