- Техника
- Тесты
- Рынок
- Сообщество
- Ремзона
- Спорт
- Копилка
10 сентября 2015
Выпуск:
Журнал «МОТО» – сентябрь 2015
Автор:
Владислав ЕРМАЧЕНКО, фото автора
Просмотры:
20176
Начнем с того, что тук-тук изобретен вовсе не в Азии, а в Италии. И не кем-нибудь, а самим Коррадино Д’Асканио — конструктором компании Piaggio, создавшим легендарный мотороллер Vespa. Уже через год после дебюта «осы» (так переводится с итальянского Vespa) в 1947 году он создал ее рабочую модификацию — трехколесный мотогрузовичок, названный, естественно, «пчелой» (Ape). В разоренной Италии, преодолевавшей последствия войны, дешевая утилитарная разработка пришлась как нельзя кстати. Свое нынешнее прозвище тук-тук техника получила уже тогда, когда подобные изделия начали производить в Азии — видимо, из-за громкого стрекочущего звука двухтактного (в ту пору) двигателя. К слову, несколько осовремененные «пчелы» Piaggio выпускаются до сих пор. Но в Азии больше распространены индийские моторикши TVS King и Bajaj RE 205. По конструкции они на 90% идентичны. Мне удалось познакомиться поближе с этим техносоциальным явлением и попробовать машинки на ходу.
Тук-тук — нечто среднее между мотоколяской и мотороллером. Отдаленно он похож на старый добрый «Муравей». Основное отличие в том, что вместо кузова — мини-диван для пассажиров, а двигатель установлен не под седлом водителя, а в задней части машины. Седло водителя скорее автомобильного типа, чем мотоциклетного. Однако по комфорту оно может сравниться разве что с автомобилями начала ХХ века. Еще одно отличие от мотороллеров типа «Муравья» в том, что передвигающихся на тук-туке от дождя и палящего солнца защищает брезентовый прорезиненный тент.
Одноцилиндровый двигатель на тук-туке того же объема, что и на «Муравье» — 200 см³. Он прикрыт пластиковым кожухом, внутри которого работает вентилятор, приводимый от коленвала. И в XXI веке топливную смесь для двигателя готовит старый добрый карбюратор. Но мотор, в отличие от «муравьевского», тут четырехтактный, что лучше в плане экологичности, но намного хуже по части мощности. Сравните: мощность «Муравья» 70-х годов — 12 л.с., мощность современного тук-тука — всего 7 «лошадок». Учитывая, что моторикшам приходится постоянно таскать на себе водителя плюс двух, а то и трех пассажиров, да порой и груз, неудивительно, что максималка составляет в лучшем случае 50 км/ч, а разгон до этой скорости занимает чуть ли не целую минуту.
Коробка передач — четырехступенчатая. Переключается «по-мопедному» — поворотом левой рукоятки руля с выжимом рычага сцепления на ней же. Первая и вторая передачи — короткие, третья и четвертая — более «растянутые». Поймать нейтраль с первого раза получается редко. Передачи переключаются натужно. Воткнуть четвертую с первого раза удается не всегда. Ровных переключений тоже не ждите. Причем такой хворью страдают не только те несколько экземпляров, за рулем которых мне удалось поездить — по словам водителей, это типичная для машин болячка. Двигателю явно не хватает мощности, и при переключении вверх всегда происходит рывок: тяги у слабенького движка очень мало, что не позволяет во время смены передачи полностью отпустить газ без заметного снижения скорости. На тук-туках есть задний ход (реверс-редуктор в межосевом дифференциале), который включается поворотом все той же левой рукоятки руля. Причем у TVS King между нейтралью и задней «скоростью» имеется промежуточное положение А — Alert (англ. — тревога). И когда рычаг КПП находится в этом положении, из динамиков на «торпедо» раздается громкий писк. Он предупреждает о том, что еще одно движение левой руки вверх, и мотоповозка начнет двигаться назад. Хорошее решение для безопасности.
А вот в остальном безопасность не продумана. Кузов очень хлипкий — он здесь больше для виду. Техника относится к категории В1, поэтому все тук-тукщики ездят без шлемов. Касок для пассажиров тоже, естественно, никто не предлагает. А надо бы! Ремни безопасности также не предусмотрены. Двери отсутствуют, водитель и пассажиры ничем не защищены. Понятное дело — экономия. Но не настолько же. Хоть бы сделали по паре металлических вставок каркасного типа в каждом дверном проеме!
У большинства тук-туков на ветровом стекле красуются иконки с изображениями Будды и буддистских богов. Учитывая все вышеперечисленные факторы и полное отсутствие порядка на дорогах, без помощи высших сил здесь действительно никак не обойтись. Зачастую можно быть уверенным, что только провидение уберегает тук-тук от столкновения, переворота или вылета с трассы.
Со своими основными задачами примитивная подвеска явно не справляется. К тому же маленькие 8-дюймовые колеса дают пятой точке прочувствовать все ямы и неровности дороги, отчего передвигаться на тук-туке можно только на малые расстояния. Выдержать на нем большое путешествие мало у кого хватит сил — как физических, так и моральных.
Двигатель запускается электростартером. На случай разрядки маломощного аккумулятора предусмотрен «хенд-стартер» в виде длинного рычага в полу слева от водителя. Рычаг соединен с коленвалом при помощи троса. Многие устанавливают гораздо более мощные автомобильные аккумуляторы. Такое решение, однако, снижает и без того скромную динамику. Дополнительные 15 кг — непростая ноша для чахлого 7-сильного моторчика. Средний расход топлива — 3,5 л 92-го бензина на 100 км при бензобаке объемом всего 3 л. То есть одной заправки не хватит даже на 100 км пробега. Тормозная система — комбинированная: от нажатия педали под правой ногой одновременно срабатывают все три барабанных тормозных механизма с гидравлическим приводом, что предохраняет от заноса или опрокидывания.
К преимуществам тук-тука можно отнести возможность лучше автомобилей протискиваться в пробках и малый радиус разворота. Бывалые тук-тукщики укладываются в два метра и при этом каким-то непостижимым образом умудряются удерживать равновесие откровенно неустойчивой машины при вхождении в поворот на высокой (для такой конструкции) скорости.
На новых моделях тук-туков ветровое стекло — цельное (раньше было составное из трех частей). В стандартную комплектацию входит и стеклоочиститель с электроприводом. Правда, без омывателя. На площади зеркал не сэкономили: в них видно почти все, что происходит сзади по бокам.
Рынок aftermarket-деталей представлен безделушками в виде колпаков на колеса «под литье», солнцезащитных козырьков с различными мотивирующими надписями, а также наклейками, демонстрирующими жизненную позицию водителя. Многие самовыражаются еще и красочными картинками на спинке пассажирского сиденья. Примитивное сиденье драйвера некоторые меняют на автомобильное кресло. О пассажирах и в этом вопросе не думают ни водители, ни производители. Рекламный слоган изделия марки TVS King гласит: теперь обычный человек может путешествовать как король. Может, древнеиндийских королей такие условия бы и устроили. Но сейчас, во-первых, ни о каких путешествиях речи не идет. Максимум — небольшая поездка в магазин. А во-вторых, теперь даже обычным людям нужно больше комфорта. И безопасности.
Да, снова о безопасности. Есть «ценители прекрасного», которые непонятно зачем устанавливают «тюнинговое» подобие фигурной решетки между водителем и пассажирами. Ее дизайн выполнен в традиционном индийском стиле. Смотрится, может, и оригинально, но удариться о ее выступающие части при ДТП или резком торможении никому не желаю. Помните, что шлемы и ремни отсутствуют. За эту решетку лучше крепко держаться на протяжении всей поездки и ни в коем случае не отпускать. Для моторикш Bajaj RE 205 выпускаются и двери. Пластиковые. Сами понимаете, они создают лишь иллюзию защищенности, и только ограничивают обзор. К тому же увеличивают риск получения травмы при ДТП их обломками.
Используются тук-туки не только как такси, но и как фургончики для развозки и продажи еды и мороженого — как и «Муравьи» в свое время.
Немного о системе работы тут-туков в качестве такси на примере Шри-Ланки. Моторикши могут быть как в личном пользовании, так и арендованными. Количество единиц техники на одного владельца не ограничено. Главное — платить 7000 рупий (~3500 рублей) в год за каждую. Это плата за разрешение заниматься частным извозом на конкретном транспортном средстве и право занимать места на стоянках такси, которые принадлежат государству. Те, у кого имеется собственный тук-тук, а то и несколько, считаются, конечно, не миллионерами, но вполне обеспеченными людьми. Стоимость одного такого трехколесника со всеми налогами и растаможкой составляет примерно 2500 долларов. Для сравнения: отпускная цена с заводов в Индии — 1500 $. Арендаторы в среднем платят хозяину техники 1000 рупий в день. Все, что заработано сверху (а это в среднем 2000 рупий «чистыми» за 12 часов усиленного труда), оставляют себе. Но из этих же денег они оплачивают и бензин — примерно 250-300 рупий в день. Договор аренды обычно заключается долгосрочный — минимум на месяц. Будет ли арендатор платить за простой в выходные дни, зависит от политики владельца тук-тука. Мелкий ремонт (до 500 рупий) производится арендатором. А такой ремонт требуется примерно два-три раза в месяц. Все, что посерьезней — за счет владельца. Конечно, если причина неисправности не в аварии, в которой виноват водитель тук-тука, а в естественном износе. В крупнейшем городе Шри-Ланки — Коломбо — многие мототакси оборудованы счетчиками.
В среднем тук-тук живет семь-восемь лет. Самый старый аппарат, который мне удалось встретить — 2003 года выпуска. Когда машина окончательно приходит в негодность, ее сдают на металлолом — за что можно выручить примерно 10 000 рупий.
Диспетчерская служба отсутствует. Тут дела обстоят как с нью-йоркскими такси: экипаж можно поймать либо на стоянке, либо на дороге взмахом руки. На стоянках все соблюдают очередность. Никто никому физиономию не бьет. Доступ на точки свободный. Заплатил государству — пожалуйста, работай. Никто никого никуда не выгоняет. Нарушить своеобразный кодекс чести, который предусматривает свободную конкуренцию — себе дороже.
От произвола полиции и чиновников и от внутренних проблем водителей и собственников тук-туков защищает мощный профсоюз, который сами тук-тукщики в шутку именуют картелем, а себя называют не иначе как мафией. Каждый может рассчитывать на поддержку грамотных профсоюзных юристов при спорных вопросах в суде. Также тук-тук-драйверам предоставляется помощь в случае ДТП. Нет, речь идет вовсе не о крутых парнях с битами для крикета (самый популярный в Индии и Шри-Ланке вид спорта — прим. авт.), приезжающих на место происшествия, чтобы «объяснить» оппоненту, что он не прав, а о вполне легальной помощи адвоката в административных разбирательствах.
Профсоюз функционирует по принципу легального мотоклуба. Каждый платит взносы, но в то же время может в любой момент рассчитывать на помощь. Но и «подполья» тут тоже хватает. Например, тук-тукщики, подобно советским таксистам, нередко приторговывают алкоголем «из бардачка». Что очень удобно для туристов, если приспичило употребить ночью. Официально спиртное можно приобрести только в специальных алкошопах, которые работают до 21.00. А в праздник полнолуния (три дня подряд каждый месяц) его не купить вообще. В полнолуние Будда достиг просветления, поэтому — ни грамма на законодательном уровне. Но стоит остановить тук-тук, как тут же можно решить этот вопрос.
Возможно, у кого-то после моего рассказа возникнет негативное отношение к этому виду транспорта. Но вообще это весело. Некоторые тук-тукщики — философы, и в оправдание, мягко говоря, не самого лучшего качества своих услуг кое-кто приводит слова, якобы сказанные Аристотелем: «Счастье — это умение не обращать внимания на несовершенства». Так что, если вы все же решитесь проехаться на тук-туке, даже совсем немного, попросите Силы Вселенной помочь вам в пути, закройте глаза на неудобства и... будьте счастливы!
Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .
Социальные комментарии Cackle