- Техника
- Тесты
- Рынок
- Сообщество
- Ремзона
- Спорт
- Копилка
30 октября 2015
Выпуск:
Журнал «МОТО» – октябрь 2015
Автор:
Виталий СВИРЧЕВСКИЙ, фото участников пробега
Просмотры:
4618
Да разве мы герои? Туристы! Истоптанных историей дорог. Ушли те времена, когда мы были космонавтами, пиратами и первооткрывателями. Мы дети кукурузы, панельных хрущевок и какао с булочкой на завтрак.
В последнее время я зачастил в Юго-Восточную Азию, а зиму 2014-2015 года вообще решил провести в Таиланде. Идея же этого путешествия родилась в разговорах по скайпу с моим другом Сергеем. Каков был план? Да ничего особенного: добраться из Таиланда в Камбоджу, в курортном городке Сиануквиль, арендовать две «Хонды Дрим» (аналог легендарного «Каба») и на этих «осликах» проехать по Камбодже порядка 2000 км. По нашим представлениям маршрут выглядел как некое кольцо, охватывающее берег Меконга, центральную часть страны, город Сим Рип (известный своей достопримечательностью Ангкор Ват) и замыкающееся на юге, в точке старта.
Двенадцатого января микроавтобус доставил трех «руссо-туристо» на тайско-камбоджийскую границу — Сергея, меня и мою супругу Веру (за загар, припорошенный пылью, она получила партийную кличку — Негритенок). Как из-под земли вырастают разного рода помощники-разводилы. Тут тебе и сим-карта бесплатная (3 $), и бесплатный носильщик (3 $), и вообще все блага цивилизации почти что даром (3 $). Вывод очевиден: прежде чем пользоваться услугой или что-либо покупать, цену нужно обговаривать заранее, иначе развод неизбежен. После нейтральной полосы количество развода возрастает в геометрической прогрессии. Замер температуры — доллар, заполнение иммиграционной карточки — пять... Нет уж, идите нафиг! На английском читать-писать еще не разучился. А вот развод-бригада в погонах и золоте, именующая себя «виза сервис»: 37 $ с человека в кассу, извольте... «Отчего ж, товарищи? Было же 25! И в том годе ездили-с...» Аргумент цены железный — бумага с печатью: виза 30 $ и 7 $ за обслуживание. Правила изменились. С грустью отмечаем, что Камбоджа значительно подорожала.
«Один доллар теперь не тот, что был прежде. А может, это мы подешевели?» — размышлял я последующие пять часов. Тряска, пыль, жара, серо-коричневые цвета за окном автобуса и рабочий класс на соседнем кресле — любезно предоставлены «Кхмер Бас Корпорейшн».
Вечер. Автостанция городка Сиануквиль. Очередная попытка развода водилами тук-туков (азиатское мототакси, см. «Мото» № 9-2015, прим. ред.). До центра запросили 20 $, поехали за 8 $ (позже узнали, что реальная цена 3 $). Вообще, поначалу цены, особенно на перевозки, заряжаются фантастические! Всегда торгуйтесь до последнего. Крайний аргумент — демонстрация спины. Работает безотказно.
Утром нам предстояло найти достойных коней и отправиться в путь.
Наш выбор пал на две 110-кубовые «Хонды Дрим». Подавляющее число мопедов на улице — именно «Дрим». Миллионы азиатов сделали свой выбор в пользу хондовского бестселлера. И мы решили от них не отставать. Механическая коробка, цепная передача, барабанные тормоза и спицованные колеса, а также расход 2,5 литра на 100 км — вот то, что нужно для путешествия по стране, где местами о дорогах с асфальтовым покрытием и не слышали. Ценник на аренду вполне вменяем — 4 $ сутки. Вяжем рюкзаки, я сажаю Веру за спину, и мы отправляемся в путь. В 100 км на восток и 1100 м вверх нас ждала первая достопримечательность и место ночевки — национальный парк «Пном Бокор». Мятый доллар на входе и подъем по серпантину. Дорога в прекрасном состоянии. Асфальт как на гоночном треке — хоть с коленкой в поворот заваливайся. «Ослик» тянет в гору меня, Негритенка и рюкзак. В голове мелькнула надежда, что такая дорога будет везде. О, моя бедная задница! Как я жестоко заблуждался!..
Первыми Пном Бокор начали осваивать французы (да-да, те самые колонизаторы) и в 1917 году построили здесь небольшой поселок. Почему так высоко? Причина банальна: поленились изобрести кондиционер, да и вид на Сиамский залив отсюда впечатляет. Затем свою резиденцию здесь построил король Сисоват Монивонг. В середине ХХ века началось трагическое время режима красных кхмеров. Пном Бокор был превращен главой красных кхмеров Пол Потом в военное укрепление, и большая часть территории парка была заминирована. В середине 90-х проведена масштабная работа по очистке территории от боеприпасов и мин. Но 1500 кв. км не так-то легко разминировать, поэтому передвигаться тут нужно по дорогам и тропинкам.
Прибыв на плато, мы осмотрели Ват Сампо Мой Рой — действующий буддийский храм, впечатлились головокружительным видом на расположенные внизу в долине непроходимые и частично охваченные пожарами джунгли. Затем отправились на осмотр старого заброшенного отеля, в котором располагалось казино, и такого же католического храма неподалеку. Их соседство показалось забавным. Сидят такие французы-колонизаторы всю ночь за картами и рулеткой, а утром фрак на вешалку — и к падре, грешки замаливать. Казино оставило сильнейшее впечатление — архитектура здания и царившая внутри атмосфера. Пока бродил по коридорам, меня не покидало ощущение что вот-вот из-за угла может показаться подтянутый лакей с ведерком льда и бутылкой шампанского. Но следы от пуль и взрывов гранат возвращали меня в реальность, и если уж доведется повстречать здесь призрака, то уж точно не лакея...
Тем временем тени стали длиннее — солнце, нависшее над горизонтом, намекало на то, что пора разбивать лагерь. Тырим дрова из кучи перед отелем, нагружаем ими Негритенка и Серегиного «ослика», после чего отправляемся ночевать на площадку с фантастическим видом. Вскоре поднялся ветерок, и нам пришлось облачиться во все взятые с собой вещи, в том числе и дождевики. Помогло слабо. Ночью слегка продрогли. Да, это тропики, но ветер и высота заставляли наши зубы выстукивать мотивы а-ля «в лесу родилась елочка». Дождавшись рассвета и кое-как согревшись, мы отправились к следующей точке — Кампонг Чан. Это 260 км на север.
Половина пути до него — активный ремонт дорог. Вокруг столицы Камбоджи ударными темпами идет строительство новых магистралей. Первые килограммы съеденной (и снюханной) пыли пришлись как раз на эту часть пути. Тут же нас подстерегла и первая навигационная проблема: GPS и карты оказались настолько неактуальны, что пришлось доставать из рюкзака астролябию и вглядываться в небо в надежде увидеть пару знакомых созвездий. В поисках верного пути здорово выручал блокнот и ручка, ежели при опросе местных происходило «моя твоя не понимать». Вспоминаем ребусы из журнала «Мурзилка», включаем художника, а на лицо приклеиваем дежурную улыбочку агента 007. Работает безотказно! Даже самый хмурый кхмер вспоминает, что когда-то был ребенком, включается в игру, затем машет рукой строго на «норс норс ист», и вот мы снова едем в нужном направлении.
Вдали от больших городов люди живут очень бедно. Бывало, что мы видели хижины, у которых было построено только три стены и крыша, на четвертую попросту не хватило средств. Зато свадьбы здесь справлять умеют, наверное, как нигде в мире.
Мы провели ночь в гостинице за 7 $ и имели интересную беседу с соседом по комнате. Кхмер был знаком с русской культурой и техникой, рассказал нам о глубине сюжета русского мультика «Ну, погоди!» и устройство автомобиля КамАЗ. Также предупредил об опасностях передвижения по сельским дорогам в ночное время. Нынешняя Камбоджа сильно напоминает Россию в начале 90-х годов, в том числе и криминальной обстановкой. Кхмер поведал, что до сих пор нередки случаи, когда ночью на дороге мотоциклистов поджидает натянутая между деревьев веревка и лихие люди с ножами в кустах.
Кампонг Чан — одно из немногих мест, где можно пересечь Меконг по мосту. Меконг — самая большая река Юго-Восточной Азии. Она берет свое начало в Китае, затем продолжает свой путь между границ Таиланда и Лаоса, после чего протекает через Камбоджу, а на территории Вьетнама впадает в Южно-Китайское море. В сезон дождей река разливается, затапливая обширные прилегающие территории и принося удобрение и воду на многочисленные рисовые поля. Мостов через нее не так уж много. Нам повезло, и мы нашли два! Хотя изначально предполагали воспользоваться паромной переправой. Поначалу нас удивляла конструкция «длинноногих» хижин, разбросанных по берегу. А затем мы обратили внимание на отметку от ила на сваях. Трудно поверить, что в сезон дождей дорога, поля, сараи и все, что нас окружает (кроме домов), превращается в «водный мир». А передвигаться по нему можно только на лодках, кои в изобилии валялись в округе.
В странах ЮВА рис — всему голова! И его выращивание — особая наука, требующая ирригации. Потому вода здесь везде. Поля сообщаются сетью каналов. Каналы, помимо воды, являются источником рыбы, змей и всяческих насекомых (необходимого к рису белка). Тут говорят: «Будет лужа — будет еда».
Вообще, камбоджийцы любят всякие кулинарные изыски. Всевозможные насекомые и пресмыкающиеся, зажаренные в масле, на каждом углу в величайшем изобилии. Мясо и рыба в ассортименте тоже присутствуют. Правда, есть одно но: холодильников в стране пока маловато, да и витрин тоже, потому торговля происходит прямо в дорожной пыли под солнцепеком. Зато все натуральное, без ГМО! Самое интересное (на наш взгляд) блюдо с кхмерского на английский перевели как «бейби дак». Выглядит, как обычное варенное яйцо, да только вот внутри не белок с желтком, а сформировавшийся утенок. Считается местным деликатесом высшего разряда! В туристических городах полно кафешек с европейским меню. Но есть среди них заведения, именуемые «хеппи пицца». Тут все дело в «секретном ингредиенте». За отдельную плату в пиццу (да и в любое, заказанное вами, блюдо) добавляют некоторое количество «особенных специй», так что после обеда в голове начинают играть песни Боба Марли, волосы закручиваются в дрэды, а мир окрашивается цветами ямайского флага. Дело в том, что «приправа» является вполне легальной, покуда используется как добавка в пищу. Но если попытаетесь употребить ее иным способом, то вас ждет ответственность по всей строгости камбоджийского закона.
Затариваемся упаковкой питьевой воды и двигаем вдоль берега Меконга дальше на север. Через несколько километров после съезда с главной магистрали остатки асфальта сменяются грунтовкой, покрытой толстым слоем... нет, отнюдь не шоколада, а красной пыли! Промежутка между деревнями практически нет, и складывается ощущение, что весь берег реки — одна сплошная деревня. С удивлением отмечаю, что иной раз половина деревни — буддисты, а половина — мусульмане, и буддийские храмы стоят напротив мечетей. Порадовало, что разница религиозных взглядов людей вовсе не мешает им жить в мире и согласии.
В день преодолевали 250-300 км. Но на практике такие расстояния на такой технике и по таким дорогам — дело не простое. К концу дня пятая точка скорее напоминала свежий бифштекс, чем часть человеческого тела. Но если уж назвался груздем — полезай в седло!
На скоростях, доступных «Дриму», успеваешь многое увидеть. Например, как кхмеры решают вопрос логистики. Камбоджа — страна без порожняков. Если что-то куда-то едет, значит это «что-то» надо нагрузить. Бензин — роскошь, зачем жечь попусту? Сиденья в микроавтобусе? Долой их! На деревянные лавки можно утрамбовать девятнадцать кхмеров вместо девяти (а к трапу позади привязать мопедик). Крыша? На ней можно столько увезти! Однажды какой-то грузовик так разогнался, что все лежавшее на кабине барахло начало сдувать на дорогу перед нами, а чумоход этот минутой раньше нас обогнал... А еще в Камбодже распространен другой вид грузового транспорта. Представьте себе 150-кубовый мотоцикл SYM или того же трудягу «Дрим» лохматейшего года выпуска, на котором вместо штатных задних амортизаторов вварены стойки с пружинами от «Камри» и который тащит здоровенный одноосный прицеп (иной раз и 6-метровые попадались). Обычно в нем половина деревни и свежеубранный урожай. Осталось загадкой, как этой конструкцией тормозить — инерция-то ого-го!
Добравшись вдоль Меконга до северной границы, мы заночевали в городке Станг Трэнг. Утром нам предстояло перейти реку и отыскать дорогу, которая привела бы нас к городу Сием Рип. Карта выглядела удручающе: никаких магистралей, только второстепенные дороги, а это наверняка пыльные грунтовки. Да здравствуют бифштексы! Ловим «языка» и тычем на карту и на задницы: мол, где тут нам полной катастрофы избежать? Кхмер ухмыляется и объясняет, что «все окей». К приезду почетных гостей (то есть нас) камбоджийское правительство построило новою дорогу с асфальтовым покрытием. Извольте опробовать! Что мы с удовольствием и сделали, прохватив за день около 300 км.
Снова день неоднозначных впечатлений. Не секрет, что за последние 40 лет в Камбодже было вырублено почти 70% первичного тропического леса. Большая часть древесины идет на экспорт, а часть — на изготовление древесного угля. Газ и электричество очень дороги, а месторождений каменного угля нет, вот и приходится готовить на дровах да древесном угле. Почти каждая камбоджийская АЗС, помимо топлива, предлагает широчайший ассортимент изделий из красного дерева. В большинстве это монументальные вазы и прочие нефункциональные побрякушки (кроме, разве что, мебели). Очень много леса погибает в пожарах, до которых никому нет дела. Горит, да и пусть горит — лишь бы хату не спалило... Вслед за лесами исчезают и его обитатели. Еще недавно здесь можно было встретить стада диких слонов, а теперь их можно увидеть только в немногочисленных заповедниках, существование лесов в которых также находится под большим вопросом. По данным WWF (WWF (англ. World Wildlife Fund) — Всемирный фонд дикой природы) за последние 100 лет популяция тигров в Азии сократилась с 40 000 до 5000 особей. И все благодаря поклонникам китайской медицины, рождающим спрос, и браконьерам, рождающим предложение. Вспоминаются слова Белого Облака, вождя одного из племен североамериканских индейцев: «Только после того, как последнее дерево будет срублено, последняя река будет отравлена, последняя рыба будет поймана, вы поймете, что деньги нельзя есть!»
С такими невеселыми мыслями мы все же добрались до Сием Рипа и главной достопримечательности всей ЮВА — древнему городу Ангкор Ват. Это гигантский храмовый комплекс, посвященный богу Вишну, крупнейшее из когда-либо созданных культовых сооружений. По последним данным комплекс занимает около 3000 кв. км. Удивительно, что при постройке не использовался соединительный раствор, а камни подгонялись между собой так точно, что порой трудно отыскать шов. Каким образом детали, порой несколько тон весом, поднимались на высоту более 60 м, одному Вишну известно. Но самое загадочное — это время, за которое комплекс был построен: предположительно с 1113 по 1150 годы, при правлении Сурьявармана II. Ученные до сих пор проводят лабораторные эксперименты над инженерами, пытаясь понять, как такое возможно. Но инженеры крутят головами и признают, что хоть они и люди параллельных вселенных, но даже при современном размахе индустриальных технологий и научных открытий повторить такое не смогли бы. В XV веке огромная территория комплекса была покинута людьми (а на тот момент их было около полумиллиона) и больше никогда не была заселена.
Современники открыли «стройку тысячелетия» не так давно. В 1860 французский путешественник Анри Муо случайно наткнулся на заброшенный в джунглях город. Проснувшись пораньше, мы оседлали наших терпеливых «осликов» и поехали на осмотр этого величественного сооружения. Билет оказался недешев — 20 $ с носа... на один день. Оказавшись внутри, все поняли. Какой там день? Тут и за неделю не управиться, чтобы внимательно осмотреться. Время дорого, и мы решаем сконцентрировать внимание на самых знаковых сооружениях. Перед вылазкой в Ангкор, мы провели исследование: возможно ли посетить его на собственном мототранспорте? Интернет и местные таксисты в один голос заявляли, что не.. Либо арендовать тук-тук на весь день (15 $), либо крутить педали арендованного же велосипеда, что по жаре, мягко говоря, не очень комфортно. На деле все оказалось намного проще. Что за мопеды и откуда они, никто не поинтересовался на протяжении всего маршрута.
На следующий день снова в путь! Прошли 300 км за световой день, задницы в клочья, но мы в столице, городе Пном Пень. Движение — хаос из мопедов, тук-туков, автомобилей и прочих самодвижущихся средств. Голова превращается в мигалку и начинает раскручиваться на 360 градусов, следя за трафиком, матеря GPS марки «Сусанин Глобал» и держа в поле зрения ведомого. Последнее в такой толчее было не просто. Благо, что Серегин «дырчик» выкрашен ярко-оранжевой краской и отмечен флажком с символикой мотоклуба «Мустанги». (Ничто не выдавало в нем советского разведчика: ни лыжи, не тащившийся за спиной парашют...)
Добрались до центра. Нашли комнаты. Посетили прикольный ресторанчик, где на стол ставят походную газовую плитку, приносят разные сырые мясы и креветки, а дальше ты сам себе шеф-повар.
Утром из всего предложенного в меню «посетить» был выбран музей геноцида Туольслэнг, известный еще как политическая тюрьма S-21. Туольслэнг на кхмерском означает «холм отравленных деревьев», или «стрихниновый холм». Бывшая школа, которая в период красных кхмеров (1975-1979 гг.) использовалась как Секретная тюрьма 21. По разным источникам за четыре года в ней оказалось от 17 000 до 20 000 человек. Большинство узников были камбоджийцами, но в тюрьму попадали и иностранцы: вьетнамцы, лаосцы, индусы, пакистанцы, британцы, американцы, новозеландцы и австралийцы. Узников постоянно пытали, заставляя назвать имена членов семей и друзей, которых тоже брали под стражу, пытали и убивали. Методы, которыми пользовались при допросах, напоминали средневековую инквизицию. Система пыток была разработана так, чтобы человек признался во всех вменяемых ему преступлениях. Заключенных регулярно избивали, пытали электрошоком, прижигали раскаленным металлом, подвешивали и т.п. Признания смешивали реальные факты жизни заключенных с вымышленными обвинениями в шпионаже в пользу ЦРУ, КГБ и Вьетнама. Молодой англичанин Джон Доусон Дьюхирст, арестованный в августе 1978 году, подтвердил, что стал агентом ЦРУ в 12 лет, а разжалованный министр информации и пропаганды Ху Ним закончил признание словами: «Я не человек, я животное». Из Туольсленга живыми вышли только 12 человек, среди которых лишь одна женщина...
Вглядываясь в лица заключенных, фотографии которых весели на стенах камер, я никак не мог понять, что двигало людей совершать такое? Кем они себя возомнили, чтобы издеваться и отбирать жизнь у невинных?!.. Еще хуже умещались в голове масштабы трагедии, которую камбоджийцам пришлось перенести. До сих пор никто не знает точное количество жертв, цифры разнятся между 2,5 и 3 млн. человек, что в то время составляло почти треть населения страны! Ух, что-то я жути нагнал...
Дорога Пномпень — Сиануквиль. На одной из заправок подтягиваем цепь Серегиного «Дрима», уж очень звук стал громким и противным. Самое время отметить крайнюю выносливость техники, которая дала нам возможность совершить это путешествие. За всю дорогу мы ограничились контролем уровня масла да обслуживанием цепей. А это 1600 км, из которых 40% натурального бездорожья. Колес даже не прокололи! А как было удобно класть вещи в корзинку на переднем обтекателе! Иной раз ощущал себя японской бабушкой. Вспомнились чуваки на ХR250 и прочих «Бахах» в кроссовой резине и на асфальте... Много мы их встречали на всем пути. В Сиануквиле полно эндуриков, сдающихся в аренду от 18 $ до 30 $. Но на неизвестных дорогах Азии я отдаю предпочтение выносливому изобретению корпорации «Хонда».
К вечеру мы все же добрались до Сиануквиля. Здесь нам предстояло распрощаться с терпеливыми «осликами» и, договорившись с таксистом, отправиться в обратный путь, на территорию Таиланда. Бурно развивающиеся турцентры совсем скоро превратят ее в очередную туристическую Мекку, со всеми вытекающими последствиями. А жаль...
Негритенок: С заднего сиденья нашего... «байка» путешествие выглядит немного иначе. Например, распорядок дня. Чтобы проехать за день 300 км, мы вставали в 6 утра. Быстро собирались и выезжали. Завтракали где-то в пути. Количество остановок старались сократить до минимума. Средняя скорость — 40 км/ч. И не потому, что дороги плохие. Местами их не было вовсе. А местами их ремонтировали, и тогда создавались длиннющие пробки из грузовых машин, автобусов, скутеров, пешеходов, пыли и мусора.
Так и ехали, долго и упорно, по 35-градусной жаре, по 10-12 часов. Все округлости приобрели форму седел «Дримов». А учитывая, что средний рост всех участников этой авантюры был 180 см, страдали еще колени, затекали ноги и спина. Чтобы хоть как-то расслабиться вечером, единогласно решили: выпивать. А выпивать решили местный самогон, который нужно было еще найти... Итак, останавливаемся у придорожных торговых рядов и начинаем играть в «крокодила». Показываем бутылки, изображаем пьяниц, и все, что может в камбоджийском мозгу навести на мысль о «виски хенд-мейд».
В итоге симпатичная 13-летняя девочка, засмеявшись, показывает пальцем на ведра и кастрюли... Мы одобрительно киваем... Нюхаем.. Эксперты пробуют и расплываются в улыбке. Оно! Самогон на любой вкус: мутный, прозрачный, зелено-черный, с кусочками травы. Загорелая женщина хватает первую попавшуюся пыльную бутылку и погружает ее целиком в кастрюлю с самогоном. «Ничего, — подумали мы, — продезинфицируется там...» Вечером начали с самого экзотического — зелено-черного. Но эффекта он не произвел. Мы расстроились — видать, камбоджийцы послабее русских, и градус у них пониже. На следующий день в какой-то деревушке мы показали наш чудо-самогон местным бабкам. Те ржут и показывают руками, что это протирка для спины... Больше никаких экспериментов! Только прозрачный! Но (между нами) он тоже слабоват.
Впечатлений множество. Но самое яркое случилось на одной из ремонтирующихся дорог где-то в районе Кампонг-Чана. Дорога залита битумом, а вдоль полотна горы щебня и песка. Скутеры шли один за другим по козьей тропе среди работающих людей и укладчиков асфальта. Пыль стояла такая, что закат солнца был не виден, а воздух превратился в грязную муку. Мы ехали, завернутые в платки в закрытых шлемах, но пыль все равно прорывалась, жгла глаза и скрипела на зубах. Вдруг, протирая грязной рукой визор, я замечаю впереди скутер с двумя женщинами, которые прикрывают лицо маленькими кусочками материи, а между ними торчат босые детские ножки. Женщина-пассажир одной рукой прижимает к себе 2-годовалого ребенка, а второй держит на весу капельницу, к которой он подключен. Двухколесная развалюшка прорывается сквозь стену столпившихся в пробке грузовиков и автобусов, уверенно обгоняет впереди идущий транспорт и исчезает в пыльном облаке, как привидение... Позднее я назвала эту несделанную фотографию «Мать Камбоджа».
Хотите, чтобы о вашем путешествии узнали?
Пишите по адресу moto@zr.ru
Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .
Социальные комментарии Cackle