Без экспансий и потрясений

26 февраля 2015

Наступивший год обещает стать непростым для российского мотобизнеса. Перспективы рынка мы обсудили с президентом компании «Байк Ленд» Борисом Бурденко.


Без экспансий и потрясений

Выпуск:
Журнал «МОТО» – февраль 2015

Автор:
Андрей «Котофей» КОЧЕТОВ, фото автора

Просмотры:
3143

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

Лет пять назад бренд «Байк Ленд» ассоциировался с Suzuki, а сейчас – с KTM и Arctic Cat. C чем связана такая переориентация? 

Никакой переориентации нет. Мы как занимались Suzuki, так и занимаемся. Много лет назад мы самостоятельно импортировали мототехнику Suzuki, и во всех розничных российских салонах в основном продавались мотоциклы, импортированные нашей компанией. Сейчас мы дилеры и продолжаем работать с Suzuki. Да, появилось множество других дилеров, но я думаю, что мы до сих пор продаем больше всех мотоциклов Suzuki.


Вы генеральный импортер КТМ? 

Эксклюзивный! По российскому законодательству двух импортеров быть не может.


А с Arctic Cat? 

Мы были импортерами мотовездеходов Arctic Cat. Год назад контракт закончился. Мы не посчитали нужным его пролонгировать, решив остаться просто дилерами. Но на данный момент наши складские запасы позволяют поддерживать практически полный ассортимент во всех салонах.


По Kawasaki вы тоже дилеры? Есть ли внутренняя конкуренция между брендами? 

Да, мы являемся дилерами Kawasaki. Мы стараемся избегать конкуренции брендов внутри компании – это касается и мототехники, и экипировки. Одна из основных задач – предложить нашему покупателю полный ассортимент товаров в каждом ценовом сегменте.


Как прошел 2014 год? 

Стабильно. На рынке обозначился спад продаж. Но нашу компанию он не затронул. Мы как продавали примерно 3000 единиц в год, так и продаем. Из них КТМ – более 1000, это небольшой рост по сравнению с прошлым годом. По Suzuki рост составил более 35 %, но это связано с тем, что в 2013 году их мало завезли в Россию. На данный момент у нас в остатках нет ни одного мотоцикла Suzuki. По Kawasaki есть незначительное падение продаж, что связано с различными факторами. Если говорить об остатках, то «сток» есть, но очень маленький.


На какие направления собираетесь делать ставку в наступившем году? 

Наш ассортимент не изменится. Предложим покупателям все то, что было и в ушедшем году, а дальше будем смотреть на реакцию рынка и оперативно реагировать на изменения. Я думаю, что продажи должны упасть. Если брать кризис 2008 года, то тогда продажи упали в среднем на 40 %, а у нас – не более 25 %. На данный момент мы чувствуем себя вполне уверенно. Пытаемся оптимизировать расходы, часть зданий у нас в собственности, и мы не зависим от арендных платежей. У нас хороший товарный запас и отличные отношения с поставщиками, которые понимают, что происходит у нас в стране. Мы совместно разрабатываем стратегию продвижения брендов, особенно в период кризиса.


Какие опасения в связи с кризисом? 

На мой взгляд, ничего страшного. Мы это проходили не один раз. Ничего нового. Понятно, что мотосегмент – это не товары первой необходимости, поэтому в количественном выражении спад будет приличный. Может быть, кто‑то и закроется.


Думаете, по сценарию 2008‑го? 

Есть анекдот: В 2008‑м люди покупали спички, соль, сахар, крупу… А сейчас квартиры, машины, холодильники, телевизоры. Конечно, он другой, конечно, он случился не по тем же причинам. Хотя внешняя ситуация похожа. Возможно, выходить из него будем дольше, но с меньшими потерями. Если, конечно, государство не будет мешать работать…


А что в этом плане изменилось с 2008‑го? 

Государство вводит новые налоги, абсолютно не просчитывая ситуацию. С 1 июля вводится дополнительный налоговый сбор с торговых объектов. По факту это увеличение арендной ставки приблизительно на 25 %. Как результат, многие ужмутся в площадях, переедут в другие регионы, уйдут в интернет. В итоге арендодатели потеряют аренду и недоплатят налоги в бюджет. Много людей останется без работы, а значит, не будет и налога с зарплат. Такое впечатление, что депутаты абсолютно оторваны от жизни. Почему не заняться очевидным, как, например, иностранными интернет-магазинами, которые импортируют сюда товары на миллиарды и при этом вообще не платят налогов, пошлин, НДС, зарплат российским гражданам?


А вы собираетесь развивать интернет-площадки? 

Да. В прошлом году мы уже начали работать в этом направлении и будем его развивать. Торговать будем всем, чем торгуем и в розницу и по той же цене. У интернет-магазина есть свои нюансы. Например, при покупке экипировки надо точно знать модель и размер, который вам подойдет. Но если нужно выбрать, сравнить, примерить, то нужно прийти в магазин. Можно, конечно, так выбрать, а потом заказать в интернет-магазине, но вопрос: зачем? Купить запчасть можно, но если ты сам в этом разбираешься и чинишь мотоцикл сам. То же и с резиной: проще привезти мотоцикл, сразу купить и «переобуться» на сервисе. 

В 2014 году КТМ впервые в своей истории вышел за отметку «100 000 мотоциклов в год» – не в последнюю очередь благодаря легким родстерам индийского производства.


Этот налог – сугубо московское изобретение? 

Нет. Он вводится в трех федеральных городах (Москва, Петербург и Севастополь), и их власти могут их отменить или изменить. Мы слушали речь президента. Обычно он не ошибается. Но когда он сказал, что вся розница Москвы заплатила пару десятков миллионов рублей налогов за год… Это была ошибка на несколько порядков. Любой крупный сетевой магазин платит больше этой суммы. А учитывая их огромные площади, этот налог значительно поднимет стоимость аренды. Москва и федеральный бюджет точно потеряет деньги. Если они вовремя поймут и отменят, то потребуется, конечно, какое‑то время на восстановление. Но если не поймут, то это станет серьезной проблемой. Придется думать, как работать по‑другому. В рамках закона, конечно.


А что больше просядет? Мотоциклы? Квадроциклы? 

Думаю, все одинаково. В московском регионе не первый год отмечается спад в продажах снегоходов. И даже не из‑за кризиса. Первые снегоходы покупали люди с деньгами, которые легко их тратили, катались, получали удовольствие. Сначала человек катался каждые выходные, на следующий год – уже раз в месяц. А еще через год он к нему вообще не подходил. Люди уже накатались, и снегоход оказался не нужен. Плюс малоснежные зимы, плюс все Подмосковье застроено – и кататься стало негде. Это дорогая и не очень практичная игрушка. За Уралом или в Заполярье снегоход – это жизненная необходимость, средство передвижения. А там марку держат наши «Тайги» и «Бураны», которые недороги и ремонтопригодны в местных условиях. Но из‑за кризиса продажи все равно упадут. Вообще, российский рынок мотоциклов настолько мал, что должен расти несмотря ни на что. Но не в этом году.


Что будет с ценами? Будете привязываться к евро? 

Мы не можем не привязываться к евро. Мы платим за товар в евро, долларах или японских йенах и таможенные пошлины платим исходя из цены закупки. Но наша ценовая политика такая: розничная цена товара должна быть такая же, как и в Европе. По-другому мы не работаем. Поэтому для клиентов, у которых есть дисконтные карты «Байк Ленд», это абсолютно выгодно. В первую очередь это касается экипировки и аксессуаров, с мотоциклами ситуация чуть сложнее… Но, например, кроссовые КТМ стоят как в Европе, а дорожные немного выше.


Экспансию за счет новых брендов не планируете? Дистрибьюция, розница? 

Нет. Сейчас не время выводить на рынок новые бренды. Основная задача – увеличить долю рынка с существующими брендами.


Сколько у вас магазинов в России? 

Восемь. В Москве – три. В следующем году планируем открытие еще одного в столице, на Каширском шоссе. Также к нам обращаются компании, желающие открыть магазины по франшизе. Вообще, все магазины за пределами столицы работают по франшизе. Также на начало года намечен переезд филиала с шоссе Энтузиастов – не смогли договориться с арендодателем. Новый магазин будет расположен на первой линии Щелковского шоссе и в шаговой доступности от метро Черкизовская.


Как идут продажи экипировки? 

За последние годы все несколько изменилось, потому что появилось много новых брендов. Если раньше в России те же шлемы Lazer продавались по 15 000 шт. в год, потому что не было большого выбора других брендов в этой ценовой категории, то сейчас конкуренция значительно больше. Есть рост по премиум-сегменту – Shoei, Schuberth, которые производятся в Японии и Германии. Остальные, какие бы замечательные они ни были и какое бы красивое имя не носили, сейчас производятся в Китае, и, по сути, мало чем отличаются друг от друга, а порой делаются на одних и тех же заводах. Да, они отличаются от чисто китайских, но только потому, что у них лучше контроль качества, лучше инженерные разработки, лучше покраска, упаковка, маркетинг и т.п. Будущее за сильными брендами, такими как Alpinestars, Shoei, Arai и т.д.


Какие прогнозы на этот год? Будет ли «схлопывание» и перераспределение по сегментам? 

Я думаю, что перераспределения не будет. Вряд ли человек будет покупать что‑то дешевое с сомнительным качеством, лишь бы купить. Многие уже поняли, что от качества зависит их собственная безопасность, а иначе можно ездить в футболке и джинсах и вообще денег не тратить. Я думаю, люди просто будут бережнее относиться к деньгам и если покупать, то одну, но качественную вещь. 


А мотошины Michelin, с которыми компания впервые официально вышла на российский рынок в 2014 году? Вы просто дилер? 

Раньше мы были импортерами. В прошедшем году компания Michelin полностью изменила систему продаж в России. Теперь она самостоятельно импортирует мотошины в РФ. А дистрибьюцией занимаются несколько российских компаний, в том числе и мы. Агрессивная ценовая политика компании Michelin позволила нам увеличить продажи в несколько раз и составить конкуренцию не только «Данлопу» и «Пирелли», но и китайским производителям. Я думаю, что эта тенденция сохранится и в следующем году.


У вас было направление зимних шин IRC. Оно еще существует? 

В России зимняя резина не пошла. Ее покупали для летнего сезона, она была мягкая и отлично держала дорогу, но, естественно, и быстро изнашивалась. Люди не готовы платить нормальные деньги за то, что быстро изнашивается, а зимой у нас практически никто не ездит. Возможно, это актуально для Европы с ее относительно мягкими зимами и отсутствием на дорогах грязи и реагента. У нас это просто невозможно. И мы отказались от этого направления. 


То есть на следующий год вы придерживаетесь консервативного сценария: по дистрибьюции оставить те бренды, что есть, а экспансию осуществлять по розничным точкам? 

Нам сейчас стало немного проще: не нужно думать за весь рынок, об этом думают сами производители. Например, Alpinestars расширил гамму продукции за счет более бюджетных моделей. У них есть модели высокой ценовой категории, средней и «бюджетной». Не в ущерб качеству, конечно. И сейчас можно приобрести Alpinestars в ценовой категории других, менее именитых брендов. По тому же пути пошел и Schuberth, сохранив на рынке модель шлема С-3.


То есть теперь затариваться экипировкой в Европе смысла не имеет? 

В Европе прежде надо найти магазин, где то, что вам нужно, есть в наличии. Они говорят: «Пожалуйста! Послезавтра мы привезем то, что вам нужно!» То есть для покупки вам понадобиться сидеть на одном месте несколько дней. Возможно, получится вернуть НДС, но тут надо сравнивать цены – может, что‑то выиграешь, а может и нет. Но вы не сможете вернуть товар или отремонтировать его по гарантии в России. Например, согласно гарантийной политике компании Cardo Systems, которые выпускают блютус-гарнитуры под брендом Scala Rider, гарантия на продукцию поддерживается, только если товар был официально импортирован в Россию. Определить это просто, т.к. все гарнитуры имеют уникальный номер, и по нему элементарно определить, в какую страну была отправлена та или иная гарнитура.


Как обстояли дела с продажами в регионах? 

Они выросли – и сильно. Но у нас стало гораздо больше дилеров, поэтому сложно сказать, вырос ли там рынок в целом. В прошлом году мы построили новый офисно-складской комплекс, в котором есть всё, чтобы правильно организовать работу с нашими дилерами. И большой склад с укомплектованной командой складских работников, и конференц-зал для проведения конференций и технических тренингов. Не без гордости могу сказать, что на данный момент любой заказ обрабатывается и собирается в течение трех часов. Это большие и абсолютно правильные инвестиции в бизнес.


Собираетесь ли вы по примеру BMW или Ducati поддерживать клубы КТМ в России, развивать с ними сотрудничество, проводить мероприятия? 

Я пока не знаю таких организаций. От кого‑то слышал, что есть какой‑то КТМ-клуб, но я не понимаю, чем он занимается, кроме как торговлей запчастями, одеждой и т.п. из Америки или Европы, ввозимых без каких‑либо таможенных и сертификационных процедур. Создавать свой… пока не знаю. У нас есть, конечно, некоторая свобода действий, но мы ограничены правилами КТМ. У компании нет своего КТМ-клуба. Все организации любителей марки КТМ являются частными. Мы готовы работать с любыми клубами.


Какие мероприятия планируете по продвижению КТМ? 

Мы собираемся проводить презентации всех новинок из модельного ряда КТМ, планируем провести «офф-роад дэй», на котором покажем всю внедорожную линейку 2016 года.


Как обстоят дела с электрической программой КТМ? 

Пока эти мотоциклы продаются лишь в некоторых странах Европы. Как только компания КТМ будет готова продавать электробайки в Россию, мы их обязательно привезем.

Главные новинки КТМ в этом году – легкий спортбайк RC390, кроссовер 1050 Adventure и турэндуро Super Adventure 1290.


Видите ли вы перспективу этих аппаратов у нас? 

Сложно сказать, но лично у меня отношение скептическое. Любое ноу-хау везде, особенно в России, поначалу всегда встречало сопротивление, неприятие, недоверие. Так было с автоматическими КП, системой ABS и т.п. Но тут еще другой фактор: я видел, как он едет по кроссовой трассе. У меня какая‑то психологическая несостыковка: он едет абсолютно тихо, все прыжки, развороты, ускорения – все совершенно беззвучно. Не уверен, что мне это нравится. Думаю, что большинству покупателей тоже. По части экономии денег на топливе… сомнительно. Новый аккумулятор стоит столько, что дешевле всю жизнь ездить на бензине.


Может, покупать будут жители коттеджных поселков, чтобы не беспокоить соседей? 

Думаю, это маловероятно. Проще и куда дешевле купить китайский электроскутер. Для этого не нужен кроссовый мотоцикл. У него другая задача. КТМ начал разработку электробайка как кроссового мотоцикла. А Free Ride появился позднее. Да и он, в общем‑то, не для езды по поселку… Думаю, что вряд ли стоит ожидать каких‑то серьезных продаж, но мы готовы ими торговать, как только КТМ будет готов отправить их в Россию.


И омологировать их для дорог общего пользования

Мы пока не получали документов по европейской омологации. Российская омологация делается на основе европейских документов. Естественно, это деньги, это время, это усилия. Но даже если продажи не превысят нескольких мотоциклов в год, мы все равно это сделаем.


Когда ожидаете от КТМ отмашки? 

В любой момент. Может, даже этой весной. Они над этим работают.


Вы так и останетесь дистрибьютором или КТМ откроет свое представительство? 

Есть компания «КТМ МОТО РУС», которая фактически и есть представительство КТМ в России. Со временем КТМ станет совладельцем этой компании. Так должно быть. Я об этом знал 10 лет назад, я бы сделал это еще вчера, но они пока не очень этого хотят. У КТМ такая практика по всему миру: они не заходят сами, как другие бренды, не отодвигают дистрибьютора, а работают с ним вместе. Их задача – улучшить сервис. Если для этого нужно получить долю в бизнесе, они это делают. В этом году к нам приедет сотрудник КТМ, который будет работать с нами в офисе на протяжении двух месяцев. Лично я хочу, чтобы КТМ стал совладельцем, мне так больше нравится. Не хочу нести единоличную ответственность за весь рынок КТМ в России.


 

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .

Социальные комментарии Cackle
↑ Наверх