Мифы Скандинавии

25 марта 2016

Нордкап – одно из популярнейших мест у туристов, поэтому мы рассчитывали, что интернет выдаст нам массу готовых вариантов маршрута, мест остановок и достопримечательностей. Увы… Информации действительно много, но почему-то устаревшей лет эдак на 10-15. Пришлось планировать маршрут с нуля. 


Мифы Скандинавии

Выпуск:
Журнал «МОТО» – март 2016

Автор:
Александр ФИЛИМОНОВ, фото автора

Просмотры:
3550

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

Ехать решили в июле, в это время больше шансов попасть на хорошую погоду. Но «лотерея» не задалась: в день старта погодка пасмурная, местами льет дождик. Дорога на Питер полна фурами, местечковыми пробками, ремонтами. Мы, городские, к этому привыкшие, поэтому держим крейсерскую скорость... ну немного выше разрешенной, отслеживая треноги «в спину» и сигналы встречных водителей. До границы долетели за 10 часов, не отказывая себе в перекурах и кофе-брейках. Пограничный пункт Брусничное порадовал отсутствием очереди. Вялая попытка досмотреть навьюченные кофры закончилась ничем, и вот мы у финского шлагбаума. Почему-то финнов вид путешествующих мотоциклистов не наводит на мысли о контрабанде наркотиков и оружия — нас пропускают, даже не изучив толком паспорт. Ну, здравствуй, Финляндия!


Первые километры едем медленно, соблюдая скоростной режим, поверив в миф о вездесущей местной полиции (мол, они всегда появляются там, где происходит нарушение).

На ночь останавливаемся в недорогой гостинице неподалеку от городка Иматра (78 евро за трехместный номер). Это единственная ночевка, которую мы планировали провести в комфорте с душем, туалетом и постельным бельем. Но даже за такие деньги не факт, что вас накормят-напоят! Финны любят отдыхать, и после 18:00 их гостеприимство заканчивается. Утром так же бессмысленно рассчитывать на кофе — кухня открывается с 10:00. Видимо, дела у финских друзей так хороши, что лишнего заработка им не нужно. Зачем себя утруждать без крайней надобности?


Ну и ладно. Нечего расслабляться! Дальше по плану житье в палатках с тушенкой, гречкой и лапшой быстрого приготовления. День предстоит культурно-насыщенный. Едем «длинной дорогой» на город Санвонлинна с целью посетить единственную местную достопримечательность — крепость Оланвинлинна. Она была построена в XV веке и служила защитой от наших древних соотечественников. В конце концов, предки крепость взяли и держали там гарнизон до тех пор, пока Финляндия не вошла в состав России в 1809 году.


Крепость довольно любопытная, рекомендуемая к посещению. Зарядит духом того времени и морально подготовит к восприятию более древней истории, ждущей впереди. Вход по билетам (10 евро). Но в башни пускают только с экскурсией. Есть и русско-говорящие гиды, так что имеет смысл подождать.


Далее по маршруту — городок Каяни и останки замка Каянеборг, одного из самых маленьких в Европе. Чтобы его увидеть, нужно проехать через центр города — крюк небольшой. Неплохое место, чтобы сделать пару фото и побродить по развалинам, но не более того.


Первый день в Финляндии оставил приятные впечатления. Асфальт ровный, без единой ямки и чистый — ни песка, ни камушка. Повороты с наклонным профилем, «островки безопасности» через каждый километр, места отдыха с мусорными баками, чистотой напоминающие... да ничего не напоминающие, ибо нет у нас публичных мест такой чистоты! Дороги петляют то среди леса, то между озер, открывая красивейшие пейзажи. Сказка!


К поиску ночлега мы готовились основательно. Были изучены «разведданные» — спутниковые снимки Google — на предмет наличия окультуренного спуска к воде и отсутствия поблизости частного жилья. Один вариант оказался реальным. Сбылись мечты измученных цивилизацией! Разбит палаточный лагерь, на горелку поставлена каша с тушенкой, рюмки наполнены «топливом» для организма, предусмотрительно закупленным на Родине.


Финны очень положительно относятся к отдыху на природе. Есть и закон, позволяющий ставить палатку даже на частной земле без согласия хозяев (но не более 3 дней и если территория не огорожена забором). Нельзя становиться лагерем только в публичных местах (общественные пляжи, парки) и в прямой видимости частных домов. И нельзя разводить костры.


Встаем рано, как на работу. Держим путь в город Рованиеми.

Сели как-то финны вечером у своего финского камина и подумали: «Аа п-поч-чему б-бы не по-ос-селить Са-анта-Кла-аусса в Ро-ован-ни-ие-еми-и?». Вот таким образом (по нашему мнению) в ничего не подозревающем городке на полярном круге и возникла инфраструктура Санты. Есть Санта-парк для детишек, есть Санта-вилладж для туристов. Есть гостиницы, рестораны, сувениры, музеи... Есть и сам Санта. Но мы лишь сделали фото на отметке полярного круга, купили пару магнитиков и... я не удержался и попросил у Санты новый Super Tenere с электронной подвеской.


Не доезжая до города Инари есть деревня золотоискателей Танкваара. Как и большинство туристических мест, она функционирует до 17:00. Тем не менее территория остается открытой, поэтому погулять по ней можно в любое время. Этого вполне достаточно: пара фото — и снова в путь! Ближе к Инари природа начинает меняться: деревья становятся низенькими и стройными, холмы обрастают камнями, из-под земли вылезают скальные породы. И погода заметно испортилась: стало холоднее, усилился ветер. Настрой на ночлег в палатках быстро улетучивался. Решили остановиться в кемпинге. Домик обошелся в 50 евро, что на троих весьма недорого. Тепло и сухо, с вайфаем и прямо на берегу огромного озера Инари! В момент расчехлили привезенные с собой спиннинги, и Финляндия одарила нас первой рыбкой.


Вообще, для рыбалки здесь нужна специальная лицензия, которую нужно приобрести заранее. Где ее покупают и сколько это стоит, мы так и не узнали — серьезных намерений относительно лова рыбы у нас не было, а спиннинги взяли забавы ради. Да и в кемпингах гостям разрешено рыбачить вполне официально. В остальное время решили тихонечко побраконьерить.


Ближе к норвежской границе дорога становится совсем пустынной. Мы уже начали постепенно «откручивать» ручку газа, а тут совсем обнаглели. Порой шли 160-180 км/ч. Только позже узнали, что за превышение на 30 км/ч можно и за решетку угодить...

Норвегия встретила скромной табличкой «Norge», будто не в другую страну приехали, а в какой-то провинциальный городок. И тут начались пейзажи!.. Горы, фьорды. Длиннющие тоннели, прорубленные в скалах. Передать эту красоту снимками или описать словами невозможно, ее нужно увидеть собственными глазами.


Асфальт в Норвегии какой-то особенный, очень цепкий. Машин мало, полиции не видно совсем. Мы окончательно потеряли стыд и ехали в привычном нам российском мототемпе (и так всю дальнейшую дорогу). Поначалу нас смущали знаки «олени на дорогах». Но встретили их лишь пару раз. Хотя очевидно, что появление животного на трассе — явление здесь обычное. Не расслабляемся!


Обещанные интернетом платные тоннели оказались бесплатными — видимо, окупились (еще одна социалистическая особенность развитого капитализма). Огорчил лишь въезд на сам Нордкап — около 30 евро с человека. Бегом делаем все обязательные для туристов фотки, закупаем сувениры и едем дальше, в норвежский город Алта. Она немногим южнее, но климат совсем другой. Стало тепло и даже солнечно, что укрепило мысли провести эту ночь в палатках. Место было «прогуглено» заранее. Судя по аэрофотосъемке — идиллический пляж на берегу безлюдной горной речки. Так все и оказалось! Река преподнесла на ужин радужную форель (спасибо местным Богам и сноровке товарища). Спать отправились под шум бурлящей воды. Даже комаров практически не было!


Будильник звонит в 7 утра. Яичница, чай... Поехали! На выезде из Алты нас ждет музей под открытым небом — древние наскальные рисунки. Билет около 700 рублей с человека. Добро хоть ночлег и форель были бесплатные! Поначалу рисунки вызывают восторг, но затем критический русский ум берет свое: камни отполированы, рисунки подкрашены... Ненастоящее все какое-то. Фотографируем — и снова в путь.


Пробег запланирован немалый. С учетом поглазеть-пофотографировать время летит быстро, а километры — медленно. Изначально маршрут пролегал через город Тромсе, но... путь нам преградил паром (карту нужно изучать внимательнее!). Единогласно решили не тратить время на паром и крюк до Тромсе, а ехать сразу на Лофотенские острова.

От обилия природы кружится голова. С гор сходят реки и водопады, фьорды поражают бирюзовой водой с отражающимися в ней скалами. Дорога петляет: вы уже видите точку, куда должны приехать, но до нее еще 50 километров серпантина. Поначалу хочется фотографировать все вокруг. Но, глядя на снимки, не понимаешь: либо ты плохой фотограф, либо аппарат неспособен передать невообразимый пейзаж. Да и как продолжать движение, если каждые 100-200 метров приносят новые ракурсы, новые краски!


Начинаются мосты и тоннели, соединяющие острова — зрелище завораживающее! Лофотены — весьма любопытное климатическое явления. Говорят, даже зимой температура тут не опускается ниже 0 градусов благодаря Гольфстриму. Но либо нам не повезло, либо Гольфстриму и правда скоро придет конец — было холодновато. Все по очереди начинаем ныть («долго едем», «хотим отдохнуть», «хотим есть»), поэтому решаем остановиться в кемпинге, не доезжая до Бостада (Борга). Около 50 евро на троих за домик с минимальными удобствами и плиткой.


В Бостаде музей викингов Лофотр. По туристической легенде, в восьмидесятых годах один местный фермер случайно наткнулся на остатки жилища местного конунга викингов. Провели раскопки и полностью восстановили его дом со всей утварью. А во фьорде даже припарковали несколько «его» кораблей. Конечно, музей и дом — новодел чистой воды, но подан туристам достойно! Воображение рисует картины из далекого прошлого этих мест. Поэтому музей рекомендую к посещению как сам по себе, так и в качестве стимула забраться так далеко вглубь Лофотенов.


К сожалению, острова — тупик. Отсюда есть два пути: паром на материк или той же дорогой назад (200 км). Поскольку мы ехали кататься на мотоциклах, а не на пароме, то выбираем сухопутный вариант. И не зря! После музея смотришь на фьорды уже иначе, представляя ладьи викингов и прочую атрибутику древних времен.


Швеция встретила нас горной речкой, идущей прямо вдоль трассы, и скалами с десятками водопадов. Проехать мимо не смогли — остановились прямо у дороги, расчехлили удочки. Улов скромный, но удовольствия море!

Мы планировали доехать до города Виттанги и заночевать на берегу реки в палатке либо в кемпинге. Но потеря времени из-за малодушия днем ранее и долгих прогулок по «землям викингов» увели нас в ночь. Резко похолодало (+50 °С), а все кемпинги опустели, их хозяева спали. Поэтому, пришлось проехать еще километров сто за Виттанги, пока в городке Пайала не обнаружили гостиницу с бумажкой на двери: «Если хотите заселиться, звоните в любое время...» Такой вариант выбивался из концепции «дешево и на природе», но с учетом реалий был единственным приемлемым решением.


Позволяем себе поспать подольше. По плану следующий ночлег на берегу Балтийского моря. Заранее подготовленных точек нет, поэтому едем на удачу. И удача нас не обманула! Не доезжая до города Раахе, съезжаем с дороги по стрелочке «пляж» и попадаем в райское местечко с парковкой, песчаным пляжем и туалетом (даже бумага была). Пожелав видеть мотоциклы под боком, решаем штурмовать пляж на груженых Super Tenere, обутых в асфальтовую резину. Что сказать... тяжелый мотоцикл в песке — как корова на льду. С трудом общими усилиями перетаскиваем мотики к месту стоянки. Разбиваем лагерь. Море всего в 5 метрах! Помня о запрете разводить костры, заранее приобрели в супермаркете одноразовый мангал, на котором пожарили великолепный шашлык. Ну как тут не выпить!


С алкоголем в Скандинавии проблема: его нет. В супермаркетах и всевозможных магазинчиках не найдете ничего крепче пива. Более крепкий алкоголь продается в крупных городах исключительно в специализированных магазинах с пометкой «Alko». Порой найти его нереально в радиусе 500-800 км. Вот он какой, развитой капитализм!.. Поэтому «топливо» везите с собой — или придется наслаждаться природой «всухомятку».

Утро встретило приключениями. Товарищ забыл выключить зажигание, и к утру аккумулятор его Super Tenere полностью сел. Пришлось почти на руках эвакуировать тяжелый мотоцикл из песков на твердую почву и заводить с толкача. После такой утренней зарядки остатки выпитого накануне испарились — смело отправляемся в путь.


Сегодня решаем добраться до Питера. Уже без культурной программы, по кратчайшему маршруту, проложенному навигатором. Едем и наслаждаемся финской пасторалью: дорога проходит через поселки и провинциальные городки, между рек, озер и лесов. Виражи не хуже серпантинных, идеально выверенные, с отличным асфальтом.

Таможня — в обычном режиме. Финны поинтересовались, все ли нам понравилось, шлепнули печати в паспорта и помахали ручкой. Без очередей и суеты. Наши же умудрились собрать огромную очередь, устроили танцы вокруг мотоциклов (сверяли VIN-номера, пытались заглянуть в душу и баулы с грязными носками). Что ж, «граница на замке», и «враг не пройдет»...


Здравствуйте, вечные ремонты, отсутствующая разметка, полицейские засады, грязные обочины, суета и прочий «ахтунг» на дорогах! Мы так по вам соскучились! Обгоняя вереницы фур и уворачиваясь от лихих ездунов, мы снова вливались в родной ритм жизни. «Почему у нас все так... по-другому?» — стало основной темой бесед по интеркому, пока наши «Ямахи» приближали нас к дому.


Багаж, питание

Рассчитывая на автономку, мы брали с собой все: еду и выпивку, газовую горелку, набор туристической посуды, термосы, складную пилу, шампуры, удочки, раскладные стулья, палатки и спальники. Все пригодилось! В тех местах абсолютно нормально самим готовить еду – возле заправок и на паркингах есть столики, мусоросборники, туалеты. Люди с примусом – обычное явление. Чистота практически абсолютная. На природе принято увозить мусор с собой, поэтому запаслись мусорными мешками. Нелишней будет и небольшая канистра с топливом. Заправок много, в основном автоматические, но случаются длинные перегоны. Наш запас хоть и не был использован, но послужил успокоителем нервов.

Магазины, цены

Базовый набор продуктов можно купить практически на любой заправке. Но цены в Финляндии не радуют, в Норвегии же вызывают ужас: небольшая нарезка, хлеб, вода, три салатика и 9 банок пива обошлись нам… в 5000 рублей (по тогдашнему, 63-рублевому, курсу). Хот-дог в забегаловке на трассе – 800-1000 рублей. Поэтому мы перешли на свою, «домашнюю» кухню. Да и на все остальное цены сильно кусаются. Особенно на топливо, которое стало основной затратной частью нашего путешествия.

Полиция, безопасность

Мы не видели ни одной патрульной машины или человека в форме. Это расслабляет, поскольку их не может не быть совсем. За трафиком обычно наблюдают камеры. С нашими темпами, мы наездили на несколько пожизненных заключений! Повезло, без последствий. Хотя ходит слух, что можно попасть в базу полиции, и при следующей поездке могут возникнуть проблемы на границе. Возможно, преступность и хулиганство где-то встречаются, но у нас было ощущение практически абсолютной безопасности. В лесах и диких местах также чувствовали себя уверенно.


Хотите, чтобы о вашем путешествии узнали? 

Пишите по адресу moto@zr.ru

Спонсор!
Спасибо компании Еникс.ру за предоставление хорошего комплекта постельного белья.

 

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .

Социальные комментарии Cackle
↑ Наверх