Ближе к телу

18 апреля 2013

«Узлы и детали дополнительного оборудования» несильно влияют на восприятие мотоцикла окружающими. А вот на мироощущение водителя – изрядно. Даже если это единственные пункты в «спеках» мотоцикла.


Ближе к телу

Выпуск:
Журнал «МОТО» – апрель 2013

Автор:
.Stinger, фото из архива автора

Теги:
Грипсы / Ручки / Приборка /

Просмотры:
6480

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

Объектов особого внимания, а если по-честному – дизайн-фетишей, в кастомайзинге и тюнинге немало. Баки, фары, стопари, а уж глушители-то!.. Но это – фетиши, так сказать, первого порядка. И заметны они тебе лишь до тех пор, пока не сел за руль. А вот когда завелся-тронулся-поехал…

Что толку во всех изысках, если ты жмешь на дешевую пластмассу кнопок штатных пультов, а перед глазами – унылая приборная панель, оставшаяся в наследство от конвейерного «донора»? И наоборот, поставив на стоковый (ну почти…) аппарат нестандартные рукоятки, ручки, пульты, подвергнув моддингу приборку и дополнив ее указателями (либо же секвестировав ее до тахометра размером с блюдце), получаешь ощущение собственного, а не типового рабочего места. 

Итак, органы управления и контрольные приборы. Начнем со вторых. С точки зрения «тру-кастомайзера», лучшая приборная доска – ее отсутствие. Но на практике, если собираешься ездить быстро и помногу, как минимум без спидометра не обойтись. 

А по-хорошему – приходится дополнять штатную панель. Индикатором включенной передачи, указателем давления в шинах, блинкером максимальных оборотов, термометром, а на «двухтактниках» – термопарой на выпуске и соответствующим индикатором… Да и тахометр далеко не всегда входит в штатное оборудование мотоцикла.

По происхождению все приборы делятся на три неравные группы: «каталог», «антиквариат» и «модифайд». С первыми, казалось, просто: листаешь фолианты Motogadget, Stack или Translogic и выбираешь что по вкусу и цене. Но мы же не ищем легких путей, правда? А потому имеет смысл порыскать еще. 

На поверку и в бюджетном сегменте могут предлагаться достойные девайсы. Например, мини-приборки Stage 6 с лаконичным, но ярким дизайном, хорошо вписывающиеся как в хайтековую внешность, так и – на контрасте – в антураж рэтлукового лоурайдера. (Вообще говоря, в скутерных каталогах много любопытных вариантов – в том числе сделанных в классическом дизайне и предназначенных для замены аутентичных, но с цифровыми указателями и дополнительными лампами). 

Известны случаи перехода на механический выжим сцепления и «полугидравлический» переднего тормоза ради установки рычагов «немецкого типа» (с основанием в конце руля).

А еще есть автомобильные каталоги, где присутствуют приборы (AutoGauge, VDO) дизайна не менее стильного, но ценой увесисто дешевле. Вот только влагозащищенность их не совсем, извиняюсь за каламбур, фонтан. 

«Антиквариат» ищется… вот именно, на развалах старьевщиков, мотоциклетных и автомобильных. Необязательно гнаться за культовыми Smiths и Veglia, хватает вариантов ценой подешевле и дизайном поинтереснее (вспомним перевернутый овал «Явы-старухи»), да и спидометры автомобилей 30–50-х удивят разнообразием форм и своеобразием дизайна шкал – а что размера изрядного, так для тех же кафе-рейсеров самая круть! 

Отдельный разговор – кастомайзинг приборов. Не столько комбинаций в сборе (у большинства аппаратов маска просится если не на замену, то на покраску или винил), сколько самих приборов. 

Самый простой метод – нарисовать шкалу на собственный вкус, с иными шрифтами или вовсе символами. (Нелишне здесь помянуть вариант, любимый британскими стритрейсерами середины 90-х: цифры на циферблате из прозрачного или цветного оргстекла, часто с дополнительной подсветкой внутри корпуса.) 

Немногим сложнее инсталляция контрольных ламп (светодиодов) внутрь шкалы. Определенную технологическую сложность представляет лишь развальцовка обода стекла – если с современными пластмассовыми приборами это не особо проблематично, то с металлическими корпусами без помощи реставраторов не обойтись, как и без их косых взглядов в сторону человека, решившего «испортить старинную вещь». 

Перечисленное деление на группы относится лишь к каждому отдельному компоненту. Не вижу ничего несочетабельного, если, скажем, поместить на заботливо вырезанной и кропотливо засверленной пластине огромный спидометр от «Победы», внутри его шкалы инсталлировать цепочку светодиодов, позаимствованную вместе с электроникой от Koso’вского лямбдометра, а зеркала поставить со встроенными лампами-индикаторами (скажем, гламурные Motogadget). 

Фьюжн – краеугольный камень современного «массового» кастомайзинга, не слишком зависимого от критериев, применяемых судейскими бригадами Чемпионата AMD. На «фирму», «антиквариат» и «модифайд» делятся и ручки-рычаги-пульты. Ну разве что на ретробарахолках не имеет смысл брать аутентичные грипсы – они давно рассохлись от старости – но ретростайловый новодел проще найти именно там. 

В том числе с нужным логотипом. Какого дизайна – дело вкуса; отмечу лишь, что новомодные ретрогрипсы бочкообразной формы пусть ненамного, но удобнее обычных – вот только после них к стандартным приходится привыкать не один десяток километров, что имеет значение, если мотоцикл у вас не единственный. Еще один момент – чем шершавее поверхность грипсов и чем тоньше кожа ваших перчаток, тем последние будут служить меньше. 

Причем быстрее всего убивают перчатки хоккейная обмотка руля – и любимые чоппероводами грипсы из губчатой резины. (Но иногда повышенный зацеп необходим – скажем, если решитесь перейти на выжим сцепления вращающейся левой рукояткой.) И наоборот, обмотка из тонкого и узкого кожаного ремня дружелюбна к перчаткам, но быстро теряет вид сама, если ездить не только в сухую погоду. 

Теперь о рычагах управления. Подбор длины связан лишь с тем, сколько пальцев вы задействуете при выжиме сцепления и торможении – у каждого свои привычки. Ширина рабочей части рычага важна для тех, у кого сухое (или просто тугое, как на Harley) сцепление – с передним тормозом не так критично. 

Увы, большинство тюнинговых рычагов значительно ýже штатных. Достойный тому пример – рычаги из каталога BMW (подходящие и к некоторым другим мотоциклам с машинками Brembo): будучи короче и ýже штатных, они (точнее, он – левый) вызывают потерю работоспособности кисти раза в полтора быстрее. 

Не лучше и самостоятельный моддинг стоковых рычагов – я про ставшее модным сверление цепочки отверстий на рабочей поверхности. Все хорошо в меру. И совсем вопиюще вопрос эргономики стоит при выборе пультов. Например, главного фетиша сезона – круглокнопочных узлов а-ля MotoGP. 

Спору нет, выглядят они круто – причем вне зависимости от стиля и типа вашего мотоцикла. Но удобно только в гонках, при переделке под гражданское использование алгоритм включения-выключения поворотников еще менее привычен и уж точно менее удобен, нежели у харлеевских пультов, любимых многими за свой дизайн. 

Обильное сверление – олдскул-альтермода последних лет – особенно интенсивно используется в моддинге «приборок» и рычагов.

С другой стороны, ничто не мешает перепаивать эти кнопки на ваше усмотрение – например, обеспечив выключение обоих указателей отдельной кнопкой. И это лишь один из примеров. Скажем, инсталлируя кнопки непосредственно в руль, добиться оптимальной эргономики практически невозможно. Как и используя антикварные пульты. Даже если на них оставить только поворотники слева и свитчкиллер справа, а переключать режимы света тумблерами, убранными на приборную панель, либо сбоку под седлом (там, где у чопперов принято ставить замок зажигания) или совместить переключатель с замком, позаимствовав готовый узел от все той же «Явы-старухи». 

В любом случае, как видим, обустройство рабочего места – занятие не менее творческое, нежели «крупные мазки» в стайлинге мотоцикла. Да, результаты оценит куда меньше народу, чем заковыристый «прямоток» или а-ля карбидную фару – вот только среди этих немногих может оказаться не только гуру кастомайзинга, но и усиленно обхаживаемая летним вечером блондинка. Бабы, они куда большее внимание уделяют мелочам, чем многие из нас думают!

Многие современные доп. приборы (например, Koso) крайне болезненно относятся к скачкам напряжения в бортсети.

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .


↑ Наверх