Отдыхать мы умеем!

24 апреля 2015

Странствия нашей компании всегда были увлекательными, веселыми и неповторимыми. Но в этот раз ребята сказали: «Вовка, достал ты нас гонками на выживание! Может, немного отдохнем, а?» Моя давняя мечта – побывать в Кенозерском национальном парке, а еще покататься в Чухломском районе Костромской области, где родилась моя бабушка и ее брат Михаил Пуговкин (тот самый всеми любимый советский актер). И я начал соединять на карте эти два района, избегая асфальта, но не злоупотребляя бездорожьем, ведь цель поездки – отдых! И красная ниточка затейливо запетляла по карте…


Отдыхать мы умеем!

Выпуск:
Журнал «МОТО» – апрель 2015

Автор:
Владимир ШУЛОЯКОВ, фото автора

Просмотры:
9161

Комментарии:
7

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

По многолетней традиции встречаемся на АЗС на Мурманской трассе. Конечно, все опоздали, мотоцикл ни у кого не готов, вещи кое-как примотаны, а под глазами мешки от сборов. До Тихвина едем альтернативным маршрутом через Мгу и Кириши: асфальт же не наш метод! За 15 км до Киришей уперлись в «самую короткую» дорожку, за 200 метров три раза упали, и поняли, что ползти по ней часа три, а начинать с мучений как-то не хотелось. А еще у Сереги в сумке, помимо инструментов, запчастей и шмурдяка, оказалось около 7 литров спиртного, и разбить их в первый же день – недопустимая роскошь. По Вологодской трассе доехали до отворотки на Борисово-Судское. Известных дорог в Каргополье только две: через Лодейное поле и Вытегру либо крюк 500 км через Вологду. Я же по спутниковым снимкам нашел короткую дорожку на Вытегру сквозь Вепсский лес, которой нет на картах.

Наша неразлучная четверка вместе уже несколько лет: Алексей Панов на Suzuki DR400Z, Владимир Шулояков на Honda XR400, Николай Ермаков на Honda XR650L, Сергей Панов на Honda XR400 (слева направо).

Начало темнеть, пора ставить палатки, но ближайшая речка — через 50 км (и помыться, и чай вскипятить). Доехать — доехали, да берега оказалась болотистыми. Что ж, поставили палатки прямо посреди высокой осоки и открыли первую бутылку. После городской суеты и пробок мы сидим на берегу журчащей речки, слушаем пение птичек и сверчков, кормим комаров, сами поем песни, а рядом приятно бурчит котелок.

Утром искупались в ледяной воде и выдвинулись. Зеленый лес прерывался озерцами, болотами и ручьями, колею то и дело перебегали зайцы, глухари тяжело взлетали прямо из-под колес, а лесные голуби срывались с веток, завидев двухколесных пришельцев. Начали появляться деревушки — старинные рубленые дома с резными наличниками и палисадами, над которыми свисали грозди рябины, а в огородах яблоньки сгибались под весом урожая.

Свято-Троицкая церковь в селе Кононово (XVIII век).

Замысловатыми зигзагами выехали у самой Вытегры. А дальше по знакомой дороге до Пудожи и направо, в Архангельскую область. Уже затемно добрались до деревни Морщихинская так любимого экотуристами Кенозерского парка и направились в визит-центр. Дабы остаться наедине с природой, я просил самый простой домик, без света, соседей и удобств. Добродушная хозяйка предложила «Избу Седого», что в 8 км от деревни, в глухом лесу на берегу озера. Но ключи были у какого-то егеря в деревне Масельга, и на одну ночь нас поселили в комфортной рыбацкой избе на берегу Лекшмозера.

Не досчитавшись к утру литра водки, мы пошли купаться вместе с новым другом, псом-барбосом Шариком. Лекшмозерье – маленький райский уголок. Над озером возвышается большой холм, покрытый зеленой травушкой вперемежку с яркими полевыми цветами, а вниз, к воде, круто уходит песчаный обрыв. А ты стоишь посредь этой красоты, обдуваемый легким ветерком, и любуешься уходящей почти до горизонта синевой водной глади, над которой лавирует по ветру стая чаек.

Церковь преподобного Александра Свирского на горе Хижгора в деревне Масельга.

Сдав ключи и закупив жратвы, поехали покорять «тропу предков» (как назывался экомаршрут до нашего домика). Подъехав к лесу, я понял, что немного переборщил с жаждой единения с природой. Пешая тропа, петляющая по корням между деревьев, по болотам, ручьям и оврагам, стала спецучастком, на который мы потратили 4 часа.

На берегу лесного озера стояла маленькая избушка, рядом деревянная беседка с костровищем. Тропинка ведет к мосткам, где привязана деревянная лодка. А вокруг такая тишина! И только лесные птицы иногда щебечут в кронах деревьев, да комары попискивают от радости, завидев редких, но долгожданных гостей. В зеркале воды отражается голубое небо с белыми облаками. И в радиусе почти 10 км — никого! По плану у нас 2-3 дня, а потом через броды и болота вдоль Карельской границы в Плесецкий сектор Кенозерья. А пока мы разложили вещи, выпили и поехали на рыбалку. И вскоре троица щучек, насаженная на палки, грела плавники на костре.

Церковь Троицы Живоначальной в селе Рамешки, где родился и вырос Михаил Пуговкин.

Утром мы с Колей и экскурсоводом Натальей (местной жительницей) отправились на лодке к Гужевской водяной мельнице. Серега с Лехой предпочли остаться дома, поставить сеть, обслужить мотоциклы. А нас ждали 5 км на веслах по трем озерам (Вендозеро, Торусозеро, Левусозеро), соединенным узкими протоками. Вокруг голубая гладь, полный штиль и тишина, нарушаемая лишь скрипом несмазанной уключины. Я сижу на корме и наслаждаюсь видами на проплывающие мимо густые массивы деревьев, на торчащие из-под воды коряги причудливой формы и тем, как, натужно пыхтя, гребет мой друг Коля. Я командую: «Левым, еще левым!», «Да куда ты прешь, надо правым больше!..» Лодка заходит в первую протоку, раздвигая носом заросли кувшинки. Затем еще одно озеро, еще протока, еще озеро, и в конце последней протоки цель поездки – реплика стоявшей тут в стародавние времена водяной мельницы. Она двухпоставная – одновременно толкла в ступах и молола зерно в жерновах. Система похожа на современные ГЭС – перед ней плотина, система сброса воды, обводной канал…

Крестьянский дом в заброшенной Архангельской деревне Кучепалда.

Погода испортилась: небо затянуто тучами, закапал дождик, и мы поспешили вернуться в наш маленький уютный уголок. Ребята наловили рыбы, сварили ароматной ушицы. Вкушая ее, мы решили забить на Плесецкий сектор и остаться в этом раю еще на три дня. Портила идиллию лишь пасмурная погода, поэтому мы с Лехой вышли к озеру, он взял варган*, (неоднократно выручавший нас на Колыме и в Забайкалье), я взял какую-то ржавую решетку и столовую ложку, и мы начали просить архангельских кудесников о хорошей погоде. Хотите верьте, хотите нет, но спустя час небо очистилось, и выглянуло солнышко.

Восхитительно отдохнув пять дней наедине с природой, решили двигаться в сторону Каргополя. У Лехи был день рождения, и мы хотели купить тортик с 32 свечками, но в сельском магазине в Печниково из кондитерских изделий обнаружили только смородиновую настойку. Что ж, берем то, что есть. Серега провел ТО и обнаружил, что почти у всех расшатались подшипники в колесах, а у Коли лопнула рама под бензобаком, и мы решили заночевать в заброшенной деревне Кучепалда, а наутро поискать в городе подшипники и сварку.

Пережидаем дождь на остановке на границе Костромской и Вологодской областей.

Мы ехали по узкой старинной дорожке то средь бескрайних полей, озаренных закатом, то через густые перелески, где ветки хлестали по шлемам. И вот прямо посреди поля показалась одинокая церквушка на месте бывшей деревни Красная Ляга. А за ней и заброшенная деревня Кучепалда. Домики выстроились в ряд вокруг небольшого круглого озера. Оно карстовое, и однажды практически мгновенно вода ушла под землю, а жители вскоре покинули свои дома. Мы расположились на поле возле бывшей дороги и душевно отпраздновали день рождения, наблюдая, как поле покрывается густым слоем тумана.

Утром в Каргополе заварили Коле раму, а подшипники не нашли, поэтому просто набили старые смазкой.

Заночевать решили на реке Свидь. За городом свернули налево в какую-то деревушку, проехали ферму, старинную церковь, одну заброшенную деревню, потом другую, третью и оказались на берегу Свиди. Поставили лагерь на уютном пятачке. Вечером слетелось неимоверное количество маленьких белых стрекоз, которые ровным густым слоем покрыли палатки, мотоциклы, стол, нас — и активно спаривались, после чего умирали. Мы ничего подобного ранее не видели и не на шутку испугались. Но проплывающие на моторке мужики сказали, что брачный период этих насекомых можно увидеть только здесь и только одну неделю в году. Нам повезло, оказывается!

Утром мы оказались на границе Вологодской области, в деревне Солза, где нас облепили местные ребятишки на «лисапедах» с типичными вопросами: «Дядя, а вы можете встать на дыбы? А без рук проехать? А что это у вас такое?..»

Отдых в поле среди стогов перед штурмом Чухломских болот.

В Кречетово свернули на Совзу и ехали до нее по бывшей зэковской бетонке, местами ставшей грунтовкой с глубокими лужами, полуразрушенными мостами и медвежьими следами. Совза – бывший поселок на озере Воже, где когда-то была колония ГУЛАГа, а заключенные заготавливали лес. По сей день в Совзе стоят заброшенные смотровые вышки, бараки, пилорамы и прочие хозпостройки. На стенах помещений висят советские плакаты, разбросаны письма, газеты и другие артефакты того времени.

Вдруг подъезжает «девятка». Вопрос молодого парня, сидевшего за рулем, поверг нас в ступор: «Ребят, на Москву правильно иду?» Более абсурдно этот вопрос звучал бы разве что посреди пустыни Гоби… А еще он уже 50 км едет «на лампочке», а до ближайшей полуживой деревни 40 км по убитой вусмерть лесной бетонке с медведями, бродами, лужами и прочими неприятностями. У нас топлива тютя-в-тютю. Дали ему спички, банку тушенки, хлеба и бутылку с водой, чтобы мог переночевать в лесу, а завтра отправиться в поход за помощью, пожелали удачи и поехали в сторону Ерцево по бывшей зэковской железной дороге. Слева и справа сплошное болото и тонкий, но густой лесок.

Вечерний поход за щучкой. Романтика!

Уже стемнело, а приткнуться некуда. Я трижды чуть не переехал зайца. От безысходности наугад зарулили к лесу по болотным кочкам и случайно наткнулись на сухой пятачок, где и заночевали. Утром сильно мучила жажда: воды мы так и не нашли, а уже сутки не пили ничего, кроме Великоустюжского бальзама. Видимо, благодаря ему мы не впали в панику и депрессию.

Спустя пару часов въехали в деревню Мостовица, где встретили бортовой «Урал» с мужиками в кузове. Спросили про воду, а те хором закивали головой в одну сторону. Оказалось, что это заключенные, а кивали они на начальника, мол «он тут главный, у него и спрашивайте». Мы оказались в действующей колонии-поселении. Вокруг зэки, овчарки, колючка, вышки, прожектора… Побеседовали с начальником. Зэки принесли из кухни воды, а мы угостили их сигаретами и душевно пообщались. Атмосфера в колонии добродушная, будто это небольшая деревня, где люди просто работают.

В Кенозерском национальном парке мы провели несколько незабываемых дней. Блюдо «Рыба на палке» – вкусно, быстро и просто!

Можно было поехать по действующей «железке» в Ерцево, но нам сказали, что навстречу как раз идет поезд, а просека узкая, и разъехаться сложно. И мы пошли в объезд по лесной дороге. Между Мостовицей и Ерцево у моего мотоцикла пропадает тяга, в движке посторонний звук. Остановились, посмотрели: ничего не поняли. Мотоцикл не заводится. Начали разбирать все подряд. Оказалось, лопнула пружина в натяжителе цепи ГРМ, и цепь перескочила на 2 зуба. Часа два Серега запихивал ее обратно в корпус, и наконец-то мы поехали. Через пяток километров я падаю прямо в центре здоровенной лужи и полностью ухожу под воду. Промок насквозь, а мотор с карбюратором хапнули водицы. Раскручиваем все, сливаем и прокачиваем. Через полчаса дрыганья кикстартером мотоцикл все же заводится.

По пути к Вожеге снова появляется резкий стук. Опять пружина, а цепь проскочила аж на 4 зуба, но поршень до клапанов не достал. Хорошо, что в натяжителе есть отверстие с резьбой – выкинули все потроха, жестко вкрутили подходящий болт и поехали дальше. Нужен автосервис, чтобы рассверлить отверстие и вставить болт подлиннее и помощнее. Но уже вечерело, и мы разбили лагерь в густых кустах на берегу речки прямо под автомобильным мостом.

Илья и Рома – ребятишки из близлежайшей деревни.

Утром пообедали в Вожеге и поехали в Сямжу напрямки через леса. Въехали в какую-то деревушку, где должна была быть отворотка в лес, а дорога одна и идет прямо через поле. Заехали в лес, уперлись в делянку и... все! Решили попробовать альтернативную дорожку, но если первая была на старых военных картах, то этой не было вовсе… А ехать надо!

Остановились у Баклановского родника, попробовали Вологодских настоечек. Пока сидели, за водой пришло человек пять, но в диалог вступали неохотно и ни один не поздоровался с нами первым. С таким явлением на Вологодчине мы сталкивались многократно, что контрастирует с Архангельщиной, где первый встречный с тобой здоровается и зовет в гости на чай.

Обрывистый берег Лекшмозера в Кенозерском парке.

Утолив жажду, мы двинулись напрямки к трассе М-8 «Холмогоры». Через 20 км грейдера въехали в красивую деревеньку с названием… Деревенька! Конечно же, по такому случаю мы не могли не открыть очередную «Устюжанку»! Тут к нам подошел дикий деревенский мужик и начал беседу на блатном вологодском жаргоне начала 90-х. От всей души пригласил к себе в гости, рассказал, что в деревне есть все: и самогон, и молоко, и магазин, и бабы, и дискотека, но уточнил, что звиздюлей мы огребем по-любому. Мы деликатно отказались от столь заманчивого предложения и отправились дальше.

И вдруг у меня клинит заднее колесо, и мотоцикл глохнет. Кикстартер не провернуть, на передаче не катается. Сняли цилиндр: он затерт, юбка поршня задрана, а кольца наглухо залегли! Приехали… Благо, что на грунтовке и меж двух деревень, а железнодорожная станция в 100 км в Вожеге. Но сначала надо попытаться что-то сделать. Вынули поршень и начали ювелирно снимать кольца. Одно вышло, а второе на треть вплавилась в поршень. До самой ночи мы по очереди грели его на горелке и нежно ковыряли ножом. Между раскиданным по земле мотором сначала прилегла одна пустая бутылка «Устюжанки», потом вторая… Стемнело. Кольцо не поддавалось. Делать нечего, легли спать прямо на дороге.

Поселок Совза. Будка надзирателей в бывшем лагере ГУЛАГа.

Утром процедуру продолжили. К нам подъехали мальчишки на велосипедах из деревни, которую было видно вдали на пригорке, Илья и Рома, оба лет десяти. Мы их накормили и напоили чаем. Правда, Рома заявил, что «каша ваша отстойная» (обидев Коляна) и сожрал банку сгущенки, а Илья навернул всю миску и попросил добавки. Я спросил Рому, не боятся ли родители отпускать их гулять одних, на что он ответил: «Так это же не город! Чего тут бояться?» Ромка оказался наглым и отвязным, все время матерился, а потом попросил у меня выпить. После нескольких замечаний пришлось-таки ему отвесить пару смачных пендалей, а сам я чуть не получил от Коли с Лехой за непедагогичность. Потом мы сходили на небольшой карьер в лесу, полазали по деревьям, покатались на попе по крутому песчаному склону… Я вспомнил детство и маленькую деревушку под Выборгом, где мы с моими деревенскими друзьями Сашкой и Юркой так же интересно проводили лето. Конечно же, хулиганили постоянно. На нас орали, кидались граблями, жаловались родителям, но это только подстегивало на новые приключения. Эх, детство, детство, как жаль что в тебя нельзя вернуться!

Все поломки – разгильдяйство хозяев. «Капиталка» на обочине среди полей, попытки извлечения кольца всевозможными способами, сварка лопнувшей рамы в Каргополе, модернизация натяжителя цепи…

Наконец Коле надоели наши мучения. Он вырвал из Серегиных рук поршень, взял нож, с силой повел им под кольцом и… целехонькое, оно повисло на кончике ножа! Твою же мать!!! Сутки!..

Сняли маслосъемное колечко, проточили надфилем канавки, отшлифовали шкуркой цилиндр, Серега даже пытался нанести крупной шкуркой хон. Собрали мотор, покрутили стартером, и он завелся с пол-оборота! А еще в деревне нарезали в натяжителе резьбу побольше и вкрутили длинный и мощный болт.

Отъехав от деревни, остановились искупаться в небольшой речушке, стермительной и ледяной, будто с горного ледника. В другой деревне в сельпо мило побеседовали с продавщицей и мужичком о жизни деревенской и городской, о насущных проблемах и прочем. Был удивлен встретить здесь открытых искренних людей — оказалось, родом они из Архангельской области.

Не успели мы углубиться в лес, как небо затянули серые тучи, заморосил дождик. Лес лиственный и невысокий из-за болотистой почвы, зато очень густой. Дорожка заросла березовой порослью, превратившись в тропинку. Ехали медленно и осторожно, потому как в траве лежали бревна и шпалы. Видимо, ехали мы по какой-то бывшей железной дороге. С каждым километром поросль становилась гуще, ветки хлестали по шлему, а потом их приходилось раздвигать. Наконец мы просто уперлись в зеленую стену. Идем напролом! С мокрых веток вода заливалась в шлем, за шиворот и куда только можно. Несмотря на хороший дождевик, я промок до ниточки и промерз.

И вот мы ползем по зарослям, «переплываем» какие-то ручьи и топкие лужи, останавливаясь, чтобы раздвинуть ветки или оттащить бревно. Через 5-7 км выдохлись напрочь. Надо поправить потрепанное здоровье и перекусить. Достали бутылку. Такой вид бездорожья мы еще не встречали и дали ему имя «вологодские джунгли». На мотоциклы налетело нереальное количество каких-то навозных мух, причем «Хонды» облепили раз в 10 гуще, чем Лехину «Сузуку», разрешив старинный спор «что лучше». На самом деле слетелись они на тепло, а «Сузука» с водяным охлаждением, и нагрелась она меньше. Перевели дух, отогнали мух и продолжили ломиться. Вскоре заросли стали редеть, и мы наконец выехали на очень скользкую, но все же дорожку. Изрядно намучившись, добрались до грунтовки, и спустя три часа были на трассе «Холмогоры». Через 11 км асфальта въехали в Сямжу. Смеркалось. Грязные и мокрые, решили заночевать в гостинице.

А утром отправились к деревне Согорки, что стоит на Семигородней узкоколейке. Эта дорога одна из самых протяженных в бывшем Союзе. Впервые о ней я узнал из фильма «Колея», повествующего о жизни людей, чьи дома с внешним миром соединяет лишь старая полурабочая узкоколейка. По его мотивам мы с другом Олегом сняли фильм «Узкоколейки мир иной» о Липаковской УЖД в Архангельской области. А теперь до Согорок отличный грейдер с автобусным сообщением. В деревенском магазине долго общались с бабушками. Люди здесь добрые и приветливые (как ни странно).

Нам нужно попасть на Сухонский тракт, чтобы далее «огородами» уйти в Костромскую область. Около 20 км хорошей технологической грунтовки для вывозки леса, часть которой проходит по бывшему полотну Семигородней УЖД, привели к разрушенному узкоколеечному мосту через речку Синьгойму, но мы перекатили мотоциклы по пешеходному мостику. Дорожка становилась все более заросшей, а колея – глубокой… Неужели опять "вологодские джунгли"? Но бог миловал. Вскоре лесная дорога вывела нас к новому мосту, а после него деревушка Дружба с несколькими улицами, клубом, магазином. Мы подъехали к толпе ребят, поболтали. Они подсказали путь на Красный Бор, а один даже сел в «буханку» и проводил до моста через речку. За ним началась какая-то старая лежневка: жутко скользкие длинные бревна и шпалы, как и в "вологодских джунглях", лежали утопленные в почву вдоль движения. Нападались все от души. К счастью, вскоре выехали на сносную лесную дорожку. Обнаружили делянку лесорубов, которые очень удивились, что мы вообще там проехали. А через пару часов оказались на асфальте Сухонского тракта.

За километр до заправки я глохну, и это не бензин. Обычно «Хонда» ломалась в фантастически красивых местах, так было и сейчас: мы стояли на обочине перед огромным зеленым полем, озаряемым бордовым закатом. Трасса оживленная, поэтому меня взяли на буксир, дабы спокойно разобраться на АЗС. Перекусив в кафе, стали возитьсчя с мотоциклом. Протерли фару, постучали по колесам, дунули в выхлопную трубу и… он завелся! По карте через 15 км в деревне Черепаниха переправа через Сухону, поэтому решили доехать до реки и переночевать на берегу. Уже затемно нашли уютное место для лагеря.

Утром искупались и поехали на паром. Пока ждали, приготовили завтрак, погуляли по деревне. Незаметно прошло часа полтора, раздался гудок, и мы заехали на палубу парома с гордым названием «Котлас». На правом берегу Сухоны завернули в деревню пополнить запасы – дальше цивилизация заканчивалась.

Гужевская водяная мельница в Кенозерском парке. Действующая!

Обычная деревенская грунтовка, идущая через лес, уперлась в Т-образную развилку с автобусной остановкой. На небе сгустились тучи, и зарядил проливной дождь. Он барабанил по крыше изрисованной местными «райтерами»* остановки, а мы сидели на лавочке, молча передавали бутылку и, болтая ножками, наслаждались. «А что, бабоньки, давно сидите?» «Давно-о-о!..» «А что в котомках?» «Так издалека-а-а...»

Дождина закончилась одновременно с клюквенной настойкой. Пора в путь! Вскоре переехали Монзенскую железную дорогу и оказались в Костромской области. Широченная дорога представляла собой глубокие (выше колена) лесовозные колеи, извивающиеся влево-вправо. После ливня вся эта «красота» превратилась в раскисшую глину. Даже идти невозможно: ты постоянно поскальзываешься и падаешь, а на ботинках остается огромный шмат глины. А нам нужно проехать 15 км. Сначала меня стаскивало в колею, потом я из нее уже не вылезал, потом пошли горки… Движок начал глохнуть на холостых. Весь перематерился, но из последних сил ревел, газовал – ехал! И вдруг заглох посреди жидкой колеи. Конечно же, опять цепь ГРМ. Но Серега уже мог чинить ее с закрытыми глазами.

Вскоре этот ужас закончился, и мы выехали сначала на раскисшую грунтовку, а потом и на асфальт. А через пару километров у Сереги кончился бензин. Остановились, залили из канистры. И тут мой мотоцикл отказался заводится – стартер не крутит, кик не проворачивается. Сняли клапанную крышку и увидели, что цепь проскочила аж на 15 зубов, а такого не выдержит даже «Хонда»! Естественно, поршень ударил в клапана и погнул их. Я понял, что на этот раз приехал окончательно. Все как-то поникли, долго молчали, ходили вокруг мотоцикла… «Так, отставить панику! – сказал я. – Давайте доберемся до Солигалича, там будем решать!» До него оставалось около 30 км, поэтому меня опять привязали на веревку и потихоньку поехали. Уже затемно въехали в Солигалич, остановились прямо на площади. Рядом тут же оказался ГАИшник, показал, где находится дешевая (и единственная) гостиница и сказал, что если нужна будет помочь, чтоб искали его.

Гостиница «Солигалич» – двухэтажное деревянное здание барачного типа. Внутри деревянные лестницы, деревянные столы и скамейки в фойе, большой коридор и комнаты по обе стороны. В комнате 4 шконки, на них советское шерстяное одеяло и две белые простыни. Посередине стол, в углу черно-белый телевизор «Горизонт». На запасной лестнице столик с двумя стульями и пепельницей, развешано стираное белье. Полное ощущение, что находишься в 80-х! Мы сели за стол, открыли банку тушенки и бутылку водки. Казалось, парни расстроились больше, чем я. А я испытывал какую-то странную эйфорию. Мы ехали за приключениями – и получили их в полной мере. Весь запланированный маршрут пройти уже не успеваем, а если исключить Кологрив, то оставался только Чухломской район — да вдоль Волги вернуться домой. А в Рамешки (где жила моя бабушка) можно и пешком сходить. Мотик бросим, а потом я за ним вернусь на автобусе. У меня был телефон Надежды, знакомой моего друга, чья мама живет в деревне Луковцино Чухломского района. Позвонил, объяснил ситуацию. «Приезжайте! С удовольствием помогу, чем смогу!» — ответила она. До нее 70 км, но оказалось, что родственник вахтерши работает на «газели», поэтому мой мотоцикл доехал в кузове.

Сретено-Михайловская церковь (1655 год) в заброшенной деревне Красная Ляга.

Нас душевно приняли, накормили-напоили, потом пригласили к соседке, которая работала в сельском клубе и знала все про всех в округе. Тетя Тоня порассказала про Пуговкина и про мою бабушку Веру Михайловну. Мы посидели за столом, пообщались и решили прокатиться до Рамешек, ведь это была одна из главных миссий. Перед отъездом я даже изготовил памятную табличку, которую возил с собой все это время. Правда, единственное сохранившееся там здание, – кирпичная церковь Троицы Живоначальной, возведенная в 1885 году, все остальные постройки либо разрушены, либо сожжены. По карте до Рамешек всего 9 км по лесу. Поехали налегке, оставив вещи в лагере, да толком и не оделись, рассчитывая обернуться за 3-4 часа. Леха взял меня пассажиром.

Первые пару километров шла лесная дорожка, потом легкое бездорожье, потом пересекли поле и подъехали к реке Вига. Судя по генштабовской карте, где-то должен быть мост, но кроме перекинутого бревна ничего не нашли. Вброд не перейти – слишком глубоко. А за рекой только заросшая тропа да болото. Встретили местного рыбака, который поведал, что мост смыло в паводок. Посидели, перекусили и развернулись домой. Свернули к Глазуново, где на холме стояла красивая заброшенная церковь с покосившимся крестом, а справа от нее, как полагается, старый погост. Серега, увидев у могилы столик со скамеечкой, предложил присесть, но я воспротивился, мол, богохульство это, да и вообще нельзя — и все! Мы с Колей пошли осматривать церковь. А когда вернулись, увидели картину: Леха с Серегой «накрыли поляну» у оградки одной из могил и о чем-то беседуют. Мы к ним присоединились и так расслабились, что только через полтора часа, когда совсем стемнело, а на небо взошла полная луна, осознали, что сидим посреди погоста, ночью! Быстро собрались и отправились к дому.

Закат в заброшенной деревне Кучепалда.

Утром поехали в Чухлому. Посмотрели город, который и на поселок не очень тянул, скорее большая уютная деревня, с несколькими улицами, каменными домами, красивой церковью и изумительными людьми. С тобой здороваются незнакомцы, а если остановишься у какого-нибудь дома, то из окошка обязательно кто-нибудь выглянет и начнет с тобой разговаривать, а потом позовет в дом попить чаю. У магазина подошла женщина и через минуту общения пригласила к себе: «Приходите, как все дела сделаете! У меня дом большой, с печкой. Всех размещу, поживете недельку-другую, отдохнете, я вас молочком напою, накормлю…» Как же приятно увидеть свою родину такой!

Подъехали к Чухломскому озеру. На мостках мужики грузились в лодку. Один их них и говорит: «Кто не купался в Чухломском озере, тот и не был в Чухломе!» Мы тут же разделись у таблички «Купаться запрещено» и полезли в воду.

Лосиная ферма под Костромой.

Что ж, надо снова попробовать прорваться в Рамешки. Вчера мы пытались проехать с запада, а я знал, что туда есть еще две дороги – одна с севера, вторая с юга. Выбрали северную с 20-километровым крюком. В Серапихе переехали мост через Вигу и свернули в поле, на котором лежали рулоны сена. Перед лесом решили сделать привал: открыли «клюковку» и начали дурачиться. Сначала катали рулоны по полю, потом Леха устроил триал, запрыгивая на них на мотоцикле, потом просто валялись в сене и пили, пили и валялись…

Бездорожье началось сразу же, как только въехали в лес. Дорога широкая, но вся в глубоких раскисших колеях, и чем дальше, тем уже и уже. Полуметровые колеи до краев заполонены глиной или жижей, топкие лужи во всю ширину «дороги», поваленные деревья… Моторы истошно ревели, из-под колес летели фонтаны грязи, а я шел пешком и то фотографировал ребят, то помогал им выкарабкаться из болотины. За три часа мы проехали километров пять и остановились перевести дух. Вымотались настолько, что ни одна рука не потянулась за бутылкой.

Серега ловит окушков для наваристой ухи.

Серега заглянул в навигатор: «Вовка, а Рамешки справа, до них 2-3 км!» Странно, ведь дорога до Рамешек одна, никакой развилки не было. А по карте прямо от нас в нужную сторону уходит дорога. Я пошел проверить и нашел ее! Точнее, полосу в лесу с более низкими деревьями: дорога здесь была, но полвека назад. Попробовал немного пройти вперед, но чуть не сломал ногу, упав за бревно в чью-то берлогу. А Серега сказал, что сейчас мы стоим четко в урочище Шатуново, где родилась и выросла моя бабушка. От деревни не осталось и следа... Целью были Рамешки, и смысла ехать по колеям дальше не было, но возвращаться назад ребята отказались наотрез: «Лучше сдохнем здесь, чем вернемся в это дерьмо!» Теоретически, если ехать вперед, то через Бушнево и Филино-Софийское, можно попасть на асфальт. Решили попробовать. Мысли типа «вдруг там дорога лучше» всегда тешат наши надежды, и благодаря им мы встреваем «по самые помидоры»…

За три часа прошли еще 3-4 километра и оказались на развилке, где справа примыкала дорога, по азимуту явно шедшая из Рамешек. Но я боялся даже заикнуться об этом, чтобы не быть растерзанным прямо здесь. Леху я никогда не видел таким злым, ведь он рассчитывал сегодня уехать в Питер, где его ждали важные дела. И вдруг он останавливается: «Вовка, это дорога на Рамешки?.. Давай попробуем прорваться, но с условием: как только увидим первую лужу, где тебе придется слезть, то мы разворачиваемся!»

Фантастические пейзажи в окрестностях Солигалича.

Проехали с километр, а вот и первая большая лужа… Слезаю и упавшим голосом говорю: «Разворачивайся, поехали на фиг отсюда…», на что Леха командует: «Заткнись и иди вперед!» После двадцать пятой лужи становится посуше, и вот мы выезжаем на какой-то большой просвет – слева поле, справа лес. По навигатору мы на месте, но признаков деревни нет. Точка, где стоит церковь, забита с точностью до метра, но и ее не видно. Ходили вокруг этой точки минут двадцать, поездили вперед-назад, доехали по заросшему полю до опушки леса. Безрезультатно…

Тут Серега заявляет: «Стакан нальешь — найду!» И уже через пять минут крик из леса: «Нашо-о-ол!!!» Двигаясь на голос, мы вышли к небольшому прудику со скамеечкой и столиком, явно из того времени. Далее несколько яблонь, а еще дальше, в густых зарослях, та самая церковь! Спустя два года, после двух неудачных попыток, сломав мотоцикл, я все же добрался до нее! Для меня это был апофеоз, катарсис! Кирпичная церковь стояла посреди глухого леса, окутанная с ног до головы густыми ветками. В нее каждое воскресение приходила моя бабушка, моя прабабушка, мой двоюродный дед Михаил Иванович Пуговкин и все жители окрестных деревень. Мы нашли проволоку и примотали мою табличку к металлическому штырю, торчащему из стены церкви. Миссия выполнена!

Сели на лавочку возле прудика, и я рассказывал ребятам о том, как жили здесь мои предки. Например, бабушка из соседней деревни Шатуново ходила в школу в Рамешках, а это 2 км по темному лесу (как раз по той дороге, которая заросла). Чтобы прийти в школу к восьми утра, нужно выйти из дома в шесть, а зимой в лесу кромешная темнота, сугробы по пояс и голодные волки. И бабушка шла, бренчала на балалайке и со всей мочи пела частушки, а стая волков, немного сторонясь, провожала ее до самой деревни. Эта балалайка с розовым бантом на грифе лежит у нас дома.

Темнело. Мы вернулись на развилку и поехали в сторону Бушнево. Снова жуткое бездорожье, еще хуже, чем раньше. Решили, что я пойду вперед, а ребята будут меня догонять. Так и пробирались: то я их обгоню, то они меня. Вскоре окончательно стемнело. Ребята уехали далеко вперед, а я медленно шел по дремучему лесу в полной темноте, изредка включая полудохлый фонарик, чтобы не провалиться в болото. Мне было немного не по себе, но когда я увидел справа в лесу несколько зеленых глаз, у меня сжалось сердце и затряслись ноги. Вспомнив бабушку, я ускорил шаг и со всей дури запел: «Ой мороз, мороз!..» Шел напролом, по колено проваливаясь в колею, вставая, падая, опять поднимаясь. Глаза, не отставая, двигались справа. А я все шел, орал и думал: «Какого хрена вам надо? Сейчас август – зайчиков полно, куропаток всяких. Их и жрите, падлы!» Примерно через километр вышел на поле, где встретил ребят. Глаза тут же исчезли.

Мост через реку Свидь в Вологодской области.

В два часа ночи мы уперлись в широкий ручей. Промерили глубину – двухметровая палка полностью ушла под воду. Навалили бревен, палок, веток и стали по одному перекатывать мотоциклы. В один момент я оступился и провалился в ручей – промок насквозь, утопил телефон и документы. Но было уже не до этого! Часам к 4 утра мы выехали на поле, дорога кончилась. И без того черное небо затянулось тучами, начался жуткий ливень, каждые несколько секунд сверкали молнии, а от грома закладывало уши. Настоящий конец света!..

Посреди поля увидели несколько заброшенных домов. Мы с Колей зашли в один. Внутри полная разруха: печка разобрана, стекол частично нет, полы местами вскрыты, со стен свисают куски обоев, потолок осыпается, все затянуто паутиной… Жуткое место, как из фильма ужасов. Но крыша не течет. Серега с Лехой поехали искать дорогу (по темноте в ливень – самое время!). В комнате стояли только стул и табуретка. Мы с Колей сели на них рядом, закутались, как могли, в мокрую одежду и молча наблюдали, как за окном сверкают молнии. Очень хотелось спать, есть и пить, но у нас абсолютно ничего не было. Через час вернулись ребята, сказали, что дороги нет, речки нет, а в колодце до воды метров 20, но веревки и ведра тоже нет. Нашли грязную пол-литровую бутылку и поставили набираться дождевой водой. Серега нашел какой-то тухлый тулуп и, завернувшись в него, улегся на полу в другой комнате. Я замотал голову грязной тряпкой и лег на пол, Коля рядом. Только Леха ходил по комнате и о чем-то думал…

Ребята спросили: «Как дальше дорога?», а мы и ответили: «Да ни о чем! Считай – асфальт…»

Поспали мы всего часа два. Как только рассвело, Леха отправился на разведку, а мы – осматривать заброшенную деревню. Это было Бушнево. У соседних домов обнаружили пару одичалых яблонь, но яблочки зеленые, неспелые, размером с грецкий орех. На другой тоже кисляк. Вернулся Леха и сообщил, что дорога тупиковая. Нашел маленькую речку, но вода стоялая. Я открыл навигатор. У меня был прорисован аппендикс к бывшему узкоколейному мосту в 10 км отсюда, значит, дальше такие же заброшенные деревни, а через 25-30 км должна начаться цивилизация, но мост, скорее всего, отсутствует. А бензина ровно на 10 км, поэтому влипли мы конкретно. Но вариантов нет, будем пытаться ехать, ибо вернуться не получится: 40 км до заправки, из них 20-25 км жуткого бездорожья. Взяли узелок кислых яблок да грязную бутылку с дождевой водой и поехали искать выход…

Поначалу было легко: мокрое поле, потом скользкая глиняная дорожка, потом грязный ручей, который кое-как переехали, за ним подъем в горку и… Дорога по всей ширине – отборная чухломская глина, по которой, видимо, ехал экскаватор на широких болотных гусеницах и оставил в глиняной жиже колеи глубиной чуть не по пояс. Объезда нет – бурелом и болото. Пока ребята попытались ехать, я пешком отправился на разведку. Прошел километр, а конца не видно: колея скрывалась за горизонтом. Вокруг болото, где я чуть не утонул. Кое-как вылез, вернулся. Парни стоят на «обочине», а мотоциклы по сиденья всосаны в глину. Сутки без еды и воды сил не прибавляют: мотоциклы на себе не потаскаешь. Да и бензина пожгли много. Решили бросить мотоциклы в лесу до лучших времен, а самим попытаться выбраться пешком.

Вернулись в деревню, набрали еще яблок и пошли напрямки через лес по азимуту к асфальту. Через пару километров подошли к речке, о которой говорил Леха. Течения нет, вода затхлая, через нее «мостик» — два бревна. Но посмотрев на их комли, понял, что это работа бобров, поэтому и вода стоячая. За речкой топкое непроходимое болото. Приплыли… Палило солнце, и мы решили искупаться – хоть какая-то радость! Дождевую воду выпили и набрали грязной из речки, иначе сдохнем. На часах уже полтретьего, засветло пройти 20 км по бурелому и болотам нереально, поэтому решили остаться еще на ночь.

Пока шли домой, Серега предложил сделать шарлотку из яблок; кисляк уже два дня заменял нам и первое, и второе, и десерт. Но за неимением ингредиентов он решил его просто запечь. В соседнем доме была рабочая печка и нары с грязными матрацами. Растопили печь, Серега нашел какую-то ржавую, измазанную чем-то ужасным миску, немного поскреб ее на сухую, набросал туда порезанных яблок и поставил на огонь. Я лег спать, заявив, что помои эти есть не собираюсь. Проснулся от металлического скрежета и чавканья: ребята поедали из грязной миски отвратительную коричневую массу. Меня чуть не вытошнило. Но, увидев, что это дерьмо быстро заканчивается, уселся рядом и тоже начал есть. Блюдо по консистенции напоминало пластилин, по вкусу – его же. Запили «лакомство» грязной водой.

Грейдер в Вологодских захолустьях.

Подумав, парни решили все же прикатить к дому мотоциклы. А я отправился на поиски дороги в другой конец поля. Дороги так и не отыскал, зато нашел место, где ловила связь! Позвонил тете Тоне, обрисовал ситуацию, но она помочь ничем не смогла. Позвонил в МЧС, но когда они услышали про Бушнево, сразу сказали: «Не-е-е, туда мы точно не поедем! Ни за какие деньги…» Да и не было у них ничего, кроме ржавой «газели» и пожарного советского ЗИЛа. Вечером ребята вернулись на мотоциклах. Решили рано утром выдвигаться по дороге, по которой сюда приехали, и ехать на сколько хватит топлива, потом бросить мотики и идти пешком до АЗС. Может, на это уйдет двое суток, но других шансов спасти себя и мотоциклы нет.

В 5 утра встаем, набираем узелок яблок и выдвигаемся. Не проехали и километра, как ребята начали падать на ровном месте: обессилили без еды и воды. И вот так, падая, вставая и снова падая, мы пытались как-то двигаться… Еще пара километров по знакомому бездорожью… И тут у меня звонит телефон! Поднимаю трубку, слышу: «Добрый день! Вас беспокоит глава администрации Чухломского района, Алексей Зиновьев! Что у вас случилось?»

Оказывается, тетя Тоня подняла на уши всю Костромскую область. Я ему объяснил, что все плохо, но план у нас есть, и мы уже действуем согласно ему. «Ребята, в одной заброшенной деревне есть домик, поройтесь там и найдете все, что вам надо». Подробности я выдать не могу, но мы нашли эту деревню и этот домик, а там и бензин, и еду, и воду! Мы помылись, поели, поспали часок и уже полные сил поехали к дому. Мы вновь прошли весь этот ужас, но вечером были на грунтовке и уже затемно вернулись на «базу» в Луковцино. Тетя Тоня и Надежда очень переживали и делали все возможное. Дай бог им здоровья!

Рано утром Леха поехал домой, а мы не торопились. Я оставил свой мотоцикл у Надежды и решил, что, как безлошадный, сяду на автобус до Костромы, а оттуда на поезде доеду до дома. Но ребята сказали: «Ты нас завел в эту дыру, три недели топил в болоте, трое суток морил голодом – издевался, как только мог! А теперь решил вот так просто слиться? Хрен мы тебя отпустим!» Серега скинул ненужные вещи, и я стал пассажиром его одноместного мотоцикла. О бездорожье речи уже не шло, нужно было просто доехать до дома по асфальту чуть больше 1000 км. Я только предложил «дембельский аккорд» — заехать на лосиную ферму под Костромой.

Ехать вдвоем на легкой одноместном эндуро – это жесть! Где-то под Судиславлем решили передохнуть, присели на холмике. Тут подъезжает «девятка», выходит незнакомый парень и говорит: «Здорово Вовка! Здорово Серега! Здорово Коля!» Мы обалдели: откуда он нас знает?! Оказалось, он смотрел все наши фильмы в интернете и сразу нас узнал. «Если бы не Вовкина борода, которую он все время чешет, то, может, и не узнал бы. Вас обычно четверо, а тут втроем и два мотоцикла…» Вот так вот! Теперь мы звезды!

Подъехали к лосеферме, а она уже не работает: шлагбаум закрыт. Мы оставили мотики и пошли узнать, вдруг кто-то есть. Повезло! Молодой человек, работник фермы, провел экскурсию: все рассказал, показал, напоил лосиным молоком. Таких ферм в России всего две: одна здесь, другая в республике Коми. Тут лосей не держат взаперти, они абсолютно свободны, а сюда приходят покушать и просто побыть здесь, ведь считают ферму домом, а работников – членами своей семьи. Только совсем маленьких лосят держат в загоне, но каждый день девушки ходят с ними гулять, они свободно бегают, но всегда возвращаются.

Заночевать решили у речки поблизости. Поставили палатки на горе. И вдруг увидели, как вдалеке по укутанному туманом полю идут маленькие лосята. А потом услышали девичий голос: «Л-л-о-оси, ло-оси! Лосята, лосята!..» Работницы фермы вели их на водопой к речке, как раз через наш лагерь! Любопытные месячные лосята подходили прямо к нам, а мы боялись пошевелиться, чтобы их не спугнуть. Фантастика!..

А потом случилось страшное… Я полез за своими вещами к Сереге в мотоцикл и обнаружил, что сумка обгорела об глушитель. А там был мой любимый свитер, в котором за 15 лет я объехал пол-России! И я бы убил Серегу прямо здесь, если бы не полез дальше… Две microSD карты, вставленные в адаптеры, на которых было все путешествие, сгорели и оплавились! Мое сердце сжалось… Я трясущимися руками отдал их Коле и с горя залпом выпил полбутылки водки. Коля осторожно разломал плоскогубцами адаптеры, вытащил из них карточки, вставил в свой смартфон и… они заработали! С радости я выпил оставшиеся полбутылки. Так карточки спасли Сереге жизнь.

Дальше мы решили проехать через Кострому, поскольку ребята там еще не были. Прокатились по центру, по набережной, заехали в Ипатьевский монастырь, что стоит на перекрестке Костромы и Волги. Ездить в Костроме не умеют: за рулем сплошное быдло, хотя в остальном люди достаточно приятные. Чувствуется, что город и деньги портят людей.

Потом мы добрались до Ярославля. Он просто ужасен, будто в Москву попал: жуткий трафик, пробки, кругом суета, все куда-то спешат, много всякой неруси… Люди равнодушные и неприветливые. Вот она, близость к Москве! И мы поспешили убраться из этого прекрасного древнерусского города. Дальше Данилов, Пошехонье и Череповец. Последний – самый худший и самый грязный город, в котором мне приходилось бывать. Серега, как специалист по чистоте и натуральности, сразу сказал, что воздух здесь поганый. Да и люди в крупнейшем городе Вологодской губернии соответствующие – недобродушные, неприветливые.

Въехали в Ленинградскую область. Перед Тихвином у Сереги стало подклинивать заднее колесо, а мотор периодически глох и снова включался. Мы не понимали, в чем дело, на всякий случай залили в раму свежее масло, покрутили карбюратор. Уже где-то перед Новой Ладогой это повторилось, но с громким металлическим стуком. Остановились на автобусной остановке. Кикстартер не проворачивается, мотоцикл на передаче не катается: неужели клин?! Серега поковырялся, расшевелил поршень в цилиндре, и мы уже затемно проехали еще 50 километров, часто останавливаясь остывать – движок от нагрева клинило. В районе Жихарево мотор умер окончательно. Серега остался на обочине, а мы с Колей доехали до заправки в поисках микроавтобуса или грузовика. Эвакуатор по объявлению запросил 5000 рублей. Да за эти деньги мы скорее его сожжем прямо на трассе! И вот подъехал фургончик — пожилой «Мерседес». Я к нему, объяснил ситуацию. Мужик отвечает: «Ребят, не вопрос – отвезу куда скажете, бесплатно! Только дайте поспать часик, я совсем мертвый…» Отлично! Как раз через час Серега подкатил мотоцикл. А в пять утра мы были уже дома.

Все наши планы сбылись: каждый день наслаждались красотой первозданной природы и огромной безграничной душой русской деревни, повстречали много замечательных людей. Отдохнули так, как не отдыхали никогда. Да, были проблемы, но они внесли в поездку разнообразие, а причина всех поломок – разгильдяйство хозяев и ничего более...


Хотите, чтобы о вашем путешествии узнали? 
Пишите по адресу moto@zr.ru

Фото к статье Отдыхать мы умеем!

  • endurr_gal1-2.jpg
  • endurr_gal1-3.jpg
  • endurr_gal1-4.jpg
  • endurr_gal1-5.jpg
  • endurr_gal1-6.jpg
  • endurr_gal1-8.jpg
  • endurr_gal1-16.jpg
  • endurr_gal1-19.jpg
  • endurr_gal1-22.jpg
  • endurr_gal1-25.jpg
  • endurr_gal1-26.jpg
  • endurr_gal1-28.jpg
  • endurr_gal1-29.jpg
  • endurr_gal1-35.jpg
  • endurr_gal1-41.jpg
  • endurr_gal1-42.jpg
  • endurr_gal1-43.jpg
  • endurr_gal1-54.jpg
  • endurr_gal1-57.jpg
  • endurr_gal1-58.jpg
  • endurr_gal1-60.jpg
  • endurr_gal1-61.jpg
  • endurr_gal1-62.jpg
  • endurr_gal1-77.jpg
  • endurr_gal1-79.jpg
  • endurr_gal1-80.jpg
  • endurr_gal1-81.jpg
  • endurr_gal1-82.jpg
  • endurr_gal1-83.jpg
  • endurr_gal1-84.jpg
  • endurr_gal1-97.jpg
  • endurr_gal1-101.jpg
  • endurr_gal1-102.jpg
  • endurr_gal1-104.jpg
  • endurr_gal1-107.jpg
  • endurr_gal1-108.jpg
  • endurr_gal1-112.jpg
  • endurr_gal1-113.jpg
  • endurr_gal1-118.jpg
  • endurr_gal1-120.jpg
  • endurr_gal1-137.jpg
  • endurr_gal1-139.jpg
  • endurr_gal1-157.jpg
  • endurr_gal1-170.jpg
  • endurr_gal1-175.jpg
  • endurr_gal1-176.jpg
  • endurr_gal1-177.jpg
  • endurr_gal1-179.jpg
  • endurr_gal1-182.jpg
  • endurr_gal1-191.jpg
  • endurr_gal1-192.jpg
  • endurr_gal1-200.jpg
  • endurr_gal1-201.jpg
  • endurr_gal1-206.jpg
  • endurr_gal1-207.jpg
  • endurr_gal1-208.jpg
  • endurr_gal1-210.jpg
  • endurr_gal1-213.jpg
  • endurr_gal1-221.jpg
  • endurr_gal1-222.jpg
  • endurr_gal1-223.jpg
  • endurr_gal1-227.jpg
  • endurr_gal1-228.jpg
  • endurr_gal1-229.jpg
  • endurr_gal1-231.jpg
  • endurr_gal1-232.jpg
  • endurr_gal1-234.jpg
  • endurr_gal1-235.jpg
  • endurr_gal1-238.jpg
  • endurr_gal1-245.jpg
  • endurr_gal1-254.jpg
  • endurr_gal1-259.jpg
  • endurr_gal1-264.jpg
  • endurr_gal1-265.jpg
  • endurr_gal1-266.jpg
  • endurr_gal1-268.jpg
  • endurr_gal1-273.jpg
  • endurr_gal1-276.jpg
  • endurr_gal1-277.jpg
  • endurr_gal1-278.jpg
  • endurr_gal1-286.jpg
  • endurr_gal1-288.jpg
  • endurr_gal1-289.jpg
  • endurr_gal1-290.jpg
  • endurr_gal1-300.jpg
  • endurr_gal1-301.jpg
  • endurr_gal1-302.jpg
  • endurr_gal1-303.jpg
 

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .

Мне нравится0
Михаил Маковейчук
Супер! Больше выдавить из себя не могу. Только если матом) Охрененно!!!
Имя Цитировать Мне нравится0
Мне нравится0
Guest
Михаил, согласен абсолютно! Путешествие потрясающее!
Имя Цитировать Мне нравится0
Мне нравится0
Guest
Потрясен!
Имя Цитировать Мне нравится0
Мне нравится0
Beneton2003
Самая жесткая поездка из всех в плане ремонта
Имя Цитировать Мне нравится0
Мне нравится0
Guest
валялись и пили, пили и валялись - это гениально. Молодцы ребята!
Имя Цитировать Мне нравится0
Мне нравится0
Привет ребята!!!
Приятно снова по путешевствовать с вами!
Свой канал на YOU TUBE забросили? Будут ли новые фильмы?
Имя Цитировать Мне нравится0
Мне нравится0
Guest
Подскажите канал на ютубе...
Имя Цитировать Мне нравится0
 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
 
Социальные комментарии Cackle
↑ Наверх