- Техника
- Тесты
- Рынок
- Сообщество
- Ремзона
- Спорт
- Копилка
08 декабря 2017
Выпуск:
Журнал «МОТО» - декабрь 2017
Автор:
Владимир ШУЛОЯКОВ, фото автора
Просмотры:
3338
Представьте: глухая ночь, гробовая тишина, ясное звёздное небо, луна отражается в водной глади, а мы, как маленькие дети, плещемся в лунной дорожке, орём и смеёмся от счастья. И только где-то на другом берегу отражается эхо наших радостных воплей. Накупались, разожгли примус, поставили на огонь кристально чистой водички для чая, а пока она закипала, мы испили по глоточку вкусного самогона, наслаждаясь тишиной, воздухом и свободой. Когда заклокотал котелок, откушали чаёк со сгущёнкой и печеньем. А потом, умиротворённые, закутались в спальники и мгновенно уснули.
Технология передвижения по ковровому болоту проста: включаешь первую передачу и бежишь рядом с мотиком, пока не провалишься в «линзу» («окно»). Дальше начинаешь его оттуда выковыривать. И хорошо, если провалилось заднее колесо, но если переднее, то и вдвоём это не просто, а одному очень тяжко! Гораздо интереснее, когда мотоцикл проваливается целиком... В общем, Сега отправился вперёд, а мы с матерком перекатили свои мотики и упали на землю. Отлежавшись, пошли на болото покушать ягод – дико хотелось пить. Всё усеяно разноцветным ковром! И мы с жадностью поглощали клюквенно-бруснично-черничное ассорти.
Проехали ещё с километр и упёрлись в «корыто», до краёв заполненное водой. В колее почти по пояс, а внизу, естественно, жижа. Слева болото топкое, жидкое, справа тоже не фонтан, но по крайней мере ковровое. И «дорога» эта проглядывалась метров на 400-500, а «у горизонта» поворачивала направо, и сколько там ещё – одному богу известно. Болото тоже до горизонта, но по нему можно срезать! Пошли на разведку. Сначала увидели валяющийся на дороге Сегин шлем, через 20 м – синий баул на обочине, ещё через 30 м – канистру в болоте, а ещё через 50 м – куртку… Значит, где-то рядом должен валяться и сам Сега, а из болотной жижи торчать ручка мотоцикла. Почти так и вышло: полумёртвый и злой Сега валялся между кочек и жрал ягоду… но мотоцикла при нём не было! Выяснилось, что он утопил гружёный мопед в болоте и от безысходности начал разгружать шмурдяк. В итоге всё раскидал, прорубил просеку в пролеске между болотами, прокатил по ней мотик, разведал траекторию, поставил там корягу для азимута и перекатил мопед на другой берег болота к дороге, где заканчивается та самая «лужа».
Мы тоже сняли весь груз, кое-как перекатили Колин мопед. Вернулись за моим и за вещами. И в этот момент ливанул дождь... Всё как по сценарию: когда мы, мокрые насквозь и уставшие вусмерть, тонем по колено в дерьме, обязательно начинается ливень! Ну ничего, шаг за шагом, падая в болото и размазывая по щекам зелёную клюкву, мы из последних сил всё же и мопеды перекатили, и шмотки перетащили. У нас была водка, но пить почему-то не хотелось… Прикрутили шмурдяк и поехали, как всегда, в надежде, что дальше будет только лучше!
И вправду стало лучше: появлялись редкие сухие участки, потом они начали превалировать над лужами. Правда, последние становились всё сложнее, а объездок в силу рельефа особо не было. И тут при переезде из колеи в колею я навернулся, да так, что оказался на краю обрыва со стороны леса, а гружёный мопед - на бровке вдоль колеи, придавив мне ногу. Лежу, ору как резаный и чувствую, как что-то начинает хрустеть, а выбраться сам не могу. Подскочил Сега и попытался поднять мотик в сторону дороги. Когда я сквозь зубы прошептал что-то неприличное, что все глухари разлетелись, то Сега понял, что что-то делает не так... В общем, вытащили меня, мотик подняли. По навигатору до деревни Красная гора, что стоит уже на берегу моря, осталось несколько километров. Вперёд!
Смеркалось. Опять пошёл дождь, и сухая глина мгновенно превратилась в адское месиво, которое превращало зубастые колёса в асфальтовый слик... Но вот мы выехали на поле и на горизонте сквозь тёмную завесу дождя увидели крыши домов на окраине деревни. Ура, свобода!
Проехали её насквозь. Начался песочек, потом он стал глубже, ещё глубже. Мы поняли, что вот-вот должно показаться море! Но маленькие колёсики зарывались в песке, приходилось разгоняться и, расставляя ноги врастопырку, пролетать метров по 10-15. Было уже совсем темно, когда по правую руку разглядели высокий песчаный вал. Может, море за ним? Полудохлые и мокрые, мы остановились. Тут же налетел жуткий рой насекомых и начал лезть во все щели и дико кусать! Запшикались «пшыком» из магазина, но гнуса меньше не стало. Уже на заплетавшихся ногах переползли через вал, и перед нами открылась долгожданная картина! Земля кончилась, и до горизонта раскинулось бескрайнее море, а над ним в звёздном небе светила полная красавица-луна. И, конечно же, ни с чем не сравнимый шум прибоя. Мы целых минут пять просто стояли и охреневали от такого живого пейзажа!
И тут Сега разрушил эту идиллию: «Ну и где твоя деревня? Где гостиница? Где аэропорт? Где люди? Где хоть что-нибудь, в конце концов?» Я, окинув взглядом горизонт, плюнул на указательный палец и поднял его кверху. «Нам во-он за тот мыс!» - указал я в первом попавшемся направлении. Коля поперхнулся: «Иди-ка ты в задницу, Володя!» И начал осматривать берег на предмет установки лагеря. Всё же мне удалось уговорить ребят проехать ещё час-полтора по отливу, аргументируя тем, что в Пертоминске нас ждёт Аркадий, и если мы доберёмся до него, нас поселят в тёплом сухом доме с фарфоровым унитазом и отсутствием гнуса, а в магазине продадут холодное пиво. И мы поехали!
По отливу или по приливу – хрен его знает, но под колёсами валялись то морские звезды, то медузы, которых я пытался объезжать (типа, животных жалко). Тут из моря появляется рыбак на лодке. Мы спросили у него про дорогу. Он ответил, что через 100 м надо занырнуть с берега на дорожку вглубь леса, и через 5-6 км мы въедем в деревню, а там налево-направо - и дом Аркадия. Дождь не прекращался, но мы удачно добрались до деревни, нашли этот дом. Но он был закрыт! Остановились напротив сельского бара, из открытой двери которого доносилась громкая музыка. Подъехал и тот рыбак Николай и сказал, что Аркадий в Архангельске, но сейчас приедет его брат Иван, а вы пока заходите в бар. Но мы с ног до головы в грязи, мокрые до нитки. Барменша махнула рукой, мол, «и не таких видали!», и мы зашли в долгожданное тепло, заказали по пиву и по порции пельменей. Потом Иван проводил нас до своего дома, где мы расположились в уютной каморке на втором этаже гаража, попарились в баньке, открыли бутылку водки… но так и не выпили – сон пришёл на полчаса раньше.
Утром Иван устроил нам экскурсию по Пертоминску. Несмотря на звучное имя, сегодня это деревня, где проживает около 200 человек. Большинство домов деревянные, одноэтажные. Но есть сельская школа, здание почты, постройки советского рыбколхоза (нынче не действующего), продуктовый и хозяйственный магазины, сельский клуб, бар, останки Спасо-Преображенского монастыря и… аэропорт! Есть даже небольшой сосновый парк, хотя вокруг лес. Уютная красивая деревня с хорошими добрыми людьми. В советское время здесь кипела жизнь: был и совхоз, и рыбкомбинат, и леспромхоз. Все были при деле. А сейчас, как и в остальной России, всё утрачено, и, по всей видимости, навсегда… Но люди несчастнее не стали, хоть жить и стало тяжелее. Работы нет, а соответственно, нет и денег. Поэтому живут здесь в основном пенсионеры и те, кто хочет и может здесь жить. Молодежь есть, но немного. В школе учится около 30 подростков, большинство из которых потом уедут на Большую землю, если ничего не изменится в лучшую сторону. А тенденций к этому не видно… Ну что ж, будем надеяться на светлое будущее и верить в нашего президента. А пока многие, как и веками ранее, живут морем, лесом, огородом.
На следующий день приехал и Аркадий. Он, Иван и Олег из Онеги каждый год колесят по родному Онежскому полуострову. Путешествия хоть и локальные, но очень уж интересные. Они сняли об этом несколько фильмов, и отчасти благодаря им мы здесь! Созвонились с Ильёй, начальником аэропорта из Лопшеньги, который хотел записать нас на завтрашний рейс «кукурузника» в Архангельск. Но, заглянув в карманы, мы поняли, что если улетим в Архангельск, то там и останемся: 7000 рублей за один билет туда и обратно мы уже не тянули. Решили, что 15-минутного полёта до соседней деревни и обратно за 1000 рублей нам хватит для первого раза.
Вечером взяли снасти и пошли на пирс. Закинули донку и поймали навагу! Потом ещё одну. А потом я выловил какую-то длинную рыбёху с шашками на боках. Местные в недоумении – отродясь такую не видали! И только один старый аксакал заявил, что это маленькая зубатка. Я так понял, что зубатка к берегу не подходит, и мне просто повезло.
Утром зашли к Ивану в школу, он там работает. Само собой, нет никакого охранника, никаких видеокамер. Школа, как и раньше, начинается с открытого гардероба, на вешалках висят сшитые мамами мешки для сменки. Не буду даже пытаться передать словами эту атмосферу. Но я был искренне рад, что в России ещё остались школы советского образца – правильные, добрые!
Потом мы отправились к Аркадию в аэропорт. Это небольшой сруб примерно 6х12 м с диспетчерской рубкой на втором этаже. Рядом с ним взлётно-посадочная полоса – просто выкошенное поле с полосатыми фишками по всей длине. Вход свободный, никакой охраны, очередей, таксистов. Внутри «зал ожидания» с расписанием, скамейкой вдоль стены, грузовыми весами и большой картиной Шишкина. Есть комната матери и ребёнка, комната для отдыха пилотов. По узкой крутой лестнице поднимаемся в диспетчерскую, рабочее место начальника аэропорта. Отвечает за всё: он и начальник, и кассир, и дворник, и охранник, и носильщик, и все остальные должности. Аркадий собственноручно выписал нам билеты до Лопшеньги, и мы спустились в зал ожидания, ожидать долгожданный борт из Васьково. Начали подтягиваться и другие пассажиры. Сега взвесил ручную кладь. Всё в пределах допуска: полкило морошковой настойки и пачка сигарет.
И вот в небе на горизонте появился долгожданный самолёт. Летел он легко, как пёрышко. Конечно, он же планирующий биплан! Сделав вираж, развернулся носом к полосе и, дружелюбно покачивая крыльями, пошёл на посадку. Колёса нежно коснулись поля. Докатившись до конца полосы, он развернулся и подрулил к «терминалу». Пассажиры с сумками и тележками тут же ринулись от избушки к самолёту. Из него начали выходить пассажиры, передавать сумки встречающим, трогательно обниматься с родственниками. С улетающими всё то же самое, только в обратном порядке. В подобных труднодоступных местах прибытие транспорта, будь то самолет, корабль или поезд – это целый праздник, ведь он везёт с Большой земли не только людей, но и почту, продукты и другие товары. Но, в первую очередь, новости. А заезжий гость – целое событие, потому что вносит в размеренную жизнь разнообразие!
Вот и мы залезли в уютный салон АН-2 на 13 пассажиров. Фюзеляж достаточно узкий, по бортам откидные лавочки, а в хвосте грузовой отсек. Все расселись по местам, пристегнули ремни безопасности. Затем зашли пилоты. Дверь в салон даже не закрывали – вряд ли какому-нибудь идиоту придёт в голову взрывать бомбу в «кукурузнике» над тайгой. Прозвучала команда «От винта!», щёлкнул рычаг запуска двигателя, и мотор приятно затарахтел. Самолёт выкатился на исходную, развернулся и начал разгон. Через несколько секунд он плавно, абсолютно незаметно взмыл в небо!
Мы летели над Унской губой, а под крылом о чём-то пело «зелёное море тайги». Уткнув носы в круглые иллюминаторы, мы любовались проплывающей под нами гладью Белого моря, его песчаным берегом, лавирующими средь морских волн рыбацкими карбасами. Сега достал из кармана «ручную кладь», и мы сделали по глоточку. Какая красота, какая отрада – летим в рейсовом «кукурузнике» над Белым морем из деревни в деревню! Настроение - «выше крыши». День удался! Путешествие удалось! Да что уж там – жизнь удалась!
Спустя 15 минут самолёт лёг на левое крыло, сделал очередной вираж и начал сбрасывать высоту, покачивая крыльями. Из иллюминатора было видно, как у края лётного поля деревни Лопшеньга в ожидании толпится честной народ.
У трапа нас встречал Илья Иконников, которого мы знали давно, но заочно. Пошли к нему в диспетчерскую. До прибытия борта из Летней Золотицы, на котором мы должны улететь назад, оставалось буквально 15 минут, поэтому торопливо поболтали. Илья выписал нам билеты, а ещё подарил издания с его стихами. Он пишет замечательные и трогательные стихотворения о родном крае: о деревнях, о замечательных людях, их населяющих, и, конечно, о малой авиации, которая стала главной частью его жизни. На его стихи написано немало красивых песен. Жаль, что наша встреча была столь непродолжительной, что не увидели Лопшеньгу. Но, с другой-то стороны, это замечательный повод вернуться!
И вот опять мы встречаем АН-2, взлетаем, покачивая крыльями. И вновь в иллюминаторе Белое море, бескрайняя тайга, непролазные болота и удаляющаяся от нас гостеприимная Лопшеньга. Через 15 минут посадка в Пертоминске.
Оставшийся день мы отдыхали, наслаждаясь последними тёплыми деньками уходящего лета. На закате искупались в море и поехали на пирс, где поймали пару наваг. Завтра мы должны были отбыть на материк и потихоньку двигаться в сторону дома.
Возвращаться назад той же дорогой мы категорически не хотели. А альтернативные варианты при прокладке маршрута я как-то упустил. И только тут случайно узнали, что из Пертоминска в Луду (деревня на материке) через Унскую губу ходит и небольшая баржа на пару машин, и частный пассажирский катер. Баржа стоила дорого, а с хозяином катера мы быстро договорились о взаимно устраивающей цене.
Утром загрузили мопеды и вещи на катер, купили в дорогу любимой «морошки», поблагодарили наших друзей за гостеприимство. И, пока катер удалялся от берега, долго махали друг другу руками. Даже местные собачки лаяли нам вслед!
Пью с янтарной ягодою чай,
Что мезенским солнцем обогрета...
Ты, деревня, шибко не скучай, -
Прилетим на будущее лето! (Илья Иконников)
Пертоминск медленно превращался в точку на горизонте. Катер слегка покачивался, рассекая небольшие морские волны. Вокруг летали чайки. Солнце неспешно клонилось к западу. Из-за борта летели брызги, приятно освежая наши счастливые лица, а мы, облокотившись на ограждения, задумчиво смотрели вдаль. Потом достали бутылку «морошки», банку кабачковой икры и чёрный деревенский хлеб и устроили небольшой ужин на корме.
Через пару часов зашли в тихую речную протоку, прошли вдоль домов на окраине деревни и причалили к пирсу. Попрощавшись с капитаном, выкатили мопеды на берег и начали собираться. Впереди ещё более 100 км до ближайшей цивилизации. Прикрутив вещи, тронулись в сторону грейдера "Онега - Северодвинск". В последнем мы должны были заправиться, а потом выдвинуться дальше, к Архангельску.
Уже затемно добрались до города. К нам тут же подскочили двое местных эндуристов, которые с готовностью проводили сначала до АЗС, а потом и до выезда на Архангельскую трассу. Уже глубоко за полночь мы добрались до клаб-хауса мотоклуба «Архангелы» на окраине города, в котором уже бывали 4 года назад. Нас радушно встретили знакомые лица. Удивительно и приятно, но нас тоже помнили! За эти годы клаб-хаус сильно изменился: теперь это настоящий рок-клуб с фантастически красивым интерьером, баром, комнатами отдыха, террасой, баней, спортзалом, ремзоной и рядом других нужных помещений. Таких и в столицах ещё надо поискать! А ребята всё сделали на собственные средства и своими руками.
Поутру проснулись, сходили в столовку у хладокомбината и, попрощались с друзьями, поехали в сторону Каргополя. Уже асфальтом, т.к. времени оставалось мало, а уверенности в Колином мопеде не было никакой. Проехались по Холмогорам, свернули в Брин-Наволоке на перемычку, выехали на Плесецкий асфальт и к вечеру были уже в Малиновке. Перекусили в очень уютном и вкусном кафе и решили заночевать в ближайшем лесу.
Поставили палатку, кинули спальники, вышли на улицу. Я посмотрел на часы: 21:43. Спать рано, делать нечего. Стоим, молчим, смотрим друг на друга в ожидании. 21:45. Я в шутку предложил поиграть в города – меня не поняли. Предложил спать – меня опять не поняли... Ну явно же чего-то не хватает! И магазины закрыты все… 21:47. Я вспомнил, что кафешка-то наверняка до 22:00 работает! 21:49. Вижу, как два красных фонаря быстро удаляются в сторону асфальта. 22:10. Вижу две приближающиеся фары. 22:12. Слышу в темноте характерный звук «Пшшшш», включаю фонарь и вижу, как улыбающиеся Сега с Колей вытирают пену с губ. Я сделал добрый глоток пива и сразу же о чём-то заговорил, пацаны подхватили, заржали, вспомнились какие-то истории... Я же говорю, что это всего лишь добрая традиция, ритуал, так сказать! А вы – «алкоголики, алкоголики»...
До финиша всего 300 км. Пока ехали в сторону Каргополя, Коля трижды прокалывал заднее колесо. Но мы всё же доехали до Лядин, уже по темноте. Ура, а может быть и не ура, но наши мотоприключения закончились! Остались финальные 600 км на микроавтобусе до Питера. На календаре 26 августа. Мы ехали по извилистой грунтовке Кенозёрского парка. Некоторые деревья уже подёрнулись жёлтым осенним цветом. Похолодало, закапал дождик. Я включил печку…
До дома добрались без приключений, и в 4 утра я уже обнимал любимого плюшевого мишку в моём маленьком уютном вагончике… Да что же вы всё на слово-то верите! Нету у меня никакого мишки, я просто упал и уснул без задних ног.
Вот и лето прошло, как и отпуск, оставив в нашей памяти и сердцах прекрасные воспоминания и положительные эмоции от самой красивой на свете природы, от самых хороших и добрых на земле людей, от самой лучшей, единственной и неповторимой Родины! Пусть мы не смогли полностью осуществить задуманное. Но несказанно хорошо провели две недели, которые не забудем никогда! И ещё одна умная мысль из личного опыта: я немало покатался по России, и скажу, что если в путешествии удаётся выполнить всё, что задумывалось, и всё шло по плану и гладко, то ты, конечно, получишь удовольствие, но такие поездки не запомнятся так, как самые неудачные, провальные, экстремальные, полные приключений и безвыходных ситуаций. Запоминаются на всю жизнь разговоры у костра за бутылкой водки в лесной глуши рядом со сдохшим мотоциклом, а не то, как ты проехал по мотелям от Калининграда до Владивостока или как слетал в Иркутск и на маршрутке посетил Ольхон.
Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .
Социальные комментарии Cackle