Тук-тук… Как много в этом звуке…

10 сентября 2015

Такси-моторикши в странах Южной и Юго-Восточной Азии — привычный транспорт. Наверняка многие хотели бы узнать, что представляет из себя это чудо техники. Мешает языковой барьер? Наш корреспондент побывал на Шри-Ланке и преодолел это препятствие.


Тук-тук… Как много в этом звуке…

Выпуск:
Журнал «МОТО» – сентябрь 2015

Автор:
Владислав ЕРМАЧЕНКО, фото автора

Просмотры:
18156

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

Начнем с того, что тук-тук изобретен вовсе не в Азии, а в Италии. И не кем-нибудь, а самим Коррадино Д’Асканио — конструктором компании Piaggio, создавшим легендарный мотороллер Vespa. Уже через год после дебюта «осы» (так переводится с итальянского Vespa) в 1947 году он создал ее рабочую модификацию — трехколесный мотогрузовичок, названный, естественно, «пчелой» (Ape). В разоренной Италии, преодолевавшей последствия войны, дешевая утилитарная разработка пришлась как нельзя кстати. Свое нынешнее прозвище тук-тук техника получила уже тогда, когда подобные изделия начали производить в Азии — видимо, из-за громкого стрекочущего звука двухтактного (в ту пору) двигателя. К слову, несколько осовремененные «пчелы» Piaggio выпускаются до сих пор. Но в Азии больше распространены индийские моторикши TVS King и Bajaj RE 205. По конструкции они на 90% идентичны. Мне удалось познакомиться поближе с этим техносоциальным явлением и попробовать машинки на ходу.


Тук-тук — нечто среднее между мотоколяской и мотороллером. Отдаленно он похож на старый добрый «Муравей». Основное отличие в том, что вместо кузова — мини-диван для пассажиров, а двигатель установлен не под седлом водителя, а в задней части машины. Седло водителя скорее автомобильного типа, чем мотоциклетного. Однако по комфорту оно может сравниться разве что с автомобилями начала ХХ века. Еще одно отличие от мотороллеров типа «Муравья» в том, что передвигающихся на тук-туке от дождя и палящего солнца защищает брезентовый прорезиненный тент.

От солнца и дождя водителя и пассажиров защищает прорезиненный брезентовый тент. На заднем мини-диване при желании могут разместиться три человека. «Тюнинговая» решетка между водительским и пассажирским сиденьями очень травмоопасна.

Одноцилиндровый двигатель на тук-туке того же объема, что и на «Муравье» — 200 см³. Он прикрыт пластиковым кожухом, внутри которого работает вентилятор, приводимый от коленвала. И в XXI веке топливную смесь для двигателя готовит старый добрый карбюратор. Но мотор, в отличие от «муравьевского», тут четырехтактный, что лучше в плане экологичности, но намного хуже по части мощности. Сравните: мощность «Муравья» 70-х годов — 12 л.с., мощность современного тук-тука — всего 7 «лошадок». Учитывая, что моторикшам приходится постоянно таскать на себе водителя плюс двух, а то и трех пассажиров, да порой и груз, неудивительно, что максималка составляет в лучшем случае 50 км/ч, а разгон до этой скорости занимает чуть ли не целую минуту.

Сусил де Сильва – владелец двух тук-туков и водитель одного из них. Он же по совместительству консультант нашего автора.

Коробка передач — четырехступенчатая. Переключается «по-мопедному» — поворотом левой рукоятки руля с выжимом рычага сцепления на ней же. Первая и вторая передачи — короткие, третья и четвертая — более «растянутые». Поймать нейтраль с первого раза получается редко. Передачи переключаются натужно. Воткнуть четвертую с первого раза удается не всегда. Ровных переключений тоже не ждите. Причем такой хворью страдают не только те несколько экземпляров, за рулем которых мне удалось поездить — по словам водителей, это типичная для машин болячка. Двигателю явно не хватает мощности, и при переключении вверх всегда происходит рывок: тяги у слабенького движка очень мало, что не позволяет во время смены передачи полностью отпустить газ без заметного снижения скорости. На тук-туках есть задний ход (реверс-редуктор в межосевом дифференциале), который включается поворотом все той же левой рукоятки руля. Причем у TVS King между нейтралью и задней «скоростью» имеется промежуточное положение А — Alert (англ. — тревога). И когда рычаг КПП находится в этом положении, из динамиков на «торпедо» раздается громкий писк. Он предупреждает о том, что еще одно движение левой руки вверх, и мотоповозка начнет двигаться назад. Хорошее решение для безопасности.

В кабине «пилота».

А вот в остальном безопасность не продумана. Кузов очень хлипкий — он здесь больше для виду. Техника относится к категории В1, поэтому все тук-тукщики ездят без шлемов. Касок для пассажиров тоже, естественно, никто не предлагает. А надо бы! Ремни безопасности также не предусмотрены. Двери отсутствуют, водитель и пассажиры ничем не защищены. Понятное дело — экономия. Но не настолько же. Хоть бы сделали по паре металлических вставок каркасного типа в каждом дверном проеме!


У большинства тук-туков на ветровом стекле красуются иконки с изображениями Будды и буддистских богов. Учитывая все вышеперечисленные факторы и полное отсутствие порядка на дорогах, без помощи высших сил здесь действительно никак не обойтись. Зачастую можно быть уверенным, что только провидение уберегает тук-тук от столкновения, переворота или вылета с трассы.

Двигатель тук-тука – одноцилиндровый, четырехтактный, с принудительным воздушным охлаждением.

Со своими основными задачами примитивная подвеска явно не справляется. К тому же маленькие 8-дюймовые колеса дают пятой точке прочувствовать все ямы и неровности дороги, отчего передвигаться на тук-туке можно только на малые расстояния. Выдержать на нем большое путешествие мало у кого хватит сил — как физических, так и моральных.

Передняя подвеска – рычажного типа. Тормоза всех колес – барабанные, с гидравлическим приводом.

Двигатель запускается электростартером. На случай разрядки маломощного аккумулятора предусмотрен «хенд-стартер» в виде длинного рычага в полу слева от водителя. Рычаг соединен с коленвалом при помощи троса. Многие устанавливают гораздо более мощные автомобильные аккумуляторы. Такое решение, однако, снижает и без того скромную динамику. Дополнительные 15 кг — непростая ноша для чахлого 7-сильного моторчика. Средний расход топлива — 3,5 л 92-го бензина на 100 км при бензобаке объемом всего 3 л. То есть одной заправки не хватит даже на 100 км пробега. Тормозная система — комбинированная: от нажатия педали под правой ногой одновременно срабатывают все три барабанных тормозных механизма с гидравлическим приводом, что предохраняет от заноса или опрокидывания.

Тук-тук запускается нажатием кнопки на приборной панели.

К преимуществам тук-тука можно отнести возможность лучше автомобилей протискиваться в пробках и малый радиус разворота. Бывалые тук-тукщики укладываются в два метра и при этом каким-то непостижимым образом умудряются удерживать равновесие откровенно неустойчивой машины при вхождении в поворот на высокой (для такой конструкции) скорости.

На «торпедо» имеется разъем для зарядки мобильного телефона. Функции прикуривателя он не выполняет. Устройство hands free? Не, не слышали. Индикаторы сигнализируют о включенной нейтрали, а также о низком давлении масла и заканчивающемся бензине. Указатель уровня топлива не предусмотрен. Динамики не для музыки, а для воспроизведения предупреждающего сигнала в момент нахождения рычага коробки передач в положении Alert.

На новых моделях тук-туков ветровое стекло — цельное (раньше было составное из трех частей). В стандартную комплектацию входит и стеклоочиститель с электроприводом. Правда, без омывателя. На площади зеркал не сэкономили: в них видно почти все, что происходит сзади по бокам.

Шри-ланкийские водители тук-туков очень любят Боба Марли и все остальные атрибуты культуры регги. Несмотря на законодательно предусмотренную смертную казнь даже за легкие наркотики. На деле эта статья уголовного кодекса, скорее всего, распространяется только на диссидентов, которых надо устранить.

Рынок aftermarket-деталей представлен безделушками в виде колпаков на колеса «под литье», солнцезащитных козырьков с различными мотивирующими надписями, а также наклейками, демонстрирующими жизненную позицию водителя. Многие самовыражаются еще и красочными картинками на спинке пассажирского сиденья. Примитивное сиденье драйвера некоторые меняют на автомобильное кресло. О пассажирах и в этом вопросе не думают ни водители, ни производители. Рекламный слоган изделия марки TVS King гласит: теперь обычный человек может путешествовать как король. Может, древнеиндийских королей такие условия бы и устроили. Но сейчас, во-первых, ни о каких путешествиях речи не идет. Максимум — небольшая поездка в магазин. А во-вторых, теперь даже обычным людям нужно больше комфорта. И безопасности.

Под водительским седлом расположен кронштейн крепления запасного колеса. Понятия «глубина протектора» для большинства драйверов не существует.

Да, снова о безопасности. Есть «ценители прекрасного», которые непонятно зачем устанавливают «тюнинговое» подобие фигурной решетки между водителем и пассажирами. Ее дизайн выполнен в традиционном индийском стиле. Смотрится, может, и оригинально, но удариться о ее выступающие части при ДТП или резком торможении никому не желаю. Помните, что шлемы и ремни отсутствуют. За эту решетку лучше крепко держаться на протяжении всей поездки и ни в коем случае не отпускать. Для моторикш Bajaj RE 205 выпускаются и двери. Пластиковые. Сами понимаете, они создают лишь иллюзию защищенности, и только ограничивают обзор. К тому же увеличивают риск получения травмы при ДТП их обломками.

Используются тук-туки не только как такси, но и как фургончики для развозки и продажи еды и мороженого — как и «Муравьи» в свое время.

Тук-туки используются еще и в качестве мобильных торговых точек. Из фургончиков с мороженым звучит точно такая же музыка, как из их автомобильных аналогов в США.

Немного о системе работы тут-туков в качестве такси на примере Шри-Ланки. Моторикши могут быть как в личном пользовании, так и арендованными. Количество единиц техники на одного владельца не ограничено. Главное — платить 7000 рупий (~3500 рублей) в год за каждую. Это плата за разрешение заниматься частным извозом на конкретном транспортном средстве и право занимать места на стоянках такси, которые принадлежат государству. Те, у кого имеется собственный тук-тук, а то и несколько, считаются, конечно, не миллионерами, но вполне обеспеченными людьми. Стоимость одного такого трехколесника со всеми налогами и растаможкой составляет примерно 2500 долларов. Для сравнения: отпускная цена с заводов в Индии — 1500 $. Арендаторы в среднем платят хозяину техники 1000 рупий в день. Все, что заработано сверху (а это в среднем 2000 рупий «чистыми» за 12 часов усиленного труда), оставляют себе. Но из этих же денег они оплачивают и бензин — примерно 250-300 рупий в день. Договор аренды обычно заключается долгосрочный — минимум на месяц. Будет ли арендатор платить за простой в выходные дни, зависит от политики владельца тук-тука. Мелкий ремонт (до 500 рупий) производится арендатором. А такой ремонт требуется примерно два-три раза в месяц. Все, что посерьезней — за счет владельца. Конечно, если причина неисправности не в аварии, в которой виноват водитель тук-тука, а в естественном износе. В крупнейшем городе Шри-Ланки — Коломбо — многие мототакси оборудованы счетчиками.


В среднем тук-тук живет семь-восемь лет. Самый старый аппарат, который мне удалось встретить — 2003 года выпуска. Когда машина окончательно приходит в негодность, ее сдают на металлолом — за что можно выручить примерно 10 000 рупий.

Диспетчерская служба отсутствует. Тут дела обстоят как с нью-йоркскими такси: экипаж можно поймать либо на стоянке, либо на дороге взмахом руки. На стоянках все соблюдают очередность. Никто никому физиономию не бьет. Доступ на точки свободный. Заплатил государству — пожалуйста, работай. Никто никого никуда не выгоняет. Нарушить своеобразный кодекс чести, который предусматривает свободную конкуренцию — себе дороже.


От произвола полиции и чиновников и от внутренних проблем водителей и собственников тук-туков защищает мощный профсоюз, который сами тук-тукщики в шутку именуют картелем, а себя называют не иначе как мафией. Каждый может рассчитывать на поддержку грамотных профсоюзных юристов при спорных вопросах в суде. Также тук-тук-драйверам предоставляется помощь в случае ДТП. Нет, речь идет вовсе не о крутых парнях с битами для крикета (самый популярный в Индии и Шри-Ланке вид спорта — прим. авт.), приезжающих на место происшествия, чтобы «объяснить» оппоненту, что он не прав, а о вполне легальной помощи адвоката в административных разбирательствах.

Профсоюз функционирует по принципу легального мотоклуба. Каждый платит взносы, но в то же время может в любой момент рассчитывать на помощь. Но и «подполья» тут тоже хватает. Например, тук-тукщики, подобно советским таксистам, нередко приторговывают алкоголем «из бардачка». Что очень удобно для туристов, если приспичило употребить ночью. Официально спиртное можно приобрести только в специальных алкошопах, которые работают до 21.00. А в праздник полнолуния (три дня подряд каждый месяц) его не купить вообще. В полнолуние Будда достиг просветления, поэтому — ни грамма на законодательном уровне. Но стоит остановить тук-тук, как тут же можно решить этот вопрос.


Возможно, у кого-то после моего рассказа возникнет негативное отношение к этому виду транспорта. Но вообще это весело. Некоторые тук-тукщики — философы, и в оправдание, мягко говоря, не самого лучшего качества своих услуг кое-кто приводит слова, якобы сказанные Аристотелем: «Счастье — это умение не обращать внимания на несовершенства». Так что, если вы все же решитесь проехаться на тук-туке, даже совсем немного, попросите Силы Вселенной помочь вам в пути, закройте глаза на неудобства и... будьте счастливы!




 

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .

Социальные комментарии Cackle
↑ Наверх