- Техника
- Тесты
- Рынок
- Сообщество
- Ремзона
- Спорт
- Копилка
28 февраля 2014
Выпуск:
Журнал «МОТО» – февраль 2014
Автор:
Дмитрий БУЛДАКОВ и Анатолий СУХОВ, фото Евгении ЛЮБИМОВОЙ
Просмотры:
7980
Многие родители, покупая их своим чадам, считают, что маленький квадр – просто игрушка с мотором и уж куда безопаснее мотоцикла. Однако даже 50-кубовый ATV не плюшевый медвежонок, травмировать он может неожиданно, и неожиданно сильно. Поэтому, дорогие родители, не поленитесь научить своего ребенка ездить безопасно! Это пригодится ему и во взрослой жизни. А поможет вам в этом инструктор московской «Первой Квадрошколы» Дмитрий Булдаков.
Говорят, что отцы, выбирая игрушку для ребенка, подсознательно (а кое-кто и осознанно) примеривают ее на себя. Поэтому те, у кого есть квадроцикл, зачастую даже не задумываются о покупке детского, а усаживают ребенка за руль своего. Действительно, чтобы нажать на курок газа, много сил не надо. А вот чтобы откренить квадр в нужную сторону, страхуясь от переворота, массы тела может не хватить. Да и лишний центнер металла при перевороте увеличивает опасность травмы во много раз. Поэтому необходимо учить ребенка на подходящей для него технике с учетом ее массогабаритных и мощностных характеристик. К тому же со временем можно отправляться вдвоем в небольшие походы – а что может быть увлекательнее для квадроциклиста? И что крепче сдруживает отца и сына?
Техника обучения детей
Думайте так, как думает ребенок. Например, при игре в прятки маленькие дети думают, что они действительно исчезают, когда закрывают глаза или прячутся за ладошками. Физически приблизьтесь к уровню ребенка. Присядьте рядом, когда разговариваете с ним. Будьте дружелюбными. Никогда не допускайте саркастических ноток в голосе. Не повышайте голос. Говорите небыстро. Упростите свою речь. Разговаривайте с детьми на их языке. За один раз ставьте перед ребенком одну максимально простую задачу.
Если ребенку меньше 11 лет, мощность двигателя квадроцикла не должна превышать 5 л.с. (обычно это моторы до 70 см3). От 11 до 15 лет могут подойти аппараты 125–200 см3 мощностью 10–15 л.с. Хорошо, если у курка газа будет ограничитель-винт, которым можно регулировать максимальное открытие дросселя. Для начального обучения лучше всего выбирать вариаторные машины: коробка передач для неподготовленного водителя – большая сложность, особенно в напряженной ситуации (подъем – спуск).
Совершенно не обязательно наличие полного привода. Обучению он не помогает, но представляет сложность в освоении, утяжеляет руль и добавляет массы самому квадроциклу. Желательно, чтобы масса квадроцикла была больше массы ребенка не более чем втрое. Главное же, чтобы аппарат был удобен, обеспечивал правильную посадку, упоры для ног и комфортное положение рук на руле и рычагах.
Где начинать учиться? Конечно, не на парковке, не на деревенской улице и не вблизи крутых оврагов и болот. А также не на свежезамерзшем озере. И обязательно – со взрослыми. Ребенок, если он один, перевернувшись, порой не может даже достать из кармана телефон, чтобы позвонить, не говоря о том, чтобы выбраться из-под машины. А если еще и травма? Вообще, отпуская (потом) ребенка одного, приучите его всегда сообщать свой маршрут, время возвращения и брать с собой средство связи (телефон). И в случае любого изменения (захотелось заехать к приятелю, задержался на часок у озера) немедленно сообщать родителям. Это тоже основы безопасности.
С чего начать урок? Нет, не с органов управления и не с «держись за мной, не отставай!» – а с объяснения, что игрушка это серьезная и относиться к ней надо соответственно. Показать, какие опасности могут возникнуть: вот там – дорога, тут пригорок, что за ним – не видно, там – густая трава (или глубокий снег), там может быть яма, пенек, все что угодно. Потренируйте игру «угадай опасность». Приучите ребенка, что лучше остановиться до препятствия и принять решение – переехать его или выбрать другой путь, – чем нестись вперед, не успев проанализировать ситуацию.
Все фатальные ошибки, как правило, возникают именно в цейтноте, когда на обдумывание и принятие решения не хватает времени. Дети до 12 лет воспринимают информацию не так, как взрослые или подростки, они не способны (без специальной тренировки) внимательно отслеживать как стационарные, так и движущиеся объекты, следить за дистанцией. Следуя по маршруту, маленький ребенок может внезапно остановиться, так как что-то привлекло его внимание. При этом он не будет думать о том, что кто-то может следовать за ним. Поэтому дистанцию до препятствий, дорог, других детей выбирайте с запасом.
Обозначьте периметр площадки, объясните, что выезжать за него нельзя. Продемонстрируйте несколько простых жестов, которыми вы будете показывать, что надо делать: остановиться, заглушить двигатель, завести его, прибавить газу. Напоминайте их перед каждым упражнением. Всегда просите ребенка повторить, что он запомнил. Не только для того, чтобы проверить, но и для лучшего усвоения – когда проговариваешь инструкцию вслух, осознаешь ее четче и лучше запоминаешь (летчики, например, это знают не понаслышке).
Теперь можно рассказать об устройстве квадра и органах управления. Объясните, как надо проверять машину перед выездом. Обязательно проконтролировать давление в шинах (при неравномерном давлении квадр может повести себя непредсказуемо), наличие бензина в баке (ведь сколько квадроциклистов «обсыхало» в глухом лесу!), масла в картере, исправность тросовой проводки, элементов подвески.
Каждое занятие начинайте с осмотра машины – пусть ребенок привыкает готовиться к выезду самостоятельно. Покажите ребенку пять основных органов управления:
Можно покачать квадр с ребенком, чтобы он приучился держать ногу на подножке при наклонах. Вторая важнейшая тема – направление взгляда. Объясните, что машина едет туда, куда смотрит водитель. Поэтому не надо смотреть наружу поворота или прямо перед колесами. Лучше всего при скорости 5–10 км/ч смотреть метров на 5–10 по намеченной траектории движения. То есть дистанция взгляда (в метрах) численно должна быть не меньше скорости движения (в км/ч). Если же поворот просматривается всего на 15 м, то и двигаться нужно не быстрее 15 км/ч. Перед тем, как тронуться с места, необходимо размяться. Проделайте вместе с ребенком круговые движения сцепленными кистями, наклоны вбок (можно опереться о квадрик), наклоны головы.
Начало движения, переключение передач, торможение. Научите ребенка запускать и останавливать двигатель, ставить на парковочный тормоз и снимать с него. Двигатель прогрет? Поехали! Вначале на площадке роль конусов могут выполнять сами родители, ребенку так легче понять направление движения. Отрезки движения между стартом и остановкой должны быть около 6–8 м. Обратите внимание на использование тормозов. Дети склонны агрессивно нажимать рычаги тормоза и блокировать колеса. Когда ребенок будет уверенно трогаться и останавливаться, обратите внимание на посадку (плотный контакт ног с квадроциклом) и направление взгляда.
Повороты. Убедитесь, что площадка ровная. Покажите траекторию движения (ребенок может следовать за вами, пока вы идете пешком перед ним). Перед поворотом нужно закрыть газ или притормозить, а в повороте, упершись внутренней по отношению к повороту ногой в подножку и крыло, свеситься внутрь поворота. Критерии правильности упражнения: все колеса сохраняют контакт с грунтом, траектория движения раз от раза не меняется, радиус поворота – минимальный.
В качестве конусов можно использовать пустые пластиковые бутылки. Лучше оставлять их открытыми, чтобы при наезде они сминались, а не пружинили, иначе квадрик может здорово подбросить.
Продолжение – в следующем номере.
Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .
Социальные комментарии Cackle