Тяжела и неказиста

18 августа 2016

…жизнь в России скутериста. Как же безопасно передвигаться на «полтиннике» по дорогам общего пользования?


Тяжела и неказиста

Выпуск:
Журнал «МОТО» – август 2016

Автор:
Анатолий БОГОМОЛОВ, фото автора

Просмотры:
1413

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

Вспомним наши ПДД. Хоть их уже десятки лет пытаются построить по европейскому образцу, в отношении мопедов закон суров: запрещено «полтинникам» куда больше, чем позволено.

24.7. Водители мопедов должны двигаться по правому краю проезжей части в один ряд либо по полосе для велосипедистов (ах, как будут рады велосипедисты! Да и для скутеристов это самые опасные зоны, да еще с учетом их скорости! — А.Б.).

Допускается движение водителей мопедов по обочине, если это не создает помех пешеходам (вот и второе самое опасное место на дороге после правого ряда и велодорожки — А.Б.).

24.8. Велосипедистам и водителям мопедов запрещается:

управлять велосипедом, мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;

перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;

перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;

перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;

поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении (вот главное отличие от европейских ПДД и главное ограничение, создающее большинство неразрешимых и просто опасных ситуаций — А.Б.);

двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов);

пересекать дорогу по пешеходным переходам.

Итак, скутерист может чувствовать себя более или менее свободно только на узких улочках. Стоит появиться второй полосе в выбранном направлении (даже на однополосной дороге), поворот налево становится запретным. А перекатить скутер через дорогу, превратившись в пешехода, — это не то же самое, что велосипед — массы, мягко говоря, разные.

На практике же, как водится, строгость (или глупость?) наших законов нивелируется необязательностью их исполнения. Преимущества «полтинника» — в малых габаритах, маневренности, небольшой (по сравнению с мотоциклом) массе, позволяющей иногда просто переставить аппарат, еще увеличив маневренность, и в неплохой динамике (при скромной максималке). А для безопасного передвижения нужно помнить три принципа: не мешать остальным участникам движения, видеть всех и быть видимым самому.

Разберем модели поведения скутериста в конкретных ситуациях.

Правый ряд — самый опасный на дороге. Во—первых, он граничит с припаркованными авто, у которых и двери открываются неожиданно, и люди из-за них выходят не глядя. Причем из-за малых габаритов скутер порой не видно, и беглый взгляд часто обманывает автомобилистов. Во-вторых, в нем совершается больше всего маневров (на перекрестках, у выездов из дворов или просто при парковке или начале движения от тротуара). Однако именно туда загнан плохо видимый скутерист. Поэтому не стоит прижиматься к самому краю проезжей части или припаркованным авто, лучше оставить себе место для маневра и сектор обзора, в идеале не менее метра. Тогда и открытые двери не помеха, и автомобили рядом воспринимают мопед не как тень на обочине, а как полноценного участника движения. И, конечно, помнить, что чем хуже обзор, тем ниже должна быть скорость. О велодорожке и говорить не стоит, особенно если она идет справа от ряда припаркованных автомобилей (как в Москве), где свободы для маневра нет совсем.

Особенность больших городов — выделенная полоса для общественного транспорта. После долгих споров скутеристам двигаться по ней так и не разрешили. С одной стороны, это хорошо: автомобили часто выезжают на нее (и съезжают с нее) почти не глядя, ориентируясь только на крупные движущиеся объекты. С другой — дополнительная опасность: по этой полосе мчатся не только автобусы и троллейбусы, но и такси, и прочие «хитро выдуманные». На нее и с нее перестраиваются. Поэтому находиться между двух пересекающихся и более быстрых потоков не лучшее решение. Безопаснее будет либо занять целиком близкий по скорости ряд, либо уйти вправо, даже на «запрещенную полосу», если она не имеет ответвлений (например, на мосту). Главное — действовать понятно: если вам прямо, а из правого ряда поворот направо, прижимаемся влево или даже заезжаем на второй ряд. И тут же после поворота возвращаемся направо. Так проезжаем каждый перекресток, ведь поворачивающие направо не привыкли пропускать едущих вплотную к бордюру велосипедистов и мопедистов. То есть часто даже не смотрят туда.

Так же поступаем на ответвлениях дорог. Однако если вправо отходят два ряда и больше, а нам нужно прямо, задача становится небезопасной. Неопытный водитель ждет «окна» в потоке машин, двигаясь справа, в результате проезжает развилку и потом пересекает проезжую часть чуть ли не перпендикулярно. Или даже останавливается у края проезжей части, ожидая просвета. Это наихудший вариант. В городе, где скорости умеренные, опытные водители заранее занимают нужное междурядье, включив левый поворотник, чтобы после развязки оказаться у правого края. Но если скорость потока сильно отличается от вашей, рисковать не стоит. Включите интуицию или навигатор и найдите безопасный путь.

Поворачивая налево, занимаем такое положение, чтобы после поворота оказаться ближе к правой стороне дороги. Перестраиваться через ряды очень неприятно и небезопасно.

Другая сложная ситуация, когда в дорогу по которой вы движетесь (как положено, у правой обочины) справа вливается другая. Порой (что самое худшее) многополосная. Сразу же включаем правый поворотник. Как правило, у вливающихся стоит знак «уступите дорогу», поэтому стоит перестроится вправо как можно быстрее, пока он еще действует. Тут работает «китайский» способ вождения: неуклонный, но неспешный маневр. Нет ничего хуже заминок или резких маневров. Плавно смещайтесь вправо, не теряя из виду машины сзади.

Разгоняться же от перекрестка стоит поактивнее, чтобы если не оторваться от автомобилей, то хотя бы не болтаться в самой их гуще. И сразу же встать на свою траекторию, контролируя пространство сзади.

Очень важно, чтобы светотехника «полтинника» была в наличии и полностью исправна, как и зеркала. В них тут приходится смотреть постоянно. И стоит вспомнить последний пункт этого раздела ПДД:

24.10 При движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости

велосипедистам и водителям мопедов рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями других транспортных средств.

Проще говоря, носите одежду со световозвращателями и наклейте их на свой «полтинник». Хотя бы вместо скотча, поддерживающего ветхий пластик...

Именно такое расположение в данной ситуации – самое безопасное на дороге, а вовсе не вплотную к бордюру и не на полосе слева, как предписывают правила.


Если на развилке нам прямо, заранее смещаемся к левой части правой полосы, чтобы не создавать помех уходящим вправо и обозначить свои намерения.


Правый ряд – самый насыщенный событиями и препятствиями: туда перестраиваются, там паркуются, там (в согласии с теперешними ПДД) обгоняют. Тут надо быть внимательным постоянно.


Если вам прямо, лучше покинуть правый ряд. И даже если направо, не стоит прижиматься к бордюру, если не хотите быть подрезанным поворачивающими авто.


В стоячей пробке динамика скутера достаточна, чтобы ехать вместе с мотоциклистами, не создавая отдельный «двухколесный ряд», что вносит неопределенность и справедливо раздражает других водителей.


Если же поток движется, обгоняя вас, по всем полосам, включая запретную «выделенку», безопаснее ехать в широком коридоре справа. Кстати, ПДД разрешают движение по обочине. Если она широкая и асфальтированная, почему бы и нет?


Искусство уступать, не создавая помех себе и другим – основное умение хорошего скутериста. Перестраивающийся для поворота автомобиль лучше пропустить заранее…


…и проехать перекресток по безопасной прямой траектории.




 

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .

Социальные комментарии Cackle
↑ Наверх