- Техника
- Тесты
- Рынок
- Сообщество
- Ремзона
- Спорт
- Копилка
01 декабря 2017
Выпуск:
Журнал «МОТО»
Автор:
Рус Мото Тревел
Просмотры:
10984
Становление отрасли – от изобретения мотоцикла до сегодняшних дней
Не секрет, что туризм – удел государств благополучных с высоким уровнем жизни его граждан. Ведь чтобы путешествовать нужны свободные средства и время. Это же относится и к мототуризму.
Мотоциклу чуть более 100 лет, но первую половину ХХ века гражданам даже самых богатых стран было не до туризма – мир сотрясали мировые и локальные войны, революции и финансовые кризисы. Да, в истории мотоцикла всегда были энтузиасты, которые отправлялись в экстремальные путешествия, устраивали длительные пробеги, устанавливали рекорды, но их было очень немного.
Лишь к 1970-м годам уровень жизни в Европе и США позволил большому числу их граждан тратить деньги на развлечения, такие как туризм, в том числе мотоциклетный. Плюс активно развивалась туристическая инфраструктура: строились дороги, гостиницы и придорожные мотели, заправки и ресторанов, открывались национальные парки и музеи. В начале 80-х в Европе появляются первые мото прокатные и туристические компании, которых сегодня в мире как минимум несколько сотен.
В череде мировых катаклизмов России досталось едва ли не больше всего. Две войны, революция, перестройка, кризис. В императорской России массового туризма не было в принципе. В советском союзе внутренний туризм был и даже поддерживался государством, но не в формате мотопутешествий.
После развала СССР у людей на руках появляются заграничные паспорта и все устремляются в другие страны – в первую очередь это, конечно же, Европа. В России внутренний мото туризм практически не развивался, оставаясь уделом небольшого числа путешественников-экстремалов.
Почему так происходило? Причин много, но прежде всего это плохие дороги, низкий уровень гостиничного и ресторанного сервиса, практически полное отсутствие туристической инфраструктуры и высокие цены. До 2014 года отдых в Карелии или Сочи обходился чуть ли не дороже, чем в Европе. Конечно, ситуация менялась, но достаточно медленно.
Дешевая нефть как драйвер развития мото туризма
Неожиданный толчок внутренний туризм получил от последствий мирового финансового кризиса 2008-2010 годов. Парадигма, что страна можем развиваться исключительно за счет продажи полезные ископаемых, дала сбой. В 2012 году государство решает развивать туризм как перспективное направление экономики. В 2014 году у России впервые появляется стратегия развития туризма.
Ключевые положения документы – нужны дороги, гостиницы, кафе, АЗС, покрытие мобильной связи, в регионах должны быть созданы туристические информационные центры (ТИЦ), которые должны продвигать региональный туризм.
Возможно, многие не заметили, но за последнюю «пятилетку» была проделана большая работа в сфере создания дорожной инфраструктуры:
1) Был полностью заасфальтирован легендарный Транссиб (трасса Москва-Владивосток)
2) К спартакиаде в Казани привели в порядок весь Татарстан
3) К зимней Олимпиаде в Сочи практически заново отстроили всю инфраструктуру региона
4) К «ФИФА-2018» сделали дороги в Самаре, Волгограде и других городах чемпионата
5) Капитально обновлены трассы «Кола» и «Новая Рига», идёт реконструкция трассы Колыма
6) Ремонтируются многие региональные и местные дороги
ТИЦ’ы созданы и успешно работают. Номерной фонд большинства крупных городов вырос в несколько раз, построены новые базы отдыха и гостиницы в Карелии, Сочи, Сибири, на Байкале и по всему Транссибу вплоть до Владивостока.
Еще немаловажно для мотоциклетного туризма – в России развиваются дилеры, причём по всей стране. Например, у BMW Motorrad 18 салонов в разных регионах страны. KTM, Triumph, Honda, HD и другие марки так же представлены во многих городах России.
Как результат путешествовать по России с каждым годом становится все более комфортно и безопасно. Да не Европа, но и не совок десятилетней давности.
И самое главное - у нас ведь есть куда поехать и что посмотреть: Легендарный Байкал и Ольхон, Алтай, Хакассия и Тува, Карелия, Кольский полуостров, Архангельск, Баскунчак и Эльтон, Эльбрус и Домбай, Забайкальский Край и Дальний Восток
В России 86 регионов, сколько из них вы знаете?
С чего начать?
Несомненно, бывают разные форматы путешествий и личные предпочтения, и не все согласятся с моим мнением, но я считаю хорошее мото путешествие складывается из пяти составляющих.
Во-первых, выбирайте второстепенные дороги. Ездить по федеральным скучно и небезопасно. Постоянные обгоны, однообразный пейзаж по сторонам – все это утомляет и несет в себе лишний риск. В России достаточно интересных дорог местного значения с приличным асфальтом и минимальным трафиком.
Во-вторых, заранее планируйте маршрут. Дороги, ночёвки, посещение достопримечательностей, продумывайте логистику, просчитывайте тайминг. Не надо загонять себе в жёсткие рамки времени, но и ехать в формате «куда глаза глядят» в большинстве случаев не рационально.
У нас пока не так хорошо развита туристическая инфраструктура, как в той же Европе. Достойные гостиницы и турбазы в России бронируются на несколько месяцев вперёд, хорошие экскурсоводы нарасхват, у музеев есть перерывы и выходные дни. Где-то может и повезёт, но в большинстве случаев вы проиграете.
В-третьих, правильно подберите мотоцикл и экипировку. Для России оптимально подходят мотоциклы класса турэндуро (BMW GS, КТМ Adventure, Honda AfricaTwin, Kawasaki Versys, Yamaha Tenere и т.п.) и туристическая экипировка, обладающая всепогодными свойствами. Можно путешествовать и на спорт-байках, и на круизёрах, но удовольствия от такого путешествия будет минимум.
В-четвёртых, сложность поездок лучше увеличивать постепенно. Начинайте с малого, для начала формат выходного дня, потом недельные поездки и только потом Москва-Владивосток, Магадан и т.п. У вас вся жизнь впереди, не надо стараться за пару лет все посмотреть, успеете.
В-пятых, подберите правильных попутчиков. Путешествовать в одиночку можно и в этом есть свой шарм, но я человек общительный и предпочитаю компанию. Помимо того, что с хорошими попутчиками ехать веселее и интереснее, это так же безопаснее. В дороге всякое может случиться, поломка, болезнь, ДТП. Лучше, чтобы рядом был опытный и верный друг, которые поможет в трудную минуту.
Главный фактор успеха групповой поездки это чтобы маршрут был проработан заранее, у всех на руках были карты и треки по всем дням, заранее обозначены и приняты правила поездки: скорость, тайминг, уровень гостиниц, какими дорогами едем и т.п.
Куда поехать?
Россия большая, направлений бесконечно много. И чем больше я путешествую, тем больше новых мест узнаём. Сибирский Тракт, Карелия и Соловки, Алтай и Чуйский Тракт, Кавказское Пятигорье, Заполярье и полуостров Рыбачий, Каспий и Баскунчак, Колыма и Магадан, Сибирь и Тобольск, республики Тыва и Хакассия, озеро Байкал, и т.д., и т.п.
Чтобы как-то систематизировать варианты для путешествий, можно условно выделить несколько форматов поездок:
1. Культурно-познавательные поездки в формате «выходного дня». Например, маршруты вокруг Москвы: Тула – Рязань, Селигер – Валдай, Суздаль – Ярославль, Смоленск – Великие Луки, Чухлома - Сугорье, Скорняково – Архангельское – Добринка/Липецк, Рогово – Никола-Ленивец, Плёс – Кострома и т.п.
Интересных мест множество, главное – это желание и любознательность. В каждом из вышеперечисленных вариантов можно найти десятки интересных мест: дворянские усадьбы, природные парки, музеи, церкви и монастыри, места великих сражений и других исторических событий. На сайте РМТ (www.rusmotoweekend.ru) можно посмотреть примеры таких туров.
2. Длинные путешествия в формате 1-2 недель. Например, поездка на соляные озёра Эльтон и Баскунчак. Каждый слышал о целебных свойствах Мёртвого моря в Израиле, но ведь в России есть минеральные озёра, ничем ему не уступающие. А находятся они всего в 1200 км от Москвы, в Волгоградской области. Там же находится одна из буддистских святынь – гора Богдо, и бывшая столица Золотой Орды – город Сарай-Бату. Там нет современных гостиниц и лежаков с баром на берегу, но настоящего туриста это вряд ли остановит.
Другое интересное место — это русский север, республика Карелия и Кольский полуостров с рядом культовых мест, таких как Соловки, Хибинские горы, Териберка, полуострова Средний и Рыбачий. Суровая, но безумно красивая природа, бескрайняя гладь Белого и Баренцева моря, потрясающая атмосфера безмолвия, в которой теряешь счёт времени…
Тем, кто любит тепло, советую обратить внимание на кавказское Пятигорье – Сочи и Красная Поляна, Адыгея, Архыз, Домбай, Эльбрус. Многие про эти места слышали, но немногие представляют, как сегодня выглядит Юг России. А ведь за последние 5 лет в Красной Поляне, в Архызе и на Эльбрусе построены курорты европейского уровня, огромные средства вложены в Адыгею, развивается Домбай.
3. Долгосрочные экспедиции. Например, путешествия по таким легендарным маршрутам, как Москва-Владивосток (Транссиб), Москва-Магадан (Трассы Колыма и Дорога Костей), поездка на Байкал, по Горному Алтаю, в Туву или Хакассию, на Дальний Восток или Камчатку.
Парадоксально, но сегодня в этих местах иностранных туристов больше, чем российских. Например, в прошлом году 16 немцев ездили из Берлина в Туву и обратно. А сколько россиян смогут найти Туву хотя бы на карте?
Эпилог
Говорить про России и мотопутешествия можно бесконечно долго. Без преувеличения Россия – одна из самых интересных стран мира для путешествий. Все страны разные и по-своему интересные, и везде хочется побывать, но если мы родились и живём в России, то почему бы не начать со своей родины?
Я надеюсь приведенная выше информация будет полезна и мотивирует хотя бы кого-то из читателей журнала МОТО отправиться в этом году в путешествие по России.
Если у вас будут вопросы по конкретным регионам, дорогам, гостиницам и любым другим аспектам (как собраться самому, как собрать мотоцикл, насколько безопасно на Кавказе и .т.п.) вы всегда можете связаться со мной по эл. почте alex.nikonov@rusmototravel.com. С календарем наших путешествий вы можете ознакомиться на сайте РМТ.
Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .
Социальные комментарии Cackle