Ралли-Марафон Дакар: Стратегия победы

13 марта 2013

Главные действующие лица мотозачета «Дакара» на протяжении последних лет остаются неизменными: Марк Кома и Сирил Депре. Но перед стартом марафона неожиданно пришли вести, что из-за травм Кома сошел досрочно… И что – интрига убита? Как раз наоборот – она только начиналась…


Ралли-Марафон Дакар: Стратегия победы

Выпуск:
Журнал "МОТО" - март 2013

Автор:
Константин КОМКОВ, фото Юрия ОВЧИННИКОВА, Михаила ЛАСТОЧКИНА и команд-участниц

Теги:
Дакар / Ралли / Марафон / Спорт / Эндуро /

Просмотры:
5026

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

Впервые прошедший в Аргентине и Чили в 2009-м, «Дакар» продолжает осваивать новые территории. После трех кольцевых маршрутов со стартом и финишем в Буэнос-Айресе, в прошлом году марафон стартовал в аргентинском Мар-дель-Плата, а финишировал в столице Перу. Потенциал третьей по площади страны Южной Америки заинтересовал организаторов легендарного ралли, – и в этом году старт был назначен из Лимы. Впрочем, этапы в Аргентине и Чили остались в программе, а честь принимать финиш гонки выпала Сантьяго. 

По количеству гоночных дней и по общей дистанции маршрут, ставший линейным, не очень отличался от предыдущих. По-прежнему за две недели требовалось проехать около 8500 км. А протяженность специальных участков (СУ), на которых, собственно, и соревнуются в скорости и умении ориентироваться, составила 4146 км – против 4741 км в 2009 и 4372 км в 2012 году. Но эта статистика не может отразить трудностей, подстерегавших участников на всем пути. Тем не менее число желающих испытать себя не только не уменьшилось, но выросло. И то, что организаторы ограничили мощность моторов, а маршруты некоторых СУ проложили специально для мотоциклов, принесло свои плоды. 

Вряд ли кто-то мог предположить в январе 2008 года, когда по настоянию Министерства иностранных дел Франции был отменен юбилейный 30-й «Дакар», что этот внедорожный ралли-марафон, казалось бы, неразрывно связанный с африканским континентом, переберется в Южную Америку. И уж тем более задержится там надолго.

В этом году на старт вышли 195 мотоциклов и 38 квадров (соответственно, на 17 и 8 больше, чем в прошлом). Ограничение объема 450 см3, применявшееся с 2010 года к пилотам заводских команд (по сути, речь шла о КТМ), теперь касается всех, – и Honda решилась бросить вызов австрийскому бренду. Ряд частных команд получили поддержку таких марок, как Yamaha, Husqvarna и Sherco. Сохранились и штрафные санкции, введенные годом ранее: 15 минут за первую замену мотора, 45 – за вторую, 2 часа – за третью и последующие. 

Будущих победителей обычно принято искать среди тех, кому достались первые десять стартовых номеров, но в этом году имело смысл заглянуть и во второй десяток, и даже в третий. В самом деле, было бы опрометчиво сбрасывать со счета таких опытных бойцов, как поляки Якуб Пжигонски и Яцек Кзашор, португальцы Рубен Фария и Пауло Гонсалвес, французы Давид Фретинье и Ален Дюкло, словак Миран Становник и бразилец Жан де Азеведу. 

В первой десятке серьезных ставок заслуживали французы Давид Кастё и Оливье Пен, норвежец Пал-Андерс Уллевалсетер, чилиец Франциcко Лопес, испанец Жорди Вилладомс и португалец Элдер Родригеш. На личном счету каждого из них немало призовых мест в разных внедорожных гонках и многократное участие в «Дакарах». Так что, несмотря на отсутствие на старте трехкратного победителя этого марафона Марка Кома из-за травмы плеча на ралли в Марокко, недостатка в соперниках у Сирила Депре не было. Сам четырехкратный победитель «Дакара» был настроен оптимистично: «Моя гоночная программа в минувшем году была облегченной. Я участвовал в шестидневном аргентинском ралли El Desafío Litoral, с которого и началась моя подготовка, затем выступил на ралли в Марокко. Я рад, что в нашей дисциплине сегодня столько сильных гонщиков, причем не только у КТМ. За все время, что я занимаюсь этим видом спорта, нас никогда не было так много. Но пока что они меня не пугают. Думаю, у меня хорошие козыри: подготовка, команда, мотоцикл, опыт»

Заметим, что на «Дакаре-2013» были представлены мотоциклы многих марок, в том числе Husqvarna, Sherco, GasGas, Husaberg, Kawasaki, Suzuki, BMW, Bultaco и даже китайская Jincheng. Но подавляющее большинство гонщиков, представлявших более 30 стран мира, предпочли KTM, Yamaha и Honda. 

Мелкие ошибки и первые проблемы

Три дня ушло на административные и технические проверки, которые посетил сам президент Республики Перу Ольянта Умала. Впереди ждали две гоночные недели, и сверхзадачей для многих пилотов было преодолеть всю дистанцию от Лимы до Сантъяго. Но не для тех, кто уже познал послевкусие победы. На мини-СУ (своего рода аперитив) в окрестностях Писко, широко известного благодаря одноименному напитку из винограда сорта мускат, свою восьмую победу на дакаровском этапе одержал чилиец Франциско Лопес, а проще «Чалеко» (Chaleco), то есть «Жилет» по-испански. 

Ограничение объема 450 см3, применявшееся с 2010 года к пилотам заводских команд (по сути, речь шла о КТМ), теперь касается всех. Сохранились и штрафные санкции, введенные годом ранее: 15 минут за первую замену мотора, 45 – за вторую, 2 часа – за третью и последующие.

Говорят, начиная заниматься мотоспортом, он использовал в качестве защиты шерстяной жилет – отсюда и прозвище. В этом году он выступал на KTM 450 Rally Replica за команду Tamarugal. Напомним, что годом ранее он также начал с победы в Мар-дель-Плата, но сошел на 8-м этапе. На этот раз он обошел голландца Франца Верхоэвена, также поменявшего мотоцикл и пересевшего на Yamaha. А вот Депре пропустил вперед 25-летних чилийцев Пабло Кинтанилью (Honda CRF 450X) и Патрисио Кабреру (Kawasaki KLX 450). 

Каждый год более четверти участников дебютирует на «Дакаре». В этот раз уже на 242-километровом кольцевом этапе Писко – Писко они сразу же оказались в довольно вязких дюнах. Очарование ралли-рейда частично кроется в незначительных ошибках, которые могут внезапно поменять расклад сил. А безобидные на первый взгляд СУ порой преподносят сюрпризы. Вот и во второй гоночный день небольшой навигационный промах группы, открывавшей трассу, позволил отличиться кое-кому из тех, кто стартовал позже. Вслед за «Чалеко» Депре поддался соблазну обогнуть очень большую дюну на 75-м километре, а вернуться на правильный курс оказалось не так просто. 

Тем временем каталонец Жоан Барреда, финишировавший 11-м в прошлом году, одержал на своей Husqvarna TE449 RR вторую победу на дакаровском СУ. Кстати, третий результат показал его напарник по команде Husqvarna Rallye Team австралиец Мэтью Фиш, дебютировавший на этом «Дакаре». Еще один каталонец Жоан Педреро, привыкший ассистировать своему лидеру Кома, финишировал вторым. Ошибка Депре стоила ему почти 9-минутного отставания от лидера, тогда как его ассистент португалец Рубен Фария (KTM 450 Rally) занял вторую позицию по сумме этапов. 

В целом результаты первых этапов были не столь опьяняющими, как коктейль Pisco Sour, но «Дакар» только начинался. Открывая трассу, можно потерять много времени, и это один из стратегических элементов внедорожного марафона. Нередко вчерашние герои оказываются позади своих преследователей. Именно так и произошло на третьем 243-километровом СУ этапа Писко – Наска. Пока Барреда, стараясь не сбиться с курса, прилежно следовал дорожной книге, умудренные опытом воспользовались случаем, чтобы наверстать отставание. В такого рода играх у Франциско Лопеса мало соперников: уже на 39 километре трассы, когда открывающие трассу передвигались со скоростью не более 50 км/ч, «Чалеко» гнал под все 100 по пустынному плато. В результате чилиец записал на свой счет вторую победу на этапе, доведя их общий счет до восьми. 

Вокруг стартового подиума в районе Чорильос собрались тысячи болельщиков (по некоторым данным, на старте и по дороге в Писко их было более миллиона).

Но вовсе не он стал лидером по сумме этапов. Ведь с точки зрения стратегии нет равных Депре, который точно знает, когда можно вырваться вперед. В этот день он показал всего лишь третий результат, уступив «Чалеко» и Пауло Гонсалвесу (Husqvarna TE449 RR), но все же возглавил общий зачет, опережая почти на три минуты Лопеса, на пять – Пал-Андерса Уллевалсетера и на шесть – своего соотечественника Оливье Пена (Yamaha YZ450F Rally). 

Дюны и горы

Этап Наска – Арекипа, приводивший ралли во второй по величине город Перу, расположенный у подножия спящего вулкана Эль-Мисти между прибрежной пустыней Атакама и горным хребтом восточных Анд, недаром прозвали «Тысяча и одна дюна». Дистанция 289-километрового СУ выглядела как бесконечное песчаное море. Если еще и требовались доказательства конкурентоспособности Жоана Барреды, то он их предоставил. 

После третьего дня гонки, когда он из-за повреждения заднего колеса финишировал на 44-й позиции, каталонец совершил невероятный рывок. Благодаря своему статусу «элитного пилота» в соответствии с критериями A.S.O., которого удостоились всего полсотни как профессиональных мотогонщиков, так и любителей, он смог стартовать с 24-й позиции из Наска. Обойдя 15 соперников, он показал лучшее время (в третий раз в своей карьере), опередив на 8 минут 23 секунды Пена и поднявшись на четвертую позицию. В свою очередь Пен, пожиная плоды уверенной езды от самой Лимы и добротной подготовки Yamaha, оказался во главе зачета, на 2 минуты 24 секунды обогнав своего напарника по команде Кастё. Тогда как мимолетный лидер Депре на протяжении всего дня открывал трассу и откатился на третье место, с преимуществом в две с половиной минуты над Барредой. 

На пятом 275-километровом этапе Арекипа – Арика ралли покидало Перу и въезжало в Чили. Результаты короткого 136-километрового СУ подтвердили, что Yamaha не случайно возглавили зачет накануне. Французский дуэт оставался впереди почти на всем этом быстром СУ, и Кастё записал в свой актив третью победу на этапе после Нуакшота в 2006 и Кордовы в 2010 году. А финишировавший вторым Пен остался лидером с более чем 6 минутами форы над Депре.

Практически выбыл из борьбы Барреда, ремонтировавший бензонасос и финишировавший 144-м. Таким образом, на тот момент лидерами стали три француза, но началась схватка между марками, ведь две Yamaha поджимают два KTM (Депре и его «адъютанта» Фария), за которыми вплотную следуют две Husqvarana соответственно испанца Жорди Вилладомса и итальянца Алессандро Боттури. 

Первый чилийский СУ на шестом этапе Арика – Калама завел участников в пустыню Атакама. Заметим, что климат здесь один из самых сухих на земле и осадки выпадают раз в несколько десятков лет. Так что как минимум две трети 454-километрового СУ – это песок и дюны. По случаю приезда «домой» Франциско Лопес одерживает третью победу на этапе и отыгрывает две позиции, вплотную приблизившись к французскому трио, все еще доминирующему в общей иерархии. 

Однако и ее порядок изменился: Депре уступает 2 минуты 22 секунды Пену, тогда как Кастё сместился на третье место с отставанием 4 минуты 48 секунд от лидера. Лопес отстает от Пена всего на 6 минут 6 секунд. 

Длинная дорожная связка седьмого этапа на этапе Калама – Сальта ранним утром увела караван в Анды на рекордную высоту – 4975 м над уровнем моря. Да и на самом СУ стрелки альтиметров колебались между отметками 3400 и 4000. А вот термометры показывали на высокогорье вполне комфортную температуру – в среднем 15 °C. При всем этом гонщикам следовало рационально распределить силы, ведь это была только первая часть марафонского этапа, и на бивуаке в находящемся в долине Лерма на высоте 1152 м над уровнем моря городе Сальта им предстояло обойтись без помощи механиков. 

По пути на старт, на 237 километре дорожной связки, погиб, столкнувшись с автомобилем чилийских карабинеров, 25-летний французский мотогонщик Тома Буржен. Для него это был первый «Дакар». На горном СУ отличился американец Курт Каселли, выступающий на KTM Марка Кома. Дистанцию в 218 километров он прошел со средней скоростью 117 км/ч. Кстати, после 2006 года и Рубена Фария он стал первым дебютантом, выигравшим этап. С отставанием 1 минуту 23 секунды финишировал Лопес – по сумме этапов он уступает Пену 6 минут 6 секунд. Кастё переместился на третью позицию, а Депре, из-за проблем с коробкой проехавший почти всю дистанцию без пятой передачи, стал пятым. Причем от лидера его отделяют уже более 14 минут. 

Вторая часть марафонского этапа до Сан-Мигель-де-Тукуман, название которого обычно сокращается до Тукуман, состояла из двух СУ общей протяженностью 419 км. Несмотря на то, что ее первую часть пришлось сократить из-за проливных дождей, она не стала менее сложной, особенно с точки зрения навигации. В частности, на 122 километре, где группа пилотов, среди которых оказались Каcелли, Лопес и Пен, потеряла около получаса. В результате француз уступил лидерство, а чилиец – второе место. Этим сеансом коллективного блуждания не замедлил воспользоваться Барреда, стартовавший с 21-й позиции. Не имея уже никаких шансов на сантьягский подиум, пилот Husqvarna все же одержал третью промежуточную победу, опередив на семь минут американца Джонни Кемпбелла (Honda CRF450 Rally), за которым выстроились Иван Якес (КТМ 450 Rally Replica), португалец Педро Бьянчи Прата (Husqvarna TE449 RR) и француз Венсан Гиндани (Yamaha YZ450F). 

Только шестой результат показал Кастё, уступив лидеру 14 минут, но и этого было достаточно, чтобы возглавить зачет по сумме. Поменяв на марафонском бивуаке без помощи механиков двигатель, который ему любезно уступил поляк Марек Дабровски, Депре попытался переломить ситуацию, но после применения 15-минутной штрафной санкции за первую замену мотора он остался на пятой позиции.

Трагическая новость настигла ралли на бивуаке в Тукумане. Во Франции в ДТП погиб бывший руководитель команды Yamaha France Жан-Клод Оливье. Он был одним из участников первого «Дакара» в 1979 году, а в 1985-м показал свой лучший результат, финишировав вторым после выигравшего марафон Гастона Райе. Но самый большой успех ждал его в роли менеджера команды, в частности, шесть побед Стефана Петеранселя в 1991–1998 годах. Он многое сделал для того, чтобы вернуть Yamaha, в которой он проработал 44 года, во внедорожные ралли.

День отдыха и первые итоги

На бивуаке в Тукуман можно было подвести промежуточные итоги. После первых восьми этапов в гонке остались 139 мотоциклов и 26 квадров. На полпути до финиша стало очевидно, что позиции команды КТМ по-прежнему сильны, хотя ее лидер занимает всего лишь пятую позицию. Ведь в первой десятке – шесть гонщиков на мотоциклах австрийской марки, причем португалец Фария и чилиец Лопес занимают, соответственно, второе и третье места. А возглавляет зачет Yamaha. Невзирая на то, что на ее счету всего одна победа на этапах против четырех у КТМ, она захватила лидерство, начиная с четвертого дня. 

По количеству гоночных дней и по общей дистанции маршрут не очень отличался от предыдущих. По-прежнему за две недели требовалось проехать около 8500 км. Протяженность спецучастков, на которых, собственно, и соревнуются в скорости и умении ориентироваться, составила 4146 км – против 4741 км в 2009 и 4372 км в 2012 году.

Что касается официального возврата на «Дакар» Honda, то он не был столь блестящим. И несмотря на то, что в первой десятке оказались две машины этой японской марки, первая из них занимает седьмую строчку благодаря на редкость регулярным результатам чилийца Жеремиаса Эскерре. Еще один сюрприз преподнесла Husqvarna. И если надежность итальянских мотоциклов еще оставляет желать лучшего, то скорость впечатляет. В частности, Жоана Барреды, показавшего, как и Лопес (КТМ), лучшие результаты на трех СУ. Но по сумме первый из Husqvarna под управлением итальянца Алессандро Ботури – только двенадцатый. 

В женском зачете лидирует 27-летняя испанка Лайа Санц. Многократная чемпионка мира по триалу занимает на своем GasGas EC 450 29-ю позицию, тогда как ее единственная соперница, 25-летняя чилийка Жозефина Гардулски (Yamaha WR 450), – всего лишь 133-ю и уступает каталонке более 15 часов. Принимающие «Дакар» южноамериканские страны прекрасно поняли экономический потенциал марафона и активно его эксплуатируют, не считаясь с затратами. В этом году в Аргентине не было ни старта, ни финиша, и Тукуман восемь месяцев готовился, чтобы принять день отдыха, инвестировав полмиллиона долларов США. В результате здесь на 14 000 м2 раскинулась «дакаровская деревня», которую уже в первый день посетили 10 000 человек, а на гигантском представлении аргентинского шоу Fuerza Bruta побывали 40 000. И можно было только догадываться, какую встречу готовил финишировавшим Сантьяго. 

К финишу - пешком

Сразу же после дня отдыха участникам был предложен самый длинный СУ на этом «Дакаре». Если дорожная связка на этапе Тукуман – Кордова составила 259 км, то на СУ пришлось 593 км. С самого старта в Лиме Депре ждал своего шанса и не упустил его. Стартовав одиннадцатым с более чем 24-минутным отставанием от лидера, француз безупречно прошел весь маршрут 9-го этапа, проложенный по быстрым, но очень тяжелым для резины и тормозов тропинкам, и одержал 31-ю победу на дакаровском СУ и первую в этом году. Ближайший преследователь Барреда уступил ему более 4-х минут. 

Для Yamaha это был кошмарный день. Сначала Кастё в повороте на 120 километре трассы столкнулся с коровой! Последствия: вывих плеча и поврежденный мотоцикл. Затем в 15 км от финиша гонщик из Ниццы потерял несколько часов из-за отказа техники. Остаток дистанции он проделал пешком! Несколько раз падал второй лидер команды Пен. Потеряв более получаса, он откатился на шестую позицию. Не избежал падения и Лопес, но уступил Депре «всего» 16 минут. Этот безумный день полностью перетасовал расклад общего зачета, во главе которого оказался Рубен Фария. 

«Оруженосец» Депре обставил своего лидера почти на пять с половиной минут. Ничего особенного маршрут на десятом этапе Кордова – Ла-Риоха не предвещал, и стартовавший первым на 357-километровом СУ Депре весь день открывал трассу, особенно не рискуя на этом участке типа эндуро. В конце концов, ехавший следом Барреда прибавил и привез лидеру 1 минуту 15 секунд. Третий результат показал Гонсалвес, помогавший чинить мотоцикл упавшему Алессандро Боттури и в очередной раз подтвердивший скоростные качества Husqvarna. 

Между тем, КТМ оккупировала первые четыре места, причем Депре вышел вперед по сумме, с полутораминутным преимуществом над Фария. На 11-м этапе Ла-Риоха – Фиамбала марафон вернулся в дюнные кордоны. Прошедшие накануне дожди уплотнили рыхлые белые пески, но размыли начальную часть 221-километрового СУ, которой пришлось пожертвовать. Здесь Курт Каселли снова доказал, что он неслучайно заменил Марка Кома, и финишировал первым, обойдя Гонсалвеса и Депре. За всем тем, последний, сев на колесо американцу, хоть и уступил ему более 6 минут, но упрочил свое положение во главе гонки. А вот неудачно упавший в 50 километрах от финиша Барреда повредил плечо, и не было никакой уверенности, что он он сможет выйти на старт следующего, 12-го этапа. 

Дома и дюны помогают

Чтобы попасть из Фиамбалы в Копьяпо требуется преодолеть Анды с востока на запад через перевал Сан-Франциско, а заодно пустыню Атакама, через которую был проложен 319-километровый СУ. Здесь Депре решил навязать умеренный ритм гонке и предоставил возможность открывать трассу менее опытным в навигации соперникам. Эта стратегия оправдала себя. Несмотря на то, что стартовавший 12-м голландец Франц Верхоэвен (Yamaha) показал лучший результат, второе время у «оруженосца» Депре Рубена Фария, стартовавшего 10-м. А третьим, превозмогая боль в плече, финишировал Барреда: испанец «вырвал» 16 секунд у смуглого француза Алена Дюкло (тот родился на севере Берега Слоновой Кости, или, как теперь принято говорить, – Кот-д'Ивуар), выступающего на Sherco SR450. А сам Депре остался лидером, увеличив еще на 3 минуты преимущество над Лопесом. 

На внедорожных ралли приходится считаться с метеоусловиями. И гонщики смогли отправиться на 380-километровый СУ 13-го этапа Копьяпо – Ла-Серена только после того как стих «каманчака» и развеялся плотный моросящий туман. Перефразируя русскую пословицу, можно сказать, что в своем дому и дюны помогают. Национальный герой Чили Франциско Лопес воспользовался седьмой стартовой позицией и финишировал с лучшим результатом. Это была его 10-я победа на «Дакаре», из которых 6 он одержал у себя на родине, и 4-я в этом году. Он почти на пять с половиной минут был быстрее Депре и Гонсалвеса, но, что самое главное, отыграл 14 минут 27 секунд у Фарии, финишировавшего 15-м. В результате он поднялся на второе место по сумме, уступая Депре 8 минут 15 секунд, тогда как Фария переместился на третью позицию. 

До столицы Чили оставалось 630 км, но 126-километровая дистанция заключительного СУ не позволяла расслабляться. Вынужденный менять двигатель на предыдущем бивуаке (в самом конце 13-го этапа забарахлила КП), Лопес получил 15-минутный штраф и снова оказался позади Фарии. Причем Иван Якес отставал от него всего на полторы минуты. Спасая подиум и уязвленное самолюбие, чилиец полностью выложился на завершающем ралли участке. Но этот подвиг не переломил положение в общем зачете. Первые два места достались заводской команде KTM. А расчетливый стратег на трассе Сирил Депре довел счет своим победам до пяти, сравнявшись по этому показателю со своим тезкой Сирилом Невё. 

Его «оруженосец» Рубен Фария стал первым португальцем, добившимся столь высокого результата на «Дакаре». Впрочем, победителями этого «Дакара» по праву можно считать всех гонщиков, сумевших довести свои 125 мотоциклов и 26 квадров до подиума, возведенного напротив официальной резиденции президента Чили – дворца Ла Монеда.

Материалы по теме:

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .


↑ Наверх