Три цвета: зеленый

03 февраля 2014

Зеленый – один из трех цветов итальянского флага. И тем же цветом уже традиционно в каталоге миланской выставки Eicma выделены стенды с электрическими аппаратами. 


Три цвета: зеленый

Выпуск:
Журнал «МОТО» – февраль 2014

Автор:
Анатолий СУХОВ, фото .Stinger и компаний-производителей

Теги:
EICMA / Электробайки / Электроскутер / Выставка /

Просмотры:
4651

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

В этот раз, в отличие от EICMA-2012, их не собрали в один павильон и не стали строить для них тестовую трассу. Да и какую трассу? Ведь «зеленые» появились практически во всех классах мототехники – спорты, стриты, мотарды, эндуро, большие и малые скутеры. И они вовсю теснят бензиновые аналоги, хотя пока еще не на улицах, а на выставочных площадях. 

Все больше людей пересаживается на двухколесный транспорт. А тех, кто постоянно пользуется электробайками, по всему миру уже 170 миллионов. И дело не только в том, что эти аппараты не будят соседей, не пахнут бензином и забавно выглядят. Законодательство многих стран (Европа, Китай, США) стимулирует их продажи, возвращая налог (полностью или частично), а также разрешая въезд в запретные для ДВС зоны. 

Сегодня 90 % мировых продаж двухколесного транспорта на электротяге приходится на Китай, да и производится он в основном там же. Однако на EICMA-2013 «соотношение сил» было несколько иным. Остановимся подробнее на новинках и тенденциях. 

Первое, что бросается в глаза среди многообразия мотоциклов – обилие электровелосипедов и электроскутеретт. Причем не только малоизвестных европейцам азиатских марок, но и вполне заслуженных – таких как, к примеру, Italjet и Caterham. Тенденция понятна: еще в прошлом году я заметил на улицах Милана множество электровелосипедов, причем передвигались на них люди среднего и выше среднего возраста – отнюдь не фрики, а вполне себе консерваторы. 

Сейчас же кое‑кто предлагает не просто красиво сделанный велосипед с батарейкой, а велосипед, замаскированный под мотоцикл (бордтрекер, скремблер). Причем для разных рынков – разные характеристики, чтобы при желании остаться в рамках «бесправного» транспорта. 

Вторая тенденция – наращивание потенциала. В частности, Zero представил новую линейку моделей, которые способны проехать (с доп. аккумулятором) в городском цикле 276 км, что вполне соответствует баку бензина. С учетом того, что до сотни Zero SR разгоняется менее чем за 4 с, а его максималка достигает 164 км/ч, инженерам есть чем гордиться. 

Третья составляющая роста продаж электробайков – снижение цен. Правда, касающееся только топовых моделей, но зато заметное. Так, Zero объявил о снижении цен на всю свою линейку на $ 600–900 по сравнению с прошлым годом. К примеру, модель SR со штатной батареей ZF 11.4 обойдется в $ 16 995. А учитывая, что обслуживать байк практически не нужно (гарантия на батареи – 5 лет или 160 000 км), затраты уже сопоставимы с бензиновыми аналогами. 

Наконец, как я и предсказывал в статье о новинках 2013 года («Мото» №2-2013), электромоторы стали внедрять и во внедорожную технику. Самая яркая премьера Милана – трио мотоциклов для кросса, эндуро и ралли-рейдов от итальянского производителя Tacita. Два из них – уже полноценные мотоциклы, способные участвовать в соревнованиях. 

Есть и технические подвижки. Все больше производителей отказываются от массивного и малофункционального мотор-колеса в пользу компактного мотора с электронно-управляемой трансмиссией. Все большее их число использует системы рекуперации, хотя они экономят немного энергии – в среднем 5–10 %. Наконец, так как электромотор и батареи дают простор для фантазии конструкторов и дизайнеров, появляется все больше трансформеров, складных байков и прочих порой фантастических конструкций. Подробнее – в подписях к фото.


Итальянская компания Energica представила спортбайк Ego. Его сердце – бесщеточный двигатель мощностью 100 кВт (которую он развивает в диапазоне 4900–10500 об/мин) и моментом 195 Н·м (доступным от 0 об/мин) с масляным охлаждением. 

При массе 258 кг он способен разогнаться до 240 км/ч и в гоночном режиме пройти 50 км. А при скорости 100 км/ч заряда хватает на 100 км. Учитывая, что это чистый «спорт», ТТХ в целом в пределах класса. 

Под стать и комплектующие: тормоза Brembo c плавающими дисками и 4‑поршневыми радиальными суппортами спереди и попроще – но той же марки – сзади, шины Pirelli Diablo Rosso II, подвески регулируемые: передняя вилка Marzocchi ∅ 43 мм, задний моноамортизатор Öhlins. Есть и отключаемая ABS, завязанная на систему рекуперации. 

Рама – трубчатая, маятник – алюминиевый. Заряжать можно как от специальной «быстрой» розетки (30 мин), так и от сети. В последнем случае для полной зарядки требуется 3,5 часа, а 80 % батарея набирает за те же 30 мин. Продажи модели запланированы на 2015 год. В Европе она будет стоить 25–28 тыс. евро, в зависимости от стоимости батарей.

Стильный 4,3‑дюймовый дисплей не только выводит данные, но и записывает их в памяти, принимает сигналы GPS, а также обеспечивает связь по протоколу Bluetooth.



Новинка среди больших скутеров – Vecrtrix VT-1. Основные его параметры: максималка – до 100 км/ч, автономность – 88 км, возможность управления рекуперацией за счет обратного хода ручки газа (5–12 %), наличие реверса, ABS. Главная передача – планетарная, не требующая обслуживания. В целом характеристики соответствуют 125‑кубовому скутеру. Батареи – литий-марганцевые, съемные, 48 В, 28 А·ч. Время зарядки от сети – 3–4 часа.




Расположенная в калифорнийском Санта-Крузе компания Zero Motorcycles выпускает электробайки с 2007 года. На этот раз она привезла обновленную линейку моделей – стритфайтеры S и SR, мотард FX и мотоцикл двойного назначения DS. Все они стали мощнее, быстрее и стремительнее. Изменился и дизайн, и начинка. Обновлен контроллер мотоцикла (теперь он выдерживает ток 660 А, что соответствует на 24 % большей мощности), а также в двигателе используются более термостойкие магниты. Здесь есть 2 уровня рекуперации: первый обеспечивает режим торможения двигателем, когда водитель просто закрыл газ, второй подключается, когда нажат тормоз. Цифровой индекс модели соответствует емкости аккумулятора в ампер-часах. Но маленький аккумулятор (кроме 2,8 А·ч модели FX) обеспечивает лучший разгон и большую грузоподъемность – за счет меньшей собственной массы. Цены тоже сильно зависят от того, какой батареей комплектуется байк. Так, FX ZF2.8 стоит 9870 евро, а FX ZF5.7 – уже 12 270.


Выпускает Zero мотоциклы и для полиции, и для военных. Последним нравится простота конструкции и обслуживания, проходимость и – особенно – бесшумность аппарата.

Самая «заряженная» модель – Zero SR. Ее двигатель воздушного охлаждения развивает 50 кВт и 144 Н·м и разгоняет мотоцикл до 164 км/ч. Привод на колесо – узким зубчатым ремнем. Обычная «эска» скромнее: 40 кВт и 92 Н·м. Радиус действия моделей Zero можно значительно увеличить (cо 165 и 220 до 276 км в городском режиме для модели S) за счет дополнительного батарейного блока (стоимостью около $ 2500), который устанавливается вместо бардачка-фальшбака. Он подходит ко всем моделям S и DS 2014 года. Правда, за счет его массы (20 кг) ухудшается разгон (например, у Zero S ZF11.4 с 5,2 до 5,8 с). Батареи – литий- ионные, с никель-марганцево-кобальтовым катодом, емкостью 185 Вт·ч/кг (410 Вт·ч/л). Их рабочий диапазон температур – от –20 до +60 ºС, а количество циклов зарядки – до 1000 (при сохранении 80 % емкости). Производитель дает гарантию на батареи 5 лет или 160 тыс. км.



Solingo от итальянской компании Wayel интересен тем, что может использовать солнечную панель для подзарядки аккумулятора. В чисто солнечном варианте (с батареей 330 Вт·ч) скутер поражает только массой – 33,5 кг. В остальном он, скорее, игрушка: разгоняется до 25 км/ч, проезжает 24 км и способен преодолеть подъем лишь 5 %. Для полной зарядки этой батареи требуется 7 часов яркого итальянского солнца – этакий пляжный вариант. Модели, оснащенные дополнительной литий-ионной АКБ (емкостью от 0,63 до 1,6 кВт·ч, время зарядки 6–8 ч) развивают 35 км/ч и способны проехать от 60 до 115 км.




Раллийный аппарат идет с самыми мощными батареями – на 8,0 кВт·ч и 10,6 кВт·ч. При массе 150 кг его автономность – от 1 до 4 часов.

Самая громкая оффроудная премьера выставки – Tacita. Итальянцы уже показывали свой раллийный прототип, а теперь привезли мотоциклы для двух остальных оффроудных дисциплин: кросса и эндуро. Это в самом деле боевые мотоциклы (получили они и омологацию FIM), с клиренсом 330 мм и ходами подвески по 300 мм, всеми возможными регулировками подвески, алюминиевыми маятниками и рамами из хром-молибденовой стали. Сборка – европейская. Отсюда и цена – от 19 400 евро за кроссовый байк с самым маленьким аккумулятором до 30 400 за максимально заряженный раллийный вариант. Это без налогов. Реальная же цена будет выше минимум на 20 %.

Все три аппарата оснащены электродвигателем постоянной мощностью 9 кВт и пиковой 27 кВт и с крутящим моментом 60 Н·м. Когда в батареях энергии остается менее 20 % заряда, контроллер автоматически ограничивает мощность. Двигатель и контроллер имеют раздельные системы жидкостного охлаждения, их радиаторы надежно упрятаны под фальшбаком. 

Трансмиссия – привычная 5‑ступенчатая, с ножным переключением, сцепление – с гидроприводом, цепь – 520‑я. Райдер может выбрать один из двух режимов движения – Eco или Sport. Первый, экономичный, предназначен для прогулочного катания или перемещения между СУ, второй – для гонки. Все мотоциклы оснащены системой рекуперации энергии. Литий-полимерные батареи рассчитаны на 2000 циклов заряда. Переносной зарядник выдает 1 кВт, стационарный – 3 кВт. Есть и уникальная зарядная станция на солнечных батареях мощностью 2,5 кВт – по совместительству прицеп для перевозки техники. 

Его боковые панели поднимаются вверх и образуют вместе с крышей солнечную батарею – в пустыне не пропадешь! И совсем уж уникальная опция – компактный бензогенератор (масса – 15 кг), который автоматически включается при остатке заряда 20 % (уровень можно изменять). Также он способен обеспечить постоянное движение со скоростью 50 км/ч, пока не кончится бензин (марки Е10, с этанолом) – с генератором монтируется бак на 10 л.

Эндуро выпускается в 6 вариантах – с АКБ от 3,3 до 10,6 кВт·ч, причем вторая батарея (в версиях 6.6, 8.0 и 10.6) располагается в его задней части. Масса байка около 145 кг, автономность – от 30 мин до 2 часов.

Кроссач весит около 130 кг и выпускается с двумя видами батарей – на 3,3 кВт·ч и 4,0 кВт·ч (батарея расположена в его передней части). В гоночном режиме зарядки хватает на 20–75 мин.

Приборной панелью служит смартфон – модное сейчас решение. Кроме вывода информации и возможности управления настройками байка, он позволяет напрямую связываться с производителем и получать техническую поддержку.



Сегодня во всем мире уже много точек, где можно «заправиться» от розетки. Есть даже частники, предлагающие домашние розетки «на вынос». Найти ближайшую можно на сайтах www.plugshare.com, openchargemap.org, www.afdc.energy.gov.



Голландская компания QWIK представила свою концепцию городского скутера-трансформера. Пространство под седлом может занять ящик для поклажи. Зарядник (наконец‑то!) встроен в конструкцию, снаружи вытягивается только провод. Помимо розеток прикуривателя (одна из них – под запирающимся сиденьем, где можно оставить заряжаться какой‑нибудь девайс), есть разъемы USB, GPS-приемник и GSM-передатчик. Для чего? Чтобы через смартфон отслеживать как положение скутера, так и его зарядку. Благодаря низкому центру тяжести и жесткости конструкции производитель обещает хорошую управляемость. Пять режимов трансмиссии: эко, норма, спорт, реверс, парковка. Заявленный пробег – 160 км. Батареи (до 3 шт. по 10 кг, 4 кВт·ч) – съемные; мотор (3 или 5,5 кВт) – в заднем колесе.




В итальянском Eco Elettro привлекает, прежде всего, дизайн. Несущая труба вмещает литиевую батарею – и смартфон в качестве приборки. Выносной двухскоростной мотор мощностью 1,5 кВт с автоматическим переключением расположен у заднего колеса. Весит конструкция всего 48 кг и способна складываться, помещаясь в багажник автомобиля. Пробег на одной зарядке – 90 км.




Складной электровелосипед E-BITS легко умещается в чемоданчик.



Китайский складной микроскутер AceTech – еще одно интересное решение как в плане дизайна, так и характеристик. В его активе – алюминиевая рама, передний и задний свет, 12‑дюймовые колеса, дисковые тормоза. Складывается AceTech за 10 секунд в габариты 1170х641х308 мм. Несмотря на скромный размер, его грузоподъемность – 150 кг, максималка – 40 км/ч, запас хода – 50 км. Литий-ионная батарея (48 В, 12 А·ч) заряжается за 2 часа.



Электробайки предоставляют конструкторам невиданные доселе возможности компоновки и дизайна.




Тему складных скутеретт продолжает немецкая компания Govecs (ее завод расположен в польском Вроцлаве), уже давно известная на рынке электрических ТС. Новинка салона – 30‑килограммовый GiGi. Благодаря базе всего в 92 см он легко складывается пополам и умещается в багажник даже небольшого авто. Сам он развивает 25 км/ч и способен проехать 35 км. Литий-ионная батарея – небольшая, всего 0,6 кВт·ч и заряжается на 80 % за 2,5 ч.




Новинки составляли лишь небольшую часть экспозиции. Коммерческая история электробайков насчитывает уже несколько лет, поэтому многие традиционные конструкции остались за рамками этого материала.




В этом году многие китайские бренды продвигаются европейскими компаниями. Так, итальянская Ecostrada представила максискутер с пропорциями бассета Sanyou E-T3 Ghibli. Привод – традиционный для Азии: огромное мотор-колесо. Необычна мощность – 6 кВт и, соответственно, максималка 115 км/ч и автономность – до 110 км. (Замечу, что все электрическое мощнее 4 кВт выпадает из европейской категории «мопед» и требует мотоциклетных прав.) Но при собственной массе под два центнера он способен взять на борт всего 160 кг – скромненько для «макси». А большую часть подседельного ящика занимает гигантских размеров зарядник – хотя выходной ток его всего 10 А. Литий-железо-полимерную батарею (72 В, 60 А·ч) он заряжает за 4–6 ч. Стоит Ghibli тоже немало: в розницу в Италии – 6300 евро.




А вот Eagle 1 от итальянской компании Cerberus – изделие интернациональное. Мотор (5 кВт, в заднем колесе) и съемные литий-ионные батареи (2 шт. по 72 В, 25 А·ч) – японские, рама – китайская, контроллер – американский. Масса – 160 кг, такова же грузоподъемность. В емкости на месте бака помещаются не только аккумуляторы, но и шлем-интеграл. Но максимальная скорость (110 км/ч), автономность (90 км) и время зарядки (6–8 ч), на мой взгляд, не соответствуют прайсу в 8500 евро.



Электромоторы все чаще появляются и на винтажных байках. Переделали на электричество и знаменитый Bylot.



Два из трех дебютных аппаратов от известного в мире автогонок бренда Caterham – фактически электровелосипеды, хотя очень желающие походить на мотоциклы. Их выход на рынок намечен в конце 2014 года.

Carbon E-Bike, по заявлению разработчиков, создан с применением технологий «Формулы-1». Электрические характеристики же аналогичны «Классику». Только втулка – уже 8‑скоростная Shimano Nexus.





















Classic E-Bike – с немного аляповатым макетом V-образного двигателя в раме – оснащен 250‑ваттным электромотором и батареей на 36 В и 12 А·ч. Задняя втулка – «планетарка» Shimano Nexus с 3 передачами. Автономность – 40–80 км.



Хороший аккумулятор – половина успеха электробайка. И – нередко – половина его цены. Основной их поставщик на мировом рынке – тот же Китай. На стенде компании Ankao представлены элементы, легко собирающиеся в модули любой конфигурации. А вот хитрый четырехконтактный разъем, обеспечивающий хороший контакт элементов даже при вибрациях, так характерных для мотоцикла, фотографировать не разрешили – только со стороны цоколя.



Стенд «Италджета» в этот раз собрал немало публики – но не вокруг своих оригинальных скутеров, а возле целой линейки электровелосипедов – набирающего в Европе силу тренда. Братья Тартарини разделили сферы влияния: Массимо остался при «Драгстерах», а Риккардо с присущей ему энергией занялся великами. Поразительно, какой разнообразной получилась гамма при выдержанном общем стиле. Традиции обязывают!

Mantra – одна из самых продвинутых и интересных моделей. Алюминиевая рама Italjet, тормоза с гидроприводом Tektro, многофункциональный ЖК-дисплей, литий-железо-полимерная батарея 48 В, 20 А·ч и три мотора на выбор – 250, 500 и 750 Вт (с разными контроллерами). Чтобы вписаться в европейские параметры электровелосипеда, максималка ограничена 24 км/ч. Автономность – 40–60 км. Цена (250 Вт) – 4850 евро.



















Mantra Moto – более мощный вариант просто «Мантры», настоящий бордтреккер. Вместо педалей у него подножка (пока макетная), но уже заявлено, что ее можно будет переставлять в раме, изменяя посадку. Вообще, возможность построить свой мотоцикл заложена с самого начала. На выбор клиента – три 4‑киловаттных мотора (с разным моментом и максимальной скоростью – 65, 90 и 100 км/ч) – для разного рельефа местности, три контроллера Crystalyte (50, 65 и 90 А), две батареи – 72 В, 40 или 50 А·ч. Расчетная автономность – 100–120 км. И масса со всем этим хозяйством отнюдь не запредельная – менее 70 кг. А вот цена еще не объявлена. Ведь это единственный в линейке не товарный образец, а ходовой макет. Еще немного изменятся пропорции, немного опустится батарея, появятся гидравлические тормоза, стильная фурнитура. Но, судя по темпам развития бренда, до следующей выставки ждать не придется.




Ряды традиционных скутеров заполняли в основном азиатские бренды. Как, например, тайваньский KOLA. В принципе, обычный «полтинник» на 10-дюймовых колесиках с барабанными тормозами, с двигателем мощностью 1 кВт (2 кВт пиковая), максималкой 45 км/ч и автономией 70 км. Зато батарея – литиевая, и масса с ней – всего 75 кг. Да и сборка аккуратная.



Скутеры EMCO итальянской компании Electrocycles хорошо известны в Европе. От азиатских брендов они выгодно отличаются дизайном – при ценах, сопоставимых с бензиновыми аналогами.



Так, классический «полтинник» Novi с двухцветным сиденьем мощностью 1,5 кВт обойдется в 2000 евро с одной батареей (48 В, 28 А·ч, вес 85 кг, автономность – 50 км) и на 1000 евро дороже – с двумя (95 кг, 100 км). Время зарядки одной батареи – всего 1,5 ч.




А вот 5-киловаттный Novum 77 – самый мощный в линейке. С батареей 60 А·ч он разгоняется до 85 км/ч и может проехать 80 км. Время зарядки – 3 часа. Стоит же он все равно дешевле многих – 5600 евро.






























Смешные трехколесные машинки с моторчиком на 780 Вт, несмотря на невысокую максималку (16 км/ч), способны преодолеть подъем в 16%. А 8 часов автономии – просто фантастика. Мечта шопоголика!




Фото к статье Три цвета: зеленый

  • _MG_8010.JPG
  • _MG_8012.JPG
  • _MG_8013.JPG
  • _MG_8014.JPG
  • _MG_8015.JPG
  • _MG_8174.JPG
  • _MG_8176.JPG
  • _MG_8177.JPG
  • _MG_8179.JPG
  • _MG_8180.JPG
  • _MG_8385.JPG
  • _MG_8403.JPG
  • _MG_8407.JPG
  • _MG_8409.JPG
  • _MG_8411.JPG
  • _MG_8412.JPG
  • _MG_8414.JPG
  • _MG_8421.JPG
  • _MG_8423.JPG
  • _MG_8424.JPG
  • _MG_8425.JPG
  • _MG_8426.JPG
  • _MG_8427.JPG
  • _MG_8428.JPG
  • _MG_8431.JPG
  • _MG_8433.JPG
  • _MG_8434.JPG
  • _MG_8435.JPG
  • _MG_8437.JPG
  • _MG_8771.JPG
  • _MG_8772.JPG
  • _MG_8808.JPG
  • _MG_8809.JPG
  • _MG_8810.JPG
  • _MG_8811.JPG
  • _MG_8813.JPG
  • _MG_8818.JPG
  • _MG_8819.JPG
  • _MG_8820.JPG
  • _MG_8821.JPG
  • _MG_8823.JPG
  • _MG_8827.JPG
  • _MG_8830.JPG
  • _MG_8842.JPG
  • _MG_8843.JPG
  • _MG_8844.JPG
  • _MG_8845.JPG
  • _MG_8846.JPG
  • _MG_8847.JPG
  • _MG_8855.JPG
  • _MG_8857.JPG
  • _MG_8859.JPG
  • _MG_8860.JPG
  • _MG_8861.JPG
  • _MG_8862.JPG
  • _MG_8864.JPG
  • _MG_8871.JPG
  • _MG_8873.JPG
  • _MG_8874.JPG
  • _MG_8876.JPG
  • _MG_8878.JPG
  • _MG_8881.JPG
  • _MG_8882.JPG
  • _MG_8884.JPG
  • _MG_8885.JPG
  • _MG_8886.JPG
  • _MG_8887.JPG
  • _MG_8889.JPG
  • _MG_8891.JPG
  • _MG_8895.JPG
  • _MG_8896.JPG
  • _MG_8897.JPG
  • _MG_8898.JPG
  • _MG_8899.JPG
  • _MG_8916.JPG
  • _MG_8917.JPG
  • _MG_8918.JPG
  • _MG_8919.JPG
  • _MG_8920.JPG
  • _MG_8922.JPG
  • _MG_8924.JPG
  • _MG_8925.JPG
  • _MG_8926.JPG
  • _MG_8927.JPG
  • _MG_8928.JPG
  • _MG_8929.JPG
  • _MG_8930.JPG
  • _MG_8932.JPG
  • _MG_8933.JPG
  • _MG_8934.JPG
  • _MG_8935.JPG
  • _MG_8936.JPG
  • _MG_8937.JPG
  • _MG_8938.JPG
  • _MG_8939.JPG
  • _MG_8941.JPG
  • _MG_8942.JPG
  • _MG_8946.JPG
  • _MG_8947.JPG
  • _MG_8950.JPG
  • _MG_8951.JPG
  • _MG_8952.JPG
  • _MG_8953.JPG
  • _MG_8955.JPG
  • _MG_8956.JPG
  • _MG_8957.JPG
  • _MG_8958.JPG
  • _MG_8959.JPG
  • _MG_8960.JPG
  • _MG_8961.JPG
  • _MG_8962.JPG
  • _MG_8963.JPG
  • _MG_8964.JPG
  • _MG_8970.JPG
  • _MG_8971.JPG
  • _MG_8972.JPG
  • _MG_8973.JPG
  • _MG_8974.JPG
  • _MG_8996.JPG
  • _MG_8997.JPG
  • _MG_8998.JPG
  • _MG_8999.JPG
  • _MG_9000.JPG
  • _MG_9001.JPG
  • _MG_9002.JPG
  • _MG_9003.JPG
  • _MG_9004.JPG
  • _MG_9005.JPG
  • _MG_9006.JPG
  • _MG_9007.JPG
  • _MG_9008.JPG
  • _MG_9009.JPG
  • _MG_9010.JPG
  • _MG_9011.JPG
  • _MG_9012.JPG
  • 1.jpg
  • 2.jpg
  • 3.jpg
  • 4.jpg
  • 2014_zero-sr_.jpg
  • 2014-zero-sr.jpg

Материалы по теме:

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .


↑ Наверх