От Каргополья до Поморья - Часть I

07 декабря 2017

Середина августа. На улице обычная питерская погода, характерная как для февраля, так и для июля: тучи, +10 °С, стопроцентная влажность и, конечно же, дождь. Петербуржцы, за год уставшие от рутинной работы, стараются уехать на море, чтобы лежать на пляже, загорать, пить холодное пиво. Мы не стали исключением и тоже поехали на море. Но если обывательская масса летит на Чёрное, Средиземное, Красное моря, то мы, как правило, на Баренцево, Белое, Охотское, Карское... В этот раз решили отдохнуть на «курортах» самого южного из северных морей.


От Каргополья до Поморья - Часть I

Выпуск:
Журнал «МОТО» - декабрь 2017

Автор:
Владимир ШУЛОЯКОВ, фото автора

Просмотры:
3059

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

"А какой смысл покупать машину, чтобы разъезжать по асфальту? 
Там, где асфальт, ничего интересного, а где интересно, там нет асфальта!" 

(братья Стругацкие)


За последние годы мы искатали всю Архангельскую область: от Каргополя до Сыктывкара, от Вельска до Северодвинска, от Онеги до Мезени, ходили зимниками и вдоль всей Пинеги, и вдоль Двины, и даже от Малошуйки до Онеги проехали на мотоциклах по северной железной дороге. Но, несмотря на это, Архангельщина никак не отпускает! В очередной раз, крутя на глобусе Архангельскую губернию, я увидел в Белом море интересный полуостров с названием Онежский. От материка он отрезан почти совсем, т.е. летнего наземного сообщения с Большой землёй нет (только зимник), в межсезонье нет и водного сообщения. Единственная круглогодичная возможность выбраться на материк – это рейсовый самолет АН-2 («кукурузник»). А ещё Онежский полуостров – это настоящий поморский край, в котором до сих пор живут и ловят рыбу настоящие поморы! Ведь цель наших путешествий - в первую очередь познакомиться и пообщаться с хорошими людьми, окунуться в иной мир (иной - в сравнении с современными городами), а потом уже полюбоваться нетронутой природой, преодолеть бездорожье и так далее.




В конце прошлого года мой друг Сега купил маленький 2-тактный эндуромопедик Honda. И я вслед за ним приобрёл аналоговый кроссач Honda CR80. Но поняв, что кроссач хорош только для местного отжига, покупаю такую же CRM80 с пробегом 700 км. А потом увидел объявление о продаже рамы с мотором от такого же мопеда и решил купить. В итоге буквально с помойки собрали третью «цэрээмку»! И наша дружная команда – Сего, Коля и я – решила устроить эксперимент: возможно ли путешествовать на детских мотоциклах? Так родилась идея поехать на Онежский именно на них!

Собирались мы, конечно же, в последний день. Не было готово ничего: вещи не собраны, мопеды сделаны на скорую руку, документов на них никаких (пришлось писать от руки ДКП, чтобы хоть что-то в отделении показать). Чтобы не гонять мопеды вхолостую и не уснуть по дороге, мы загрузили их в мой старенький микроавтобус Toyota HiАce и доехали до нашей любимой деревни Лядины на Каргополье.




Когда я рисовал маршрут, то учитывал, что мопедики маленькие, 2-тактные, и на асфальте им будет тяжко. Поэтому прямо от Лядин красная нитка сразу же устремилась в лес. Как и всегда, ориентировался по спутниковым снимкам и старинным картам, где отчетливо было видно лесную дорогу от знакомой нам Красной Ляги, где в гордом одиночестве посреди поля стоит красавица Сретено-Михайловская церковь, до Ширяихи, где начинаются очень интересные деревни со старинными деревянными церквями, святыми источниками, часовнями, исчезающей чудо-рекой и, конечно же, Ошевенским монастырём. Ошевенск, кстати, официально признан самой красивой деревней России! Далее я хотел лесами-полями выйти в деревню Измайловскую, что стоит на берегу реки Кена, через которую построен потрясающе красивый мост на городнях, а в его створе величествует Параскеевская церковь Кенорецкого погоста. Ну а далее левым берегом Онеги попробовать пройти аж до Улитино, что за Североонежском, там переправиться на лодке на правый берег и грунтовкой добраться до города Онеги. Многие называют Онегой Онежское озеро, но это в корне неверно! Онежское озеро – это Онего (финно-угорское название), а Онега – это река и город в её устье, что в Архангельской области.




Итак, мы выехали. Проехали Красную Лягу. Дорожка становилась всё уже, хуже и глинистее, заднее 14-е колесо постоянно рыскало и срывалось в занос, несмотря на новую зубатую резину. Иногда приходилось ехать по глубокой тракторной колее. Я сильно разочаровался: гружёный мопед имел настолько маленький клиренс, что я чиркал ногами колею изнутри, а о том, чтобы ходом выбраться из неё, не было и речи. Затем дорожка резко закончилась, и началась красивая равнина. Незабываемые ощущения, когда едешь по некошеным золотистым полям, а над головой чистейшее голубое небо, и яркое августовское солнце до приятного ощура слепит глаза! Подобрались к опушке леса. Навигатор говорит, что дорога прямо перед нами, а глаза говорят, что нет тут никакой дороги. Походили, побродили, подняли голову вверх и увидели, что среди 20-метровых деревьев есть полоска из 10-метрового «молодняка». Это и есть дорога! Нашли колеи 50-летней давности, поехали вглубь. Кругом поваленные деревья. Перетащили мопеды через десяток брёвен, устали, вспотели. На улице +25 °С, а мы гружёные и в куртках. По карте оставалось буквально 1,5-2 км напрямки до противоположного поля, а там уже и дорога на Ошевенск, но, протопав ещё с полкилометра вперёд, поняли, что проехать-то мы проедем, но потратим на это полдня. Поэтому развернулись и поехали через Каргополь. За несколько часов проехали чуть дальше Конево и затемно встали на ночлег на берегу Онеги.




Проснулись ровно в 8:30 и всего за час умылись, сложили спальники и палатку, сварили на примусе кашу и чай (каждый день Коля баловал нас новой кашей), прикрутили вещи к мотоциклам, смазали цепи и так далее. Невероятно, но так продолжалось ежедневно до конца поездки. Для нас это колоссальный результат, просто верх организованности!

Выехали дальше по асфальту в сторону Североонежска. Погода не задалась с самого утра: весь день моросил дождик, небо хмурое. Мы голодные и холодные едем вперёд, на север. Бензин на исходе. Только въехали в посёлок Оксовский, как у Коли глохнет мопед. А дождь влупил так, что за пару минут мы промокли до нитки даже в дождевиках! Дёргаем кикстартер, а он проворачивается рукой без усилий – нет компрессии!.. Раскидывать мотор под дождём не лучшая идея, поэтому ищем крышу. Я поехал вперед и нашёл сельмаг «Хозтовары» с небольшим козырьком у входа, на дверях замок. Лучшего всё равно ничего нет. Пока Коля катил мопед, к нему подъехал мужик на пикапе. Я видел, как Коля махнул рукой, и мужик уехал. На мой вопрос Коля ответил: «Да он помощь предлагал, звал в тёплый гараж, а я вежливо отказался...» Я потерял дар речи! Напомнило эпизод из фильма «Тупой и ещё тупее» про автобус с фотомоделями. Только закатили мотик, как магазин открылся, и в него поспешили местные жители. Не очень-то удобно капиталить двигатель на пятачке метр на метр, особенно когда туда-сюда снуют бабушки. Чудесным образом обнаружили за магазином здание с каланчой и тремя огромными воротами. Начальник пожарной части вошёл в положение, и нас пустили внутрь.




Выяснилось, что поршневые кольца стерлись «в ноль», да и крышку поршня порвало и задрало. Почему?! Потом сообразили, что Сега расточил цилиндр под ремонтный размер, поставил новый поршень с кольцами, но пожалел денег на прокладку под голову и вырезал её из паронита! Кольца на этот мопед и в Москве-то не найти, а значит, как обычно, будем колхозить.

Ближайший магазин с автомотозапчастями в Плесецке, что в 30 км. Сега с Колей сели на мопеды и поехали в надежде подобрать кольца от какого-нибудь китайского мопеда, а мы с мужиками чудесно пообщались за жизнь, поиграли в теннис, попили чаю. Через пару часов парни вернулись с добычей: поршнем с кольцами от бензопилы «Штиль 440» и китайским набором надфилей. Целый час Коля напильником подгонял кольца под нужный диаметр, и в итоге они встали как родные. И, о чудо, мопед завёлся с пол-оборота! На радостях мы даже открыли бутылку самогона и в рабочей обстановке обмыли это событие. Ребята-пожарные на службе, поэтому мы выпили за их здоровье, от души поблагодарили и поехали к речке на ночлег.




Утром выдвинулись дальше, вдоль Онеги. Прошли 150 км. Дорожка отличная – извилистая грунтовка с постоянными перегазовками и переключениями. Но вдруг, прямо посреди тайги Колян глохнет – компрессии опять нет! Слева и справа болотистый лес, никаких свороток. Нашли глинистый пятачок и начали разбирать. Итог: кольца сломало... Допёрли, что у Хонды в поршне есть штифт, который не даёт кольцам проворачиваться в замке, но он торчит только на половину канавки. Видимо, мы с напильником ошиблись на сотую долю микрона, кольца провернуло и сломало об впускные окна в цилиндре. Цилиндр, слава богу, не задрало. Но мы посреди тайги, связи нет, до города Онеги 150 км. Машины проезжают раз в 3 часа, и, как правило, легковушки, в которые мопед не запихаешь. Поняв, что рассчитывать мы можем только на себя, разожгли примус, насобирали полпакета грибов, накрошили их в котелок, швырнули туда же пачку макарон, засыпали гороховым супом из пакета, затем куриного добавили и, залив всё зелёной болотной водой, варили на медленном огне 20 минут. Получилось сумасшедше вкусное варево!




С трудом нашли условно сухое и ровное место для палатки, разожгли костёр из мокрого хвороста и начали вполголоса петь вечерние песни.

Утром связали пару багажных строп, прицепили Колю за Сегу и потащили в Онегу. Так-то мопед рассчитан на 12-летнего японского подростка, а сейчас он везёт Сегу с шмурдяком, крутит квадроколесо и тащит на веревке за собой второй такой же мопед с Колей и его шмурдяком! Спустя полсотни километров мы въехали в какую-то деревню с магазином, купили бутылочку морошковой настойки и горячих пирожков и прямо на крылечке приступили к трапезе.

Дальше за Борами (так тут называется целая вереница деревень с красивыми названиями Анциферовский бор, Сельский бор, Павловский бор, Большой бор...) дорожка вплотную приблизилась к реке. Мы наблюдали потрясающие пейзажи! Выныриваешь из леса - и перед тобой то на пологом берегу, то на высокой горке, деревушка с церковкой, старинными русскими избами и ладненькими баньками, а внизу река делает живописные повороты вокруг островов и по излучинам с песчаными косами. А на другом берегу красуются старинные северные деревни, отрезанные от Большой земли красавицей Онегой. И только рыбаки на своих лодках ходят вниз и вверх по течению в поисках улова.




Уже в сумерках въехали в Онегу, решив заночевать в гостинице. На первом же перекрёстке навстречу выехали гаишники, и я решил подкатить к ним первым с вопросом о гостинице. Сработало! Нас даже до неё проводили. Охраняемой стоянки нет, но прямо напротив входа огромная глубокая грязная лужа. Закатили мотики прямо в её центр, решив, что это «противоугонное средство» не хуже высокого забора. Зашли в гостиницу на вахту. Тётенька, увидев нас, спросила, не знаем ли мы тех безбашенных ребят из Питера, которые 4 года назад шпарили 50 км по рельсам, уворачиваясь от товарняков, а потом по зимникам тащили мотоциклы на себе и в конце концов доехали до Мезени? Мы скромно признались, что это мы и были, в надежде, что нас бесплатно поселят в кладовке с тараканами или котельной. Но в этот раз не прокатило, взяли чётко по прайсу. На завтра договорились с хозяином катера об экскурсии на Кий-остров…

Утром отправились на берег. Море было относительно спокойное, и мы за полчаса с ветерком добрались до острова. Причалили на пляже, поднялись на скалу к монастырю, и капитан Андрей провёл нам очень интересную экскурсию с весёлыми комментариями. Поскольку он сам живёт на Кий-острове, то знает всё не только про историю, но и о жизни острова и края в целом. Мы попросили пару часов свободного времени, и Андрей поплыл к себе в дом. Погода хорошая, светит солнце, вокруг скалы и сосны. Я снарядил Сеге спиннинг, а сам с Коляном пошёл на небольшой скалистый островок, где стоял обетный крест, установленный патриархом Никоном. При побеге из Соловецкого монастыря он потерпел бедствие у берегов острова и спасся именно в этой бухте, в память о чём и поставил этот крест. А спустя 20 лет, в середине XVII века, когда он стал приближённым к государю, построил тут монастырь по подобию Соловецкого.




Чтобы попасть на остров, пришлось раздеваться и переходить вброд по морской воде метров двадцать. Хочу сказать, что море есть море, его не спутаешь ни с чем! Было ощущение, что мы на каком-то курорте: в небе кружат чайки, волны разбиваются о скалы и обдают приятным освежающим морским бризом. И только мох на скале и фукус с ламинарией на дне выдают в нём северную принадлежность.

К обеду мы вернулись в Онегу и отправились по автомотомагазинам. Ни в одном колец от 440-го «Штиля» не оказалось, только от какого-то китайского мопеда. Диаметр почти наш, но тонкие слишком. Через друзей нашли телефон Олега, который живет в Онеге и занимается ремонтом мототехники. Приехали к нему в гараж со всевозможным инструментом и станками. На этот раз Сега высверлил японский штифт из поршня и на его место вставил новый, только что выточенный, русский. Подогнали бороздки под новые кольца, облагородили болгаркой поршень, надфилем доработали кольца. Надели – вроде всё красиво, только болтаются, т.к. оригинальные на 0,2 мм толще. Но Сега был уверен в своём творчестве. Дёрнули кик, и он завёлся! Забегая вперёд, скажу, что на этом «колхозе» мопед благополучно вернулся домой, проехав более 1000 км, и ездит по сей день!




Забрали вещи из гостиницы, купили целую коробку продуктов, «морошки» и затемно поставили палатку где-то в лесу на берегу моря в 20 км от Онеги. Выпили две «морошки», спели «Чёрного ворона» и легли спать. А утром доехали до развилки "Северодвинск - Уна", перекусили в кафешке, которую местные называют «тошниловкой», и благополучно добрались до начала зимника.    

Теперь нам оставалось всего 30 км, и мы наконец-то окажемся на острове! Первый километр не выглядел страшно: обычная лесная дорога с колеями и глубокими лужами. Потом дорожка стала чуть хуже, потом ещё хуже... Вскоре лужи разлились на всю ширину дороги, глубокие, с жижей или глиной на дне. Слева и справа лес, то болотистый, то бурелом, то слишком овражистый. Частенько между лужей и деревьями есть сухой «поребрик», но обычно даже мотоцикл его шире (не считая руля и сумок), а ветки полностью перегораживали «дорогу». Приходилось одной рукой держаться за дерево, другой заводить за него рукоятку руля, по сантиметру продвигаться вперёд, потом так же ювелирно заводить за дерево зад с багажом, а потом поддавать газу, чтобы не свалиться в лужу или в обрыв за деревьями. Но мы ни разу не упали, пробираясь медленно и аккуратно. Так проехали 6 км.




Вдруг у Коли провернуло сосок на заднем колесе. Пока меняли камеру, решили открыть бутылку водки, и уже через полчаса она кончилась. Скоро должно было стемнеть. На карте через 500 м значилось озеро Долгое, а на берегу рыбацкая землянка. На радостях (да после водки) Сега втопил так, что пролетел тропинку и уехал по темну на 2 км вперёд. Вернулся он через час, пешком, и доложил, что впереди два болота, одно метров 200-300, второе до горизонта, и первое он уже проехал. Утром мы с Колей вдвоём толкали мопеды через это болото, устали вусмерть! Как Сега ночью, один, гружёный, пьяный переехал его, не слезая с мотоцикла – осталось загадкой. А сегодня мы закатили мотоциклы к избушке, кинули на нары спальники и...


 

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .

Социальные комментарии Cackle
↑ Наверх