Дорогу осилит идущий

27 мая 2015

Хотелось бы нам того или нет, но Китай – основной поставщик мототехники на российский рынок, как в количественном, так и в денежном отношении. Последнее время мы стараемся следить, что происходит в недрах мотопрома Поднебесной, где не только формируются новые тренды некоторых сегментов нашего рынка, но и отражаются мировые тенденции. Предыдущий обзор вышел в «Мото», №4-2014. Что изменилось за год?


Дорогу осилит идущий

Выпуск:
Журнал «МОТО» – май 2015

Автор:
Иван КСЕНОФОНТОВ, фото из архивов автора и Дэвида МАК-МАЛЛАНА

Просмотры:
5554

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

Тренды

Быстрое развитие китайской мотоциклетной промышленности, начавшееся в 80-х, стало замедляться после глобальной рецессии 2008 года. Снижение стало еще более заметным после введения в 2011 году в Китае национальных экологических стандартов третьего поколения и кампании по борьбе за качество.

Название нашей прошлой статьи («Мото», №4-2014) «Пока толстый сохнет...» очень верно отражает суть происходящих процессов. В 2014 году китайская мотоциклетная индустрия продемонстрировала разнонаправленные тренды. С одной стороны продолжился спад производства – примерно на 6% (однако годовой выпуск все равно превысил 20 млн!). Но многие в то же время продолжали приобретать высокотехнологичное оборудование и опытных специалистов, разрабатывали новые модели, в общем – шли вперед.


События

Компания Qianjiang выпустила новый спортивный мотоцикл Benelli BN302 (мотоцикл продается в России под маркой Stels 300 Benelli). Аппарат весит аж 185 кг, но двигатель выдает 37 л.с., превосходя показатели других китайских производителей в этом классе. Также компания предлагает нового «туриста» Benelli BN600GT. В нем используется та же рядная «четверка» мощностью 82 л.с., что и на известном стритфайтере BN600.

Одна из новинок 2014 года от «рядовой» компании MotorHead – модель Tekken-250.

Компания Lifan подписала соглашение о стратегическом партнерстве с Infineon Technologies AG – мировым лидером в области разработки полупроводниковых систем. В первую очередь это коснется разработок систем впрыска топлива и бортовых компьютеров для техники Lifan.

В 2014 году легендарная гонка TT (Tourist Trophy) на острове Мэн вписала в свою историю своеобразный рекорд: впервые мотоцикл китайского производства — CFmoto 650NK — успешно финишировал в ней. Гонщик Гэри Джонсон в квалификации стал седьмым, показав среднюю скорость 183,5 км/ч. К сожалению, позже Гэри получил травму и на старт вышел новичок в гонках ТТ Каллум Лэйдлав. Он использовал стандартные заводские двигатель и подвески и достиг скорости 170,6 км/ч.

В 2014 году впервые в гонках Tourist Trophy на острове Мэн успешно финишировал мотоцикл китайского производства (CFMOTO 650NK).

Очевидны спортивные успехи одного из крупнейших китайских мотопроизводителей Zongshen Group (более 1 млн мотоциклов в год, партнерские отношения с Harley-Davidson и Piaggio) — на этот раз по части развития технологий электротранспорта будущего. С сезона 2011 года заводская «Команда Z» присоединилась к гонкам TTXGP – мировой серии Гран-при среди электромотоциклов. Заводской гонщик Чи-Фун Хо (Chi-Fung Ho) пилотирует болиды Zongshen с 2002 года – в те годы завод, первый и единственный из Поднебесного мотопрома участвовал в сериях MotoGP. Он же пересел на электробайки TTXGP, где скорости превышают 200 км/ч. Высшее достижение гонщика и заводской команды Zongshen – звание чемпиона мира в европейской серии гонок 2013 года FIM eRoad Racing World Cup.

Чи-Фун Хо из заводской команды Zongshen в лидерах TTXGP – серии мировых гонок на электробайках.

Не отстаёт Zongshen и на цивильных полях сражений. Американская компания CSC Motorcycles начала продвижение продвинутой модели Zongshen Cyclone RX3 на рынке США. Этот туристический эндуро оборудован 250-кубовым инжекторным мотором жидкостного охлаждения с 4-клапанной головкой и верхним валом. Его дизайн удачно сочетает черты BMW F800GS и Honda NC700X. Кстати, в России этот байк уже продается – под брендом «Минск», и своим оригинальным (компания Zongshen еще в январе 2014 года открыла свое представительство в России).

Участвуя в престижных гонках, Zongshen накапливает опыт и технологии развития транспорта будущего.

Но самым значимым событием 2014 года стал выкуп чунцинским гигантом по производству внедорожной мототехники компанией Shineray легенды мотокросса 70-х SWM (итальянская компания прекратила производство в 1983 году). Также Shineray приобрела завод Husqvarna в Италии, который принадлежал в последние годы BMW Group, а затем KTM Group. В результате китайцы получили технологию десяти моделей КТМ, которую предполагается использовать при возрождении марки SWM, с сохранением производства в Италии. В планах Shineray выставить модели SWM на чемпионате Европы по мотокроссу 2016 года.


Проблемы

Эксперты отмечают: стагнацию отрасли вызывают несколько факторов. Это запрет или ограничение использования мотоциклов в китайских городах, растущее влияние индийских мотоциклов на традиционных китайских рынках, рост численности других, конкурирующих с мотоциклами видов транспорта. В частности – дешевых автомобилей в сочетании с растущей покупательной способностью населения. Вносит свой вклад и развитие комфортного общественного транспорта.

Новинки Zongshen на выставке CIMAMotor-2014.

То, что «индусы наступают на пятки» на традиционных китайских торговых площадках, не может не волновать мотопроизводителей. Пока индийские бренды не слишком узнаваемы, но качество их мотоциклов выше. Что нивелирует основное преимущество малых китайских компаний – низкую цену.

Запрет (ограничение) использования мотоциклов в китайских мегаполисах и просто городах (их уже более 200) – важный фактор, тормозящий развитие китайской мотоциклетной промышленности. Во многих городах розничная торговля мотоциклами умирает, и дистрибьюторы переключаются на торговлю автомобилями или электротранспортом. Теперь зона запрета расширяется и на некоторые сельские территории.

Туристический эндуро Zongshen Cyclone RX3 с самым современным мотором, полной обвеской и энергичным дизайном прорывается на рынок США.

Еще один негативный для мотоотрасли фактор – смещение рынка в сельские местности. Хотя там проживает значительная часть населения, его покупательная способность ниже. А это не стимулирует повышать качество продукции, так как там пользуется спросом тот товар, что дешевле.

Китайские производители электрических транспортных средств (велосипеды, скутеры и трициклы) продолжают расширять свое присутствие на городских и сельских рынках, создавая ощутимую угрозу для прибыли «традиционного» мотопрома. Но и это не основная угроза: в стране быстро развивается рынок трехколесных автомобилей и мотоциклов (их называют «тук-туками»). Такой транспорт имеет также обширные экспортные рынки в странах Азии, Африки, Латинской Америки.

Правительство КНР прогнозирует парк этих трехколесников на уровне 80 млн (из расчета того, что в стране 900 миллионов фермеров, и каждая третья семья захочет приобрести дешевый и практичный в хозяйстве «тук-тук»). Существующие конструкции пригодны как для пассажирских, так и для грузовых перевозок, и они используются не только фермерами, но и держателями малого бизнеса в городах. Немаловажно, что «тук-туки» не попадают под мотоциклетные запреты в городах.

Удовлетворить прогнозируемый спрос непросто — понадобится около 20 лет, — ведь сегодня годовой выпуск трициклов составляет около 4 млн. Показательно, что этот сегмент рынка последние годы показывает стабильный рост, и все больше крупных мотоциклетных компаний стали вкладываться в развитие трициклов. Вот лишь некоторые из них: Lifan, Zongshen, Dayun, Dayang, YinXiang. Расширяется их модельный ряд, в том числе за счет электропривода, совершенствуются технологии. Потенциал рынка трехколесников растет как за счет государственных субсидий, так и увеличения доходов китайских фермеров.

В мотопроизводстве используются роботы и самые современные технологии.

Помимо перечисленного, действуют общемировые тренды, такие как увеличение цен на сырье и энергоносители, рост зарплаты рабочей силы и менеджеров, стагнация или налоговые барьеры в других странах с налаженным экспортом (в том числе России).


СП – локомотив китайского мотопрома

Китайские мотопроизводители давно имеют взаимовыгодное сотрудничество с иностранными компаниями. Помимо очевидной пользы от получения новейших технологий, отмечен интересный факт: компания, созданная как совместное предприятие, является более успешной в бизнесе, чем не СП.

Современные законы Китая разрешают иностранным инвесторам в авто-мото промышленность иметь более чем 50-процентные пакеты акций совместных предприятий с китайскими партнерами, если их СП построены в перерабатывающих зонах страны и направлены на зарубежные рынки. Это делает производство в Китае привлекательным для многих крупных мотоциклетных компаний.

Приобретение китайцами SWM нацелено на успех прежде всего на европейском рынке. Поэтому дизайну здесь отводится ведущая роль.

Совместные предприятия бывают самых разных форматов: от полного выкупа технологии и оборудования (пример тому недавняя сделка Shineray с SWM или приобретение Qianjiang итальянской компании Benelli, предоставление технологии и оборудования в случаях Loncin и BMW, Zongshen и Piaggio, Wuyang и Honda, Qingqi и Suzuki, Jianshe и Yamaha), до права продажи техники популярных мировых брендов в своих дилерских центрах и салонах (Lifan и MV Agusta, CFmoto и KTM).

Четыре крупнейших СП производителей мотоциклов: Wuyang-Honda, Jianshe-Yamaha, Sundiro-Honda, Jinan-Suzuki производят порядка миллиона единиц в год, что позволяет им уверенно противостоять спаду на рынке. В 2013 году Honda на своих трех СП с китайскими партнерами произвела около 1,6 миллионов мотоциклов, а к концу 2015 года надеется преодолеть двухмиллионный рубеж. Honda и Yamaha продают модели китайского производства также в Японии, экспортируют их в другие страны.


Пути развития

Поскольку экспортный рынок видится более перспективным для роста, чем внутренний, китайцы стремятся захватить большую долю экспорта на рынке, что заставило такие компании как CFmoto, Benelli, Zongshen, Shineray, Loncin и Qingqi сконцентрироваться на научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработках.

Можно ожидать, что в 2015 году будет усиливаться слияние китайских мотоциклетных гигантов с европейскими брендами. Бизнес больших китайских производителей все больше ориентируется на рынки Европы и Америки, для этого они осваивают узлы ABS и EFI, моторы больших кубатур. Наметился отход от практики клонирования японских моделей прошлых лет (хотя клонированные модели по-прежнему востребованы на внутреннем рынке и необходимы для африканских рынков). Теперь даже небольшие компании начали собственные разработки, в их ассортимент входит несколько моделей с европейскими сертификатами. Последние три года расширяется число приглашенных опытных сотрудников мотоциклетной промышленности из известных компаний по всему миру.

Год 2015 может стать переломным для китайской мотоциклетной промышленности. И для многих мелких компаний он будет звучать похоронным звоном. Из более чем 200 производителей мотоциклов в Китае в начале этого года до конца дойдут далеко не все. Однако дорогу, как известно, осилит только идущий.

В материале использованы данные, любезно предоставленные Дэвидом Мак-Малланом (David McMullan), журналистом из Чунцина (englishmaninchina@gmail.com). 


 

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .

Социальные комментарии Cackle
↑ Наверх