Беломор-трип

31 июля 2015

Расположенный неподалеку от моего дома указатель «Архангельск 1200» подал прекрасную идею для трипа выходного дня: метнуться до Белого моря и обратно.


Беломор-трип

Выпуск:
Журнал «МОТО» – июль 2015

Автор:
Дмитрий ФЕДОТОВ, фото автора

Просмотры:
3426

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

Команда традиционна — я да мой приятель Иван. С ним мы и построили колясыч на базе Honda CB400. С ним отправились в дальнобой по Средней Азии («Мото» № 2-2015). Подготовка видавшего виды мотоцикла (этой весной ему стукнул 21 год!) свелась к минимуму: смазали цепь да проверили уровень масла. Нет, это не разгильдяйство, а готовность принять все, что преподнесет судьба. Да и ломается он всегда, вне зависимости от уровня подготовки к поездке. От кармы не сбежишь! Взяли лишь инструменты и запасные покрышки (пара уже «дышала на ладан»), канистру и трос.

А еще, вместо того, чтобы писать завещание, я раскидал в интернете объявление о поиске идиотов... в смысле — попутчиков, способных разбавить нашу веселую компанию. Желающих не нашлось. Но в ночь перед стартом раздался звонок, и женский голос в трубке сообщил, что хочет присоединиться.

Девушка по имени Любовь была сразу же предупреждена, что никакой программы у нас нет, а импровизация зависит исключительно от настроения, «красных дней» мотоцикла, погоды и фазы луны и множества других факторов. Удивительно, но смутила ее только дата выезда: в пятницу утром Люба не могла и намеревалась выехать в обед, чтобы догнать нас в пути — ее «Триумф» как минимум вдвое быстрее колясыча.

Шесть утра у Вани на даче. Противный визг будильника изгадил и без того плохой сон. Плотный завтрак и старт. Ярославское шоссе одно из лучших в области: заправок полно, трафик ненавязчивый. Четыреста километров до Вологды долетели одним махом, не успев толком проснуться.


За время наших совместных поездок сложился алгоритм: пока первый пилот выжигает бак, второй отдыхает в коляске, а через 200 км на заправке сменяем друг друга. В таком ритме почти не устаешь — в кресле коляски можно как следует расслабиться. Проблемой был лишь прямоток и прогоревшая «банка» — усилитель громкости. Спасает компоновка мотоцикла: за рулем глохнет правое ухо, а в коляске, когда оно отдыхает, отдувается левое.

В Вологодской области взмах жезла и уверенная походка прямо под колеса колясыча сразу дали понять о серьезном настрое инспектора ДПС. Визг шин и... О, небеса! Женщина!.. За десять лет на дороге я впервые увидел мадам с полосатой палкой! С документами проблем не было, а вот с моей страстью к дамам в форме — наоборот. Но унтерменша моих восторгов не разделила, фотографироваться отказалась и лишь многозначительно добавила, что «здесь работают еще четыре девочки». Строго пожурив за грязный номерной знак при чистых дорогах, заставила нас его почистить, и, пожелав хорошего пути, удалилась по делам службы.

Морда от «эрки», хвост от «джиксера», а внутри старый «зизер» – квинтессенция русского кастомайзинга.

Мы прибывали в прекраснейшем расположении духа. Но при очередной дозаправке из канистры Ваня забыл вернуть магнитную сумку на бак, оставив ее на заднем сиденье. Обычно в ней самые ценные предметы вроде фотоаппарата, ключей, навигаторов и прочих кошельков с телефонами. В этот раз половину своих ценностей я потерял еще до выезда, другая была распихана по карманам, а фотоаппарат валялся в люльке. И Ваня, обрадовавшись обилию свободного места, набил ее сушилками для обуви, зарядками для телефонов, ключами, а главное — дорогущим «Скала-Райдером». Поэтому, когда отсутствие сумки было замечено, мы рванулись на поиски. От места последней остановки отъехали недалеко, но 35 км туда и в обратную сторону результата не дали, кроме потерянного времени и сохнущего бака. Я, как человек, таким же образом забывавший на трассе целую девушку, не стал возражать, когда Ваня пошел на второй заход. Потеряв два часа и убедившись в том, что пропаже кто-то «приделал ноги», мы продолжили путь. Ни великолепный асфальт, ни отсутствие назойливых бетонных надолбов и амбразур постов ДПС, ни даже огромный заяц на обочине не смогли поднять настроение, упавшее ниже плинтуса. Вдобавок осознали, что последние 300 км нам придется ехать по темноте, что на незнакомой трассе значительно снизит темп.

Я не люблю готовиться к путешествиям. Что может быть скучнее, чем выбирать подходящие солнечные очки, изучать розы ветров и штаммы местных лихорадок? Без неизвестности теряется дух авантюризма, а сюрпризы, даже неприятные, означают лишь одно — приключения, за которыми мы так неистово гонимся. Повезло, что майские праздники на севере — это не только выходные, но и начало белых ночей. Вот уж не то государство обозвали Страной восходящего солнца! К часу ночи начало светать, а когда на въезде в город нас встретил архангельский байкер Сергей Борисов, было совсем светло.

Сергей, не имея никаких «цветов» и именуя себя «шилом в жопе всех», живет как настоящий байкер: прямо в своем гараже с любимой девушкой и кучей мотоциклов. Туда же вписались и мы. Хлопнув по рюмашке «за проезд», рухнули на приготовленный надувной матрац.


Звонкий голос Сереги, организовавшего пробег в честь Дня Победы, оборвал наш сон беспощаднее будильника. «Выспались? Завтракайте и поехали, уже опаздываем!» Вторая бессонная ночь после 21 часа пути под вой прогоревшего прямотока основательно меня подкосила, и Ваня с трудом вытащил меня на поверхность.

Перспектива кататься весь день по городу смущала: из двух покрышек начинал лезть корд, а амортизатор коляски, проживший рекордные 4000 км, снова сдулся, звонко пробивая на неровностях, обилием которых Архангельск может конкурировать с Йошкар-Олой, где асфальт людям показывают только по телевизору. Помочь с новым амортизатором и парой покрышек, но вечером, обещал Серега, безуспешно попытавшийся нарядить меня в милицейскую шинель, в которой я больше походил на эсэсовца.

Казалось, на пробег собрались все мотоциклисты города: площадка была забита самыми разношерстными мотоциклами, начиная от пары колясочных «Уралов» и заканчивая несколькими вылизанными «Харлеями», а про обилие японско-китайского мотопрома и говорить нечего: вся Россия на лицо! Наш «боевой» колясыч читатели признали, и вокруг образовалось оцепление из любопытствующих: «Ижевская коляска?», «А это что, демпфер? Автомобильный!?», «Родная дуга? Здорово!».


Отвечая на вопросы, мы приматывали красный флаг к дуге, а Серега одевал в заготовленные заранее плащи-палатки приехавших «в штатском» частников пробега.

Колонна удалась на славу: нарядные мотоциклисты уверенно держали строй, люди на улицах, не избалованные подобными зрелищами, пребывали в искреннем восторге. Под рев клаксонов и криков «Гойда!» мы проехали по всем мемориалам Архангельска, к каждому возлагая специально заготовленные гвоздики. Единственным реально полезным делом стала посадка кедров в городском парке: в честь годовщины победы планировалось посадить 70 деревьев. Но желание что-то делать отбивал какой-то черт на белом скутере с лысой, вымазанной зеленкой головой, звонко призывающий всех сажать кедры, превращая все в какой-то балаган. Ожидая окончания праздника, я встал в тени дерева и закурил. Но гиперактивное «дитя цветов» тут же подлетело и, представившись Древархом Просветленным, настояло на моем участии. Звонкий визг «Бери вон ту девственницу-березку, ведра и неси сыру землю-матушку для маленького кедра!» растопил лед отчуждения, и я присоединился к действу. Зеленка на его лице и голове оказалась татуировками, делающими его похожим на фантомаса.

Вы правы, Древарх Просветленный – не то имя, которое написано в паспорте, их Древарх меняет довольно часто, в миру оказываясь то Жераром Депардье, то Владимиром Путиным, то называя себя в честь местного губернатора. Может, когда‑нибудь он доберется и до богов мотоциклетного пантеона, а пока Древарх занимается вполне осязаемыми и полезными вещами: посадкой деревьев и защитой уже растущих. Возможно, тем самым пытаясь оправдать перемещения на древархоскутере, запрещенном во многих государствах из‑за чрезвычайной неэкологичности двухтактного двигателя.

Но, за исключением посаженного дерева, мероприятие в стиле «русских мотоциклистов» меня удручало все сильнее: гвоздики — гвоздиками, но ни одному ветерану от этого лучше не стало. Посетовав на тотальную залдостановщину, я попросил Серегу отпустить нас. Он попросил человека по имени Роман провести нам экскурс по местным магазинам и проводить до гаража. Правда, ключи от гаража в суматохе уехали вместе с хозяином...


Рома не растерялся и проводил нас в лучший местный мотосервис, где хозяин, представившийся Аватаром, помог и с малопоношенными покрышками, и с новым замком для цепи. В процессе выяснили, что ценник на запчасти и шиномонтаж в Архангельске сопоставим с московским, а Аватаром человека прозвали за то, что в «синем» состоянии он менялся кардинально. Возможно, нам повезло, что не довелось познакомиться с его альтер эго.


С самого утра мне хотелось попробовать местной настойки, ласково зовущейся «Морошкой», особенно глядя, с каким удовольствием Иван смаковал ее, сидя в люльке. Но наша незнакомка, все-таки стартовавшая из Москвы, была уже на подлете, а так как кроме нас встречать Любу было некому, пришлось собрать волю в кулак.


Солнце, неловко спрятавшееся за горизонт полтора часа назад, возвращаясь, вновь осветило небосвод заревом белых ночей. На улице ни души, а мы с Ваней сидим на остановке и ждем Любовь. От сигарет уже тошнит, настойки хочется все сильнее... Дабы скоротать время, Ваня решил «прогуглить» нашего нового знакомого Древарха. Огромная статья в «Википедии» рассказывала и о его бытии, и о статистике его направлений на принудительное психиатрическое лечение. Но самыми забавными были описания его эксцентричных выходок. Вот уж действительно достопримечательность Архангельска!


Чтение статьи заняло больше часа и оборвалось лишь воем рядной четверки Triumph Speed Four. Наконец-то! Но Люба, проехавшая 1200 км за раз и сполна оценившая северную свежесть в тонких перфорированных перчатках, нашу радость не разделила, и Ваню, тут же полезшего регулировать перетянутый трос сцепления, от разъяренной женщины спасло лишь чудо.

Эту ночь мы собирались провести в клаб-хаусе мотоклуба Archangels MC, но Люба наотрез отказалась ехать к незнакомым байкерам, поэтому отправилась в отель, а мы — искать «Архангелов». Навигатор номер дома не видел, поэтому поехали на единственную дымящую трубу и не ошиблись: у ворот было припарковано несколько мотоциклов. Дверь открыл улыбающийся бородатый мужик в «цветах».


Ребята не дождались гостей и отправились спать, а веселый бородач Дима остался на дежурстве. Он сразу же притащил дымящуюся сковородку и запотевшую бутылку водки. Но прежде чем приступить к трапезе, я залпом высосал половину морошковой настойки, занимавшей мои мысли добрую половину дня.

В разговорах за жизнь поздний ужин потихоньку превращался в ранний завтрак. Я пошел на боковую, а Ваня... Своим стремлением досидеть до победного он напомнил мне фразу из книги «Мифогенная любовь каст»: «Опьянение не желало проходить, оно хотело усугубляться, оно желало дойти до абсолютной, визжащей степени». Поэтому утренний звонок Любы, возвестивший о том, что ей не спится и она готова приехать к нам, смог поднять на ноги только меня. Ваню же всей компанией смогли вернуть к жизни лишь к обеду. Вдобавок утром, в поисках куртки, к нам в келью заглянул президент северодвинского клуба North Python MC, очень кстати пригласивший в свой город. «Архангелы» дружно работали над подготовкой клаб-хауса к сезону, и нам не хотелось отвлекать их от работы.


От Архангельска до Северодвинска всего около 50 км, но накопившаяся усталость вкупе с похмельем превратили путь в пытку. Мне хотелось вернуться, но ребята из «Питонов» уже ждали нас на подъезде к городу. Помню, я бы очарован спутниковыми снимками Северодвинска, а на деле... Ничего особенного, разве что асфальт разбит сильнее, чем во многих городах русского хард-ленда.

Первым делом нас повели на городской пляж. Парни сказали, что начало мая не лучшее время для купания в Белом море, и в это время года в воду лезут только залетные москвичи. И мы, решив их удивить, в воду не полезли, ограничившись покатушками по пляжу. Но больше, чем море, нас интересовали атомные подводные лодки! Дорожка на «Севмаш» и «Звездочку», где куются и ремонтируются «ядерные щиты» Родины, простым смертным заказана, а единственный путь ко входу в бухту, откуда открывается вид на атомоходы, лежит по прибрежным песчаным дюнам, чередующимся с гравийными насыпями волнорезов, раскисшей грязью и крупными камнями. В общем, эндуро... Фигня, поехали!

Атомные подводные лодки типа «Акула», так хорошо читаемые на спутниковых снимках, с берега видны лишь частично. Но спрятать девятиэтажный дом не так‑то и просто.

Люба разумно оставила мотоцикл у въезда на пляж и пересела к одному из ребят. За десять лет на двух колесах я успел привыкнуть и к песчаным дюнам, и к сугробам, но ощущения от езды по полоске мокрого утрамбованного прибоем песка стали для меня абсолютно новым. Свист соленого ветра, брызги волн, ровный, как сукно бильярдного стола, плотный песок позволяет буксовать и даже дрифтить. Напомнило кино «Самый быстрый Индиан», а на месте Берта Монро сейчас я! Для полного счастья осталось добавить немного морской воды... Асфальтовая резина беспомощно зарылась, и колясыч, ревя мотором, сел на брюхо. Ерунда, сейчас вытащим! Но попытки вызволить аппарат вдвоем оказались тщетными, а волны прилива раскатывались все дальше и, отходя, закапывали колясыч все глубже. Наши экскурсоводы, моментально сообразив, что дело пахнет керосином, ринулись на подмогу и общими усилиями вызволили «каракатицу» из морской пучины.


Песчаные дюны не лучшее покрытие для неприводного колясыча. Рельеф становился сложнее: песок перешел в гравий, смешанный с грязью и камнями. Ребята бросили мотоциклы и пошли пешком, а я... послал осторожность к черту и, вспомнив опыт езды по песку, выкрутил ручку и пошел ва-банк под одобрительные крики Вани. Десять минут тряски, несколько оглушительных ударов о камни дном коляской, и мы на месте.

Небольшой пирс, обнесенный забором с колючей проволокой и вышками с «карлсонами» — завод «Севмаш». На другой стороне залива — «Звездочка». У пирса целых три «Акулы» — самые большие подводные лодки в мире. Им на смену уже пришли более современные корабли, но своего величия эти громадины не растеряли. Сфотографировавшись на фоне торчащих рубок, мы помчали назад таким же безумным ходом, чтобы пролететь все дюны и, пока северодвинцы будут тошнить на чопперах по песку, успеть все-таки по-быстрому окунуться. Москва!


Вода действительно оказалась ледяной, но факт открытия купального сезона скрыть не удалось: подтянулись ребята и все засняли. Ну что ж, пусть посмеются!

Еще одной намеченной достопримечательностью, сочно описанной в интернете, стала узкоколейная железная дорога. Поезд там ходит раз в день и только в одну сторону, на следующий — в обратную. «Но гонки уже начались! Только не для меня!» — сказал персонаж Хантера Томпсона, и здесь я с ним согласен. Опоздаем на поезд — найдем частную дрезину и поедем на ней! Но у колясыча свои планы, и он решил нам подгадить, спустив под себя огромную лужу антифриза. Потекла помпа, но думать об этом мы будем позже — поезд уходит! Колясыч и Любин «Триумф» бросили в гараже у ребят, а на вокзал поехали на машине.


Опоздали... Вагон уже уехал, а на путях не было ни одной дрезины. Подождем. От крошечного перрончика до тупика пути тянуться еще метров пятьсот, с правой стороны — стена из разношерстных ржавых гаражей, и от каждого пара деревянных рельсин примыкает к железнодорожному полотну. Здесь явно живут дрезины.

Ваня, перегретый солнцем и пивом, нежился на солнце, изображая Анну Каренину, а мы ломали голову над тем, как бы найти дрезину, не нарушая уголовного кодекса. И вот к одному из гаражей подъехала машина. Мы с детским восторгом ломанулись к ней, но угрюмый машинст сказал, что никого не катает. Ни просьбы, ни подкрепление их деньгами результатов не дали. Мужик показал замятый бампер и сказал, что когда навстречу из-за поворота выскакивает другая дрезина, очень важно вовремя и правильно спрыгнуть, и без подготовки нас катать не будет никто.


Нет так нет! Мечты о прохвате моментально сменились сильнейшим чувством голода и поиском новой помпы. Результат обзвона знакомых и друзей: в Северодвинске и Архангельске помпы на «сибиху» нет, поэтому мы отправились в единственный работающий магазин автозапчастей, где купили электрический насос печки от «Газели» и пару литров антифриза.

«Пока бабочка может летать, совершенно неважно, насколько изношены ее крылья. А если бабочка не может летать, бабочки больше нет». Виктор Пелевин

Люба отправилась назад, в Архангельск, а мы с парнями — в их клабхаус, расположенный в здании бывшей секции по спидвею, чинить мотоцикл и трещать за жизнь под местное пиво, перемешанное с великолепнейшей настойкой. Время пролетело незаметно, и в три часа ночи, когда силы начали покидать, а все спиртное кончилось, мы вдруг вспомнили, что домой нам отправляться завтра, а выехать нужно не позже шести утра!


Разумеется, проспали и вместо шести выехали в половину девятого. Но основная часть маршрута все равно приходилась на светлое время. Обошлось без приключений, только переживания за то, чтобы 1400 литров в час, прокачиваемых газелевской помпой, хватило для охлаждения нашего мотора, да удивление тому, как быстро голые деревья и бурая земля с еще лежащим кое-где снегом сменились зелеными полями, цветами и свежей листвой. Дорога заняла всего 20 часов, уже в четыре часа утра мы оказались дома.

Вопреки расхожему заблуждению, «Волга» впадает в Белое море, правда, воочию увидеть это могут лишь жители Северодвинска во время отливов.


Благодарим компанию NinjaWorkShop за подготовку мотоцикла. Экипировка предоставлена компанией Mr.Moto.


Хотите, чтобы о вашем путешествии узнали? 
Пишите по адресу moto@zr.ru








 

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .

Социальные комментарии Cackle
↑ Наверх