Бесов Нос. Мы сделали это! (+видео)

02 февраля 2019

Мыс Бесов Нос манил давно. Ещё лет пятнадцать назад, на волне увлечения автомобильным трофи, я собирался доехать до него. Не сложилось. Очередная попытка выбраться туда, уже на мотоцикле, была предпринята в 2008 году, когда я возвращался с Кольского полуострова. Опять не получилось – непрекращающиеся осенние дожди сделали маршрут непроходимым для супермото, обутого в спортивную резину. Удивительно… В этом году мысль увидеть своими глазами Онежские петроглифы пришла в голову в начале октября, и мы сразу занялись проработкой поездки.


Бесов Нос. Мы сделали это! (+видео)

Автор:
Роман СИТНИКОВ, фото Александра ЦАРЁВА и автора

Просмотры:
2533

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

Изучая маршрут по отчётам побывавших там туристов, мы неприятно удивились: на множестве фотографий присутствовали следы пребывания людей в виде валяющихся то тут, то там пакетов, бутылок и т.п., как на подъездах к Бесову Носу, так и на самом мысе. Так родилась мысль совместить приятное с полезным: не просто прокатиться посмотреть на петроглифы, но заодно собрать и вывезти оттуда оставленный туристами мусор.

А раз так, ехать решили на квадроциклах – их грузовместимость позволяет не только захватить с собой палатку, спальники, коврики, газовую горелку и продукты, но и без проблем вывезти собранный на мысе мусор. С техникой определились довольно быстро: российский дистрибьютор CFMOTO, с уважением относящийся к подобного рода затеям, выделил для путешествия на Бесов Нос квадроцикл X5 и сайд-бай-сайд Z10.


Мыс Бесов Нос является особо охраняемой природной территорией (ООПТ) регионального значения, относящейся к государственному природному заказнику «Муромский». Кроме того, мыс Бесов Нос относится к уникальному комплексу памятников первобытной культуры Карелии: здесь расположены многочисленные захоронения и стоянки древних людей, а также наскальные изображения, известные как Онежские петроглифы.

Определившись с технической частью, занялись изучением возможности законного посещения мыса. Бесов Нос относится к особо охраняемым природным территориям, и, как выяснилось, уже были прецеденты выписывания туристам штрафов за нарушение правил нахождения на ООПТ, и штрафов значительных. Поэтому мы сразу связались с Дирекцией этих самых особо охраняемых природных территорий, поделились соображениями об экспедиции в целом и наведении порядка на мысе в частности и отправили официальный запрос на проведение задуманного мероприятия в Дирекцию и Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия. Ответ получили оперативно: да, можно, с соблюдением соответствующих требований. Ура!

И тут в голову пришла необычная идея: пойти, как и планировалось, на квадроциклах, но двумя разными маршрутами. Один квадрик отправить преодолевать сухопутную «дорогу» к мысу, второй же, принимая во внимание рекомендации отдавать приоритет перемещению по водным маршрутам, оснастить ёмкостями непотопляемости и попытаться достичь Бесова Носа по воде! Благо большая часть пути идёт вдоль реки Чёрной, впадающей в Онежское озеро всего лишь в паре километров от мыса, и сложностей с контролем идущего по воде квадрика быть не должно. В теории.


Сначала мы планировали обойтись одним автомобилем: загрузить в кузов Toyota Hilux квадроцикл CFMOTO Х5, в прицеп поставить «кибитку» Z10 и вокруг неё набросать прочее снаряжение. Идею пришлось отбросить: даже сухая масса Z10 – почти 600 кг – уже не позволила везти его на имеющемся в редакции прицепе с разрешённой максимальной массой 750 кг и собственной 340. А для прицепа большей грузоподъёмности нужна категория Е к В, которой ни у кого из нас пока нет. В результате на Бесов Нос поехало два «Хайлакса», один из которых вёз квадрик, а второй был под завязку забит остальным снаряжением. А багги вообще привезли из Питера прямо к месту старта ребята из CFMOTO, решившие составить нам компанию в этой экспедиции.

На практике же первые эксперименты с установкой шин большего размера (а значит, и водоизмещения) и расширителей колёс GKA с установленными в их полости ёмкостями непотопляемости показали, что осадка квадрика в этом случае получается излишне большой: он погружается в воду практически до сиденья. Для штурма речки или перехода через болота допустимо, но для сплава протяжённостью 20 км не вариант. Поэтому мы по старой водной памяти заехали в гости к парням из «Вольного ветра» – компании, уже много лет занимающейся производством и продажей оборудования для водного туризма. Решение пришло быстро: мы взяли баллоны от сплавного катамарана «Арктика» и элементы каркаса, чтобы научить наш квадрик плавать.

Проверка теории на практике подтвердила правильность выбора: конструкция получилась непотопляемая. Но крайне тихоходная: тяга 27-дюймовых колёс перемещала гибрид квадроцикла и катамарана с очень уж небольшой скоростью, да и манёвренность оставляла желать лучшего. Кто-то пошутил, что надо ставить 150-сильный подвесной мотор, уж он-то точно заставит нашу конструкцию выдавать 50 узлов, несмотря на наличие гидродинамического тормоза в виде квадроцикла. Но в каждой шутке лишь доля шутки, поэтому уже на следующий день на заднем багажнике плавающего квадрика был установлен лодочный мотор! Конечно, не монстр о полутора сотнях «лошадей», а двухтактный моторчик мощностью в 2 л.с., но даже он позволил «квадрокатамарану» не только довольно бодро перемещаться по поверхности воды, но и прогнозируемо маневрировать.


Мотовездеходу CFMOTO Z10 в этой экспедиции было явно тесно. Да, здесь были и скоростные прострелы по лесным дорожкам, и глубокие грязевые ванны, и лесовозные колеи глубиной около метра, и он справлялся играючи. Но всё это помещалось на участке протяжённостью около 20 км, а этому “литровому” монстру нужен оперативный простор! Так что в следующий раз мы обязательно возьмём его туда, где он сможет раскрыть свои таланты по-максимуму.

Казалось, все вопросы решены, и пора выдвигаться на север, но… Прогноз погоды вдруг резко поменялся: на ближайшие несколько дней дожди в районе Бесова Носа сменил уверенный «минус». Не до водных процедур… Тем не менее удача была на нашей стороне: в один из ближайших дней метеорологи пообещали ясную солнечную погоду с потеплением до +7-9 °C, да и следующий день практически без осадков. Неплохо для середины октября. Едем!

Стартовали из Москвы втроём на двух «Хайлаксах» рано утром, ещё затемно, вторая часть команды с CFMOTO Z10 должна была подъехать уже на место. Дороги пустые, 450 км пролетели незаметно, первая остановка в Вологде: заехали в «Ленту» на объездной за продуктами, там же и позавтракали. Оставшиеся 400 км прошли под бодрящую музыку и трёп по рации со второй машиной, сопровождаемые непрекращающимся дождём. В деревню Каршево приехали засветло, оценили состояние дорог и глубину луж, подъехали к реке Чёрной, посмотрели на появляющийся на траве иней и… решили переночевать в гостинице в городе Пудож! Помёрзнуть мы ещё успеем.


Сборка нашей плавающей конструкции с перерывами на съёмку и приём пищи заняла около полутора часов, но при необходимости сейчас мы бы смогли уложиться даже в 30-40 минут. Элементы каркаса катамарана фиксировались под багажниками с помощью обычных грузовых стяжек, ими же был закреплён на багажнике и подвесной мотор. При этом оба надувных баллона, каркас и ножной насос перевозились в сумке, которая без проблем помещалась на переднем багажнике квадра.

Утро встретило нас ясным небом, толстым слоем инея на машинах и температурой -2 °C за бортом. Бр-р-р-р… Пора! Долетели до Каршево, ушли на грунтовку вдоль Чёрной. Ехать решили «до упора», пока на обутых в дорожную резину «Хайлаксах» не станет совсем тяжело. Глубина и протяжённость луж, поначалу не воспринимавшихся всерьёз, с каждым километром удаления от цивилизации становилась всё больше, дорога уже, а деревья практически смыкались над головой.

Через несколько километров мы действительно упёрлись – но не в сложно проходимые колеи, а в разрушенный паводком мост через приток Чёрной. Шансы проехать на автомобилях дальше были равны нулю, поэтому на площадке перед мостом мы и разбили лагерь, приступив к постройке нашего водоплавающего квадроцикла. Около полудня на квадрике уже был смонтирован каркас, навешены баллоны, установлен на багажнике лодочный мотор. Ещё пара штрихов – и можно спускать «квадрокатамаран» на воду! Но сначала обед.


Раз уж мы путешествуем по воде на особо охраняемых природных территориях, то и подход к выбору масла для лодочных моторов (а их было задействовано два – для квадрика и для лодки сопровождения) должен быть экологичным. Мы остановились на Motul Outboard 2T – правильном масле для двухтактных подвесных лодочных моторов.

После горячей еды стало теплее и радостнее. Позитива добавляло солнце и безоблачное небо, температура воздуха потихоньку росла. К этому моменту подъехал питерский экипаж, выгрузил CFMOTO Z10, и после короткого брифинга мы начали готовиться к старту.

В первую очередь решили переправить Z10 через разрушенный мост. Два бревна, укреплённых стяжками, позволили расширить мост до габаритов сайд-бай-сайда. Квадр медленно пополз вперёд, но, когда до конца узкого участка оставалось меньше метра, одно из брёвен уехало в сторону, и Z10 чуть не ушёл с моста вниз. Спасло то, что бревно упёрлось и не позволило мотовездеходу отправиться в свободный полёт, а стяжки, лебёдка и противовес в виде штурмана позволили выбраться на другой берег без потерь.


Наскальные изображения на мысе Бесов Нос относятся к группе Онежских петроглифов, наскальных изображений первобытной эпохи, датирующихся IV—III тысячелетием до нашей эры. Знамениты в первую очередь триадой: человеком (бесом), рыбой и ящерицей. Также на скалах мыса много абстрактных рисунков, неидентифицируемых фигур. Считается, что где-то в XV веке монахи Муромского Свято-Успенского монастыря совершили акт вандализма, выбив поверх изображения триады христианский крест – чтобы «обезвредить нечисть». Изображение триады стало узнаваемым символом Онежских петроглифов. Петроглифы на мысе Бесов Нос включены в государственный реестр объектов культурного наследия, а в 2018 году вошли в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

После ушедшего в направлении мыса Z10 пришла очередь спускать на воду Х5. На баллонах закрепили палатки и спальники, упакованные в гермомешки, я сел за руль «квадрокатамарана», аккуратно просочился между деревьями и как-то буднично плюхнулся в реку. Подвесной мотор завёлся сразу, полный вперёд - приключение началось!

Экипаж лодки сопровождения, понимая, что их скорость движения будет заметно выше, чем у нашего «земноводного», задержался в лагере, чтобы убрать все вещи в машину и собрать в дорогу продукты, бивуачное снаряжение и запас топлива. Я же в течение первого часа сплава был полностью предоставлен самому себе. Очень специфические ощущения: один посреди реки на квадроцикле, вокруг вода, лес - и ни души. Несколько раз я глушил лодочный мотор и просто слушал тишину, пока течение неторопливо несло непонятную конструкцию в сторону Онеги. Беспокойства добавлял лишь один момент: Солнце уже шло к закату, а до Онеги оставалось около десяти километров.


Одна из основных целей экспедиции на мыс Бесов Нос – сбор и вывоз мусора, оставленного там туристами. К сожалению, даже по фотографиям, сделанным посещавшими мыс, можно понять, что отношение к природе оставляет желать лучшего. И если на стоянках первобытных людей чистота и порядок, то на обустроенных в окрестностях Бесова Носа стойбищах наших современников дела намного хуже: бумага, пластик, бутылки, брошенные мангалы и прочие следы пребывания «человека разумного» режут глаз.

Лодка догнала меня, когда Солнце приблизилось к горизонту. Коллегиально мы приняли решение искать место для ночёвки. Что оказалось не так просто: чтобы иметь возможность пересечься с экипажем Z10, встать нужно было на правом берегу, но он был либо низкий болотистый, либо лесистый высокий, куда на квадрике с баллонами не вылезти. В результате зачалились уже в полной темноте, при этом квадрик пришлось оставить ночевать в воде. Спасибо экипажу Z10: они, услышав звук наших моторов, подъехали к месту высадки десанта и поддержали её светом фар.

Обсудив с экипажем сайд-бай-сайда расчётное время нашего прибытия на Бесов Нос, мы начали ставить палатки и готовить ужин. Кибитчики же, ехавшие на разведку налегке, выдвинулись в сторону оставленных в лагере машин. Мысль месить грязь в темноте одним квадриком показалась нам не самой разумной, но всё бивуачное снаряжение экипажа Z10 осталось там, поэтому вариантов не было. Мы же, поужинав, завалились спать – завтра предстоял сложный день.


Согласование проведения экспедиции журнала «Мото» на мыс Бесов Нос проходило с Министерством природных ресурсов и экологии Республики Карелия и Дирекцией особо охраняемых природных территорий. В полученном от указанных ведомств письме были регламентированы правила нахождения на территории ООПТ, в частности, запрет на повреждение напочвенного покрова, передвижение используемой в экспедиции техники только по существующим дорогам и рекомендации отдавать приоритет перемещению по водным маршрутам.

Сложности начались с момента подъёма: по крыше палатки барабанил дождь, с Онеги дул сильный встречный ветер, а экипаж «кибитки» к лагерю почему-то не приехал. Мобильная связь, разумеется, отсутствовала, рация не добивала. Но вариантов нет, нам надо идти.

Последние километры до выхода в Онежское озеро тянулись долго, слабенький подвесной моторчик тарахтел изо всех сил, но яростный встречный ветер основательно тормозил продвижение «квадрокатамарана» вперёд. Экипаж лодки сопровождения сначала успел снять фото и видео идущего по воде квадрика со всех сторон, потом начал издеваться, то отставая, то обгоняя меня, после чего парни поняли, что так мы будем идти долго, и взяли «земноводное» на буксир. Скорость движения сразу выросла, и через час впереди наконец-то замаячил выход в Онегу. Но выход в озеро – это ещё не само озеро…


Длиннобазный CFMOTO X5, обутый в «злые» шины диаметром 27”, поместился в кузове «Хайлакса» без проблем. Более того, вокруг квадрика мы умудрились разместить лодочный мотор, канистры с топливом, баллоны и каркас катамарана и кучу всякой мелочи.

Лодка ушла вперёд, так как парням нужно было подготовиться к фото- и видеосъёмке знакового момента – выходу плавающего квадроцикла в Онежское озеро и его причаливанию к берегу. Я же, немного отдохнув, поменял тактику движения: зафиксировав подвесной мотор в положении «только вперёд» и выставив обороты, близкие к максимальным, завёл двигатель квадрика, включил полный привод и блокировку переднего межколёсного дифференциала и устремился навстречу волнам Онеги. Хотя «устремился» – громко сказано: скорость «квадрокатамарана» хоть и выросла, но ровно настолько, чтобы пробить встречные волны, обогнуть скалистый мыс и, избежав навала на камни, уйти направо, в бухту.

Причалить в намеченное место не получалось – ветер постоянно доворачивал катамаран, направляя его в другую сторону. До берега оставалось уже всего ничего, но сильные волны не давали подвесному мотору реализовать все свои скромные возможности: винт то выходил из воды, то погружался слишком глубоко. В какой-то момент квадроцикл, проваливаясь между волн, начал доставать колёсами до дна – и сразу же терять скорость. Пришлось вернуться к тактике «гибридного привода»: зафиксировав подвесной мотор, вновь завести квадрик и на полном приводе рвануть из воды. Получилось! Поймав зацеп, Х5 ускорился, и буквально через минуту я уже выезжал на песчаный онежский пляж. Удивляло только одно: в условленном месте нас не ждал экипаж Z10…


Незадолго до старта меня вдруг осенило: имеющаяся у меня эндурная экипировка не лучшим образом подходит для сплава на квадроцикле. В результате в моём гардеробе появился комплект квадроэкипировки от Finntrail: вейдерсы, куртка, ботинки и перчатки. Это оказалось оптимальным решением для нашего путешествия: мембранный полукомбинезон и куртка не позволили замёрзнуть на ветру и промокнуть по пояс в воде, жёсткие ботинки отлично фиксировали голеностоп и не буксовали в грязи, а перчатки не скользили по рулю даже после долгого купания в грязной жиже. Жаль только, что одну перчатку я в результате там и утопил. Мне будет её очень не хватать…

Дальше всё было банально: сбросив с квадроцикла лодочный мотор и каркас с баллонами, мы проехали чуть более километра до знака «Бесов Нос», откуда ещё метров 400 пешком – и вот он, заброшенный маяк, который столько раз видели на фотографиях. А чуть дальше – те самые скалы с петроглифами.

Но петроглифы не единственная цель нашего визита, поэтому следующие пару часов мы посвятили сбору мусора в окрестностях маяка. Процесс шёл бодро и весело, один полиэтиленовый мешок вставал рядом с другим, а где-то глубоко внутри сидело непонимание. Зачем? Зачем люди, приезжающие в это уникальное место, тащат с собой центнеры мусора? Неужели рука не дрогнет бросить под ноги пустую бутылку? Почему не возникает мысли забрать с собой хотя бы то, что привёз, а лучше, конечно, и то, что оставили предшественники? Не понимаю…


Подготовка квадроцикла CFMOTO X5 Classic к экспедиции не ограничилась подгонкой катамаранного каркаса и установкой подвесного мотора. После обкатки квадрика мы поменяли масло в двигателе и редукторах, для минимизации массы демонтировали спинку пассажира и лебёдку, а также обули его в «злые» шины диаметром 27” - как для лучшей тяги на воде, так и для повышения проходимости. Сразу скажу, что лебёдку можно было не трогать (нашим пятиметровым баллонам эти килограммы были не критичны), а вот колёса оказались очень кстати: они отлично гребли и в воде, и на бездорожье.

Мешки с мусором мы закрепили на катамаране, туда же покидали всё бивуачное снаряжение и, привязав катамаран к лодке, отправили обратно в лагерь. Сами же двинулись по наземному маршруту, надеясь по дороге прояснить причины отсутствия на мысе CFMOTO Z10. При этом следы их вчерашнего пребывания здесь были заметны, но что-то не позволило им повторить этот трип…

Обратный путь совсем не был похож на лёгкую прогулку, которую я представлял себе поначалу. Полный привод был включен практически всё время, регулярно приходилось врубать «понижайку» и блокировать межколёсный дифференциал, внатяг проползая по заполненным бурой жижей колеям или остаткам некогда положенной в низинках гати. В одной из луж наш Х5 вдруг начал терять скорость и остановился. Оказалось, что он просто сел защитой днища на глинистое дно, при этом огромные 27-дюймовые колёса свободно вращались в грязи, не доставая до плотной поверхности. А лебёдку-то мы сняли – массу квадрика снижали… Помог кусок бревна, валявшийся рядом: им как рычагом я поддел квадрик и переставил его в сторону, после чего спокойно выехал.



А чуть дальше в болотистой низинке перед нами предстали следы серьёзной битвы с бездорожьем, намекнувшие нам на то, почему Z10 мы сегодня не увидели. Добравшись до лагеря, мы наконец встретились с Z10 и его экипажем, поведавшем нам о своих приключениях. Оказывается, когда они ночью выдвинулись в сторону лагеря, то поехали без просмотров сложных мест – дорога-то уже хорошо знакома. В итоге в той самой низинке в темноте пошли не по нужной траектории, ухнув в грязь глубиной почти по руль! Длины троса лебёдки не хватило до ближайшего дерева, удлинитель лопнул, из-за чего квадрик съехал набок и умудрился хлебнуть воды. На остатках заряда аккумулятора они вытащили Z10 на сушу и отправились в лагерь пешком – за маслом и инструментом. В итоге работы по приведению «кибитки» в боеспособное состояние закончились незадолго до нашего возвращения в лагерь.

Тем не менее эмоции у всех участников экспедиции были исключительно положительные. Понравилось то, что у нас с первой попытки получилось реализовать задуманное. Удивил и тот факт, что на это нам потребовалось неполных два дня. Будем ли мы продолжать эксперименты в этом направлении? Обязательно. Уже сейчас мы начали проектирование более компактной конструкции, обеспечивающей квадроциклу плавучесть и приводимой в «боевое» положение за несколько минут. Впереди ещё много интересных экспедиций!



Смотрите фильм по итогам экспедиции на мыс Бесов Нос на youtube-канале журнала «МОТО».

Благодарим:

компанию “АВМ Трейд” за предоставленную технику CFMOTO

компанию Toyota Motor Rus за предоставленные автомобили

компанию Finntrail за предоставленную экипировку

компанию Motul за предоставленные смазочные материалы

компанию «Вольный ветер» за предоставленное сплавное оборудование

компанию GKA за предоставленные экспедиционные кейсы и канистры для топлива.

 

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .

Социальные комментарии Cackle
↑ Наверх