Хочу на Алтай!

09 апреля 2019

Конец зимы - самое время планировать маршруты летних поездок. Куда ехать? Конечно же, на Алтай! Путешествия по Горному Алтаю остаются едва ли не главным трендом уже много лет. Мы просто уверены, что в новом сезоне туда поедет ещё больше мотопутешественников. Поэтому поговорим о том, что надо знать мотоциклистам, собравшимся посетить эти волшебные края.


Хочу на Алтай!

Автор:
Алёна Лийн, фото компании «ТурсМото»

Просмотры:
1225

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

Для тех, кто не мыслит свой отпуск без мотоциклетного туризма, данное направление стало модным, перспективным и, можно даже сказать, обязательным к посещению. Несомненно, свою роль в этом сыграл потрясающий клип Гарика Сукачева Chuya Highway, ставший своеобразным трейлером фильма "То, что во мне". Кстати, сами алтайцы больше знают его как "Алтайская песня" - это было рабочее название картины, съёмки которой стали для края целым событием. Но сейчас мы говорим не о кино и не о музыке, а, в первую очередь, о какой-то невообразимой притягательности этих мест.


При слове Алтай у многих перед глазами встаёт извилистая нить Чуйского тракта, затейливо петляющая среди поросших лесом гор, мутно-зелёные волны реки Катуни и большое красное солнце, медленно опускающееся за ближайшую горную гряду. Горит костёр, шаман в колоритном национальном костюме гулко бьёт в свой бубен… Красота, да и только.

На самом деле не всё так просто. Нет, нет, всё вышеперечисленное на Алтае действительно есть, но увидеть эти красоты не так легко, как кажется. Именно поэтому мы обратились за советом к старому другу нашей редакции - компании "ТурсМото", специализирующейся на мотоциклетных турах по Горному Алтаю, - и поговорили с её руководителем Эдуардом Комягиным.


Первый и самый главный вопрос, который возникает у желающих проехаться на мотоцикле по Алтаю: как туда добраться?

Ехать своим ходом не самая хорошая идея. Если говорить про Москву и Центральный регион России, то оттуда до Барнаула и Горно-Алтайска около 4000 км. Это серьёзно. В нормальном режиме - пять дней ходу. Нет, можно и за четыре, некоторые умудряются и за три, но на место вы прибудете выжатым как лимон, и вам будет совсем не до окружающих красот. Я уж не говорю о том, что после такой дороги есть большая вероятность того, что ваш мотоцикл потребует технического обслуживания. На это может уйти несколько дней, а время в отпуске, сами знаете, на вес золота! Поэтому я настоятельно рекомендую прилететь самолетом и взять мотоцикл напрокат уже на месте либо доставить сюда свой транспортной компанией.


Такая услуга возможна?

Да, в Барнауле и Горно-Алтайске есть ряд фирм, которые с удовольствием вам предложат взять мотоцикл в аренду. В прокатных конторах встречается разная техника. Начиная от отечественных "Уралов" и заканчивая мотоциклами китайских производителей.

В парке нашей компании мотоциклы марки BMW, с которыми мы работаем уже много лет. На наш взгляд, оптимален BMW G 650 GS. Он достаточно быстр и комфортабелен на асфальте, но не спасует и перед серьёзным бездорожьем. Например, большой "гусь" - BMW R 1200 GS - для ряда интересных маршрутов будет тяжеловат.

Ещё крайне важно обратить внимание на состояние техники, которую вам предлагают. Если на маршруте что-то случится, то будут большие проблемы! Учтите, что мобильная связь доступна далеко не везде. Вы даже не сможете обратиться за помощью. В моей практике однажды был такой случай, когда где-то ближе к границе с Монголией мы встретили иностранного мотопутешественника, пробившего на острых камнях колесо. Отремонтировать шину было уже невозможно, а запасной у него с собой не оказалось. В итоге парень просто сидел на месте и ждал, когда кто-нибудь проедет мимо. Сидел долго - мы буквально спасли его от истощения!

Именно поэтому мы так внимательно относимся к ремонту и своевременному обслуживанию своих мотоциклов. Наши механики прекрасно обучены и обладают достаточной квалификацией. Нас регулярно посещают специалисты из московского офиса BMW Motorrad, которые проверяют и оценивают состояние мотоциклов. Все поездки происходят с сопровождением технички, в которой едут запчасти, колёса и запасной мотоцикл.


Вы, кажется, старательно пытаетесь запугать всех уровнем сложности передвижения по алтайским дорогам!

Да нет, что вы, в езде по дорогам никаких особенных сложностей нет. Но это и не так интересно. Вы, конечно, можете, не съезжая с асфальта, проехаться по всему Чуйскому тракту от Новосибирска, через Горно-Алтайск до границы с Монголией и обратно. Удовольствие вы получите, и несомненно, увидите одну из самых красивых дорог России. Особенно восхищает часть от Горно-Алтайска до Ташанты. Но настоящие жемчужины Алтайского края останутся при этом за кадром. Чтобы посетить их, нужно съехать с асфальта и углубиться довольно далеко в бездорожье, причём порой довольно тяжёлое. Особенно если не знать заранее оптимальных маршрутов.

Мы их знаем, наши инструкторы объездили все эти места вдоль и поперёк и специально для туристов разработали несколько программ, позволяющих увидеть Алтай во всей красе. И при этом не испортить себе отпуск какими-нибудь досадными неприятностями.


То есть вы предлагаете воспользоваться одним из ваших групповых маршрутов?

Конечно, так будет проще всего. Путешественникам не придётся заботиться ни о навигации, ни о походном снаряжении, ни о питании, ни о местах ночёвок. У нас всё это уже предусмотрено. Можно ехать налегке, и каждый вечер вы будете приезжать не в чистое поле, а на заранее подготовленную базу, где вас будет ждать комфортабельный ночлег, душ и вкусный горячий ужин. Вдали от цивилизации это очень ценно!


Тогда расскажите поподробнее, что это за маршруты?

Давайте обсудим самые популярные направления, с остальными можно ознакомиться на нашем сайте “ТурсМото”. Начать, наверное, следует с десятидневного тура "Золотой Алтай". Это один из самых ярких и красочных маршрутов. Он позволит вам составить довольно полное впечатление об Алтае и прекрасно подойдёт для мотоциклистов, обладающих средним уровнем подготовки. Тяжёлых внедорожных участков там нет, зато есть интереснейшая переправа на корабле через Телецкое озеро, которое по праву называют вторым Байкалом. А всё потому, что это одно из глубочайших озёр нашей страны, и оно внесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, как уникальный природный объект. Благодаря затянутым туманом берегам и бездне прозрачнейшей воды под ногами его частенько сравнивают с норвежскими фьордами. Словом, это надо увидеть!

Также в рамках тура вы посетите знаменитое место Манжерок на берегу Катуни, про которое когда-то пела Эдита Пьеха. Помните? Побываете на перевале Кату-Ярык и увидите Каменные грибы. Проедете над рекой Чуей по легендарному Чуйскому тракту, где стоит памятник шофёру Кольке Снегирёву из знаменитой советской песни и всем водителям, когда-то работавшим на этой дорогой. Потом преодолеете Семинский перевал, по которому проходит природный рубеж между Северным и Центральным Алтаем, и посетите село Черга, где делают, пожалуй, лучшие на Алтае сыры. А затем через город-курорт Белокуриху и Бийск вернётесь в Барнаул, откуда и начинали свой путь. Как я уже говорил, весь этот маршрут занимает ровно 10 дней. Максимальный дневной пробег составляет не более 250-350 км.


Интересно. Наверняка у наших читателей возникнет вопрос, можно ли проехать этот маршрут со "вторым номером"?

В принципе, да. Но для тех, кто хочет путешествовать с пассажиром, мы рекомендуем программу "Все краски Алтая". Там дорога более комфортная. Если первый маршрут оценивается по сложности в четыре балла из шести, то тут будет максимум два. Вам практически не придётся съезжать с асфальта, но это вовсе не значит, что вы не увидите первозданную природу, голубые алтайские озёра, быстрые горные реки и живописные водопады. Дорога на всём протяжении хорошая, поэтому и дневные перегоны будут побольше - до 400 км. Вы отдохнёте на Телецком озере, увидите  озеро Белое и, конечно же, Манжерок.

Старт и финиш так же в Барнауле, дорога займёт одиннадцать дней. А для большего комфорта путешественников на восьмой день у нас запланирован отдых, когда можно никуда не ехать и расслабиться  на турбазе близ села Артыбаш. То, что в процессе такого путешествия вам удастся отыскать вход в легендарную страну Шамбалу, который по разным поверьям находится где-то на Алтае, мы не обещаем, но то, что такое путешествие запомнится надолго, гарантируем!


А что вы предложите опытным мототуристам? Тем, кого не страшит бездорожье и трудности пути?

Для них в арсенале компании "ТурсМото" есть поездка на плато Укок, считающееся одним из самых загадочных мест Горного Алтая. Это "место силы" ещё часто называют Алтайским Тибетом. Здесь даже кричать считается святотатством. Укок означает «конец всего». Находится это плато на стыке границ России, Казахстана, Китая и Монголии. Но чтобы попасть туда, надо обладать высоким водительским мастерством и находиться в неплохой физической форме. Если же говорить про сложность этого маршрута по шестибалльной шкале, то это будет твёрдая пятёрка!

У нас ещё есть тур, который называется "Колыбель народов", но там, предупреждаю сразу, будет совсем тяжело. Обилие разбитых горных и полевых дорог, перевалов, преодоление глубоких каменных бродов, большие дневные перегоны предъявляют к его участникам особые требования.


Потребует ли такой маршрут какого-то специального снаряжения или экипировки?

Нет, я уже говорил, что всем необходимым мы путешественников обеспечим. Можно ехать практически налегке в обычном туристическом экипе. Единственное, мы настоятельно советуем взять с собой дождевик - погода на Алтае бывает очень переменчивой - и обуться в высокие мотосапоги, подходящие для поездок по пересечённой местности. Даже средство от комаров брать с собой не обязательно: на Алтае есть Комариный перевал, мы его будем проезжать, но самих кровососущих насекомых практически нет!


Но наверняка есть клещи?

Клещи есть, но вы же не собираетесь продираться пешком через лес или ночевать лёжа в траве? Комфортным и безопасным ночлегом, как я уже сказал, мы вас обеспечим. Поэтому хватит обычного защитного спрея от клещей, который продаётся в любом туристическом магазине. Так, на всякий случай. Не найдёте - дадим вам свой.

Вы даже не представляете, насколько тщательно у нас всё продумано! В нашем парке даже есть два мотоцикла с заниженными сёдлами и подвесками, на случай если приедут невысокие и хрупкие девушки.  


Десять-одиннадцать дней - это довольно много. Почти две недели. А что делать тем, кто не располагает таким временем?

Вы же понимаете, что Алтай далеко  и скататься сюда одним днём не получится. Но мы работаем над этим. Специально для самых занятых туристов мы придумали так называемые "туры выходного дня", маршрут которых рассчитан на трое суток. Он стартует не из Барнаула, а из Горно-Алтайска - там тоже есть аэропорт, в который прилетают рейсы из Москвы. Тем самым мы экономим пару дней.

Вообще, список возможных маршрутов куда больше, чем я перечислил. Мы готовы провести наших гостей по следам экспедиции Рериха, показать соляные озёра, вывезти их в Тыву, Монголию, Казахстан. Есть экспедиции в Среднюю Азию на Тянь-Шань и Памир, но это тема для отдельного разговора.

Что хотелось бы добавить - пару слов о наших инструкторах. Все они профессиональные спортсмены. Чтобы вы понимали, кто у нас работает, скажу, что главный гид компании "ТурсМото" - Виктор Пантыкин, мастер спорта СССР, заслуженный путешественник России, трёхкратный чемпион Советского Союза, двукратный чемпион России по спортивному мототуризму и серебряный призер чемпионата мира по спортивному мототуризму 2015 года. В 2018 году команда под его руководством заняла первое место на Кубке России по спортивному туризму. Впечатляет? С таким проводником ничего не страшно. А на случай непредвиденных ситуаций (от них, увы, никто не застрахован) следом за каждой группой идёт экспедиционная машина сопровождения - полноприводный ГАЗ 4795 "Садко" с усиленной рамой, «обутый» в специальные покрышки. Из опций – кузов с полками для дополнительного оборудования, крепления для мотоциклов, выдвижной трап, дополнительные баки с топливом и водой, лебёдка, спутниковая связь, генератор и множество других вещей и приспособлений, позволяющих быть готовым к любым неожиданностям.


Раз уж мы заговорили о непредвиденных ситуациях, от чего вы бы могли предостеречь мотоциклистов, предпочитающих путешествовать по Алтаю в одиночку?

Во-первых, я уже говорил, что при самостоятельных поездках всё необходимое нужно везти с собой. А это вода, топливо, запчасти для оперативного ремонта и обязательно запасные покрышки. Во-вторых, не стоит надеятся на сотовую связь. Она есть далеко не везде. И в-третьих, нужно быть аккуратным в общении с местным населением. Нет, на самой трассе с вами ничего не случится, но в стороне от главной дороги и за пределами основных туристических зон лучше останавливаться только на турбазах. Алтайцы не всегда дружелюбны, и некоторые места мы предпочитаем проходить без остановки. Неприятные инциденты, к сожалению, уже бывали. Также не стоит, например, пытаться, как местные жители, повязывать ленточки в святых местах. Для Алтайца это целый ритуал, который имеет определённый смысл и значение. И относиться к этому стоит с уважением!

Поэтому соблюдайте осторожность - и всё будет хорошо. Алтай стоит того, чтобы там побывать. Увидев его однажды, хочется возвращаться снова и снова.

Хорошей вам дороги и интересных путешествий!

 

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .

Социальные комментарии Cackle
↑ Наверх