Не отводя взгляда

14 июля 2016

Мотоциклетные шлемы со встроенной навигацией – перспективное направление в разработке высокотехнологичных систем. Один из самых многообещающих проектов – российский LiveMap.


Не отводя взгляда

Выпуск:
Журнал «МОТО» – июль 2016

Автор:
Александр ВОРОНЦОВ, фото автора и Art Business

Теги:
Шлем / Мотошлем / LiveMap / Навигатор / GPS /

Просмотры:
2406

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

Когда я только начинал работать в журнале «Мото», в нашу редакцию невесть какими путями попал шлем летчика-истребителя. Восхищенный заложенными в его системы возможностями, я поинтересовался: почему бы не реализовать их в мотоциклетном шлеме? Но старшие товарищи тут же мне разъяснили, что такие девайсы совершенно несовместимы с требованиями безопасности.

Андрею Артищеву повезло больше: мудрых товарищей поблизости не оказалось. Да и технические возможности за два десятка лет, мягко говоря, выросли. А началось все тоже с авиации: «В 2008 году я оказался на конференции Icamp, — рассказывает Андрей. И реализованные в авиационных шлемах возможности весьма меня впечатлили. Тогда-то я был уверен, что такие технологии применяются и в мотоциклетных шлемах, и, вернувшись в Москву, начал обзванивать магазины. Представляю, каким идиотом я казался! Ничего не найдя в продаже, я начал рыться в интернете — и с удивлением обнаружил, что этой темой никто не занимается. Потом появились подобные разработки — но это было уже потом.

Андрей Артищев держит в руках "фазу 2" - вполне рабочий прототип, на котором отрабатываются управление и эргономика серийного шлема.

Нет в продаже — значит, надо сделать самому! Но лишь занявшись этой разработкой вплотную, я понял ее сложность. Ведь у авиационного и мотоциклетного шлемов совершенно разные функции! Летный практически не защищает от ударов (лишь от потока воздуха при катапультировании), поэтому вся его электронная и оптическая начинка расположена в верхней части. Мы же вынуждены были переместить ее в переднюю часть, что предъявляет особые требования к компактности.

Первый прототип с проекционной системой поверх головы был отвергнут по соображениям безопасности.

Принципиальный вопрос: какой системе отдать предпочтение? Известны три: призматическая (используется в очках Google Glass и в проекте шлема Skully), с микродисплеем (в горнолыжных очках Oakley или Zeal, в проекте шлема BMW) и проекционная (в авиационных шлемах, в автомобильных системах). Мы выбрали самую перспективную — проекционную, в ее достоинствах можете убедиться сами».

Действительно — лучше один раз увидеть. Короткая примерка очков Google Glass, горнолыжных с микродисплеем и экспериментального LiveMap наглядно показала преимущества проекционной системы: лишь она избавляет от необходимости постоянно перефокусировать глаз — картинка как бы накладывается на трассу. Ролик можно посмотреть на сайте livemap.info.

«То, что Вы примерили, — это прототип, — продолжает пояснения Андрей, — но продвинутый, так сказать, „фаза 2“. Нам уже удалось разместить всю систему внутри шлема (за счет применения оригинальных асферических линз — на оптическую систему мы получили патент, еще несколько заявок в ходе рассмотрения). Некоторые оппоненты считают такую надстройку уродливой и небезопасной — но надо же понимать, что это лишь промежуточный этап. На пути к серийному производству мы планируем построить еще несколько прототипов — и будем работать и над созданием более компактной системы, и над повышением качества картинки.

Кроме навигационной системы (с функцией Showmap) наш шлем будет оборудован встроенной камерой. Причем управление — в основном голосовыми командами.

Один из прототипов. Можно разглядеть внутреннюю начинку шлема. Обратите внимание на асферические линзы. В центре - часть проекционной системы.

Сейчас над проектом работает международная команда: четыре человека из России, двое из Японии, двое с Тайваня и четверо американцев. Мы пытались привлекать сторонних — и весьма именитых — разработчиков, но это опыт скорее отрицательный. Финансирование? Наполовину из моих собственных средств, наполовину — за счет грантов, полученных от Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере по программе „Старт“ Департамента науки и предпринимательства Москвы, министерства образования и науки».

Второй прототип шлема LiveMap. Передняя "надстройка" в будущем станет меньше.

Производители шлемов проявили интерес к Вашей разработке? «Как ни странно, нет. У них и так все хорошо, и они проявляют удивительное равнодушие к новым идеям. Вот производители мотоциклов заинтересовались — Honda, Audi (которой принадлежит Ducati). Но, скорее всего, мы запустим в продажу LiveMap под собственным брендом. Конечно, впереди немало работы — но мы уже знаем, в каком направлении двигаться. Предзаказ можно сделать уже сейчас — с экономией 500 долларов от заявленной цены в 2000 $».

Так выглядят навигационные подсказки; картинкой можно управлять с помощью голосовых команд.





Материалы по теме:

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .


↑ Наверх