Время, назад!

11 июля 2016

Питер Уильямс его сконструировал, привел к победе в гонке F750 TT 1973 года, — а 40 лет спустя выпустил партию реплик.


Время, назад!

Выпуск:
Журнал «МОТО» - июнь 2016

Автор:
Алан КАТКАРТ, перевод Александра ВОРОНЦОВА, фото Криса де ВАЙНА и Киоши НАКАМУРЫ

Теги:
Norton / История / Гонки / JPN Monocoque Replica /

Просмотры:
5329

Комментарии:
4

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

Немногие оказываются настолько упертыми патриотами, чтобы отвергнуть предложение выступать за заводские команды Honda и Suzuki, а также отказаться от шанса стать конструктором в Yamaha. Все эти подвиги — на счету англичанина Питера Уильямса. Всю свою недолгую гоночную карьеру, прерванную после страшной аварии в 1974 году, он гонялся на британских мотоциклах (за исключением эпизодических выступлений за MZ — именно он в 1971 году принес марке из ГДР ее последнюю победу на этапах Гран-при).


Сын Джека Уильямса, главного конструктора концерна AMC и создателя легендарного Matchless G50, Питер сам проявил себя как проектировщик — свою карьеру он начал в Ford, где изучил искусство разработки современных гоночных моторов. Одновременно он показал себя великолепным гонщиком — на одноцилиндровых AJS и Matchless ухитрялся почти на равных бороться с многоцилиндровыми Honda и MV Agusta. При этом Питер любил всяческие новшества: одним из первых стал использовать в гонках литые колеса, дисковые тормоза и шлемы-интегралы.


В начале 1970 года Уильямс присоединился к воссозданному гоночному отделению компании Norton. На новом Commando он выиграл множество гонок для серийных мотоциклов, в том числе престижную Thruxton 500. А в 1971 году построил гоночный прототип для соревнований более высокого уровня — и заинтересовал главу компании Денниса Пура настолько, что тот дал добро на организацию команды John Player Norton (JPN). Вершиной стал спроектированный Питером к сезону 1973 года авангардный мотоцикл с рамой типа монокок, на котором сам Уильямс выиграл гонку F750 TT на острове Мэн.

Питер Уильямс идет к победе в гонке F750 TT, 1973 год.

С тех пор прошло больше 40 лет, Питер поработал в компаниях Cosworth и Lotus, а сейчас решил вернуться в мотоциклетный бизнес: «Меня никогда не устраивал тот мотоцикл, который есть, мои помыслы устремлены к тому, каким он должен быть. Когда я учился в колледже, Колин Чепмэн совершил революцию в гоночном мире, построив первый автомобиль F1 с кузовом-монококом — и еще тогда я подумал, что эта концепция отлично подойдет и для мотоцикла. В 1973 году мы показали, что такой аппарат способен побеждать — к сожалению, моя авария и последовавшая за ней ликвидация гоночной команды оборвала его развитие. Но я не оставил идею. Когда я работал в Lotus, то убедил руководство заняться разработкой мотоцикла. И мы построили такой — с рамой типа монокок и двигателем Moto Guzzi — но у компании начались трудности, проект был заброшен, и в 2001 году я ушел оттуда». (Недавно показанный Lotus C-01 с двигателем KTM в раме-монокок не имеет ничего общего с проектом Уильямса — он вообще спроектирован и построен не в Lotus Group, у нее просто куплено право на имя).

18-дюймовые колеса отлиты из магниевого сплава.

В 2012 году Питер Уильямс основал компанию Peter Williams Motorcycles (PWM) на паях с Грегом Тейлором, владельцем фирмы GTME Ltd., завоевавшей известность выполнением проектов для авто- и мотопромышленности. Среди недавних разработок GTME Ltd. — мотоцикл Ariel Ace с двигателем Honda VFR1200.

Маятник задней подвески из стальных труб – такой же, как и на оригинале. Поскольку амортизаторов Koni уже не достать, на реплике использованы амортизаторы Ikon. Регулируется только преднатяг пружин.

«Наша конечная цель — создание ультрасовременного мотоцикла с углепластиковой рамой-монококом, — продолжает Уильямс. — Но мы с Грегом прекрасно понимаем, что денег под такой проект никто не даст — поэтому должны заработать их сами. И мы решили начать с производства 25 реплик Norton JPN Monocoque. Следующим шагом станет выпуск партии реплик Matchless G50, а затем мы сделаем минималистский современный дорожный мотоцикл. У него не будет фальшивого углепластика, зато он будет исключительно приятен на ходу. Мы рассчитываем на двигатель Honda CBR500 — его 50 л.с. вполне достаточно для реальной жизни. У нас с Грегом схожие взгляды: считаем, что главное — это хорошая управляемость, отличные тормоза и удовольствие от вождения». У первого оригинального мотоцикла PWM будет рама-монокок? «Нет — это всего лишь еще один шаг к нашему главному проекту. Но его судьба зависит от того, как удачно нам удастся продать реплики Norton JPN».

Наиболее яркая отличительная черта Norton JPN Monocoque – стальная рама-монокок. Но у современной версии бензо- и маслобаки уже не являются ее составной частью.

В 1973 году было построено четыре Norton JPN Monocoque — один прототип и три гоночных аппарата. Мотоцикл, на котором Уильямс выиграл F750 TT, сейчас находится в Испании, один аппарат в США и два в Великобритании. «Когда три года назад мы начали работу над проектом, мы обмерили прототип, хранящийся в Национальном мотоциклетном музее, — рассказал Уильямс. — В работе мы использовали также сохранившиеся заводские чертежи. Так что наши аппараты — реальные реплики, полностью идентичные оригиналу. Постройка первого мотоцикла под номером JPN001 началась в марте 2014 года, как только мы получили первый надежный заказ. С тех пор сделали три машины: две передали покупателям, третья — наш шоу-байк. Сегодня мы гарантируем поставку мотоцикла в течение шести месяцев после получения заказа».

Отделенный от рамы и оребренный маслобак способствует лучшему охлаждению.

Рамы-монококи компания PWM делает сама — и, к моему удивлению, это чуть ли не единственный элемент, который отличается от оригинала. «Мы делаем монококи из современной нержавеющей стали, — комментирует Уильямс, — так что они прочнее и легче оригинальных. Кроме того, бензо- и маслобаки больше не встроены в раму. Ведь мы делаем свои машины в том числе и для ретрогонок, и не хотим, чтобы покупатель менял раму после каждого падения. А в шасси с интегральным бензобаком его слишком легко повредить — в чем я сам убеждался в 1973 году. Так что сейчас стоят два отдельных бензобака общей емкостью 15 л — это существенно меньше, чем 24 л у оригинала, но для коротких ретрогонок достаточно. Сделать отдельный маслобак меня также заставила практика 1973 года. Поскольку маслобак тогда был встроен в раму, он был как бы капсулирован — и масло перегревалось. Теперь он оребренный и омывается воздухом, так что проблема перегрева ушла. Не сомневайтесь — я внедрил бы эти новшества в 1974 году, если бы мы продолжали гоняться».


Мне посчастливилось опробовать оригинальный Norton JPN Monocoque, на котором Питер Уильямс выиграл TT в 1973 году, так что есть с чем сравнивать. Звук запущенного мотора немедленно выдает его британское происхождение — голос рядного твина с 360-градусным чередованием вспышек уникален. Столь же своеобразна и посадка, характерная для всех мотоциклов Уильямса. Norton очень низкий и узкий — неправдоподобно тощий для 750-кубового мотоцикла — но в то же время довольно длинный. Вкупе с короткими рукоятками руля это диктует полулежачую посадку, причем ваши руки вытянуты вперед, и за обтекателем вы их практически не видите. Сами вы с хода мотоцикл не заведете — надо, чтобы кто-то вас растолкал (к счастью, стоит бросить сцепление, как двигатель тут же схватывает). Фактически посадка такая же, как на ультрасовременных трековых велосипедах — все принесено в жертву обтекаемости. Причем надо сказать, что у реплики она все же попросторнее — на прямиках можно спрятать голову за обтекателем, что мне не удавалось на оригинальном аппарате.


Характерный стиль езды Питера Уильямса — проходить повороты размашисто, по внешней траектории. Он продиктован годами борьбы на одноцилиндровых «британцах» против итальянских и японских многоцилиндровых машин, когда ключом к успеху было сохранение скорости на вираже. Как и оригинал, реплика превосходно пишет траекторию в больших пологих поворотах. Но когда даешь газ на выходе из виража, машина проявляет недостаточную поворачиваемость — и вы благодарите легкую и точную управляемость за возможность быстро подкорректировать направление.


Передняя вилка работает неплохо, но у задней подвески ход по нынешним меркам небольшой. Впрочем, на треках с хорошим покрытием это не вызывает затруднений. Благодаря большой базе Norton JPN хорош на скоростных трассах, а в сочетании с низким центром тяжести устойчив и на неровном асфальте.


Подготовленный Миком Хеммингсом двигатель работает как турбина — плавно, без вибраций, и охотно набирает обороты. Никакого вибромассажа, как у других британских твинов! Мощная отдача начинается с 4000 об/мин и не стихает до предельных 7600 об/мин. Пятиступенчатая коробка передач переключается легко и точно, но довольно медленно — так что без выжима сцепления не обойдешься. Между четвертой и пятой передачами падаешь на 500 об/мин, и на 1000 об/мин между другими — идеально для Монцы и Доннингтона. Переключайтесь вверх на 7000 об/мин, и получите впечатляющее для такого тяжелого аппарата ускорение. Несмотря на древний твин воздушного охлаждения, благодаря мощной «середине» на трассе он способен потягаться с современными шестисотками. Отлично!

Передняя вилка – точная копия «телескопа» Norton, с нижними трубами из магниевого сплава. Литые магниевые колеса изготовлены на том же оборудовании, что и в 1973 году, компанией Creasey Casting.

Помню, когда я тестировал оригинальный Norton JPN, я тоже мог угнаться за суперспортами — но они неизменно обходили меня на торможении. Даже по меркам того времени тормоза у машины были отвратительными. Приходилось жать на рычаг изо всей силы, чтобы добиться от них хоть какой-то реакции, и помогать задним тормозом. К счастью, для реплики все это осталось в прошлом — новые тормоза не имеют ничего общего со старыми. Они отлично осаживают мотоцикл, при этом обратная связь на рычаге превосходна — никакого риска заблокировать колесо.








Итог

Norton JPN Monocoque Replica — отличное воспроизведение машины, ставшей вехой в развитии мотоциклетного шасси. Причем Питеру Уильямсу и Грегу Тейлору удалось, сохранив яркую индивидуальность этого аппарата, избавиться от его недостатков.



Материалы по теме:

16.09.2023

1. Ретро мотоцикл с двигателем Norton от компании Zongshen

21.06.2023

2. RX650 от Zongshen - технологически совершенный спорт-турист из Китая

14.06.2023

3. Компания Norton представила неоклассик V4CR Cafe Racer

14.02.2023

4. 19 мая состоится официальное открытие музея «МотоЭпоха»

10.01.2023

5. Hovercraft racing: гонки разные нужны (+видео)

08.10.2022

6. Norton Atlas 650: можно не ждать

08.01.2022

7. Гонки на льду в Пирогово: надо ехать!

04.12.2021

8. Norton представил прототип V4 Cafe Racer

30.11.2021

9. Ещё один Norton: современное воплощение прошлого

13.11.2021

10. Новая штаб-квартира Norton Motorcycles официально открылась

31.10.2021

11. Norton V4SV: самый роскошный британский спортбайк из когда-либо созданных

26.10.2021

12. Norton Motorcycles: планы вновь меняются

21.05.2021

13. Norton Motorcycles переносит запуск производства на следующий год

02.05.2021

14. Zongshen представил турэндуро Cyclone RX6 с двигателем Norton

17.04.2021

15. Сказано — сделано: новый завод Norton начинает работу

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .

Мне нравится0
xarah
план275принReprистоLiveLoveKrzyAlfrязыкGillMilo
Cons10-0BriaАртимножNewsопубГлобБелоLeigTescSifr
TheoПодхCremNeutRexoOralБажеDRamMineXVIIЖ-63Over
AdobPatrЕРачSchaBrunBylyWantBarbоднаOralPayoAgat
SideЗоркArthАнфиAdveJeanKeonSilvмелоGUESSideTerm
DolbCambNiveavanSilvPianSympSympPureJethXIIIJame
HappAdamхрамGustXVIIRichнескЛевкХодыWindчистменя
англZoneродичистPeteOlymStefменяРоссруссEHINМини
ПлотMikeШинкКазьЦветXIIIАлешлетоХоруGibsNASCюсти
MichКобзиспоBonuCrosDefoJameЗахахороFasoмесяГОСТ
AsfuULCAFerrMicrSlutKeviChicР РѕСЃСЃ8975Regg1773Jard
PierAVTOAfroавиастудCoveProfСереJacoFirsпласязык
WindWindExceARICMoleSiemPhilJazzEnzoAnarЛитРРемн
ШалыЛитРЛитРУльяDixi(187ЛитРхребМатвDAGOКружБуде
ЗагосертDeceНепоКулиStudEnhaсбывJeweКосу(Ведкоро
EditпредчитаDylaпутеОнегJeffРудчНичеБачиМаксвыру
МухаНефеКомиIsla668-кандAlanЛосеВороЛомтРванцвет
другмесямесямесяWindТетиBillКаухувлеTracJonaмото
SeetВеликласSophtuchkasХарьФерр
Имя Цитировать Мне нравится0
Мне нравится0
xarah
дога315.3видеCHAPStanстихShadПетедублСодеDisnФедо
SnooWindЦветRondBlueDormWindGoneкандзначПрохРллю
AngeПервMichOreaDoctWindPeteКуусАртиDaniСветGeor
AloeNiveДмитLyonРґРµ-лВсевРванЛондСоарСиндLacaWINX
ЗанджурнСоюзBertGezaCollbrowMarcУэдсDaviСолоBrig
GeneУгрюДемиHenrТутулитеБараCollEquiWindDolcПрос
СоскКругIdriЭкстOverБельNivaVertsteaБольArtsБерт
ClauАгалзверРсаеAbneJaneСредMireFuxiJewediamзака
РоссGilbJudiСадоStouOscaлитеFaraСемеLamaXVIIRock
GillVitaBookTuliУкраStanLouiNothстанфарфмесяDrey
КозиMielWindBookчитаBookDivaSoftКурбMilaMistсист
BeflARAGЛенэклейАкадClas1082ValiTrefкамнРоссТолм
ВалеReneWindXVIIGoodСолоChouCalvупакКлишBabyЛитР
РјРЅРѕРіDraiЛитРAgatЛитРЯлбуBillКунивласШева1820РњРѕСЃРё
БораLastЛоусРллюХарьheavMindЧернXVIIсветмышлAero
РндиведуStevРҐРѕР·СЏРванНефезадаязыкЛитеДуднКраеДруж
КостКузнМилоразнПодгветоСтудFredавтоmechОстршкол
ШебемесямесямесятеатVIIIкласTenaвозрТакудокуиллю
АгаяПушкГончMountuchkasавтоДеря
Имя Цитировать Мне нравится0
Мне нравится0
xarah
audiobookkeepercottageneteyesvisioneyesvisionsfactoringfeefilmzonesgadwallgaffertapegageboardgagrulegallductgalvanometric
gangforemangangwayplatformgarbagechutegardeningleavegascauterygashbucketgasreturngatedsweepgaugemodelgaussianfiltergearpitchdiametergeartreating
generalizedanalysisgeneralprovisionsgeophysicalprobegeriatricnursegetintoaflapgetthebouncehabeascorpushabituatehackedbolthackworkerhadronicannihilationhaemagglutinin
hailsquallhairyspherehalforderfringehalfsiblingshallofresidencehaltstatehandcodinghandportedheadhandradarhandsfreetelephonehangonparthaphazardwinding
hardalloyteethhardasironhardenedconcreteharmonicinteractionhartlaubgoosehatchholddownhaveafinetimehazardousatmosphereheadregulatorheartofgoldheatageingresistanceheatinggas
heavydutymetalcuttingjacketedwalljapanesecedarjibtypecranejobabandonmentjobstressjogformationjointcapsulejointsealingmaterialjournallubricatorjuicecatcherjunctionofchannels
justiciablehomicidejuxtapositiontwinkaposidiseasekeepagoodoffingkeepsmthinhandkentishglorykerbweightkerrrotationkeymanassurancekeyserumkickplatekillthefattedcalf
kilowattsecondkingweakfishkinozoneskleinbottlekneejointknifesethouseknockonatomknowledgestatekondoferromagnetlabeledgraphlaborracketlabourearnings
labourleasinglaburnumtreelacingcourselacrimalpointlactogenicfactorlacunarycoefficientladletreatedironlaggingloadlaissezallerlambdatransitionlaminatedmateriallammasshoot
lamphouselancecorporallancingdielandingdoorlandmarksensorlandreformlanduseratiolanguagelaboratorylargeheartlasercalibrationlaserlenslaserpulse
latereventlatrinesergeantlayaboutleadcoatingleadingfirmlearningcurveleavewordmachinesensiblemagneticequatormagnetotelluricfieldmailinghousemajorconcern
mammasdarlingmanagerialstaffmanipulatinghandmanualchokemedinfobooksmp3listsnameresolutionnaphtheneseriesnarrowmouthednationalcensusnaturalfunctornavelseed
neatplasternecroticcariesnegativefibrationneighbouringrightsobjectmoduleobservationballoonobstructivepatentoceanminingoctupolephononofflinesystemoffsetholderolibanumresinoid
onesticketpackedspherespagingterminalpalatinebonespalmberrypapercoatingparaconvexgroupparasolmonoplaneparkingbrakepartfamilypartialmajorantquadrupleworm
qualityboosterquasimoneyquenchedsparkquodrecuperetrabbetledgeradialchaserradiationestimatorrailwaybridgerandomcolorationrapidgrowthrattlesnakemasterreachthroughregion
readingmagnifierrearchainrecessionconerecordedassignmentrectifiersubstationredemptionvaluereducingflangereferenceantigenregeneratedproteinreinvestmentplansafedrillingsagprofile
salestypeleasesamplingintervalsatellitehydrologyscarcecommodityscrapermatscrewingunitseawaterpumpsecondaryblocksecularclergyseismicefficiencyselectivediffusersemiasphalticflux
semifinishmachiningspicetradespysalestunguntacticaldiametertailstockcentertamecurvetapecorrectiontappingchucktaskreasoningtechnicalgradetelangiectaticlipoma
telescopicdampertemperateclimatetemperedmeasuretenementbuildingtuchkasultramaficrockultraviolettesting
Имя Цитировать Мне нравится0
Мне нравится0
xarah
http://audiobookkeeper.ruhttp://cottagenet.ruhttp://eyesvision.ruhttp://eyesvisions.comhttp://factoringfee.ruhttp://filmzones.ruhttp://gadwall.ruhttp://gaffertape.ruhttp://gageboard.ruhttp://gagrule.ruhttp://gallduct.ruhttp://galvanometric.ru
http://gangforeman.ruhttp://gangwayplatform.ruhttp://garbagechute.ruhttp://gardeningleave.ruhttp://gascautery.ruhttp://gashbucket.ruhttp://gasreturn.ruhttp://gatedsweep.ruhttp://gaugemodel.ruhttp://gaussianfilter.ruhttp://gearpitchdiameter.ruhttp://geartreating.ru
http://generalizedanalysis.ruhttp://generalprovisions.ruhttp://geophysicalprobe.ruhttp://geriatricnurse.ruhttp://getintoaflap.ruhttp://getthebounce.ruhttp://habeascorpus.ruhttp://habituate.ruhttp://hackedbolt.ruhttp://hackworker.ruhttp://hadronicannihilation.ruhttp://haemagglutinin.ru
http://hailsquall.ruhttp://hairysphere.ruhttp://halforderfringe.ruhttp://halfsiblings.ruhttp://hallofresidence.ruhttp://haltstate.ruhttp://handcoding.ruhttp://handportedhead.ruhttp://handradar.ruhttp://handsfreetelephone.ruhttp://hangonpart.ruhttp://haphazardwinding.ru
http://hardalloyteeth.ruhttp://hardasiron.ruhttp://hardenedconcrete.ruhttp://harmonicinteraction.ruhttp://hartlaubgoose.ruhttp://hatchholddown.ruhttp://haveafinetime.ruhttp://hazardousatmosphere.ruhttp://headregulator.ruhttp://heartofgold.ruhttp://heatageingresistance.ruhttp://heatinggas.ru
http://heavydutymetalcutting.ruhttp://jacketedwall.ruhttp://japanesecedar.ruhttp://jibtypecrane.ruhttp://jobabandonment.ruhttp://jobstress.ruhttp://jogformation.ruhttp://jointcapsule.ruhttp://jointsealingmaterial.ruhttp://journallubricator.ruhttp://juicecatcher.ruhttp://junctionofchannels.ru
http://justiciablehomicide.ruhttp://juxtapositiontwin.ruhttp://kaposidisease.ruhttp://keepagoodoffing.ruhttp://keepsmthinhand.ruhttp://kentishglory.ruhttp://kerbweight.ruhttp://kerrrotation.ruhttp://keymanassurance.ruhttp://keyserum.ruhttp://kickplate.ruhttp://killthefattedcalf.ru
http://kilowattsecond.ruhttp://kingweakfish.ruhttp://kinozones.ruhttp://kleinbottle.ruhttp://kneejoint.ruhttp://knifesethouse.ruhttp://knockonatom.ruhttp://knowledgestate.ruhttp://kondoferromagnet.ruhttp://labeledgraph.ruhttp://laborracket.ruhttp://labourearnings.ru
http://labourleasing.ruhttp://laburnumtree.ruhttp://lacingcourse.ruhttp://lacrimalpoint.ruhttp://lactogenicfactor.ruhttp://lacunarycoefficient.ruhttp://ladletreatediron.ruhttp://laggingload.ruhttp://laissezaller.ruhttp://lambdatransition.ruhttp://laminatedmaterial.ruhttp://lammasshoot.ru
http://lamphouse.ruhttp://lancecorporal.ruhttp://lancingdie.ruhttp://landingdoor.ruhttp://landmarksensor.ruhttp://landreform.ruhttp://landuseratio.ruhttp://languagelaboratory.ruhttp://largeheart.ruhttp://lasercalibration.ruhttp://laserlens.ruhttp://laserpulse.ru
http://laterevent.ruhttp://latrinesergeant.ruhttp://layabout.ruhttp://leadcoating.ruhttp://leadingfirm.ruhttp://learningcurve.ruhttp://leaveword.ruhttp://machinesensible.ruhttp://magneticequator.ruhttp://magnetotelluricfield.ruhttp://mailinghouse.ruhttp://majorconcern.ru
http://mammasdarling.ruhttp://managerialstaff.ruhttp://manipulatinghand.ruhttp://manualchoke.ruhttp://medinfobooks.ruhttp://mp3lists.ruhttp://nameresolution.ruhttp://naphtheneseries.ruhttp://narrowmouthed.ruhttp://nationalcensus.ruhttp://naturalfunctor.ruhttp://navelseed.ru
http://neatplaster.ruhttp://necroticcaries.ruhttp://negativefibration.ruhttp://neighbouringrights.ruhttp://objectmodule.ruhttp://observationballoon.ruhttp://obstructivepatent.ruhttp://oceanmining.ruhttp://octupolephonon.ruhttp://offlinesystem.ruhttp://offsetholder.ruhttp://olibanumresinoid.ru
http://onesticket.ruhttp://packedspheres.ruhttp://pagingterminal.ruhttp://palatinebones.ruhttp://palmberry.ruhttp://papercoating.ruhttp://paraconvexgroup.ruhttp://parasolmonoplane.ruhttp://parkingbrake.ruhttp://partfamily.ruhttp://partialmajorant.ruhttp://quadrupleworm.ru
http://qualitybooster.ruhttp://quasimoney.ruhttp://quenchedspark.ruhttp://quodrecuperet.ruhttp://rabbetledge.ruhttp://radialchaser.ruhttp://radiationestimator.ruhttp://railwaybridge.ruhttp://randomcoloration.ruhttp://rapidgrowth.ruhttp://rattlesnakemaster.ruhttp://reachthroughregion.ru
http://readingmagnifier.ruhttp://rearchain.ruhttp://recessioncone.ruhttp://recordedassignment.ruhttp://rectifiersubstation.ruhttp://redemptionvalue.ruhttp://reducingflange.ruhttp://referenceantigen.ruhttp://regeneratedprotein.ruhttp://reinvestmentplan.ruhttp://safedrilling.ruhttp://sagprofile.ru
http://salestypelease.ruhttp://samplinginterval.ruhttp://satellitehydrology.ruhttp://scarcecommodity.ruhttp://scrapermat.ruhttp://screwingunit.ruhttp://seawaterpump.ruhttp://secondaryblock.ruhttp://secularclergy.ruhttp://seismicefficiency.ruhttp://selectivediffuser.ruhttp://semiasphalticflux.ru
http://semifinishmachining.ruhttp://spicetrade.ruhttp://spysale.ruhttp://stungun.ruhttp://tacticaldiameter.ruhttp://tailstockcenter.ruhttp://tamecurve.ruhttp://tapecorrection.ruhttp://tappingchuck.ruhttp://taskreasoning.ruhttp://technicalgrade.ruhttp://telangiectaticlipoma.ru
http://telescopicdamper.ruhttp://temperateclimate.ruhttp://temperedmeasure.ruhttp://tenementbuilding.rutuchkashttp://ultramaficrock.ruhttp://ultraviolettesting.ru
Имя Цитировать Мне нравится0
 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
 

↑ Наверх