Арктика 1500: снегоход с «жигулевским» двигателем

29 декабря 2014

Челябинские снегоходы настолько суровы, что им все равно, что тащить на крюке – хоть внедорожник, хоть мамонта. Примерно такие мысли приходят на ум, когда смотришь на предсерийную «Арктику» – не простой утилитарный снегоход, а настоящий снежный тягач.


Арктика 1500: снегоход с «жигулевским» двигателем

Выпуск:
Журнал «МОТО» - декабрь 2014

Автор:
Дмитрий ФЕДОТОВ, фото автора и производителя

Теги:
Арктика / Снегоход / ВАЗ / Жигули /

Просмотры:
30563

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

Идея такой машины могла зародиться только в окрестностях Челябинска. Судите сами: две 500-миллиметровые гусеницы, масса лишь немногим меньше пяти центнеров и «полуторалитровый» двигатель. Утилитарник? Безусловно. Только сравнивать его не с кем: ближайший конкурент – легендарная Alpina Sherpa, но у нее более мощный мотор, да и ценник почти в четыре раза выше. 

Мотор же «Арктики» – наш, вазовский. Передние стойки того же производителя. Гусеница из Рыбинска. Раму, как и пластик, пока делают в Китае. Главное преимущество такого подхода – отсутствие проблем с запчастями и хорошая ремонтопригодность. 

Собрана машина аккуратно: ни качество окраски, ни крепость сварных швов вопросов не вызывают. Озадачило отсутствие традиционного курка газа. На «Арктике» стоят обычные мотоциклетные пульты и мотоциклетная же ручка газа. Непривычно, а главное – небезопасно: при резком рывке рука сама отпустит курок, а в ручку, наоборот, вцепится.

Впрочем, рывков пилоту «Арктики» бояться не стоит: разгоняется снегоход плавно, да и молниеносным набором оборотов «восьмерочный» мотор никогда не славился. Машина трогается с двух тысяч и продолжает разгоняться, пока стрелка тахометра не доберется до 5 тысяч, что соответствует скорости около 80 км/ч. Силовой агрегат вполне подходит этому аппарату, чего не скажешь о трансмиссии. Мало того, что селектор переключается с трудом (порой для подключения нужного режима приходилось глушить мотор), так еще и передаточные числа подобраны плохо. Сейчас ремень вариатора буксует даже при небольших нагрузках, но производитель обещал переделать трансмиссию к началу серийного производства. 

Пара гусениц от рыбинской «Тайги» крутится на 42-х роликах и стоит на двух «ломающихся» рамах. Большая площадь обеспечивает минимальное давление на поверхность, а «ломающаяся» рама улучшает проходимость.

Есть претензии и к передней подвеске: в угоду стоимости и унификации, демпфирующие элементы подвески позаимствовали у ВАЗ-2109, а пружины навили по собственным расчетам, из довольно тонкой проволоки. В итоге «телескопы» наполовину сжаты массой снегохода, и заявленный ход в 170 мм не ощущается, а на больших ямах и при прыжках подвеску вовсе пробивает. Сзади картина лучше: 4 тайваньских гидропневматических амортизатора работают на твердую четверку и, хоть и не отличаются большим ходом, должный комфорт обеспечивают. 

Добавляет удобства и усилитель руля: здесь он электрический, позаимствованный у китайцев, которые, в свою очередь, скопировали его с японского автомобиля. Работает великолепно: широченный руль почти не требует от пилота усилий, да и на недостаток обратной связи жаловаться не приходится. При шустрой езде по раскатанным снегоходным дорогам за рулем полутонной «Арктики» чувствуешь себя Владимиром Чагиным. Высокая посадка и огромный руль вкупе с просторнейшим водительским местом – ощущения точь в точь как в кабине грузовика. 

Грузовая тут и маневренность: на целине радиус разворота доходит до пятнадцати метров, поэтому и в лес лучше не соваться: объехать большие деревья будет непросто. Зато небольшие деревца для «Арктики» не проблема: плохая поворачиваемость с лихвой компенсируется мощным стальным бампером. Пройти поворот с заносом, несмотря на все старания, мне так и не удалось – ни переносом веса, ни контррулением. Так же как и не удалось «сделать уши». От аппарата с таким высоким центром тяжести ждешь как минимум склонности к опрокидыванию, но благодаря широкой колее машина даже не кренится в поворотах. 

За замедление «Арктики» отвечает 2-поршневой оппозитный суппорт и тормозной диск, расположенный на трансмиcсии. Несмотря на довольно тяжелый и короткоходный рычаг, замедляется снегоход отлично.

Две гусеницы обеспечивают и отличную проходимость: снегоход уверенно глиссирует по целине. А вот на склонах придется попотеть: там аппарат начинает сползать вниз, не обращая внимания на то, куда смотрят лыжи. Приходится сильнее газовать и выбирать маршрут попрямее. 

На снегоходных дорогах «Арктика» чувствует себя отлично: если двигаться по укатанному следу, машина ведет себя стабильно, на болтанку руля, возникающую у большинства более легких снегоходов, нет и намека. Возможно, такая стабильность обеспечивается солидной массой, возможно, – размером гусениц, ведь колея лыж здесь не сильно отличается от большинства «утилей». 

«Много гусениц» снижают до минимума удельное давление на грунт, что позволяет прокладывать широкие снегоходные трассы и тащить весомый скарб. В качестве эксперимента мне предложили попробовать отбуксировать по целине трехтонный кроссовер. Цепляю трос штатной лебедки, включаю пониженную, откручиваю ручку и… Как-то слишком легко 500-килограммовый снегоход тащит «Ауди Q7»! Не поверив своим глазам, попросил водителя заглушить двигатель и выйти. Повторяем эксперимент – результат тот же. Гусеницы немного буксуют, но машина движется даже в небольшой уклон. Впечатляет! 

Розетка и уши на бампере при необходимости позволяют переносить лебедку с кормы на нос.

Кажется, с таким набором качеств у «Арктики» неплохое будущее. Да, для покатушек «вокруг дачи» она не годится, и на охоту в лес лучше отправиться на чем-то более маневренном, зато в хозяйстве, особенно крупном, альтернативы не сыскать: утюжить дороги, таскать сани и буксировать технику снегоход может без проблем. Да и концепция, в основе которой лежит ремонтопригодность и максимальная доступность запчастей, определенно к лицу настоящему «утилю». 

Оборотная сторона – надежность вазовского агрегата и качество комплектующих. Я хорошо помню времена, когда моя «шестерка» вставала каждую неделю из-за одной и той же копеечной детали… И всегда в самый неподходящий момент. И во время нашего теста снегоход с новеньким мотором встал без искры. Проблема оказалась в коммутаторе, продающемся за триста рублей в любом магазине автозапчастей. Вот только в лесу его не найти. Хорошо, что габариты и грузоподъемность машины позволяют возить с собой и набор инструмента, и запчасти. 


Итог 

Челябинцам удалось создать отличную машину, имеющую лишь одного далекого конкурента на рынке («Шерпа» заметно дороже). Еще в начале года китайские пограничники закупили полтора десятка челябинских машин, правда, с более понятным им мотором от «Джили». Несмотря на то, что пока большая часть машины делается в КНР, компания намерена со временем перенести производство в Россию. Посмотрим, что из этого получится. На данный момент главное – долечить детские болезни. 

Тест организован компанией-производи- телем ООО «Снежные технологии». Экипировка предоставлена компаниями Rosan и Mr.Moto.

Материалы по теме:

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .


↑ Наверх