Школа эндуро. Урок восьмой. Присесть на дорожку

13 ноября 2013

В предыдущих публикациях мы рассказали об основах правильной езды на эндуро. Теперь можно двигаться дальше – готовиться к выездам и соревнованиям.


Школа эндуро. Урок восьмой. Присесть на дорожку

Выпуск:
Журнал «МОТО» – ноябрь 2013

Автор:
Анатолий СУХОВ и Дмитрий ФЕДОТОВ, фото школы эндуро SVR Team и из архива редакции

Просмотры:
9384

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

Подготовка мотоцикла

Выбор мотоцикла зависит от опыта и потребностей райдера – а также от регламента соревнований, если планируется участвовать в них. Спорт предъявляет несколько иные требования к технике, чем простые покатушки. Первое, о чем стоит задуматься, – возможность обслуживания и ремонта. Если запчасти придется ждать два месяца, какая уж тут борьба! 

Поэтому тем, у кого нет технического спонсора, полезно обратить внимание, на чем ездит большинство, и пойти по их стопам. Также стоит задуматься о втором мотоцикле – для тренировки. Лучше, если он будет той же модели, что и основной, – опять же ради совместимости. Кроме того, придется вложиться в разнообразные защиты: поддона картера, боковых крышек, ручек на руле, – иначе можно разориться на ремонте. 

Также усиливают крепление переднего крыла, монтируют «башмаки» на колеса, которые не позволяют спущенной шине провернуться на ободе, уплотняют впускной тракт, дорабатывают карбюратор – чтобы мотор не глох в бродах и т.п. Это не считая расходов на шины, которые придется менять несколько раз за сезон, и возможного тюнинга в рамках регламента. 

Если же речь идет о любительских выездах, то оптимальным выбором на роль первого внедорожника станет 250-кубовый 4-тактный аппарат. Возможностей его хватит и для обучения, и для тренировок. Весовым райдерам стоит присмотреться к 350-кубовому аналогу. Попытка укротить кроссовые 450- и 500-кубовые аппараты при отсутствии опыта в лучшем случае приведет к развитию комплекса неполноценности, а в худшем – к быстрой, но долго залечиваемой травме. 

Комплект защит не помешает и тут: возможно, придется поменять руль или установить проставки, чтобы удобнее было в стойке. Во многом выбор определяется ростом и комплекцией райдера, поэтому желательно проехать и сидя, и в стойке на понравившемся мотоцикле, а не просто присесть на него. 

Подготовка подержанного аппарата потребует дополнительной инспекции – шин, подшипников, тормозных колодок, цепи и звезд, а также масла и общего состояния силового агрегата. Также стоит тщательно осмотреть раму на предмет трещин, возможно, заменить масло в подвесках. При отсутствии кикстартера – особое внимание АКБ и электростартеру. 

Словом, мотоцикл должен быть исправен. Причем после больших ремонтных работ (например, замены сцепления или подшипников рулевой колонки) желательно сделать контрольный выезд перед дальней поездкой, чтобы избежать сюрпризов. В длительные экспедиции лучше выезжать как минимум вдвоем и на однотипных мотоциклах. Это позволит, в частности, использовать общий инструмент, запасной крепеж, свечи, лампочки и т.п. (об этом ниже). 

Если вы планируете дальние выезды, научитесь сами бортировать покрышки и заклеивать камеры, не соблазняйтесь доступностью шиномонтажа. В дороге тренироваться неуютно. 

Физическая подготовка 

В отличие от «асфальтовых» путешествий, в которых лежащий на баке живот неудобств не доставляет, поездки на эндуро требуют хорошей физической формы, так что готовить придется и тушку райдера. Сидячий образ жизни укреплению мышц не способствует, а, в отличие от мотоцикла, быстро привести себя в порядок не получится, поэтому начинать нужно как можно раньше. 

Даже обычная утренняя зарядка поможет чувствовать себя за рулем комфортнее. По возможности зарядку нужно совмещать с утренними или вечерними пробежками или ездой на велосипеде – они не только укрепят мышцы, но и улучшат дыхание и выносливость. Важность подобных упражнений сложно переоценить, например, вытаскивая на себе застрявший в болоте мотоцикл. 

Хорошей подготовкой станет регулярное посещение спортзала. Главное, не откладывать на последний момент, иначе ноющие от непривычных нагрузок мышцы доставят немало дискомфорта. Идти в «качалку» следует минимум за пару недель до выезда. Но все-таки лучшим способом подготовки к «дальняку» или соревнованиям станет езда на мотоцикле и тренировки на нем. 

Научитесь поднимать лежачий мотоцикл (в том числе груженый), переставлять его в колее, разворачивать на вязком или сыпучем грунте вокруг переднего и заднего колеса, пробегитесь рядом с ним – все это позволит найти правильное положение тела, точки приложения сил, что позволит выполнить эти приемы быстрее и с меньшими потерями энергии. Не секрет, что новичку тяжело развернуть мотоцикл с опорой на бедро даже на ровном асфальте – и далеко не всегда из-за недостатка сил. 

Выезды и соревнования 

Однодневные, как правило, закольцованные по местности выезды в соседний город или область не требуют большой подготовки. Пара запасных камер, инструмент для снятия и «переобувки» колес, запасная свеча и «свечник», легкая куртка-дождевик, мобильный телефон – вот необходимый минимум. Деньги на перекус и бензин держать лучше не в кармане, а в непромокаемом кошельке рядом с документами. 

Главное, не размещайте хрупкие (вроде мобильника или зажигалки) или, наоборот, очень прочные вещи (ключи от гаража) в наружных карманах. Первые могут сломаться, вторые – сломать сами чего-нибудь внутри. Выезды, предполагающие одну-две ночевки, потребуют как минимум захватить смену сухого белья и одежды, потому что в случае серьезной непогоды одним дождевиком отделаться не удастся. 

Во-вторых, если ночевать планируется на природе, понадобится палатка, спальник и «пенка». Не стоит забывать про питание – на чем-то и в чем-то горячую пищу готовить надо. Топорик или пила-струна, прочная зажигалка (в отличие от спичек, она не отсыревает, а бензиновая еще и надежнее, да и топливо всегда под рукой) или огниво – как говорится, must have. Впрочем, излишне увлекаться снаряжением тоже не стоит – ехать на перегруженном мотоцикле будет намного тяжелей. 

В отличие от коротких, многодневные дальние маршруты потребуют куда большей тщательности при подготовке и выборе скарба. Готовиться нужно заранее, начав с прокладки маршрута, не гонясь за большими ежедневными пробегами, запланировав места для ночевок, отдыха и пополнения запасов топлива и еды. При желании даже самую заурядную поездку можно сделать интересной, проложив маршрут, например, по одним лишь грунтовым дорогам или вообще вне дорог. 

С выбором инструмента, как и с туристическими принадлежностями, важно руководствоваться тремя показателями – удобством, весом и размерами, отдавая предпочтение компактным и универсальным решениям. Походный набор инструмента стоит опробовать заранее, в гараже, чтобы быть уверенным, что ключи не сломаются и нужный крепеж отвернется. А при выборе экипировки руководствоваться нужно не только уровнем защиты, но и ее комфортностью. 

Соревнования обычно предполагают наличие технички с набором необходимого инструмента, манометром, компрессором, приспособлениями для шиномонтажа. Гоночный мотоцикл тоже обычно добирается не своим ходом, а на прицепе. В принципе, прицепом можно и обойтись, а экипировку, инструмент и прочее загрузить в автомобиль. Понадобится и механик – уже хотя бы потому, что некоторые операции одному выполнить очень сложно (попробуйте, например, в одиночку быстро натянуть на обод «Треллеборг»). 

С экипировкой для соревнований сложнее, и требований к ней предъявляется больше (нелишне уточнить регламент в части необходимости омологации, хотя у нас это пока редкость). Сапоги должны обеспечивать хорошую защиту голеностопа и голени, наколенники лучше шарнирные, с жесткой рамой, фиксирующей сустав. Еще нужны шорты с защитой, пояс, поддерживающий поясницу, и кроссовый «панцирь». 

С таким «прожиточным минимумом», учитывая, что мотоцикл мы уже в первом приближении подготовили, можно отправляться на любительские гонки. А начинать лучше с однодневных соревнований, приближенных к классическому эндуро, где, как правило, есть специальный зачет для новичков. «Вкатавшись» и уверившись в своих силах, можно идти дальше. Дисциплин предостаточно! Кантри-кросс сочетает в себе езду по естественному рельефу с элементами кроссовой трассы, в классическом эндуро гонщики преодолевают дистанцию за заданное время, но она бывает разбавлена спецучастками (на скорость, например), а в ралли-рейдах помимо прочего присутствует и ориентирование на местности. 

Вдобавок к этому популярностью пользуются эндуро-спринт и хард-эндуро, гонка с искусственными препятствиями вроде катышек, бревен и каменных ванн. 

Александр Самойлов, инструктор школы SVR Team, призер чемпионата России по эндуро, участник мировых соревнований по экстрим-эндуро Red Bull Romaniacs: «Участвуйте в соревнованиях, не стесняйтесь выглядеть неуклюже – все когда-то начинали. Регулярно занимайтесь, лучше с тренером в небольших группах, смотрите обучающие видео. Избавляйтесь от вредных привычек – иначе здоровья на гонки не хватит. С уважением относитесь к своему мотоциклу – и он вам воздаст сторицей».











 

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .

Социальные комментарии Cackle
↑ Наверх