С чего начиналась «Россия»

18 октября 2013

В нынешней России своих мотоциклов практически не делают – то ли разучились, то ли просто не хотят. В Советском Союзе тоже не особо умели, зато энтузиазма было много, потому выпускали их в фантастических количествах. А вот в России прежней, царской, мотоциклов строили немного, зато с любовью и тщанием…


С чего начиналась «Россия»

Выпуск:
Журнал «МОТО» – октябрь 2013

Автор:
Евгений ПЕВЗНЕР, фото автора и Алексея ПОПОВА

Теги:
Россия / История / Ретроскоп /

Просмотры:
5493

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

В самом начале ХХ века мотоциклы привлекали только энтузиастов – как среди изготовителей, так и среди покупателей. Соответственно, особыми изысками никто не заморачивался, и принцип создания двухколесного механического транспортного средства был прост, как заклепка: брали велосипед, куда устанавливали небольшой двигатель внутреннего сгорания с примитивным приводом на заднее колесо. А имея собственное велосипедное производство, можно было легко переделать раму специально под бензиновый мотор и опередить конкурентов. 

Единственный сохранившийся ходовой мотоцикл марки «Россия» находится в Латвии. Восстановил его известный латвийский реставратор Юрис Рамба. Несмотря на педальный привод, этот аппарат можно считать полноценным мотоциклом, потому что рама специально предназначена для установки двигателя и бензобака. Надо сказать, что это машина из поздних серий, у ранних образцов бензобак размещался под седлом, между задним крылом и трубами рамы. Топливо самотеком поступало в поплавковую камеру карбюратора.

Практически все первые мотопроизводители вышли именно из велосипедного бизнеса. Не был исключением и наш соотечественник, житель Риги (входившей тогда в состав Российской империи) Александр Лейтнер. 

Свою мастерскую по производству велосипедов он основал еще в 1886 году, поработав перед этим на велосипедных предприятиях Европы. Несомненный энтузиаст своего дела, Лейтнер уже в 1899 году под маркой «Россия» предлагал покупателям моторные трициклы и двухколесные велосипеды с мотором. 

Цилиндр и головка отлиты зацело и крепились к картеру анкерными шпильками. Свеча зажигания – сбоку. Колокол на головке – автоматический впускной клапан, срабатывавший от разрежения во впускном тракте. Выпускной клапан имел механический привод от специального кулачка, а толкатель шел вертикально вдоль цилиндра.

Двигатели разных производителей закупались во Франции и Германии, но это были разовые эксперименты. Серийное же производство именно мотоциклов на фабрике «Россия» началось в 1903 году и продолжалось пять лет. Немного, но это был первый опыт серийного изготовления мототехники в Российской империи.

Система механических тяг с первого взгляда приводит в ужас, но на самом деле все строго функционально: механизм натяжения ремня, декомпрессор, тяга опережения зажигания, тяга управления карбюратором и привод переднего тормоза. А больше ничего и нет, разве что пресс-масленка на баке – с ее помощью из отдельного резервуара масло подается к коленчатому валу двигателя. Круглый цилиндр под седлом – аккумуляторная батарея: на мотоцикле установлена простейшая система батарейного зажигания. Ни генератора, ни фары не предусмотрено. Для темного времени суток владелец мог приобрести ацетиленовый фонарь велосипедного типа, который крепился на руль. А вот механизм натяжения ремня привода заднего колеса выполнял роль привычного нам сцепления.
«Для передняго колеса – ручной тормазъ». Так сообщали проспекты фабрики Лейтнера и так было на самом деле: на передней вилке кронштейн, в который упирается пружина, а под правой ручкой руля – рукоятка, которая через несколько тяг опускает вниз пластину, тормозящую переднее колесо за шину.
Эмблема мотоцикла фабрики Лейтнера. Она в точности повторяет велосипедную и точно так же крепится на рулевую колонку. Кстати, параллельно выпускались эмблемы с надписью как на русском, так и на немецком языках.
До наших дней дошло всего два мотоцикла «Россия». Один, как уже говорилось, в Латвии, второй – в Москве, в собрании Политехнического музея. К сожалению, этот экземпляр неходовой, поскольку был еще до революции превращен в учебное пособие и большей частью разрезан для демонстрации устройства агрегатов. Здесь он показан с «целой» стороны во время участия Политехнического музея в «Олдтаймер-галерее Ильи Сорокина» осенью 2012 года.

Материалы по теме:

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .


↑ Наверх