Реплика: интервью с президентом мотоклуба «Ява Москва»

15 марта 2013

Как сказал Генри Форд, энтузиазм – это «непреодолимое желание и энергия для осуществления ваших идей». В России только неисправимый энтузиаст мог замахнуться ни много ни мало – на возрождение чешской мотоциклетной марки.


Реплика: интервью с президентом мотоклуба «Ява Москва»

Выпуск:
Журнал «МОТО» – март 2013

Автор:
Андрей «Котофей» КОЧЕТОВ, фото Евгения БОБРИКОВА

Просмотры:
19177

Комментарии:
11

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

Его зовут Павел Крючков, он президент мотоклуба «Ява Москва» и автор амбициозного проекта.

Павел, ты родом из 60-х. Что лично тебя связывает с маркой Jawa? 

С мотоциклами «Ява» дружу с детства. У отца были «старушки» – сначала 250, потом 350. В 1984 году на мое 17-летие бабушка с дедушкой подарили мне «634-ку», на которой я отъездил 10 лет. В 1994 году я продал ее (о чем до сих пор жалею), а в 2000-м в возрасте 33 лет меня вновь «пробило»: не могу жить без «Явы»! Купил старенькую «250-ку», привел ее в «близкое к заводскому» состояние. По случаю прикупил еще и модель 634–01 (или, как ее называли, «переходнушку»). А через год выехал с ними на шоу «Автоэкзотика» в Тушино. Ко мне подходило много людей, у которых тоже были «Явы», и они хотели общаться. Так в 2001 году образовался клуб «Ява Москва» – объединение владельцев чешской мототехники, созданное для общения, взаимопомощи, совместного участия в разных мероприятиях. С тех пор наша главная встреча проходит на «Автоэкзотике». В этом году в рамках 55-летия начала поставок «Явы» в СССР мы представили в Тушино 26 единиц мототехники марок «Ява» и «Чезет» разных годов выпуска. 

Как родился проект «Ява Реплика»? 

В 2011 году мы участвовали в выставке «Интеравто», и наша экспозиция привлекла массу народа. И снова я слышал то же, что из года в год: «Где купить «Яву»?» Отсылаешь их к российскому поставщику, но в ответ слышишь: «Нет, такую мы не хотим! Это какая-то пластмассовая фигня, а «Ява» должна быть железной». С 1957 до 1991 в Советский Союз было ввезено около 3 млн. чешских мотоциклов, и именно тот, классический облик стал дорог нашему человеку, рожденному в СССР. «Явы» делали его свободным хотя бы в передвижении в пространстве, ведь по большому счету именно на них путешествовали по всей стране. Они были не только красивыми, но и надежными, и удобными в эксплуатации машинами. Этого же люди хотят и сейчас. А еще – чтобы мотоцикл грел душу. Ведь для многих в марке «Ява» важна эмоциональная составляющая. В общем, после выставки мы с группой единомышленников решили воплотить в жизнь мою давнишнюю задумку – сделать новую «Яву» в облике легендарной «старушки». И не просто единичный экземпляр, а предложить наш проект чехам. И осенью 2011 года я отправился на завод. Это был не первый визит, я уже был знаком и с коммерческим, и с исполнительным директорами завода. Но они просто нанятые люди со своими обязанностями, не вершат политику и не могут сами принимать решения такого уровня… 

И чем же закончилась встреча с руководителями завода? 

Я встретился с президентом компании паном Иржи Герле и спросил: «А кто, собственно, придумал этот «волшебный» дизайн для Jawa-640 и -650?», он ответил что-то типа «мы проводили маркетинговые исследования». «Подождите! А где вы их проводили? В Чехии?..» Пришлось пояснить, что мнение чешской аудитории не совсем годится, чтобы, руководствуясь им, пытаться развивать новые модели, особенно если замахиваешься на экспорт. Рассказал: десять с лишним лет участия во всевозможных выставках показали, что людям интересна «Ява» в прежнем, классическом виде. А в новых моделях стиль, который всегда был у марки, пропал. И предложил ему вспомнить свое доброе прошлое, когда «Ява» была известна и популярна. Напомнил о практике известных авто- и мотобрендов, успешно выпускающих реплики своих классических моделей. Пан Герле обещал подумать. Позднее я получил ответ технического директора пана Вацека: на базе современных моделей это невозможно. Меня, «самоделкина» по природе, это удивило. Как это? Есть завод, есть станки, есть люди! И я предложил создать образец и показать, как мы это видим и каким хочет его видеть потенциальный российский покупатель. 

В этом году по договоренности с заводом и многими клубами любителей чешских мотоциклов «Ява Москва» организует международный мотопробег, посвященный 135-летию основателя фирмы Франтишека Янечека. Естественно, к пробегу допускаются только мотоциклы Jawa и CZ.

Мне отвечают: «Невозможно!» Предлагаю пари. «Хорошо! – говорят. – А сколько времени вам надо?» Я отвечаю, что готов за 4 месяца сделать из серийной модели Jawa-640 Lux реплику «старушки». Дело было в ноябре, а уже весной в Санкт-Петербурге на международном мотосалоне IMIS’12 мы представили результат нашей работы. Фотографии и техническое описание послали на завод. Пришел ответ, что после совещания, на котором в течение трех часов дизайнеры и инженеры изучали наш продукт, собравшиеся развели руками и признали, что русские их все-таки уделали! А у нас пошла череда выставок, где «Ява Реплика» получила массу позитивных откликов, которые укрепили нашу веру в то, что мы на правильном пути. Конечно, чехи не были готовы сразу ринуться в омут с головой. Для начала они сделали реплику переходной модели Jawa-638–5. И задали вопрос, готовы ли мы стать официальными дилерами «Явы» в России? Мы ответили, что готовы (даже зарегистрировали фирму ООО ТД «Ява Москва»), но при условии, что они вылечат две основные болячки, которые на протяжении 30 лет (с появления 634-й модели) сопровождают их мотоциклы. Первая – сочленение рамы с маятником, где полиуретановые втулки быстро выходят из строя, и вторая – рулевая колонка с засыпными подшипниками. «Ява» ответила, что готова. 

С образом – понятно. А что с технической составляющей? Ведь она далека от совершенства, уже начиная с архаичного двигателя… 

До последнего времени у «Явы» не было своего 4-тактного двигателя. Пока свой у них только 350-кубовый двухтактник. 660 Sportard они выпускают с двигателем Minarelli, на модели «Классик», «Стелс», «Дакар» ставили Rotax, есть и модель с 250-кубовым тайваньским четырехтактником. Я говорил с хозяином и руководством завода о том, что «Яве» нужен собственный мотор средней кубатуры (500– 750 см3). Сейчас они работают над этим. Чехи уже сделали двигатель рабочим объемом 1000 см3 и 1200 см3. Спору нет, он неплох. Но это уже категория тяжелых мотоциклов, не та ниша, которую всегда занимала Jawa. 

А может, лучше покупать двигатели известных брендов? Не отразятся ли амбиции на качестве? 

Надеюсь, что нет. Судя по тому, как идет создание 1000-кубового мотора, процесс этот скрупулезный и взвешенный с долгими доводками и ходовыми испытаниями. Они обещают запустить его в серию уже в этом году. Мне даже удалось посидеть на предсерийной машине, заточенной под спортбайк, которая будет комплектоваться этим двигателем. В дальнейшем обещают и классику. В будущем нам бы хотелось поэкспериментировать с этим мотором, вплоть до квадроцикла и снегохода… 

Вам?! То есть у ТД «Ява Москва» настолько далеко идущие планы? 

Да, планов у нас много, но всему свое время. Сейчас мы ведем предварительные переговоры, пока договорились о кооперации. Возможно, будет совместная разработка… На сегодняшний момент «Ява Москва» – не просто представитель-продавец продукции чешского мотозавода, а еще и производитель, мелкосерийно выпускающий нашу разработку – модель «Ява-360 Реплика». Из Чехии мы получаем технический комплект (рама, двигатель, колеса, тормозная система, внутренняя электрика), а здесь дорабатываем, собираем, изменяем некоторые комплектующие и изготавливаем обвес. Помимо этого, занимаемся ремонтом и реставрацией старых моделей. 

То есть вы планируете создать российский филиал завода? 

Назвать это филиалом было бы несколько неверно, ведь он предполагает некое совместное производство, корпоративное управление и т.п. Мы сами этого не хотим, потому что сейчас свободны в выборе форм и методов, связанных с конструированием и изготовлением. Мы в праве не оглядываться на завод. На большом производстве много времени уходит на малейшие изменения в конструкции. Когда встал вопрос о постановке «Реплики» на конвейер, чехи попросили минимум полгода на подготовку технической документации и дооснащение предприятия, хотя мы представили разработки всех необходимых комплектующих. Поэтому завод и настоял на мелкосерийном выпуске модели именно сейчас, хотя для нас это сложнее, а для покупателя ощутимо дороже. 

Но сможет ли сам завод набрать обороты? Вы видите перспективу? 

Чехи уже сейчас способны выйти на прежний уровень производства – порядка 100 000 мотоциклов в год. Все упирается в партнеров, которые были бы готовы продвигать продукцию. Если смотреть правде в глаза, то у завода не самое прекрасное состояние, и он не готов делать серьезные вливания в рекламу, пиар и прочую раскрутку на территории других стран. Хотя Чехия – это не основной рынок сбыта. Основной потребитель – это рынок внешний, в первую очередь Латинская Америка. Как бы странно это ни звучало, но «Яву» экспортируют даже в такие избалованные страны, как Англия, Германия, Франция, Финляндия. 

За счет чего же достигается конкурентоспособность? 

В первую очередь за счет цены. К тому же «Ява» достаточно надежна и имеет доброе имя. Может быть, она чуть дороже «китайца», который разваливается через год, но куда дешевле японских аппаратов. Например, модель Jawa-640 Premier стоит в России 130–140 тыс. рублей, а за эти деньги никакой новый «японец» купить невозможно. Вообще, каждый товар найдет своего покупателя. Jawa – это массовый мотоцикл для нашей провинции, нашей глубинки. Она проста, легка в ремонте, достаточно надежна, многофункциональна. А что до запчастей, то мы уже начали крупные поставки их в Россию. Многие взаимозаменяемы с моделями ранних годов выпуска. 

Вот вы говорите о надежности. Но на наших тестах и «Премьер», и «Спортард» показали себя не с лучшей стороны… 

Здесь я соглашусь, у нас и самих достаточно претензий по качеству сборки и отдельных комплектующих. И сейчас на переговорах с заводом это основной момент. Ведь на нас, как дистрибьюторов, ложатся не только продажи, но и гарантийное обслуживание, и ремонт. Есть определенные проблемы с запчастями, которые чехи получают от смежников. Продукцию заводов «Иков» и «Пал» заменили на тайваньскую. Мы стараемся давить на завод, чтобы они более трепетно относились к качеству комплектующих и подбору смежников. Ведь «Ява» всегда славилась своей надежностью, а сейчас без предпродажной подготовки начинают вылезать детские болезни. Надо вернуть ту систему контроля качества, что была в социалистические времена. Ведь качество тех мотоциклов было замечательное! Возможно, со мной кто-то не согласится. Но и в те времена «Ява» требовала, чтобы с ней обращались так, как написано в инструкции. Если предписано менять тогда-то масло или цепь, то надо менять. А у нас же порют ее, пока пополам не переломится, а потом начинают поднимать из руин. Я на своей «634-ке» за 10 лет проехал более 100 000 км, используя ее от снега до снега. И ни разу она меня не подвела. 

Готова ли Jawa пойти на это? Или им проще не заморачиваться и по-прежнему отправлять продукцию в третий мир? 

Нет, завод заинтересован в возврате на наш рынок. Потому что поглотить столько, сколько сможем мы, не сможет, пожалуй, никто. Но для этого нужно работать и исправлять отрицательные моменты, нажитые за прошедшие годы упадка. Нынешний владелец завода пан Герле приобрел его в 2001 году, когда тот уже лежал на боку. И являясь крупным уважаемым в Европе бизнесменом, он вливает в производство мотоциклов средства за счет своего основного бизнеса. Можно сказать, что Jawa с колен уже поднялась, но плечи еще не расправила. 

Изменится ли цена мотоцикла, если Jawa согласится перейти на более качественные и дорогие комплектующие? 

Это ощутимо в мелкосерийном производстве, а на уровне завода незначительно. Уверен, что покупатель заплатит на 5–10 тыс. рублей больше, получив при этом по-настоящему надежный мотоцикл. 

Какая цена «Реплики» сейчас? И насколько она снизится, если мотоцикл все же попадет на конвейер? 

«Реплика» позиционируется как дорогая игрушка. Фетиш. Сейчас практически половина мотоцикла изготавливается вручную, а это достаточно трудоемкий процесс. Поэтому продаем его за 320 тыс. рублей. Но в таком варианте мы за качество и надежность ручаемся! Думаю, серийная модель будет стоит на 70–100 тыс. рублей дешевле. 

Как вы оцениваете ваши шансы наладить бизнес? Вы же не первые, кто пытается продавать «Яву» в России… 

По моему мнению, прежний дилер работал как умел. Я считаю, что сейчас помочь заводу могут только фанатики «Явы» (в хорошем смысле слова). То есть люди, которые искренне любят эту марку. Поэтому рассматривать наш проект как чисто коммерческий было бы неправильно, ведь с этой точки зрения это не самое удачное приложение сил. Но, как энтузиаст, я уверен, что мы справимся!

Историческая справка

Государственная корпорация JAWA-CZ объединяла целый ряд предприятий, таких как Jawa в г. Тынец-над-Сазавой, завод «Ява-Дивишов» (выпускавший спортивные мотоциклы), завод «Чезет» и другие. Это была социалистическая кооперация при плановой экономике: отдельно производили моторы, отдельно выпускали колеса, тормозные системы и т.п. 

Был завод Pal, который делал электрику, был Jikov, производивший карбюраторы… И все в одночасье развалилось! После разделения Чехословакии ситуация у них немногим отличалась от российской. В 1996-м произошла так называемая приватизация. Закупки по госконтракту с Советским Союзом прекратились, а мы были крупнейшим потребителем. 

Завод Cezet был куплен «Кадживой», которая потом тоже ушла в небытие. Оба завода Jawa стали самостоятельными юридическими лицами со своими хозяевами. Спортивное направление пошло своим путем, достаточно успешным, ведь «Ява-Дивишов» – завод полного цикла. А основное предприятие, чтобы как-то оптимизировать расходы, стало избавляться от лишних площадей, мощностей. 

Были распроданы цеха, где находилось моторное производство, ковка, гальваника и т.п. Основная часть оборудования была перевезена в Тынец-над-Сазавой. А оборудование, производившее запчасти для ранних моделей, было распродано. Его скупили чехи, растащили по гаражам. И сегодня все детали для старых «Яв» делаются в маленьких чешских кооперативах, но на заводском оборудовании. Слава богу, его не сдали в утиль! А основной завод перешел преимущественно на выпуск 640-й модели.

 

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .

Страницы: 1 2 След.
Мне нравится0
Людвиг Лебовски
Паша молодец! И статья хорошая. Желаю тебе удачи.
Имя Цитировать Мне нравится0
Мне нравится1
Виктория
Здравствуйте, я из Украины. Подскажите пожалуйста, где можно достать качественные свечи и контакты на 6-ти вольтовую Яву? Меня брат попросил узнать.
Имя Цитировать Мне нравится1
Мне нравится0
Paranormal attack
Jawa для нас всегда останется Явой! Мне кажется что нужно чтобы чехи дальше развивали серию классических мотоциклов по примеру ройал инфилд. А поучится стоит у героя статьи!
Имя Цитировать Мне нравится0
Мне нравится0
Сергей
ВОТ ЭТО ДЕЛО : Родственные нам по языку чехи дельниками называют рабочих, т.е. тех,кто по корню этого слова занимается делом. Павел Крючков со товарищи- молодцы! Дело реплики ЯВЫ-350 из 60-70-х сделали на "великолепно"! Браво! Рад , что и чехам эта работа понравилась! Вот это дельники! Вот это дело!
Имя Цитировать Мне нравится0
Мне нравится0
Анатолий
Дорогие друзья.Увидел и послезился.Спасибо.Но у вас модель на фото 3600.Я считаю,что она лучше 634,которая пришла на смену 3600.,у нее движок мягче работал .Мы 634 не любили, эта модель наш ИЖ напоминала,и формой и грубым движком,а движок 3600 урчал,шелестел.Я всегда только рукой, мою любимую, заводил.А потом мне привезли ЯВу-Калифорния,с топливной системой ОЛ-МАСТЕР.,делали только для американцев.Сборка была получше,чем для СССР.Еще раз спасибо.Я живу в Тушино,на всех авто-мото праздниках бываю,так что до встречи.Анатолий.
Имя Цитировать Мне нравится0
Мне нравится0
Марат
Полезное дело. Заказал за 200 тыс руб. Яву Реплика. через дилера в Казани. Надеюсь все будет работать надежно как и раньше. Раньше у меня была 638\5 12 вольт. Ни разу не подводила технически.
Имя Цитировать Мне нравится0
Мне нравится0
марат
Вообщем купил эту Реплику и очень разочарован.Сборка отвратительная,комплектация просто китай. Купив в Казани и пока перегонял в Тольятти, потратил 9 часов на дорогу. Причина;не затянута крышка левая,течь масла. Перестал работать китайский поворотник,не держит сальник стык глушителя. Двигатель не держит нормальные обороты,троит. Так что вместо наслаждения,будем заниматься доделками и переделками.
Имя Цитировать Мне нравится0
Мне нравится0
Эдуард
Приветствую всех явистов! На днях купил 638-ю и надо отремонтировать двигатель, мож ктот порекомендует хорошего специалиста, который шлифует цилиндры и востанавливает коленвалы в Москве
Имя Цитировать Мне нравится0
Мне нравится0
Guestt
Если бы уважаемый Павел платил зарплату своим подчинённым...
Имя Цитировать Мне нравится0
Мне нравится0
Barbara
Adidas Stan Smith grey suede
Nike retro trainers
Back to the future Nikes
Pandora charm 2019
New shoes 2019 Adidas
Pandora photo charm
Nike Air Jordan retro 2
Nike gatorade shoes
Trend Nike shoes 2019
Black and white Yeezys
Adidas mens sale
Air Max shoes
Nike Air Max 95 se
Adidas 5 star
Nike air shox
Pandora horseshoe charm
Pandora radiant elegance ring
Pandora houston
Nike 97 grey
Kolor Ultra Boost 2019
Pandora bracelet extender
Nike zoom pegasus womens
Adidas Superstar adv
Nike air 2019
Adidas NMD womens size 5
White Adidas shoes Ultra Boost
Pandora infinity ring
Yeezy 350 size chart
Off White Nikes for sale
Lebron boys basketball shoes
Grey Yeezy
Nike dunk sky hi black
Nike primeknit
Nike Air Max torch 3
Adidas Ultra Boost mens size 10
Yeezy 700 v2
Pandora charms 2019
Adidas Originals dragon
Green Adidas shoes womens
Sean wotherspoon Air Max 97
Off White 13
Pandora wedding charms
Louboutin nude heels
Nike volt running shoes
Best Nike running shoes for women
Nike air trainer 2019
Pandora birthday cake
Womens Air Force 1
Kids af1
Nike presto premium
Womens black Adidas shoes
Purple Vapormax
Nike Kyrie boys
Vapormax plus tropical sunset
White Air Forces women's
Adidas Yeezy Boost 2019
Nike Air Max kantara
2019 Yeezy release
Yeezy style
Adidas Superstar junior size 5
Pandora outlet
Yeezy wave runner 700 for sale
Af1 sail
Nike Huarache run ultra
Pandora sister charm UK
Nike outlet friends and family
Nike Off White shop
All white shell toe Adidas
Cortez kenny
Adidas NMD r2 black
Adidas Superstar platform
Adidas Boost sale
Black NMD
Air Force mid
Pandora spain
Adidas ultraBoost x
Men's Adidas camo shoes
Yeezy 150
Pandora birthstone rings
Adidas Ultra Boost st review
Asics nimbus 17 sale
Air Jordan 1 yellow
Gel lyte iii
Nike vapor
Adidas gazelle kids
Pandora rope bracelet
Louboutin purse
Nike 5.0 mens 2019
Adidas zx 5000
Pandora jewelry usa
Nike Air Force 1 mid boys
Nike flight bonafide
Adidas NMD og
Nike Air Max tuned
Adidas new running shoes 2019
Retired disney Pandora charms
Red Bottom shoes meaning
Custom Air Max 95
Nike Air Max velvet
Nikelab women
Adidas ax2
Pandora earrings
Nike acg boots
Vapormax flyknit
Nike air red
Nike Cortez jewel
Black Asics womens
Nike tech
Red Air Max 97 mens
Nimbus
Adidas Yeezy 700
Pandora heart charm bracelet
Nike presto extreme
Adidas Yeezy australia
Asics tiger womens
Pandora spring sale 2019
Black Adidas running shoes
Neon Lebrons
Adidas NMD xr1 white
Nike free 5.0 running shoes
New Nike Air Vapormax 2019
Adidas Ultra Boost 2.0 white
Adidas Boost girls
Nike Air Max 98 men
Nike fitsole shoes
Estore us Pandora
Air Max 970
Adidas NMD xr
Goyard sizes
Pandora accessories
Adidas tubular shadow trainers
Nike shoes list 2019
Adidas training shoes womens
Adidas Superstar womens size 6
Adidas Superstar release date 2019
Nike sideline 3
Nike retro 1
Adidas us site
Nike racing shoes
Nike free rn 2019 limited edition
Promo code Adidas
New Pandora Bracelet
Air Max 93 og
Adidas shop london
Nike air epic speed tr ii
Gel kinsei
Pandora silver bracelet
Adidas Superstar 2g
Olive Vapormax
Pandora charms outlet
Zx flux black
Nike hyperdunk 2019 Off White
Jordan 25
Air Max cb 94 low
Pandora letter necklace
Custom Air Max
Nike dunk sky hi women's
Asics gel tech walker neo 4 women's
Nike 97
Where to buy Off White
Best Adidas running shoes
Air Jordan space jam
Adidas NMD r1 olive green
Womens Louboutin heels
Pandora petite Charms
Adidas outlet women
White Air Max
New Nikes
Nike men's downshifter 6 running shoes
Nikelab
Nike Air Max 97 mens blue
NMD primeknit r1
Adidas outlet store locator UK
Ultra Boost st womens
Adidas black NMD womens
Asics gel lyte speed
Nike speed turf
NMD japan white
Pandora jewelry coupons
Adidas Superstar infant
Nike free rn flyknit 2017 men's running shoe
Nike zoom rev 2
Adidas Alphabounce sale
NMD release 2019
Adidas Boost
Pandora joyeria
Adidas gazelle pink
Yeezy yellow
Christian Louboutin online
Goyard crossbody price
Adidas shoes 2019
Pandora christmas 2019
Pandora reindeer charm
Pandora rose gold Charms
Asics gel tennis shoes womens
Nike mogan mid
Air Max 97 yellow blue
Nike kd 2
Nike bhm
Nike kdx
Air Max 97 2019
Christian Louboutin 85mm
Adidas shoes clearance
Nike Air Huarache ultra se women's
Cheap Air Force 1
Nike shox nz
Nike Kyrie
Yeezy Boost 700
Air Jordan 1 mid black
Nike suede
Nike Air Max 97 swarovski
Nike Kyrie 2
Nike Air Max 90 ultra
Nike zoom streak 6
Nike Vapormax grade school
Asics gt 3000 womens
Имя Цитировать Мне нравится0
Страницы: 1 2 След.
 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
 
Социальные комментарии Cackle
↑ Наверх