Николай Выглазов: «Несите людям позитив!»

20 сентября 2012

В 2000 году он переехал на жительство в Великобританию. Много путешествовал, объездил всю Европу. И в какой-то момент у Николая появилось желание поделиться своим опытом с начинающими. Сейчас он инструктор по повышению качества вождения мотоцикла по британской системе Advance Riding и автор проекта Progress Road Training.


Николай Выглазов: «Несите людям позитив!»

Выпуск:
Журнал "МОТО" - июль 2012

Автор:
Андрей «Котофей» Кочетов, фото из архива Николая Выглазова

Просмотры:
3194

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

Николай, как случилось, что ты стал мотоинструктором? 


Я по образованию педагог, мне нравится это дело. Про- шел обучение на мотоинструктора, сдал квалификационный экзамен в британском Агентстве по стандартам вождения (DSA). Для получения сертификата мотоинструктора необходимо сдать двухдневный экзамен, чтобы иметь возможность преподавать начальную подготовку. Это один из сложнейших экзаменов, которые мне когда-либо приходилось сдавать. Потом сдал экзамен по системе Advance Riding. Все это интересно, а главное, важно! К тому же инструкторская деятельность – это способ повысить и свой уровень вождения. Она в корне изменила мой стиль езды, я стал замечать очень много вещей на дороге, на которые раньше не обращал внимания. Но ездить стало сложнее, потому что уже автоматически оцениваешь поведение окружающих, замечаешь их ошибки, вместо того чтобы наслаждаться дорогой и природой. 

Что это за система – Advance Riding? 

Это британская система обучения для тех, у кого уже есть опыт вождения в целях развития мастерства. Когда я сдал на категорию «А», экзаменатор пожал мне руку со словами: «Мне очень жаль, но Вы сдали!» Тогда мне казалось, что я знаю очень много. После я прошел курс Bike Safe London и понял, что это не так. Прослушал дополнительный курс Rider+, и уже после этого я сдал экзамен по программе Advance Riding. Если представить визуально полученные знания, то экзамены на категорию «А» – это уровень щиколотки, курс Bike Safe London – колена, а Advance Riding – это уровень плеча. Гигантский шаг! Он добавляет уверенности на дороге, спокойствия, знания особенностей вождения мотоцикла и возможности их применить. 

Расскажи о своем проекте Progress Road Training. В чем его суть? 

Я родом из Петербурга, часто бываю в России. Как профессионал, я заинтересовался состоянием мотоподготовки здесь и выяснил, что ее практически нет. А существующая далеко не на том уровне, как в Великобритании. Так родился проект повышения качества вождения Progress Road Training, основанный на системе «Адванс», адаптированной мной под российские условия. И не только с учетом правил дорожного движения, но и с учетом менталитета. Многие российские мотоциклисты склонны принимать решения, связанные с повышенным риском. И я на тренинге пытаюсь заставить их переосмыслить те ситуации, которые происходят на дорогах. Проект существует с 2009 года. Сейчас я провожу тренинги в виде лекций и семинаров. Это теоретическая подготовка по системе вождения «Адванс». На данный момент я провожу их в Москве, Петербурге и Киеве, основных центрах мотодвижения. В Москве я плотно работаю с компанией «РоссМото» и объединением «Мото граждане». С их помощью набираю группу желающих познакомиться с этой системой. В летний сезон раз в месяц я приезжаю в Россию и провожу тренинги. Они обширные, очень детальные, с большим количеством информации, поэтому занятия проводятся в несколько этапов. Тренинг двухдневный общей продолжительностью 6 часов. Я объясняю основы «Адванс- райдинга» и его применения. Практические занятия пока проходят эпизодически, когда есть такая возможность. Как же без практики? Когда нет теории, то и практиковать нечего. Можно выехать с человеком на дорогу и указать на типичные ошибки, которые он совершает. Но это разовая мера. А подход к вождению должен носить систематический характер. Человеку нужно сначала заложить некий алгоритм. Как систему вождения, так и поведения на дороге, которая поможет избежать проблем для себя и для других. Я читаю курс «Адванс- райдинга», чтобы заложить этот алгоритм. И человек может сразу применить его на практике и понять, насколько система хорошо работает. В последнее время мы, конечно, проводим оценочные индивидуальные и групповые выезды, во время которых можно пообщаться на тему применения системы, обсудить ее плюсы и минусы и т.п. И как вы планируете развивать проект? Большой совместный с «Росс - Мото» проект пока в разработке. Есть ряд вопросов юридического и организационного характера, сложности со страхованием. Мы планируем организовать постоянные курсы по подготовке мотоциклистов к более качественному вождению. Надеюсь, что в полном объеме проект заработает уже в следующем году. 

Это будет мотошкола? 

Курсы по повышению квалификации. Но мы не обучаем спортивной или какой- либо другой экстремальной езде, только качественному вождению на дорогах общего пользования. Когда меня спрашивают: «Можно ли научиться вставать на заднее колесо?», я отвечаю: «Можно. Но не у нас». Наше желание – сделать мотоциклистов образцом качественного поведения на дорогах, уважительного отношения к другим участникам движения. 

Планируется ли обучение азам вождения для начинающих? 

Да, мы планируем заниматься и начальной подготовкой, базирующейся на английской системе подготовки к вождению. В Великобритании она заработала в 1991 году и очень эффективна. В первые годы ее внедрения аварийность среди начинающих мотоциклистов снизилась почти на 50 %!

В чем принципиальная разница в обучении российскими мотошколами и британскими? 

 
Большинство мотошкол, которые работают здесь, занимаются так называемой контр аварийной подготовкой, т.е. поведению в экстремальных ситуациях. Английский подход – как не попасть в эту ситуацию. Для примера: есть такой элемент – контрруление. В учебнике по подготовке британской мотополиции, состоящем из 270 страниц, на контрруление отведено полстраницы, а все остальное отдано умению читать дорогу. Главная отличительная черта образовательного процесса и практики в Британии – сделать так, чтобы движение было безопасным, плавным, эффективным, системным и прогрессивным. То, что в России достаточно для сдачи на категорию «А», в Великобритании лишь самый начальный уровень, после которого нужно пройти еще несколько ступеней, прежде чем сдать на права. 

Ты уверен, что с российским менталитетом эта программа приживется? 

Конечно. Несмотря на отличную от европейской культуру и менталитет, желание ездить эффективно есть у всех. Опыт показывает, что люди хотят ездить безопасно. Наконец-то о нашей безопасности заговорили и дорожные службы, и ГИБДД. Аварии и травмы – это проблемы для всех, они никому не нужны. Я надеюсь, что благодаря моим усилиям и усилиям тех людей, с которыми работаю, хоть немного изменится ситуация с аварийностью. 2011 год был просто жутким по количеству аварий со смертельным исходом. В Питере за 2 недели июня погибло 16 человек! Жалко тех, кто погиб. Жалко тех, кого они осиротили. Многие уверены в том, что они все знают и умеют. И когда в начале тренинга я провожу опрос, оказывается, что у людей самооценка завышена, что есть масса вещей, о которых они даже не задумывались. Многие отмечают, насколько детальный и глубокий анализ происходит при использовании системы «Адванс». И насколько становится легче анализировать так глубоко. С нашим менталитетом многие любят погонять. В результате получается достаточно рваный, агрессивный стиль езды – резкое торможение, резкое ускорение… На коротком участке это может и даст преимущество, а на длинном «адванс-пилот» однозначно выиграет. Он спокойно относится к окружающему, потому что знает, что происходит вокруг, он к этому готов, у него все просчитано. И это не значит, что он стоит в пробках, он все время активно едет. Но плавно, спокойно и эффективно. Пусть даже он приедет на работу на 15 минут позже, но он абсолютно спокоен, бодр, в хорошем настроении. А для первого дорога – стресс. Он едет от опасности к опасности. 

Возможно ли вообще на современных быстрых мотоциклах соблюдать ПДД? 

Да, возможно. И в Англии это делают. Хотя хулиганов на дорогах хватает, поэтому статистика аварий достаточно высокая. Но государство проводит серьезную работу по обеспечению безопасности. Тренинги, специальные программы, социальная реклама, усложнение условий сдачи экзаменов и т.д. С учетом снижения аварийности в начале 90-х на 50 %, за прошедшие 20 лет внутри этой цифры она снизилась еще на 20 %. Тем не менее государство требует от инструкторов еще большего снижения аварийности. В Лондоне за год происходит в среднем 1500 ДТП с участием мотоциклистов, около половины с телесными повреждениями разной тяжести. Для Москвы это немного, но для Европы – очень большая цифра. 

Какую главную проблему в России ты видишь как мотоинструктор? 

Я сталкиваюсь с тем, что у людей нет системного подхода. Нет базы. Нужно менять систему подготовки в мотошколах. Нужно давать системный подход к вождению с самого начала. Система «Адванс» – это один из высоких уровней обучения, что-то сродни ВУЗу, а российский мотоциклист еще «первоклассник». Перепрыгнуть нельзя, и получается огромный пробел. Поэтому приходится читать упрощенный курс, чтобы информация была адекватно воспринята слушателями. Чтобы на фундаменте основ вождения новые знания укладывались как кирпичики, без пробела. Взрослым людям со стажем вождения 10–15 лет, ездящим на серьезных мотоциклах, приходится рассказывать основы, которые в Британии преподают школьникам. Иначе нет понимания, как работает система. 

Что ты как профессионал мог бы сказать мотоциклистам, и не только начинающим? 

В первую очередь – иметь голову на плечах. Постараться объективно оценивать свои возможности. Ездить надо не на 100 % своих возможностей, а на 80 %, чтобы оставшиеся 20 % были в запасе на исправление ошибок, которые могут возникнуть. Уважительно относиться ко всем участникам движения, включая пешеходов и велосипедистов. Мотоциклист, по сути, человек позитивный, и этот позитив надо нести людям, которые окружают нас. Вам ничего не стоит улыбнуться, кивнуть головой или махнуть рукой. Этим вы поднимете настроение и себе, и окружающим. Улыбайтесь!


СПРАВКА
В Великобритании cистема подготовки состоит из нескольких этапов. Первый шаг – минимальный базовый тренинг. По его окончании человек получает сертификат, позволяющий ему пройти дальнейшее обучение, и учебные права, дающие возможность ездить по дорогам общего пользования. Они действительны 2 года, в течение которых разрешается езда только на мотоциклах категории «А1» со знаком «L» (аналог российской «У» – ученик). Запрещено ездить по автострадам и с пассажиром. В течение этого срока можно пройти дальнейшее обучение и сдать на категорию «А», которая имеет 3 подкатегории. Если вы моложе 21 года (а с 2013 года – 24 лет), то вы имеете право сдать на категорию «А1» (мототехника объемом до 125 см3 или мощностью до 13 л.с.) или же на категорию «А2» (мототехника мощностью до 33 л.с.). По истечении 2 лет, после получения категории «А2» и достижения вами предусмотренного законом возраста, вы автоматически обретаете право управления мотоциклом с любым объемом двигателя. Ну и конечно, если вы старше 21 года, то можете сдать на полную категорию «А» сразу. На территории королевства действует штрафная бальная система. Если за первые 2 года после получения прав водитель получает 12 штраф ных баллов, то у него изымают права, а его отправляют на пересдачу.

 

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .

Социальные комментарии Cackle
↑ Наверх