Скорость, Света!

10 июня 2016

Многие считают скорость основной причиной ДТП. Но в разных ситуациях безопасная скорость может различаться в разы. 


Скорость, Света!

Выпуск:
Журнал «МОТО» – июнь 2016

Автор:
Анатолий БОГОМОЛОВ, фото автора и из открытых источников

Просмотры:
1565

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

И если уж докапываться до первопричин, то в основе множества ДТП не скорость как таковая, а цейтнот. Ведь надо успеть не только заметить опасность, но и проанализировать ситуацию, принять решение, выполнить его и, возможно, скорректировать в зависимости от развития ситуации. Все это требует времени, которого как раз часто и не хватает.

Предположим, мы увидели опасность за 100 м. При скорости 120 км/ч это расстояние мотоцикл преодолеет всего за 3 с. Много это или мало? Лучшее время простой реакции (заранее выбранное действие) — 0,1 с. На то, чтобы задействовать тормоза, требуется 0,7-0,8 с. А чтобы перевести взгляд из одного крайнего положение в другое — около секунды. На обдумывание ситуации и принятие решение тоже требуется время — тем больше, чем меньше у водителя опыта. В любом случае 100 м не хватит, чтобы полностью остановиться со скорости 120 км/ч, даже без учета времени на решение. А вот при 90 км/ч не только мотоцикл успеет остановиться, но и у водителя будет более чем секундный запас на принятие решения!

Неспроста скорости и расстояния мы переводили в секунды. Именно так лучше всего измерять два этих фактически главных для оценки безопасности на дороге параметра, ведь они находятся в прямой зависимости: чем больше пространство видимости и маневра, тем выше может быть скорость.

Для того, чтобы правильно оценивать пространство, важно умение прогнозировать, о котором мы говорили на предыдущих уроках. Например, на пустом шоссе среди полей скорость может быть выше, чем когда к дороге примыкает большой магазин, откуда в любой момент может вырулить автомобиль. Любая неопределенность — это ограничение пространства. Поэтому по возможности заранее перестраиваемся на свободные полосы, обеспечиваем безопасную дистанцию и интервал. Оптимальнее всего ехать на 5-15 км/ч быстрее потока, это позволяет быть более заметным и выбирать оптимальное расположение на дороге.

Однако регулировать наличие свободного пространства вокруг мы можем далеко не всегда, поэтому снижение скорости — главный инструмент создания запаса времени. На практике стоит просчитывать дорожную ситуацию минимум на 5 с вперед. Тренироваться в этом можно как водителю, так и пассажиру: замечаем ориентир по ходу движения (знак, поворот, мост и т.п.) и, отсчитывая время, проверяем погрешность и вносим коррективы. Удобно ориентироваться по столбам, знакам или разметке. Также учимся прогнозировать точку встречи с встречным транспортом. Часто его скорость недооценивают, особенно если навстречу движется небольшой автомобиль.

Современные мощные мотоциклы позволяют не только развивать высокую скорость, но и почти не ощущать ее. Жесткое шасси, адаптивная подвеска, хорошая ветрозащита, демпфер руля позволяют ехать 200 км/ч почти не напрягаясь. И уже через 10-20 минут такого движения возникает привыкание к высокой скорости. Это опасно само по себе, ведь сцепление шин с дорогой все равно ограничено, поэтому остановить мотоцикл или изменить его траекторию быстро все равно не получится (что подтверждается прямолинейностью траекторий в большинстве ДТП на высокой скорости). Вторая опасность больших скоростей — сужение поля зрения (так называемый тоннельный эффект). Нельзя оставлять взгляд прикованным к одной точке, иначе рискуете пропустить важную информацию. Если же вы не в состоянии переключать направление взгляда, это однозначный сигнал, что скорость слишком высока.

В пробке скорость минимальна, особенно при движении вблизи припаркованных авто.


Хороший обзор позволяет ехать быстро и безопасно.


Быстрый старт со светофора, когда мотоцикл уходит от потока, – тоже элемент безопасности. Непременное условие – хороший обзор перекрестка.


Максимальную скорость позволяет держать лишь левый ряд: средний занят автомобилями, в правом пространство ограничивают припаркованные автобусы.


Формально тут несколько помех: дорожные работы перекрывают левый ряд, в правый могут вливаться выезжающие с перекрестка, но мотоцикл позволяет оторваться от потока и обеспечить себе запас пространства.


На больших скоростях возникает эффект тоннельного зрения, при котором взгляд фиксируется в одной точке впереди, и водитель плохо замечает происходящее вокруг. Этому способствует и выброс адреналина. Это знак того, что надо снизить скорость – если вы на дороге общего пользования.


Иллюстрация тоннельного эффекта: с уменьшением угла зрения (если сосредоточиться на центре картинки) черное пятно увеличится.



 

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .

Социальные комментарии Cackle
↑ Наверх