- Техника
- Тесты
- Рынок
- Сообщество
- Ремзона
- Спорт
- Копилка
20 октября 2017
С 20 октября вступает в силу новый административный регламент. Фактически это устав дорожно-патрульной службы, именно им руководствуется инспектор, выходя на дорогу. Документ большой – более сотни страниц убористого текста – так что в рамках статьи его невозможно детально осветить. Поэтому остановимся на самом важном.
Пожалуй, наиболее значимое изменение -– вычеркивание справки о ДТП из списка документов, которые обязаны выдавать в Госавтоинспекции при оформлении документов о ДТП. Честно говоря, практической пользы в справке о ДТП нет. Всю необходимую информацию можно узнать из иных документов – протокола, постановления, схемы ДТП. Но есть одно больше но: в законе об ОСАГО справка о дорожно-транспортном происшествии фигурирует в списке документов-источников персональных данных, которые пострадавший должен передать в страховую компанию. Найти этот абзац непросто: смотрите п. 7 главы 30 «Информационное взаимодействие».
В результате получается, что при отсутствии справки о ДТП страховая компания имеет законные (!) возможности отказать в возмещении либо неоправданно затягивать с ним, поскольку в том же законе об ОСАГО указано, что отсчет начинается с «со дня принятия к рассмотрению заявления потерпевшего о страховом возмещении или прямом возмещении убытков и приложенных к нему документов, предусмотренных правилами обязательного страхования».
Справка о ДТП указана так же в документах при страховке по КАСКО.
Непонятно, с чем связана такая нестыковка в законодательстве. Это извечное российское раздолбайство либо существует некий глубинный смысл? Фанаты теории заговора наверняка заметят, что страховщикам выдали увесистый козырь в борьбе с криминальными автоюристами. Но как бы под эту гребенку не попали сотни тысяч обычных водителей, которым для получения компенсации придется обращаться в суд. Наверняка при незначительном ущербе многие махнут рукой на возмещение и не станут обивать пороги служителей Фемиды.
Справка не нужна только при оформлении аварии по европротоколу. Но в этом случае лимит всего 50 тыс. руб. В Москве и в Питере, а так же в Московской и Ленинградской областях сумма возмещения увеличена 400 тыс. руб. Увы, эксперимент толком не работает, поскольку необходимо выполнение ряда требований. В частности, фиксация аварии специальным оборудованием на основе GPS или ГЛОНАСС. По факту такового до сих пор не существует. Показания обычных навигаторов, несмотря на функцию геолокации, условиям закона не удовлетворяют.
Вопрос серьезный и мы обратились за разъяснением в Российский союз автостраховщиков. Вот что нам ответили:
«В законе об ОСАГО, а именно в пункте 5 статьи 11, указано, что «для решения вопроса об осуществлении страхового возмещения страховщик принимает документы о дорожно-транспортном происшествии, оформленные уполномоченными на то сотрудниками полиции, за исключением случая, предусмотренного статьей 11.1 настоящего Федерального закона». Таким образом, для решения вопроса о страховом возмещении страховщик должен получить документы о ДТП, оформленные сотрудниками полиции, за исключением того случая, когда работает процедура «европротокола», также предусмотренная законом. Если «европротокол» не может быть применен (например, когда имеются разногласия между участниками ДТП), то закон не дает страховщику права считать одного водителя потерпевшим, а другого – ответственным за причинение вреда, если нет документов, оформленных сотрудниками полиции. А такое вполне возможно, поскольку административная ответственность наступает далеко не во всех случаях, когда произошло столкновение автомобилей, например, если водитель не учел метеоусловия и видимость в направлении движения.
В случае если страховщик получил заявление о страховом возмещении по ОСАГО, но нет ни «европротокола», ни документов из полиции, действует следующий порядок. Заявителю нужно обратиться в суд, который установит распределение ответственности за причинение вреда в данном ДТП. В решении суда будет указано, кто именно является потерпевшим, и именно он получит страховое возмещение. Российский союз автостраховщиков полагает, что такая процедура является крайне неудобной для граждан. И мы не рискуем даже предположить, насколько это затянет сроки осуществления возмещения.
МВД указывает на то, что вся информация о ДТП содержится в заполненном извещении о ДТП. Действительно, закон об ОСАГО предписывает участникам ДТП заполнять бланки извещений о ДТП, но это может стать основанием для возмещения по ОСАГО только в одном случае – когда выполнены условия «европротокола», что подтверждено подписями двух водителей в оформленном извещении о ДТП.
По нашей информации, Госавтоинспекция готовит разъяснения для своих сотрудников о том, что в документы о ДТП будут вноситься сведения (номер полиса ОСАГО, характер повреждений), необходимые страховщику. По запросу пострадавшего страхователя будет выдаваться копия такого документа, которую он сможет представить в страховую компанию. Мы рассчитываем, что такая процедура заработает». Если перевести с юридического на русский язык, то РСА говорит о том, что страховщики не будут платить без предъявления документов, определяющих – кто пострадавший, а кто виновник. Что, в принципе, логично. При этом РСА аккуратно избегает термина «справка», хотя в законе об ОСАГО он фигурирует.
Указана она и в списке документов на сайте РСА.
Для определения виновника аварии страховщикам нужно будет запросить из Госавтоинспекции другие документы: протокол или постановление по делу, протокол осмотра места ДТП. Это все тоже документы, составляемые полицией. Безусловно, на запрос уйдет какое-то время, и процедура получения возмещения затянется. Более того, сейчас у страховщиков появляется возможность растягивать сбор необходимых документов на длительный срок. Либо вообще быть формалистами: в законе указана справка – давайте ее!
Проблема серьезная и мы будем и дальше освещать ход развития событий. При возникновении сложностей со страховой компанией направьте письмо на адрес info@moto-magazine.ru либо опишите свою проблему на наших страницах в соцсетях.
Односторонний отказ от выдачи справок напоминает фурункул: проблема будет накапливаться, а тяжесть последствий зависит от оперативности вмешательства. Очевидно, что необходимы изменения в закон об ОСАГО либо коррективы в административном регламенте.
Дело не быстрое, а народ бьется регулярно. Российская практика показывает, что в подобных ситуациях начинают действовать не законы, а приказы и подзаконные акты: страховщики должны четко определить список документов и алгоритм их получения. Ждем!
Временные ограничения
Следующий момент, озаботивший многих правозащитников: разрешили использовать камеры фото-видео фиксации в зоне действия временных знаков. Вроде бы это сделано по просьбе дорожных служб, но существуют опасения, что временные знаки станут отличным средством для сбора денег с водителей. Правда, Госавтоинспекция обещает, что будет тщательно контролировать установку таких камер: заранее станут вводить время действия комплекса, соответствующее периоду ремонта. Если нарушение зафиксируют в неурочный срок, то штрафовать не станут. Верится, конечно, в это с трудом. К тому же комплексами станут рулить не инспекторы, а коммерческие службы, для которых значимым показателем будет только итоговая сумма. И к безопасности дорожного движения это не имеет никакого отношения!
Справедливости ради стоит отметить, что действовавший ранее запрет на использование камер фиксации в зоне действия временных знаков не распространял на гражданские структуры, которые чаще всего сейчас работают с комплексами фиксации. Поэтому ожидать «всплеска» активности, пожалуй, не стоит.
Сотрудники ГИБДД должны следить за тем, чтобы временные знаки убирали сразу же по окончании ремонта. Если этого не произошло, то не ленитесь: сфотографируйте их и направьте письмо в прокуратуру.
Остановка по требованию
Если предыдущий регламент указывал, что для проверки документов можно останавливать только на стационарных постах, то сейчас этот пункт убрали. Справедливости ради стоит признать, что за последние 10 лет многие посты закрыли – сейчас и останавливать толком негде. Так же и ранее была возможность найти законный предлог для остановки. Например, если есть достаточные основания полагать, что водитель нарушил ПДД либо машина находится в розыске. Границы «достаточных оснований» размыты, так что и раньше была возможность остановить практически любого. Поэтому не стоит опасаться повальных облав на дорогах – в ходе реорганизации ДПС существенно сократили, лишних инспекторов банально нет.
Улыбайтесь, вас снимают!
Убрали пункт, запрещающий инспектору препятствовать фото-видео съемке. Но это не означает, что снимать нельзя. Существуют исключения, изложенные в Законе о полиции. Например, контртеррористическая операция. Но инспектор обязан объяснить, по какой причине его нельзя снимать. Варианты типа «я на службе» не проходят. Поэтому снимайте спокойно – это разрешено. Иное дело, что нельзя выкладывать съемку без согласия фигурирующего на ней человека. В этом случае он имеет право обратиться в суд с требованием убрать запись, а так же компенсировать ущерб. Но поскольку доказать ущерб сложно, то и подобных обращений мало. Опытный народ не выкладывает съемку от своего имени и при предъявлении претензий говорят о том, что карту памяти потерял и публикацию сделал неизвестный. Есть и минус в такой подстраховке: лайки собирает кто-то другой - виртуальный.
И «на посошок» о поведении служивых. Убрали пункт о том, что инспекторам запрещено курить при общении с водителем. Но это не означает, что все дружно станут общаться с цигаркой во рту. Существует кодекс этики служебного поведения государственных служащих и нет смысла дублировать его требования в иных документах.
Поэтому Госавтоинспекция планирует и в будущем вести себя корректно и надеется на такое же поведение со стороны мотосообщества.
Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .
Социальные комментарии Cackle