- Техника
- Тесты
- Рынок
- Сообщество
- Ремзона
- Спорт
- Копилка
15 января 2016
Выпуск:
Журнал «МОТО» – январь 2016
Автор:
Роман АБАЛАКИН, фото Red Bull
Теги:
Просмотры:
4118
В первую очередь, поздравляю тебя сразу с тремя золотыми медалями: в национальных (польском и шведском) и европейском чемпионатах. Но в прошлом интервью («Мото» № 1–2015), помнится, ты рассказывал про серьезные проблемы с финансами. За этот год что-нибудь изменилось?
Ну с ними — все так же. Кроме представительства Red Bull, в России я так и не нашел спонсоров. Хотя стараюсь, конечно... Из-за этого от предложения выступать на чемпионате мира в 2016 году пришлось отказаться. Потому что хочется сформировать надежный бюджет и сосредоточиться на спортивных результатах, а не решать в середине сезона вопросы нехватки средств. Ведь за те пять лет, которые я провел в Гран-при, я успел и побывать лидером чемпионата, и заработать бронзу по итогам 2009 года. Так что теперь хочу вернуться, чтобы побороться за золотую медаль.
Сейчас, насколько я понимаю, неоспоримый авторитет серии — британец Тай Уоффинден, чемпион мира-2015. Судя по британской прессе, на этом фоне в стране заметно вырос интерес к спидвею. У нас может быть так же?
Там все-таки немного другая страна, другие условия. Взять того же датчанина Ники Педерсена или шведов: у некоторых из них бюджеты уже перешагнули отметку в миллион евро — только от спонсоров.
Но я смотрю на наших, кто ездит на хардэндурные соревнования (например, Romaniacs или Sea To Sky) или участвует в российском «кольце». Для подавляющего большинства из них спорт — это лишь хобби, а потому по расходам надеются только на себя, зачастую не рассчитывая на подиумы в гонках.
Но я-то — профессиональный спортсмен, и этим живу. А заработать что-то удается только с польской лиги PGE Ekstraliga.
Год назад ты перешел в Fogo Unia из польского города Лешно. Продлил ли с ними отношения на следующий сезон?
Да. За подпись на контракте я получаю определенные суммы от командных спонсоров, за счет которых у меня формируется бюджет на весь сезон: на оплату механиков, технику (в том числе закупку моторов), сервисные работы, переезды, проживание в гостиницах — то есть на всё. Правда, отложить, скажем так, на сберегательную книжку не особо удается. Потому что сумма вознаграждения зависит от того, сколько очков наберешь: если 15, то заработаешь какие-то деньги, а если ноль — ничего. Но есть и непредвиденные расходы: например, мотор оказался некондиционный или вовсе развалился, а он стоит 6000 €. Хотелось бы иметь и персональных, а не только командных спонсоров — было бы проще. Но я счастлив уже тому, что имею сейчас.
Слышал, что начался сезон не совсем гладко...
Сезон начался тяжело. В конце февраля я тренировался в мотокроссе в Барселоне, а в начале марта поехал на спидвейные сборы в Италию. Кросс, правда, не оставил — там и сломал ключицу. Причем совершенно случайно: на прогревочном круге переднее колесо попало на камень — и меня выкинуло из седла. Пришлось возвращаться в Испанию, теперь уже на операцию... Как-то за 12 часов у меня было два сильных падения: бороду рассек, спиной засадил... И только в июле начал плотно заниматься «физикой», восстанавливаться. После этого и нужный результат пошел, и в чемпионате Европы дела поправились.
А какой-то определенный набор восстановительных упражнений у тебя есть?
Стараюсь крутить велосипед, делать растяжки.
Какие еще тренировки помогают, помимо кросса?
Флэт-трек. Я как раз купил себе мотоцикл для него.
Да, тема в последнее время снова популярна. А где ты на нем ездишь? Ведь у нас флэт-треков точно нет...
По спидвейному езжу.
К примеру, тот же Валентино Росси построил для себя специальное флэт-трековое ранчо MotoRanch VR46...
На сборах в Италии (там у меня есть приятель, который работает в «фимовской» спидвейной комиссии) я спросил: можно на это ранчо попасть как-нибудь? Но потом замотались, и я забыл про это всё... Но желание не пропало.
Надо признать, ездить на флэт-трековом мотоцикле непросто. Он сам по себе тяжелый, переднего тормоза нет. Когда входишь в поворот, у него «срезает» «перед» — и тут приходится держать баланс и чувствовать «зад». К тому же руль там поворачивается не как на спидвейном (почти на 100 градусов), а на значительно меньший угол. И когда идет перезанос, тебя вперед выкидывает... Здесь тоже «чуйка» нужна.
А зимой я также гоняю на кроссовом мотике с шипами по замерзшему озеру, где мы прорисовываем трек с поворотами разной крутизны.
Есть ли планы на чемпионат России?
Относительные. Сейчас «своего» клуба в России у меня нет, а потому невыгодно приезжать. К тому же техника вся в Европе. Знаешь, сейчас у меня приоритет — чемпионат Европы, на котором я должен выложиться. На российский сил уже не остается. Я раньше думал, что нужно обязательно в нем ехать, и тогда в нем что-нибудь изменится в лучшую сторону, кто-то что-то увидит... Но за много лет моего участия ничего не изменилось. Даже после того, как я дважды становился чемпионом Европы и дважды чемпионом мира среди юниоров. Лично у меня лишь добавилось медалей, которые теперь висят дома. Так что на 2016 год планы таковы: попробовать заработать третий титул в чемпионате Европы. И уже по его результатам смотреть: изменится что-то или нет.
Я помню, сколько было спидвейных клубов в России лет 15 назад. Сейчас их осталось, в лучшем случае, четыре: Владивосток, Тольятти, Уфа и Балаково...
Может быть, в 2016 году мой родной «Салават» и команда из Октябрьского подтянутся (уверенность еще не 100%, но очень надеюсь), после чего уже пять-шесть команд будет. Но кому-то из них придется тяжело: нормального финансирования нет. Этот год, когда в чемпионате России ездили всего три команды, — смех один. При любом раскладе каждый участник получает медаль. Попотеть приходится разве за золото. Необходимо развивать спидвей. Ведь это крайне зрелищный и простой для зрителя вид спорта. Четыре круга, четыре спортсмена, один овал — вот и все.
Кстати, по поводу треков... Насколько они отличаются друг от друга? В том же «кольце» все очевидно. А что на счет грунтовых овалов?
Треки все отличаются. Траекториями виражей: есть острые, есть плавные. Длиной: 260 м, 300 м, 380 м, 420 м. Шириной: большей или меньшей. Где-то насыпка более твердая, где-то сильно укатанная, где-то ее отмачивают водой (она становится как пластилин: ехать по ней тяжелее, потому что заднее колесо меньше буксует, идет зацеп, скорость больше). Покрытие может быть смешанным, с камнями и глиной — чтобы трек «связывался», меньше изнашивался, меньше образовывалось ям. Понятно, что бывают такие треки, где колеи и ямы набиваются быстро.
Не приходится, как в кроссе, перед стартом утаптывать грунт перед мотоциклом?
Нет, в спидвее ты готовишь свою колею. Например, если с первой дорожки стартуешь, то накануне вечером ищешь выгодную позицию, где место помягче может быть. Но это уже с опытом нарабатываешь, с какого места лучше стартовать. Потому что одни предпочитают с ровного места, другие — по колее.
Можешь подытожить ушедший год и описать планы на наступающий?
В принципе, год был крутым, лишь начало вышло тяжелым. Ну и заключительный этап чемпионата Европы, когда меня на радостях подкинули так, что выбили плечо. Во остальном же он был наполнен золотыми кубками: первый — в польской Extraliga (первое золото за те 10 лет, что там езжу), второй — в шведском чемпионате (вместе с командой Elit Vetlanda) и третий — в европейском первенстве. В общем, все прошло супер, как и запланировано. А так... Буду готовиться к 2016 году: в тех же клубах остался и в Европе поеду. Цель — только вперед. К тому же не исключено, что один из этапов чемпионата Европы пройдет в Тольятти — 19 августа. Там хороший стадион (им. Анатолия Степанова — прим. ред.), только конфигурация трека скучная — мало мест для обгона.
Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .