- Техника
- Тесты
- Рынок
- Сообщество
- Ремзона
- Спорт
- Копилка
28 августа 2015
Выпуск:
Журнал «МОТО» – август 2015
Автор:
Ришат СУЛТАНОВ, фото автора
Просмотры:
5232
Не имея «правильного» мотоцикла для этого непростого маршрута, решил ехать на том, что есть — китайском 150-кубовом Patron Indigo. Мы с ним уже проехали всю республику Башкортостан и несколько поволжских регионов, намотав около 30 000 км. Многие отговаривали от задумки, ссылаясь на опасности и недостаточный опыт, твердили, что аппарат дороги не выдержит. Но желания двигаться к новым горизонтам во мне больше, чем страха. Решил так: спорить ни с кем не стану, а буду спокойно готовиться к походу. Родным о своих планах сообщил за несколько часов до старта. Не о всех планах...
С началом священного месяца Рамадан я и «Патрон» взяли курс из Уфы к Астане, столице Казахстана. По дороге к границе заехал в родную деревню Аралбаево, что на юге Башкортостана, где проходил праздник «Хаумыхыгыз ауылдаштар» («Здравствуйте, односельчане!»). В этот день все, кто жил там в разные годы, приезжают в деревню, а жители выносят на улицу столы с угощениями и встречают гостей. Любой человек может полакомиться различными яствами. Я был рад снова увидеть своих родственников, особенно дедушку Давлетбая Исанбаева, ветерана Великой Отечественной.
Праздник пролетел весело и быстро, и вот я снова на дороге. По пути заехал в... Париж. Это село, которое получило такое название в начале XIX века, после того, как российская армия, в состав которой входила башкирская конница, победила Наполеона, а вернувшиеся с войны башкирские воины называли новые деревни в честь покоренных городов. Так на карте появились новые Париж, Лейпциг, Варна и другие села.
До границы добрался поздно ночью. Народу мало, оформление заняло не больше получаса. Первый перегон был утомительным, поэтому, проехав с десяток километров, поставил палатку недалеко от трассы. Под утро сильно замерз, а еще очень хотелось отведать чего-нибудь домашнего. Не успел об этом подумать, как пришло SMS от мамы: «Может, все-таки передумаешь и вернешься? Холодно тебе, наверное. Я как раз пирожки твои любимые испекла...» Мамы они такие — сердцем чувствуют!
Собрав волю в кулак, отправился дальше через Рудный и Кустанай. Когда придорожный щит возвестил: «Астана 745 км», начался дождь, который преследовал меня практически весь путь по Казахстану. Ехать под проливным дождем не так уж тяжело, если есть хороший дождевик. А вот ямы на дороге из-за плохой видимости становятся проблемой, и скорость падает. После нескольких часов такой езды начала одолевать усталость, и в один момент я чуть не отключился. Правая рука ослабла, приспустив ручку газа. Мотоцикл резко сбавил ход, качнулся в сторону, и я очнулся.
Встретил байкера, возвращающегося из Алтая через Казахстан на мотоцикле моей мечты — BMW R1200GS Adventure. Пообщались и разъехались каждый своей дорогой. А через пару часов повстречал парня, который уже три с половиной месяца едет из Гонконга в Европу на велосипеде.
Известный мототурист Крис Скотт в своей книге пишет, что канистра с бензином нужна только в Африке, где заправок нет на участках до 600 км, а в других регионах тащить запас топлива не оправдано. Послушав опытного байкера, я оставил специально купленную 5-литровую канистру дома. И стоял теперь с почти пустым баком на АЗС с табличкой «Топлива нет». Может, и прав мистер Скотт, но лучше иметь запас хода хотя бы на 100 км. Для моего «Патрона» это три литра бензина.
На заправке сказали, что «топливо привезут, но когда — неизвестно». Следующая заправка через 90 км, а бензина лишь на половину пути. Но какой смысл ждать, если дорога не без добрых людей? Кто-нибудь остановится и поможет с топливом.
Еду дальше. К проливному дождю присоединился сильный ветер и начал таскать мой легкий мотоцикл по трассе. Невольно вспомнилась «Ария»: «И, словно щепкой в океане, нами тешились шторма».
Через 42 км я встал. К моему удивлению, машин остановилось довольно много, но из-за конструкций заливной горловины слить горючее не получалось. И вот появилась старая советская «Волга», водитель которой — дядя Володя — бесплатно залил мне три литра бензина и пожелал счастливого пути!
Дождь не прекращался, лишь менял интенсивность. И все же мы с «Патроном» прошли около 600 км. До Астаны оставалось чуть более 300 км, и я решил сделать передышку. Заехал под навес неработающей АЗС. Желание за раз «съесть» оставшееся расстояние отбили накатившая сильнейшая усталость и усиливающаяся непогода. Посмотрел на часы: 21:00. Решено — ночую здесь. Накрыл мотоцикл, поставил палатку под навесом и моментально уснул.
Планы выехать пораньше разрушены очередными трудностями с заправкой. На одной АЗС не брали рубли, на другой — плохой курс. Пришлось ехать до банка и ждать открытия. Мораль — нужно заранее запастись валютой той страны, куда едешь.
Погода улучшилась, да и дорога стала намного ровнее. И вскоре я оказался в новой столице Казахстана. Несмотря на пасмурную погоду, здесь я провел три прекрасных дня. Объездил весь город и много прошел пешком. Астана — современный город, где гармонично сочетаются современные архитектурные решения с традиционными восточными строениями. Достопримечательности расположены на приличном расстоянии, а между ними разбиты аллеи и парки. Байтерек, Ханшатыр, мечеть Нур и многое другое. Но главное достояние любого города — это люди. Жители Астаны всегда легко шли на контакт. Почти на каждом светофоре люди из машин расспрашивали о поездке и желали удачи. Иногда я и сам подъезжал к кому-нибудь, чтобы завязать короткую, дружескую беседу. А гуляя по улицам, расспрашивал прохожих, даже если знал, куда мне идти. Приезжая в новое место, я стараюсь прочувствовать его характер, ритм, настроение, дыхание. Астана мне показалась городом с громадными, возможно, дерзкими планами на будущее. Родился он недавно, но большими шагами движется вперед, чтобы заявить о себе миру, стать его значимой частью.
Добраться до Алм-Аты рассчитывал за один день, но непрекращающийся дождь внес коррективы. Я осилил около 650 км (чуть больше половины пути) и сделал остановку на озере Балхаш. Там много домиков для туристов. Но, видимо, что-то в моем облике создавало впечатление, что я состоятельный турист, и мне озвучивали цену в три раза выше реальной. В итоге заночевал в палатке.
Поутру прогулялся вдоль озера и отправился дальше. А к вечеру благополучно добрался до южной столицы Казахстана. Не знаю, что опаснее: побриться бензопилой или проехать в час-пик по Алма-Ате на мотоцикле. В это время здесь правил нет! Соблюдают только сигналы светофора, остальное — бдительность и наглость — на ваше усмотрение. Немного потолкавшись, я припарковался около торгового центра и, попивая чай, наблюдал за происходящим вокруг, пока все не стихло. А затем поехал смотреть город.
В мечети мне предложили крышу над головой, но я решил, что это слишком просто. Еще перед стартом я договорился о ночлеге в ряде городов. Но в какой-то момент осознал, что слишком много планирую, и решил довериться случаю. Пусть все развивается своим чередом, ведь у меня путешествие, а не турпоездка! И вопросы буду решать по мере поступления. Так и здесь: решил найти жилье самостоятельно. В итоге заблудился. На одной из улиц попал под знак «Движение мототранспорта запрещено». ГАИ тут как тут. Диалог характерный: угрожают забрать права, потом предлагают решить на месте. Цену удалось скинуть вдвое, но все равно вышло ощутимо — 3000 рублей.
Около двух часов ночи на одном из перекрестков со мной поздоровался водитель попутной машины, а на следующем спросил: «Заблудился?» Я отвечаю: «Да». Остановились у обочины, познакомились. Он стал обзванивать знакомых. И в итоге я оказался в роскошном доме прямо у подножия знаменитых Алма-Атинских холмов. Погрелся в сауне, поплавал в бассейне, поужинал и лег спать. И все это мне обошлось... в ноль рублей! Был приятно поражен гостеприимством алмаатинцев.
Недалеко от города есть очень красивое место — Чимбулак. Это популярный горнолыжный курорт на хребте Заилийский Алатау. Подняться туда можно по канатной дороге с тремя пересадками, а можно и пешком, но очень уж далеко идти. Стоимость подъема 3500 тенге (около 750 рублей). Но мне повезло: я попал сюда в день рожденья президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, и подъемник работал бесплатно. Наверху довольно прохладно, но с вершины открываются отличные виды.
Перед отъездом из Алма-Аты по примеру ведущей телепрограммы «Орел и решка» решил заглянуть на Кук-базар (центральный рынок города) и там перекусить. По пути познакомился с местными ребятами на макси-скутере: спросил дорогу, а они предложили сопроводить. Базар оказался закрыт. Когда парни узнали, что я решил там поесть, то долго смеялись и недоумевали, как такая глупая идея пришла в голову известной телеведущей: «Там же антисанитария и ужасное отношение к посетителям!» Сам проверить, естественно, не смог. А мои новые товарищи Руан и Нурсултан отвезли меня в кафе и плотно накормили. Нурсултан — призер различных музыкальных конкурсов и в будущем надеется получить звание Народного певца Казахстана. После обеда прямо за столом он исполнил душевную казахскую песню. А потом ребята сопроводили меня до трассы на Бишкек.
Я придумал еще одно испытание-развлечение: следующую тысячу километров проехать без помощи навигатора и карты, а также не смотреть на часы. Это поможет больше контактировать с населением и придаст дополнительный интерес поездке. Нужное направление узнавал на заправках, светофорах и в придорожных магазинах. Все легко шли на контакт, а несколько раз меня бесплатно накормили, часто давали фрукты и орехи в дорогу. Забегая вперед, скажу, что за эту тысячу я лишь однажды свернул не туда, да и то ночью. Решил продолжить эксперимент и проехал таким образом еще около 6000 км.
Дорога до погранперехода с Кыргызстаном заняла около четырех часов. Не доезжая пункта контроля, уперся в приличную пробку — машин тридцать. Объехал затор и понял, что это не пробка вовсе, а очередь на границу. Позади сигналы и выкрики из автомобилей. Встав перед шлагбаумом, пересекся глазами с важным начальником (судя по форме), которому рефлекторно махнул рукой в знак приветствия: «Ас-саляму алейкум!» А он со словами «Алейкум ас-салям!» махнул рукой в ответ. Крики и сигналы тут же смолкли. Люди, наверное, подумали, что он мой знакомый, и смирились. Ну так уж вышло, я не нарочно.
Проехав за шлагбаум, пошел в комнату для проверки документов. Внутри 30-40 человек терпеливо ждут своей очереди. Снова вышел на улицу и увидел плакат с изображением Салавата Юлаева с патриотическим текстом. Достал фотоаппарат и только успел сделать кадр, как меня обступили трое пограничников. И тут началось... Задавали вопросы хором, каждый по три подряд: «Видишь знак „съемка запрещена“? Зачем снимаешь? На штраф напороться хочешь? Ты границу у нас будешь часами проходить! Что успел наснимать? Давай показывай!» Один выхватил камеру из рук. «Ты откуда едешь? Куда едешь?» «Еду из Уфы в мотопробег по Средней Азии, — отвечаю. — Заснял лишь Салавата Юлаева, это наш национальный герой. Хотел дома друзьям показать, и многим приятно будет, что у вас его изображение висит, да еще с таким патриотическим текстом!» Они переглянулись, заулыбались и сменили гнев на милость: «Мы все понимаем. Вы для нас братский народ. Но пойми, снимать тут правда нельзя». «Я понимаю, не знал...» «Слушай, ты здесь до ночи можешь простоять. Пошли с нами!» Подвели без очереди к посту, где меня и мою технику осмотрели взглядом. Я лишь ответил на вопросы по поездке: где был, что видел, куда собираюсь ехать. И все.
Следующий пост — Кыргызской республики. Меня предупредили, что кыргызы будут тщательно досматривать и ко всему придираться. Но все прошло как по маслу.
Спустя немного времени я въехал в Бишкек. При первой же остановке, чтобы уточнить дорогу, знакомлюсь с человеком, который после минуты общения предлагает остановиться на ночлег у него дома. Так быстро жилье еще никогда не находил! Эту ночь и следующей день провел в прекрасной, дружеской атмосфере стараниями Михаила, его жены Марии и тети Ольги.
В Бишкеке возникли трудности с деньгами: ни в одном из банкоматов и банков ни с одной из карт не удалось снять наличность. Пришлось звонить домой и просить перевод. Пока деньги шли, настал вечер. Выезжал из Бишкека на исходе дня.
Следующая остановка — жемчужина Кыргызстана озеро Иссык-Куль. Не проехал и половины пути, как резко стемнело, начался дождь. Вдобавок пошла горная местность с массой аварийных и ремонтируемых участков, где я как никогда ощутил нехватку хода амортизаторов.
В одной из деревень какой-то юнец бросил в меня камень (благо не попал). А на выезде подъехал к двум девушкам спросить дорогу, а через мгновение услышал крики. Оборачиваюсь — ко мне бежит толпа людей. Ждать не стал, просто дал газу...
Добрался до озера лишь поздно ночью. Но даже в это время оценил все великолепие места! При свете полной луны серебрилась ровная гладь воды, в которой тонули звезды.
Еще до старта слышал несколько историй о нападениях на ночующих в палатках туристов. В них злоумышленники били спящих ножом через тонкую стенку. Первые несколько ночевок были тревожными: каждый шорох мнился потенциальной угрозой, и я еще долго прислушивался, прежде чем уснуть. Вскоре придумал способ, минимизирующий неожиданное нападение: палатку со стороны головы нужно поставить вплотную к дереву (кусту, большому камню), сбоку вплотную — мотоцикл, но так, чтобы он был наклонен в противоположную от палатки сторону, самому ложиться внутри со стороны мотоцикла, а в середине палатки навалить сумки, экипировку и т.п. Вероятнее всего нападение произойдет со свободной стороны, и бить будут в центр. А у меня останется несколько секунд, чтобы очнуться и действовать по обстоятельствам.
Провел на озере пару дней в полном одиночестве. Лишь изредка рядом проезжали местные на осликах. Не торопясь, устроил ТО мотоциклу, подшил и постирал вещи. Тут царит покой. Старался не произносить и слова — помогает набираться энергии. Умиротворение и безмятежность...
Первые дни путешествия спал тревожно: снилось, что с кем-то дерусь или падаю в пропасть, ломается мотоцикл либо его крадут... Лишь Иссык-Куль подарил мне первый хороший сон. Приснилась девушка, которую знаю два года, но еще ни разу не перекинулся и парой фраз. Она для меня пример женственности и доброты. Ее образ предстал во сне с такой душевной теплотой и нежностью, что неосознанная тревога во мне исчезла. С этой ночи в моих снах было лишь хорошее.
Следующий пункт — город Ош. Поехал через Бишкек, где умудрился на своем «китайце» в два раза превысить скорость! Снова угрожают изъятием прав и другими проблемами. В процессе торга снизил цену с 2000 рублей в два раза. Потом узнал, что можно было и на 500 рублях разойтись.
На выезде из Бишкека встретил 12 иностранных мотоциклистов на дорогих эндуро. Ребята подготовились серьезно: при полном снаряжении и фирменной экипировке, с двумя машинами сопровождения. Пообщался с лидером группы, он хорошо говорил по-русски. Оказалось, едут из Польши и, как и я, направляются в сторону Таджикистана. Часть пути проехали вместе, но вскоре я решил отделиться — все же у меня одиночный мотопробег.
Самый живописный участок пути — это дорога между городами Бишкек и Ош. Наверное, у каждого есть любимые дороги, по которым с удовольствием проехали бы вновь. Для меня таким стал этот горный 200-километровый отрезок. Вначале дорога петляет между гор, а за одним из поворотов начался серпантин с довольно крутым подъемом. Преодолев несколько «шпилек», я вдруг очутился над горами, которые еще совсем недавно высились над головой. От резкого подъема у меня заложило уши и немного закружилась голова. Но какие тут виды!..
Природа Кыргызстана — это чистейший воздух, родниковые воды, стада лошадей у подножья величественных гор, заснеженные вершины которых режут облака...
У подножия Тянь-Шаня оказался в ситуации, в которую нормальный человек бы не попал. Захотелось мне съехать с трассы и забраться на одну из горных вершин. Решил разнообразить поездку! В повседневной жизни я стараюсь все обдумать, взвесить и, «держа руку на пульсе», идти к цели. Но это был не тот случай...
Заехал на территорию небольшого отеля. Хозяйка тут Солтанат-апай (тетя Султанат). Спросил разрешение поставить мотоцикл. Она ответила, что территория парковки не охраняется, и показала место, где его можно неприметно спрятать. Я загнал технику и огляделся. Выбрав гору, наметил точку на вершине и пошел к ней. Просто вперед, вернее, вверх. С собой в рюкзак взял немного еды, около 4 литров воды, теплые вещи и палатку, решив заночевать на вершине. Увесистая получилась поклажа.
Прошел через три перевала, луга и лесистую местность, и через несколько часов оказался у подножия. А оттуда направился к вершине по прямому пути, словно танк, никуда не сворачивая и не оглядываясь по сторонам. В итоге оказался на очень крутом склоне скалы с тяжелым рюкзаком и палаткой за спиной. Впервые посмотрел вниз и ужаснулся, потому что забрался уже очень высоко. Вдобавок начал моросить дождь, от чего и камень, и редкая растительность стали скользкими. Понял, что с рюкзаком не выберусь, и аккуратно скинул лямки. Снаряжение с грохотом провалилось вниз.
Собравшись с духом, пополз наверх. Через три-четыре метра, показавшиеся невероятно длинными, добрался до относительно безопасного места. Отдышавшись, подумал, что раз уж взялся и столько преодолел, нужно добраться до вершины. Примерно через полчаса я был на самом верху, откуда открылся невероятный по красоте вид.
Спускался уже по другому пути. Вернулся на место сброса снаряжения, но, потратив около двух с половиной часов на поиски, вещей так и не нашел. Гора их словно проглотила — приняла жертву.
Время к закату, а теплых вещей у меня нет. Нужно быстрее возвращаться! Подумал, что смогу срезать путь, но ошибся и заблудился в лесу. Начало темнеть. Услышал шум ручья и вспомнил, что в горы шел вверх по течению, поэтому спустился к реке и пошел по течению вниз.
Шел, пока была видимость и еще немного в темноте, но услышав вой (то ли волчий, то ли собачий), решил остановиться и заночевать в лесу. Нашел яму, образовавшуюся от корней поваленного дерева, накидал туда листвы и мелких веток, свернулся в клубок и, крепко зажав в руке нож, уснул... Проснулся от дикого холода. Пытался терпеть, но через полчаса не выдержал, перешел вброд реку и оказался на небольшом каменном островке. Ноги, конечно, промочил, отчего замерз еще сильнее. Но там было много хвороста, и я разжег костер.
Часов через пять наступил рассвет. Я снова перешел реку и через пару часов добрался до лагеря. Там обогрелся и наелся, а после полудня снова отправился в путь.
Первый, кто встретился мне в городе Ош, был менеджер по приему цветных металлов — 14-летний мальчик по имени Исхак. Шустрый парняга! Быстро обзвонил отели, дал рекомендации по пребыванию в городе. Предложил поехать со мной на заднем сиденье и все показать, но там был навязан багаж.
Город Ош — один из древнейших в Центральной Азии. По самым скромным подсчетам ему около 2500 лет. Из-за географически удобного расположения у подножия отрогов Памира он был транзитным городом Великого Шелкового пути из Ферганского оазиса в Кашгар. Расположенный на зеленых склонах гор, город раскинулся по обеим сторонам реки Ак-Бура. А в самом центре высится пятиглавая гора Сулейман-Тоо. На самой высокой вершине находится мечеть Тахт-и-Сулайман XI века. Священная гора служила естественной защитой от врагов и с давних времен привлекала паломников и туристов со всего света. Ее склоны и подножия изобилуют историческими памятниками прошлого от эпохи неолита до периода позднего Средневековья.
Местные жители рассказывают красивую легенду: библейский царь Соломон путешествовал по здешним краям со своим войском, но, дойдя до неприступной горы, сделал знак «Хош!» («Довольно!»). Считается также, что именно здесь пророк Сулейман обращался к Богу, а на камнях остались отпечатки его лба и колен.
Я провел тут два дня, после чего отправился в приграничный с Таджикистаном город Баткен.
Собираясь пересекать границу, я оказался в сложной ситуации: после Баткена в кармане оставалась лишь пара монет, а топлива в баке — на 160 км. Еще в России я положил деньги на две разные категории карт, которые в итоге отказались работать: снять деньги даже с паспортом в банках не получается. Но это не остановило. Решил: еду дальше.
Киргизский пограничник долго листал все имеющиеся у меня документы. На границе этом регионе недавно была перестрелка, оттого он вглядывался, вчитывался и долго расспрашивал. Билеты из посещенных мной достопримечательностей Казахстана и Киргизии убедили его, что я не шпион, а обычный турист. Пропустил.
Таджикская сторона потребовала 10 долларов за оформление. Спрашиваю: на основании чего? Они показали «приказ номер какой-то». Я сказал, что денег нет, были бы — дал бы. Вначале не поверили, пытались припугнуть, что без квитанции этой могут не выпустить мотоцикл из страны. Предлагаю дать мне квитанцию, и я в течении двух-трех дней оплачу. Говорят, что квитанцию об оплате выписывают они и сдавать бланк нужно уже завтра. Но денег же нет... Поговорили минут двадцать, в итоге меня отпустили со всеми печатями и бланками. Пожелали счастливого пути и сказали, что сами оплатят. Сомневаюсь, что доброта или жалость в них проснулась (хотя всякое возможно). Скорее всего, хотели просто денег состричь, а потом попытались красиво «включить заднюю». Спасибо, что пропустили без лишней волокиты.
Въехал в первый населенный пункт, город Исфара. Спросил дорогу у местного торговца фруктами. Поговорили минуты две, и он предложил остаться у него. Я поблагодарил, но отказался: проехал за день всего 40 км — маловато!
Я все так же продвигаюсь без компаса и навигатора. На очередной развилке встал вопрос: в какую сторону ехать? Увидел укрепленный блокпост и решил, что спрошу у солдат внутри. Все бы ничего, но я, не сбавляя хода, залетел на территорию поста и резко, со шлифовкой, остановился перед людьми в униформе. Они, видимо, были на нервах из-за той перестрелки и, судя по всему, готовы к любым провокациям... Шесть автоматов Калашникова мигом были направлены в мою сторону. «Стоп! Стоп! Я турист!» — закричал я, вскинув руки вверх. Пока проверяли документы, подержали «на мушке», а затем показали дорогу в сторону Душанбе. Пожелали удачи.
За пару часов я добрался до Худжанда, где на въезде в город, прямо перед мечетью, закончился бензин. Попросился на ночлег в мечеть. Без лишних вопросов впустили, накормили, спать уложили. На следующий день позвонил родным с просьбой выслать деньги. Они пришли к половине шестого, а банки и офисы тут работают до пяти. Еще на одну ночь остался в мечети. На следующее утро получил деньги, заправился и двинул в Душанбе.
По дороге встретил девушку, которая в одиночку едет на велосипеде из Германии на Тянь-Шань через Европу, Кавказ, Памир... Зовут ее Мартина, живет в Дрездене, работает терапевтом. В пути уже три с половиной месяца. Поражен ее смелостью. Приподнял ее транспорт, а в нем с багажом около 40 кг. И как она на нем передвигается, особенно по горам?!.. Мы как-то случайно встали на выезде с АЗС, а за разговором и не заметили, что грузовик хотел выехать. Водитель не стал нас отвлекать и с улыбкой наблюдал за нашей беседой. Я рад каждой возможности поговорить с такими людьми. Чувствуешь их положительную энергетику, внутреннею свободу...
Несколько дней двигаюсь по гористой местности. Лишь рано утром и поздно вечером температура опускается ниже +25 °С. Груженому мотоциклу с небольшим двигателем-воздушником некоторые подъемы даются тяжко. Частая картина — кипящие радиаторы и пробитые камеры у машин. Иногда встречаются мототуристы, едущие при полном снаряжении, многие с запасной резиной. На их фоне я выгляжу парнем на скутере, выехавшим за хлебом на соседнюю улицу. Они удивлялись моему транспорту. Часто слышал в свой адрес: «Crazy!» («Cумасшедший!»)
Участок Худжанд — Душанбе мне посчастливилось проехать в хорошую погоду. На этом отрезке длинные горные переходы, почти не огороженные, а в некоторых местах с крутыми поворотами. Частенько встречается транспорт, лежащий в кювете.
В Душанбе снова напоролся на нарушение. И снова патруль и снова угроза лишиться прав. У меня на лице лишь усталость и искреннее сожаление. Предлагают решить на месте. Я согласен, но прошу сделать скидку, так как впервые в городе, невероятно устал, голоден и денег осталось мало, а впереди еще не одна тысяча километров. Спрашивают, куда едешь и откуда. Отвечаю, что из Уфы, а сейчас искал место, где можно недорого и сытно поесть. Один из инспекторов повернулся к коллеге, что-то сказал ему на таджикском, затем вернул мне документы, показал направление к кафе и пожелал хорошей дороги без нарушений. Вера в человечность дорожных инспекторов восстановлена!
С поиском жилья возникли трудности. Пообщавшись с таксистами, узнал цены в недорогих гостиницах и хостелах, но по адресам мне озвучивали цену в три, а то и в пять раз большую. В очередной гостинице в центре предложил заплатить напрямую администратору. Услышав отказ, намекнул, что мне квитанция и прочая документация не нужны, просто ночлег. После пяти «нет» услышал, наконец, заветное «да».
В Душанбе пробыл три дня, гулял и катался по городу. Успел посетить Гиссарскую крепость — музей под открытым небом, одну из главных достопримечательностей Таджикистана. Перед самым отъездом встретил двух парней из Германии, едущих на велосипедах. Несмотря на долгий и трудный путь, ребята были на позитиве и с воодушевлением рассказывали о своей поездке.
Что такое «полный досмотр», я узнал на таджикско-узбекской границе. Начну с того, что при въезде в Таджикистан мне неправильно оформили въездные документы: вместо одних дали другие, что-то где-то не проштамповали...Таможенник долго сидел в недоумении, потом поднялся к начальству. Оно в числе двух высоких чинов спустилось ко мне и провело расспрос: как и откуда въезжал, ну и т.д. О том, что это не банальный развод на деньги, я понял, когда они начали придумывать, как меня выпустить из страны. Решили, что если в базе данных я и мой мотоцикл указаны, то на остальное они закроют глаза. Сотрудник таможни направился к компьютеру... В голове барабанная дробь... Несколько секунд томительного ожидания и... Ура! В базе данных мы есть. Сажусь на мотоцикл и двигаюсь в сторону узбекского поста.
Оформление декларации в двух экземплярах, какие-то дополнительные справки, расспрос-допрос, фотографирование, сверка-проверка и прочее длились около полутора часов. Далее досмотр, личный и мотоцикла. Если верить официальной статистике, то 80% афганского наркотрафика идет через Таджикистан, а так как я въезжаю из этой республики, то и интерес у таможенников повышенный.
Небольшой мотоцикл досматривали минут сорок: открутили некоторые детали, даже с фонариком и зеркальцем залезли в бензобак. Мотошлем крутили-вертели, вынули обшивку (благо она на липучке). Пересмотрели все вещи, карманы. Карты памяти забрали на проверку — смотрели все, что отснял. Напоследок пару раз обошли с собаками. Но по истечении долгого времени впустили-таки на территорию Узбекистана. Ура!..
Первая остановка у кафе на границе. Прохожие подходят, интересуются, откуда и куда направляюсь. Один из них предлагает присесть к нему за стол. Поели, поговорили. Он оказался хозяином заведения, и обед мне обошелся бесплатно. Даже денег предложил на дорогу. Не знаю, о какой сумме шла речь, но я отказался, так как на тот момент не нуждался.
От границы до Самарканда примерно 400 км, которые я рассчитывал покрыть зараз. Но качество дорог ужасное и плюс еще три поста, где меня снова проверяли. На одном из них инспектор обратил внимание на дату моего рождения: «Почему же в такой день ты один, на дороге, ночью?!.. Ребят, у него сегодня день рождения!» Через пять минут я оказался в столовой и отметил свой 26-й день рождения в компании узбекских таможенников. Прощание выглядело трогательно, будто провожают они не человека, которого знают 30 минут, а старого приятеля-сослуживца. Отличные ребята! Думал сделать фото на память, но они не позволили: «Порядок такой!» Жаль...
До Самарканда оставалось около 60 км, но меня так сильно клонило в сон, что местом ночлега стала автобусная остановка. Поутру со свежими силами за 40 минут добрался до Самарканда.
Мавзолеи, мечети, медресе... Но основная достопримечательность — Регистан, главная площадь древнего Самарканда. Гуляя по окрестностям, не заметил, как быстро стемнело. Я оказался на узкой улице. Иду, как полагаю, к выходу, но утыкаюсь в тупик. Поворачиваю обратно. Впереди из темноты появились несколько силуэтов. Прохожу мимо, и сразу ко мне вопрос на узбекском. Отвечаю:
— Извините, но я не понимаю...
— Ты откуда приехал?
— Из Уфы.
— Что делаешь здесь?
— Еду на мотоцикле по Средней Азии.
В голове рождаются нехорошие мысли... Но вдруг:
— Голодный?
— В смысле, голодный?
— Ну, кушать хочешь ты?
— Ну, есть немного...
Один из них толкает большие ворота, и во дворе я вижу кучу народу: детей, женщин, стариков. А посреди двора стоят два стола, на которых в изобилии лежат всякие яства. Посадили за стол, наложили громадную порцию плова. Вокруг меня кружились трое взрослых мужчин, подливая компот и чай: «Почему так мало ешь? Бери вот это! И то еще попробуй! Ты это еще не ел, давай ешь!» В итоге, я кое-как вылез из-за стола. Хозяин дома поинтересовался, понравился ли мне ужин и нужно ли чего еще. Как узнал, что я остановился в гостинице, сказал, чтобы забрал свои вещи и ехал к нему. Я ответил, что утром еду в Бухару, а затем обратно в Самарканд. Хозяин дома — врач Мурад-ака (ака — тюркский именной суффикс, используется в Средней Азии как уважительная форма при обращении к старшему) — дал свой номер телефона и сказал, чтобы по приезду я позвонил. «Ты будешь моим гостем!»
Узбекистан — очень гостеприимная страна, в чем я еще не раз убедился. Все, у кого спрашивал дорогу, отвечали очень развернуто. Если это были торговцы фруктами, то каждый второй отсыпал мне лакомства в дорогу, а каждый пятый предлагал ночлег.
В Бухару заехал на один день и застал там множество туристов из Европы. Полюбовался древними постройками. Впечатлила крепость Арк, фундамент которой был заложен аж в VI-III вв. до нашей эры.
По возвращении в Самарканд как-то неудобно стало напрашиваться в гости к Мурад-аке, и я выгодно сторговал ночлег в хостеле с бесплатным завтраком.
Считаю, что одна из граней счастья — это возможность заниматься любимым делом. Лучше этого — только если близкий человек разделяет твои интересы и взгляды. В хостеле моя дорога пересеклась с Ютой и Андреасом из Берлина. На вид им под 60 лет, но возраст — величина условная. Вдвоем на автомобиле они проехали такие страны, как Ливия, Иран, Сирия, Ирак, Афганистан, Пакистан, Индия и много других. С горящими глазами рассказывали о своем путешествии и живо интересовались моим. Я никогда не видел, чтобы столько энергии и теплоты в отношениях было между мужем и женой, да еще в таком возрасте.
Не меньшее удивление у меня вызвал их транспорт — одна из старых версий «Тойоты Ленд Крузер», полностью переоборудованная для дальней дороги. Основательно, по-немецки. Мы обменялись координатами и пожелали друг другу счастливого пути. Я направился в Ташкент, а они в Киргизию и далее в Китай.
Дорога до Ташкента тяжела: день выдался особенно жарким. Даже во время движения возникало ощущение, будто на меня направили огромный фен.
Одна из проблем в поездке по Узбекистану — частое отсутствие бензина на АЗС. Подошло время заправится, а бензина нигде нет. И, по слухам, уже вторую неделю. Посоветовали съездить на автомойку неподалеку (как бы глупо это ни звучало). Но там двое парней залили мне 10 литров. В дальнейшем мне лишь раз попалась нормальная АЗС, а так пришлось покупать топливо сомнительного качества у автомойщиков и продавцов фруктов.
Следующий день гулял по Ташкенту, сходил на рынок, чтобы отведать разных сладостей. Вечером встретился с ребятами — студентами уфимского вуза, которых тренирую в Уфе (я мастер спорта и тренер по тяжелой атлетике). Повозили по городу, накормили отменным шашлыком. Приятно встретить знакомых вдалеке от дома!
Настала четвертая неделя моих странствий, пришло время встать на обратный курс: отпуск заканчивается. Грустно.
На выезде из Ташкента остановился спросить дорогу. Случайный прохожий купил мне дыню, пожелал удачи, сел в свою полуразвалившуюся машину и с улыбкой на лице уехал. В очередной раз был приятно удивлен, насколько открытыми и щедрыми могут быть люди, особенно те, что не могут похвастаться достатком.
Снова в дороге, снова километр за километром. Перевалы и долины, серпантины и ухабы, ароматы разнотравья. Новые города, народы, культуры. И новые трудности, решения, знакомства, крушения стереотипов. Калейдоскоп чувств и эмоций... И вновь, как никогда, остро чувствуешь, что не проживаешь свою жизнь, а живешь. Живешь по-настоящему!.. Даже когда все идет не так, как хотелось, и выхода не видно, помогает вера в то, что все разрешится благополучно. И, хвала Всевышнему, все так и происходит! Лишь добро и свет наполняют сердце, в душе нет и тени негатива.
На границе Узбекистана и Казахстана познакомился с ребятами на легковой «Мазде». Они направлялись в Челябинск через Байконур и Актюбинск, а значит, по пути. Два дня до России шли вместе. Ехать по темноте за машиной удобнее, да и решать проблемы с ГАИ легче. Ночевал также у них. После границы обменялись контактами и пожелали друг другу удачи на дорогах.
Еду по России. Месяц пролетел невероятно быстро. Всего 4 недели на 4 удивительные страны с богатой историей и культурой — это очень мало! Но приятно осознавать, что еще много предстоит проехать-пережить. Хвала Всевышнему за каждый прожитый день, за бесценный жизненный опыт, за людей, которые мне встретились! «Жизнь измерятся не числом вдохов-выдохов, а моментами, когда захватывает дух!»
Хотите, чтобы о вашем путешествии узнали?
Пишите по адресу moto@zr.ru
Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .
Социальные комментарии Cackle