В тесноте, да не в обиде

26 мая 2016

Многих двухколесный транспорт соблазняет именно своей всепролазностью. А жители больших городов, вынужденные по несколько часов в день проводить в пробках, особенно остро ценят возможность ехать, когда все стоят. Но делать это безопасно умеют не все. Научим!


В тесноте, да не в обиде

Выпуск:
Журнал «МОТО» – май 2016

Автор:
Анатолий БОГОМОЛОВ, фото автора

Просмотры:
4513

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

Как мы уже рассказывали в предыдущих выпусках «Школы выживания», чем меньше пространство для маневра, тем ниже должна быть скорость. В плотном потоке крайне опасно двигаться с превышением его скорости даже на 30-40 км/ч. Почему?

Во-первых, плотный поток заведомо медленный, и водители рассчитывают всю дорожную обстановку исходя из своей скорости и физической невозможности двигаться быстрее (большинство так и не приучило подсознание к существованию на дороге мотоциклов). Во-вторых, на небольших скоростях автомобили способны мгновенно изменять траекторию (если случится объехать люк, яму или предмет на дороге или если водитель вдруг захочет припарковаться), однако, к примеру, 36 км/ч соответствуют 10 м/с, т.е. за 0,1 с — время реакции водителя — ТС переместится на 1 м. А метр в плотном потоке может стать фатальным.

Практически безопасной можно считать скорость опережения 15-25 км/ч. И она зависит от скорости потока. Больше всего внимания требуется от мотоциклиста, когда поток движется со скоростью 10-30 км/ч: водители расслаблены, могут отвлечься на разговоры, навигацию, соседние машины, они почти не чувствуют скорости и часто почти не держат руль и не смотрят в зеркала. На 30-50 км/ч включается внимание, но будьте бдительны: тут водители начинают искать дырки в потоке, ускоряются, чтобы вклиниться в другой ряд и т.п. На таких скоростях лучше вообще не обгонять, а сосредоточиться на выборе оптимальной полосы и своего места в ней. Ведь в этом и состоит главное преимущество малогабаритного транспорта — легкость маневрирования! Только в том случае, если ряды не перемешиваются, можно аккуратно опережать автомобили, желательно не петляя из ряда в ряд (это и возможно как раз тогда, когда рядность сохраняется и вы выбрали оптимальное место на дороге — см. «Мото» № 4-2016).

А вот полностью остановившийся поток позволяет мотоциклисту большую свободу. Но есть два непременных условия: просматриваемость дорожной ситуации и просчитывание возможных неожиданностей. Практически в плотном потоке достаточно просматривать на расстояние «островка безопасности» — широкой дырки в потоке, позволяющей свободу маневра и обеспечивающей хороший обзор. Только в этом случае объезд стоящего транспорта можно считать безопасным. Если же вы, скажем, втиснулись между самосвалом и бордюром и не можете проехать дальше из-за того, что «коридор» сужается, это ошибка. Стоит водителю самосвала не заметить, что в слепой зоне примостился мотоцикл, и ДТП обеспечено. Поэтому не пускайтесь в «слепые» лабиринты даже в стоящем потоке. Вы всегда должны быть видимы в тот момент, когда поток возобновит движение. В этом отношении встать рядом с водительской дверью легковушки куда безопаснее, чем с дверью КаМАЗа.

Возможные неожиданности среди стоящих автомобилей обычно связаны или с внезапно распахнутой дверью, или с появлением пешехода. В этом плане длинный борт троллейбуса куда безопаснее ряда легковушек (особенно вставших в правом ряду) или фургончиков, перекрывающих обзор. Однако в любом случае скорость выше 40 км/ч среди стоящих авто — опасна.

В тесноте особенно важно чувствовать габариты. И если вы новичок за рулем, на первых порах обязательно оборачивайтесь и контролируйте, проходит ли задняя часть вашего мотоцикла или скутера вслед за передней. С передней частью проще: можно покачать рулем, огибая зеркала, можно сложить свои. А вот сзади габарит часто несимметричен: выступает глушитель. Помните про это и оседлав незнакомый мотоцикл.

А сколько ДТП приносят первые поездки с боковыми кофрами! Едва ли не каждый пятый мотоциклист попался на этом. Причем опытные страдают чаще: они уверенней штурмуют узкие места, забывая, что габарит изменился. Хорошо еще, если после контакта удастся удержать мотоцикл на колесах!

Для этого важно, чтобы водитель мог устойчиво опереться ногой и удержать вес мотоцикла. В пробке придется делать это много раз. И если вы с трудом достаете асфальта носком мотобота, а мотоцикл тяжелый, не поленитесь, отрегулируйте высоту подвески или седла, чтобы чувствовать себя уверенно даже в тесноте городских пробок.

Грузовик загораживает обзор, поэтому проскакивать в эту щель на скорости не стоит.


Лучше держаться позади троллейбуса и, когда обзор открылся (напомним, машины слева практически стоят), спокойно опередить.


Останавливаться в плотном потоке нужно в зоне видимости. В случае с легковым автомобилем лучше всего поравняться с водителем или встать чуть впереди.


Проезжая по правой части полосы вдоль «обрыва», учтите, что опоры для правой ноги здесь нет. Поэтому или оставляйте запас слева, или будьте готовы к «уходу» вниз в случае помех. Легкий мотоцикл или скутер позволяет держать в голове такой вариант.


Благодаря своей маневренности мотоцикл способен перестраиваться даже перпендикулярно рядам, не нарушая спокойствия стоящих автомобилей. Только внимательно смотрите, не едет ли между рядами другой двухколесный!


Самая напряженная ситуация обычно возникает, когда поток движется с небольшой скоростью, да еще хаотично. В этом случае не стоит усугублять напряженность крутыми маневрами. Опережайте и маневрируйте плавно, дождитесь, пока появится достаточный просвет между рядами или в потоке.


Благодаря низкому центру тяжести скутер устойчив на малых скоростях, а пониженная высота седла обеспечивает надежную опору ногам и позволяет контролировать наклон аппарата.


Чтобы обогнуть зеркала, нередко мотоцикл приходится наклонять. Иногда же достаточно просто качнуть рулем, даже не опираясь на ногу.


Вы думаете, что мотоциклу здесь не проехать? Ошибаетесь! А вы, водители авто, не беспокойтесь: мотоциклисты не меньше дорожат покраской своих «коней», чем вы – своих.




 

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .

Социальные комментарии Cackle
↑ Наверх