Гонщик-джентльмен

02 сентября 2015

Шестикратный чемпион мира и шестикратный победитель Tourist Trophy Джефф Дюк ушел из жизни в своем доме на острове Мэн 1 мая этого года, в возрасте 92-х лет. В мире мотогонок Дюк стал первой суперзвездой международного масштаба – до него никто не выигрывал три чемпионата подряд и не завоевывал два титула за один год.


Гонщик-джентльмен

Выпуск:
Журнал «МОТО» – август 2015

Автор:
Алан КАТКАРТ, перевод Александра ВОРОНЦОВА, фото из архива автора

Теги:
Джефф Дюк / Гонщик / Марко Симончелли / Турист Трофи / Tourist Trophy / ШКМГ / Гран-При / Остров Мэн /

Просмотры:
2837

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

Джефф Дюк мог бы стать чемпионом мира еще в 1950 году — но дважды, в Ассене и Спа, не выдерживали шины Dunlop. Тем не менее он выиграл этапы в Ольстере и — что самое поразительное — на скоростной трассе Монца, где, казалось бы, должны были иметь преимущество четырехцилиндровые итальянские мотоциклы, куда более быстроходные, чем его одноцилиндровый Norton. В итоговой классификации выступавший на Gilera Умберто Масетти обошел Джеффа всего на одно очко! Но в следующем году Дюк стал чемпионом сразу в двух классах — 350 и 500 см³, выиграв и Tourist Trophy в этих категориях. Свой успех в классе 350 см³ он повторил и в 1952 году — увы, в «пятисотках» его Norton уже не мог противостоять быстроходным Gilera. Три чемпионских титула прославили Дюка и за пределами мотоциклетного сообщества — слушатели BBC выбрали его «Спортсменом года», и в 1953 году Ее Величество Королева наградила его Орденом Британской Империи.

Джефф Дюк на четырехцилиндровой Gilera лидирует в гонке на GP Германии, 1956 год.

Тем сильнее шокировал англичан переход Джеффа Дюка в команду Gilera — это стало такой же сенсацией, как уход Джакомо Агостини из MV Agusta в Yamaha в 1974 году или Валентино Росси из Honda в Yamaha в 2004 году. С итальянцами Дюк три года подряд — с 1953 по 1955 — выигрывал чемпионат мира в «пятисотках». Он мог бы стать чемпионом еще раз, но в 1956 году ФИМ на полгода запретило ему участие в соревнованиях — за то, что в конце 1955 года он присоединился к бойкоту гонки в Ассене (несмотря на 100 000 проданных билетов, организаторы выделили гонщикам сущие гроши).

С этого времени карьера Дюка пошла на спад — не только из-за запрета, но и из-за травмы, которую он получил в начале 1957 года. Так что титул для Gilera в том году завоевал Либеро Либерати — а в конце сезона компания, вместе с Mondial и Moto Guzzi (эта троица выиграла все четыре категории чемпионата), объявила о своем уходе из гонок.

Джефф Дюк на 500-кубовом Norton Manx на старте Гран-При Ольстера, 1959 год.

Джефф Дюк перешел в BMW, но так и не смог приспособиться к необычному поведению оппозита. Так что сезон 1958 года он заканчивал на Norton, и на этом мотоцикле он выиграл свой последний Гран-при — в Швеции, сразу в классах 350 и 500 см³. В следующем году он выступал на Norton и 250-кубовом Benelli, но в конце сезона объявил о своем уходе из мотогонок. Он пытался заняться автогонками, но после серьезной аварии решил оставить спорт.

Тем не менее в 1963 году он вернулся в падок Гран-при — уже в качестве менеджера своей команды. Он уговорил Джузеппе Джилера предоставить ему гоночные «пятисотки» образца 1957 года, чтобы бросить вызов царившей в этом классе MV Agusta. За команду выступали гонщики Дерек Минтер, Джон Хартл, Фил Рид. Но лишь в одной гонке чемпионата — ТТ Голландии — им удалось взять верх на MV Agusta, заняв первые два места, и в конце сезона команда Scuderia Duke закрылась. Джефф Дюк уехал на остров Мэн, где занимался гостиничным и транспортным бизнесом.

Джефф Дюк (слева), Джон Хартл и Дерек Минтер на тестах, март 1963 года.

Кстати, именно Дюк изобрел цельный гоночный комбинезон: он заказал местному портному сшить подобную экипировку вместо общепринятого тогда раздельного набора куртка-штаны. В этой одежде он выиграл Tourist Trophy 1950 года, и уже в конце сезона многие пилоты последовали его примеру.

Джефф Дюк был не только выдающимся гонщиком: неизменно вежливый, с отменным чувством такта, для иностранцев он стал квинтэссенцией настоящего англичанина. Его любовь к спорту была для всех неоспорима, и он немало сделал для того, чтобы мотоспорт вышел из узкой резервации для фанатов на глобальные просторы.

Марко Симончелли и Джефф Дюк на праздновании 100‑летия марки Gilera, март 2009 года.




Материалы по теме:

19.01.2023

1. Honda продлила контракт с МакГиннессом на участие в TT

02.06.2022

2. Кружок с МакГиннессом: он-борд с Isle of Man TT (+видео)

24.01.2022

3. Детский шоссейно-кольцевой мотоспорт в России: он существует!

23.10.2021

4. Учебно-тренировочные сборы в Крыму: отличная альтернатива закрытию сезона

18.03.2020

5. Гонка Tourist Trophy на острове Мэн не состоится из-за коронавируса

05.03.2020

6. Майкл Данлоп поменял BMW на Ducati

30.05.2019

7. Компания Motul в очередной раз встретится с легендой Isle of Man TT

06.05.2019

8. Гонка TT 2019: ждем новую битву и смотрим видео-анонс!

27.03.2019

9. Золото в юниорском кольцевом кубке ADAC Junior Cup — у россиян

02.09.2018

10. Isle of Man TT: новый фильм о великой гонке (+видео)

01.05.2018

11. Гонки Isle of Man Tourist Trophy 2018: без МакГиннесса?

13.12.2017

12. Падения и взлёты

09.02.2018

13. Джон оседлает Norton: великий МакГиннес выступит в ТТ на британском байке

17.01.2018

14. Прощай, TT: Sarolea отправляется в Ле-Ман

12.12.2017

15. Битва роботов

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .


↑ Наверх