Шаг к «Дакару» - «Баха Марокко»

06 января 2013

У меня появилась мечта. Далекая. Для кого-то она, вероятно, так и останется мечтой. Я же начал путь к ее осуществлению сразу, и уже ничто не могло меня остановить. Многие считали меня сумасшедшим, но мне все равно – это моя жизнь и моя мечта.


Шаг к «Дакару» - «Баха Марокко»

Выпуск:
Журнал "МОТО" - январь 2013

Автор:
Антон ЗУБОВ, фото автора

Теги:
Ралли-рейд / Эндуро / Марокко / Гонка /

Просмотры:
8194

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

Я занимаюсь одним из самых опасных видов спорта. Благодаря ему посетил различные континенты, жестокие и прекрасные пустыни и горы. Я познакомился с отчаянными и бесстрашными людьми – простыми механиками и бизнесменами, обычными водителями и владельцами крупных топливных компаний. У каждого из нас есть мечта – пройти «Дакар».

Год за десять

В 2007 году я случайно наткнулся на блог Павла Федорова – одного из первых российских мотоциклистов, участвовавших в «Дакаре». Его повествования впечатлили меня. Я подробнее расспросил его и запомнил совет: не имея хотя бы десятилетнего опыта в мотокроссе, нечего и думать заявляться в гонки такого уровня. 

«Баха Марокко» отличалась от одноименного ралли лишь укороченным форматом проведения – три дня вместо шести (и 500 км вместо 2000). Но сами маршруты проходили по тем же местам, да и соседи на старте внушали уважение – Сирил Депре, Марк Кома, Давид Фретинье… Девиз «Бахи Марокко» – «проверь свои силы» – вполне отражает суть соревнования. К тому же в этом году оно получило престижный статус Кубка Мира FIM по Бахам-2012. Серьезно звучит? 

Несмотря на то, что я уже много лет колесил по городу и путешествовал на юга на разных дорожных мотоциклах, опыта езды на кроссаче или спортивном эндуро у меня не было. В 2011 году я познакомился с выступающим на Чемпионате России по ралли-рейдам Игорем Семенюком, который принял меня в свою команду КТМ-клуба и начал преподавать мне азы мотокросса, эндуро и раллийной навигации – готовить к Чемпионату России. Подготовка пошла на пользу: в том году я занял призовое место в любительском классе эндуро. В российском чемпионате по ралли-рейдам организаторы стараются приблизить правила гонки к международным. Однако, если в «Дакаре» и Кубках мира по ралли-рейдам спортсмены едут исключительно по легенде, в наших чемпионатах можно пользоваться навигатором с закачанным в него треком маршрута. Получается своего рода «открытая навигация». 

Основные приборы раллиста: роудбук (1), трипметры (2) и иритраки (3).

Роудбук – для считывания опасностей – и навигатор, если уже совсем заблудился. Я, наверное, единственный спортсмен, который ехал все российские чемпионаты по международным правилам без использования трека в навигаторе – уже тогда я начал подготовку к участию в международных ралли. Там требования к навигации очень жестокие, их нарушение может повлечь дисквалификацию. Приходилось плутать, по несколько раз в день я терял дорогу, находил и снова терял ее. Это стало хорошей психологической тренировкой и тренировкой работы с навигационным оборудованием в боевых условиях. Ведь когда понимаешь, что потерялся, начинаешь нервничать, искать дорогу или возвращаться обратно быстрее предела своих способностей, а это приводит к падениям и травмам. В пустыне заблудившихся или поломавшихся собирают уже ночью – не самая радужная перспектива. 


Цифры:
22 участника вышли на старт «Бахи Марокко» осенью 2012 года
140 кг – сухой вес раллийного мотоцикла 450 см3 
30 литров – объем топливных баков моей Honda CRF450X (7 л спереди + 24 л сзади) 
3 литра – регламентированный минимальный объем кэмел-бэга – «поилки» пилота

На российском чемпионате познакомился с организатором выездов для российских спортсменов на мировые чемпионаты Леонидом Майоровым и уже тогда заявил ему о своем намерении дебютировать в ралли «Дакар». Спустя полгода узнаю, что формируется российская команда Troyka Team для участия в Кубке мира по ралли-рейдам «Марокко» и что не хватает одного мотоциклиста. Это как раз то, что мне нужно: попробовать свои силы в настоящей пустыне, по маршрутам того, еще африканского «Дакара». Тут же отправляю заявку. Мне уже не приходится рассказывать о себе; день на уточнение данных и сбор документов – и меня подтверждают. Я еду! Начинается морока с оформлением виз, сбором справок и поиском спонсоров. Участие в гонке обходится дорого. Мой, хоть и скромный, бюджет перевалил за 12 тысяч евро – перелет, гостиница, аренда и доставка мотоцикла, стартовый взнос. Но беспокоило не только это. На соревнованиях такого уровня постоянно рискуешь своим здоровьем и жизнью. Любая авария или падение с мотоцикла может закончиться серьезными травмами. Меня не покидала мысль: «Выдержу ли я? Хватит ли полученного всего за год опыта езды на спортивном эндуро и пройденного Чемпионата России для преодоления сотен километров пустынных дюн и горных серпантинов, усеянных острыми камнями?» Но выяснить это можно было лишь одним способом… 

Вячеслав ПАЩЕНКО - на фото справа (Yamaha WR 450): «В этом году есть желание поехать на марафон «Африка Рейс», поэтому поездка в Марокко станет контрольной тренировкой и позволит проверить свою физическую кондицию и уровень подготовки. Будем стараться показать достойный результат».
Антон ЗУБОВ (Honda CRF450X): «Я выбрал эту гонку как один из важных шагов для достижения главной цели – участия в ралли «Дакар». В «Марокко» мы получим бесценный опыт езды по африканскому песку и камням. Главная задача – финишировать без травм, объективно распределив свои силы».
Антон ПОПОВ (KTM 450): «Гонка «Марокко» – один из известнейших ралли-рейдов. И я очень рад, что в этом году у новичков вроде меня есть шанс попробовать силы в менее продолжительном состязании – но на том же рельефе и с сильными соперниками. Едва ли есть лучший способ проверить себя, перенять опыт и подготовиться к полномасштабным ралли».
Дмитрий ПАВЛОВ действующий чемпион мира, вице-чемпион 2011 года (квадроцикл Honda TRX700): «Одной из самых сложных гонок сезона традиционно является «Марокко», которую посещают 90 % участников «Дакара». Для нас эта гонка имеет особое значение, так как мы здесь неоднократно побеждали на автомобиле и квадроцикле. Хотелось бы продолжить успешную серию выступлений, а также поделиться опытом с талантливыми ребятами из команды Troyka Team. Надеюсь, что дебют команды получится успешным».

Чужой мотоцикл, чужие «цвета»

Без технической поддержки на ралли делать нечего. Мы выбрали французскую команду Meca'System с многолетним опытом участия в ралли-рейдах мирового уровня, в том числе на «Дакаре». Они должны подготовить и привезти мотоциклы из Франции, а также сопровождать нас на гонке. Мне выпало ехать на «Хонде», хотя сам являюсь поклонником мотоциклов КТМ. 

Ралли «Марокко» начинается в городе Эрфуд. Рано утром мы всей командой отправились встречать нашу техничку с мотоциклами. Из-за проблем на таможне мотоциклы попали в «Марокко» только ранним утром, и у нас уже не было возможности обкатать их и потренироваться. Придется ехать пролог, впервые сев на мотоцикл. Сразу после выгрузки техники выяснилось, что механики не учли мой рост (175 см), и мой мотоцикл оказался самым высоким из всех, хотя я был самым низким пилотом в нашей команде. Менеджер Meca'System француз Филипп спросил, как же я поеду, но я отшутился: «Главное – тронуться, а дальше от тебя уже ничего не зависит»Так и пришлось ехать, ощущая себя Пауло Гонсалесом – заводским пилотом «Хускварны», но даже при его росте инженеры занизили ему мотоцикл. Мне же удавалось в случае остановки едва касаться грунта мыском одной ноги. Но такой стимул, наверное, пошел на пользу: за все три для гонки я ни разу не упал. 

Карта технической проверки: все 12 отметок получены. Завтра – старт.

Мы проходим технические и административные проверки. Нужно получить двенадцать штампов в административную карточку! Много проверок по документам, лицензиям, контроль мотоцикла от громкости выхлопа до правильности установки прибора спутникового слежения Iritrack, соответствие защитной экипировки требованиям организаторов. Проверяют даже емкость кэмел-бэга – питьевой системы гонщика, она должна быть не менее 3 л. После прохождения административных проверок каждому участнику гонки выдается пластиковый браслет. Цвет браслета у спортсменов один, у команды сопровождения или механиков другой. 

Моя супруга приехала со мной в Марокко в качестве ассистента команды и весело проходила все проверки, временами фотографируясь с мировыми звездами. Я подозвал ее и показал ей графу: «адрес и ближайший аэропорт, куда доставить тело спортсмена в случае гибели». Ее отношение к гонке моментально изменилось. Свой номер – 106 – я знал еще в Москве, он мне понравился. У выезда из зоны технических проверок ко мне подошел известный спортсмен Давид Касто и поинтересовался, откуда на мне дакаровская куртка. Дело в том, что мой друг Вадим Притуляк, многократный участник «Дакара», подарил мне свою куртку под обещание выступать в ней на соревнованиях. Куртка стала моим талисманом и уже на российских гонках начала приносить мне призовые места. Хотя на груди написано мое имя, профессиональные спортсмены сразу опознали свою атрибутику на любителе, и в Африке мне пришлось отчитываться за надетые «цвета». 

Перед прологом нас пустили прогуляться по 8-километровому маршруту. Пешком удалось одолеть лишь 2 км.

У выхода из отеля в закрытом парке стоят две «метлы» – машины, которые поздней ночью собирают сошедших и поломанных мотоциклистов. Не дай бог повстречаться с ней на трассе! Оставив мотоцикл в закрытом парке (после технических проверок и до начала ралли никто не имеет права прикасаться к технике), я пошел готовиться к старту 8-километрового пролога. Организаторы позволяют пройти его пешком или на квадроцикле. Мы с Антоном Поповым решили пройти трассу пешком, но под палящим солнцем одолели всего пару километров. Да еще позвонила супруга и испуганным голосом доложила, что наш внедорожник окружили местные подростки, разглядывают ее через окна, а один уже подобрал камень и, кажется, намерен разбить стекло. Надо сказать, африканские дети в пустыне – это постоянное воровство и вымогательство, отравляющее жизнь спортсменов. К тому же они порой разбирают знаки (окрашенные кучки камней) и разметку организаторов, что усложняет пилотам ориентирование. 

Три дня и две ночи

Первый день гонки – пролог – проезжаю отлично. О том, чтобы показать результат, не могло быть и речи, основная задача – по- чувствовать мотоцикл перед завтрашним днем. После пробы сил на песке я понимаю: вот что мне нужно! То, что заставляет думать о происходящем в данный момент, отбрасывая груз житейских забот хотя бы на то время, пока ты в седле. Иногда во время гонки я кричал и пел во все горло от ощущения абсолютной свободы. Вокруг пустыня. Ты – один на один с природой. И с Богом. Так много, как во время ралли, я никогда не обращался к Всевышнему. Я молюсь, прошу и благодарю Его – до, во время и после гонки. Мне нравится наше с Ним общение… 

От соски во рту к вечеру сводит челюсти. Но без жидкости в пустыне нельзя!

Можно пытаться передать ощущения, которые испытываешь, когда проходишь на большой скорости грунтовые участки, горные серпантины, песчаные дюны и оазисы посреди пустыни. Да, можно попытаться описать все это. Но для тех, кто хотя бы раз пересек пустыню на мотоцикле, даже самые изысканные эпитеты и яркие метафоры покажутся бледной тенью увиденного. Что заставляет людей тащиться за тридевять земель, чтобы проехать сотни километров по степям, горам и пустыням, где за каждым поворотом, за каждой дюной их поджидает опасность и смерть? Зачем испытывать бытовые неудобства, питаться как попало и хронически не высыпаться? После первого дня гонки почти каждый задает себе этот вопрос. Но сразу же после окончания ралли начинает готовиться к следующему старту. Это необъяснимое нормальной людской логикой явление Вадим Притуляк назвал «синдромом Дакара». Ужин, брифинг – и спать! Отдых – одна из наиболее важных составляющих успеха. Необходимо заставлять себя отдыхать. После опасного спецучастка не всегда удается справиться с перевозбуждением. Я еще долго бродил среди машин и мотоциклов, вызывая своим видом удивление и недоумение механиков. 

Песчаных дюн оказалось не так много, как ими пугали, но в то же время достаточно для того, чтобы закопать мотоцикл и, потеряв силы, сойти с дистанции. Мало хорошо ехать песок, его нужно полюбить, научиться различать по цвету и объезжать песчаные воронки, в которые очень легко скатиться, а выехать из них, не зная техники, совсем не просто.

Ночью ралли живет своей отдельной жизнью. Пока пилоты спят, сотни генераторов обеспечивают работу закрытого парка, где механики лечат искореженные мотоциклы и автомобили. Мне нравится наблюдать за их работой. Я поздно вернулся в отель, но мысль о том, что мне скоро нужно вставать и ехать спецучасток не давала уснуть. Пять часов утра. Времени в обрез. Надо умыться, позавтракать, залить кэмел-бэг раствором, восстанавливающим солевой баланс организма. Затем надеть форму.А это не простая задача – облачиться в защитную амуницию раллийного мотоциклиста. От невероятных нагрузок болит все тело. Тяжело даже сесть на мотоцикл, прихожу в себя по дороге к старту нового спецучастка. Еще темно, но вскоре рассвет начинает проявлять очертания гор. Дорога проходит по марокканским деревням. От лагеря до старта – 80 км. На преодоление лиазона у нас полтора часа. Мы едем втроем со Славой Пащенко и Антоном Поповым. Очень холодно. Стиснув зубы, пою хит Barcelona группы Queen. Свернув направо, дорога уходит на плато. На горизонте виднеются горы. Вот и место старта. Впереди почти 200 км спецучастка. Летают операторские и медицинские вертолеты, поднимая пыль и создавая настоящую «бурю в пустыне». С интервалом в две минуты стартуют лидеры гонки Марк Кома, Сириль Депре, Пауло Гонсалес, Джон Барреда, Хельдер Родригес. Легендарные звезды «Дакара». Легкий туман, смешанный с пылью, никак не поднял настроение, внутри поселилась тревога. Рука судьи оповестила о 10-секундной готовности. Страха нет. Эмоции захлестывают. Приходится себя успокаивать, чтобы азарт не вытеснил здравый смысл. Сколько раз ругал меня тренер Игорь Семенюк еще на Чемпионате России, чтобы перестал перед зрителями на старте отрывать от земли переднее колесо! Но сложно удержаться перед камерами. Пошел отсчет: 5-4-3-2-1-старт! Дорога идет вверх и из-за тумана и пыли просматривается очень плохо. Если приподняться, можно разглядеть открывшуюся панораму гор, утопающих в облаках. Как красиво! Яркое солнце слепит и не дает набрать высокую скорость. Попав в тень от скалы, я прибавил газ – скорость около ста двадцати. Но вспоминаю напутствия тренера – заставлять себя ехать медленно первую часть трассы, пока не вкатишься. Сбавляю. Через 30 километров пересекаю высохшее русло реки. Камни, кругом одни камни! Очень устают руки. Мотоцикл бросает из стороны в сторону. Десятки километров тряски по булыжникам забрали очень много сил. Обод переднего колеса уже перестал быть идеально круглым. Поблагодарив про себя механиков команды, предусмотрительно установивших мусс в покрышки, продолжаю борьбу с острыми камнями. Своим умением в этой гонке мне никого не удивить. Можно только насмешить падением и сходом. Заводские гонщики борются за места на подиуме и в первой десятке. А моя задача – добраться до финиша, и это, поверьте, немало… 

Весь хвост мотоцикла – это 24-литровый бак, изготовленный Meca'System.

На моем мотоцикле заботливо наклеен пластырь, на котором маркером написан километраж контрольных точек, где нужно обязательно остановиться и поставить отметку в корнете (TimeCard). На последнем этапе российского чемпионата я получил часовую пенализацию за то, что, увлекшись, проехал мимо судей, не остановился. Эта ошибка сбросила меня со второго на третье место в абсолюте, и теперь к контрольным точкам я отношусь более чем ответственно. 

Подиум - наш! 

Финиш гонки был омрачен вестью о сходе нашего капитана Дмитрия Павлова: на большой скорости он перевернул квадроцикл. Сработал тревожный датчик на приборе Iritrack, и организаторы направили два вертолета на место аварии. К началу церемонии награждения Диму уже доставили в Марракеш, где ему предстояла операция на ноге, а вот квадроцикл так и остался в пустыне ждать «метлу». Трудно поверить, но я в категории 450 см3 приехал третьим, а Вячеслав Пащенко – вторым. Антон Попов замкнул поток финишировавших гонщиков. А первое место у итальянца Алессандро Занотти. Вячеслав шел в пятерке в абсолюте, но на втором этапе наткнулся на коленопреклоненного квадроциклиста – тот, сложив руки, умолял остановиться. Оказалось, у него кончился бензин. Пока наш гонщик пытался отлить топливо, пока сообразил, что можно воспользоваться шлангом от «поилки», пока искал выскочившее уплотнительное колечко замка бензошланга, прошло минут 15. 

На подиуме (слева направо): Вячеслав Пащенко, Алессандро Занотти, Антон Зубов.

В итоге Оскар Рамиро, получивший так нужный ему бензин приехал первым, а нашему спортсмену компенсировали лишь пять минут потраченного времени, да и то в порядке исключения, как новичку. Ведь, по правилам, о топливе, воде и туалетной бумаге гонщик заботится сам. В итоге у Пащенко 10-е место в абсолюте, что тоже очень достойный результат. А большая часть соперников получила пенализации на трассе – кто-то за неправильную заправку, кто-то за забытую отметку у судьи. Не было у них нашей закалки, не ехали они Чемпионат России, где главный судья мотоциклетного зачета – Иван Евдокимов и где любое нарушение правил автоматически отбрасывает тебя в конец зачетной таблицы! Первый шаг на пути к «Дакару» я сделал. Впрочем, не один я. Мы идем каждый к своей мечте. Но идем вместе.

Составляющие успеха в ралли-рейде:
• Физическая и техническая подготовка мотоциклиста;
• Умение пользоваться навигационными приборами;
• Надежность мотоцикла и качество его обслуживания механиками команды;
• Удача.

Материалы по теме:

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .


↑ Наверх