- Техника
- Тесты
- Рынок
- Сообщество
- Ремзона
- Спорт
- Копилка
02 сентября 2015
Выпуск:
Журнал «МОТО» – август 2015
Автор:
Алан КАТКАРТ, перевод Александра ВОРОНЦОВА, фото из архива автора
Теги:
Просмотры:
2837
Джефф Дюк мог бы стать чемпионом мира еще в 1950 году — но дважды, в Ассене и Спа, не выдерживали шины Dunlop. Тем не менее он выиграл этапы в Ольстере и — что самое поразительное — на скоростной трассе Монца, где, казалось бы, должны были иметь преимущество четырехцилиндровые итальянские мотоциклы, куда более быстроходные, чем его одноцилиндровый Norton. В итоговой классификации выступавший на Gilera Умберто Масетти обошел Джеффа всего на одно очко! Но в следующем году Дюк стал чемпионом сразу в двух классах — 350 и 500 см³, выиграв и Tourist Trophy в этих категориях. Свой успех в классе 350 см³ он повторил и в 1952 году — увы, в «пятисотках» его Norton уже не мог противостоять быстроходным Gilera. Три чемпионских титула прославили Дюка и за пределами мотоциклетного сообщества — слушатели BBC выбрали его «Спортсменом года», и в 1953 году Ее Величество Королева наградила его Орденом Британской Империи.
Тем сильнее шокировал англичан переход Джеффа Дюка в команду Gilera — это стало такой же сенсацией, как уход Джакомо Агостини из MV Agusta в Yamaha в 1974 году или Валентино Росси из Honda в Yamaha в 2004 году. С итальянцами Дюк три года подряд — с 1953 по 1955 — выигрывал чемпионат мира в «пятисотках». Он мог бы стать чемпионом еще раз, но в 1956 году ФИМ на полгода запретило ему участие в соревнованиях — за то, что в конце 1955 года он присоединился к бойкоту гонки в Ассене (несмотря на 100 000 проданных билетов, организаторы выделили гонщикам сущие гроши).
С этого времени карьера Дюка пошла на спад — не только из-за запрета, но и из-за травмы, которую он получил в начале 1957 года. Так что титул для Gilera в том году завоевал Либеро Либерати — а в конце сезона компания, вместе с Mondial и Moto Guzzi (эта троица выиграла все четыре категории чемпионата), объявила о своем уходе из гонок.
Джефф Дюк перешел в BMW, но так и не смог приспособиться к необычному поведению оппозита. Так что сезон 1958 года он заканчивал на Norton, и на этом мотоцикле он выиграл свой последний Гран-при — в Швеции, сразу в классах 350 и 500 см³. В следующем году он выступал на Norton и 250-кубовом Benelli, но в конце сезона объявил о своем уходе из мотогонок. Он пытался заняться автогонками, но после серьезной аварии решил оставить спорт.
Тем не менее в 1963 году он вернулся в падок Гран-при — уже в качестве менеджера своей команды. Он уговорил Джузеппе Джилера предоставить ему гоночные «пятисотки» образца 1957 года, чтобы бросить вызов царившей в этом классе MV Agusta. За команду выступали гонщики Дерек Минтер, Джон Хартл, Фил Рид. Но лишь в одной гонке чемпионата — ТТ Голландии — им удалось взять верх на MV Agusta, заняв первые два места, и в конце сезона команда Scuderia Duke закрылась. Джефф Дюк уехал на остров Мэн, где занимался гостиничным и транспортным бизнесом.
Кстати, именно Дюк изобрел цельный гоночный комбинезон: он заказал местному портному сшить подобную экипировку вместо общепринятого тогда раздельного набора куртка-штаны. В этой одежде он выиграл Tourist Trophy 1950 года, и уже в конце сезона многие пилоты последовали его примеру.
Джефф Дюк был не только выдающимся гонщиком: неизменно вежливый, с отменным чувством такта, для иностранцев он стал квинтэссенцией настоящего англичанина. Его любовь к спорту была для всех неоспорима, и он немало сделал для того, чтобы мотоспорт вышел из узкой резервации для фанатов на глобальные просторы.
Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .