Сугроб-рейсинг

13 февраля 2015

В Ярославской области прошло юбилейное зимнее ралли «Медведь-Шатун», в 10‑й раз собрав тех, кто не впадает в межсезонную спячку. Заявились туда и мы – проверить редакционный квадроцикл в зимних условиях.


Сугроб-рейсинг

Выпуск:
Журнал «МОТО» – февраль 2015

Автор:
Дмитрий ФЕДОТОВ, фото Андрея «Котофея» КОЧЕТОВА

Просмотры:
2832

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

Я хорошо помню свой первый «Шатун»: 2010 год, на улице – снегопад и мороз, ночлег – палатки и спальники, инфраструктура – полевая кухня и пара армейских палаток с буржуйками. То ралли, справедливо названное суровым, заставило проникнуться романтикой настоящего мужского отдыха. Казалось, что народу было много, а на поляне палаточного лагеря снежку было некуда упасть. Но за прошедшие 4 года «Шатун» разросся настолько, что для него потребовалось оккупировать большой спортивный комплекс «Демино», расположенный на берегу Волги. Отметить юбилей вместе с «Медведями» и пройти экстремальную трассу по зимнему бездорожью собралось более 600 человек. Вариантов размещения – множество: от уютных домиков с сауной и камином до бюджетных шконок в десятиместных номерах. Для любителей засыпать (и просыпаться живыми) в сугробах разбили палаточный лагерь, праздничная гулянка в котором закончилась лишь под утро, перед самым стартом гонки. 

В 2010‑м место старта обозначал лишь воткнутый в снег баннер. Теперь – настоящий раллийный пандус, спонсорская реклама, клетчатый флаг и даже фотограф (вечером каждый получил распечатанную фотографию своего старта). На трассу выехало более 250 единиц техники. Разнообразные эндуро, квадроциклы и, конечно, колясычи. Я помню, как мы с другом неделю готовили «Урал», потратили массу сил и времени, а он сломался прямо перед стартом! Тогда бал на трассе правили колясычи. Эндуро можно было пересчитать по пальцам, а квадроцикл казался инопланетной экзотикой. Прошло всего четыре года, и уже трехколесные мотоциклы перешли в разряд экзотики. Эндуро стали «массовкой», а квадроциклов всех мастей развелось столько, что впору заводить под них отдельную трассу. Избаловались и мы, в очередной раз приехавшие испытать технику: на этот раз подопытным стал редакционный CFMOTO X8, мгновенно заурчавший мотором после ночи на морозе. Инжектор: никакой романтики и плясок с бубном вокруг «мертвого коня»… 

Для квадроцикла со спортивной подвеской трасса похожа на «Диснейленд»! Не припомню «Шатуна», чтобы можно было спокойно ехать без карты и навигации, а тут все повороты, опасные участки и развилки размечены: захочешь – не заблудишься! Повезло и с погодой: легкий минус бодрил, снежок лишь слегка прикрыл промерзшую землю. На моей памяти организаторы всегда прокладывали два маршрута: «лайт» для колясычей с прочими мопедами и «хард», для любителей погорячее. В этот раз трасса была общая, а для искателей приключений организаторы предусмотрели ответвления с указателями «эндуро»: туда на неподготовленном колясыче или квадре лучше не соваться, так что их мы объезжали стороной. 

Без приключений доехали до поляны, заполненной людьми и мотоциклами: традиционный «пит-стоп» с горячим чаем, пирожками и стрельбищем. Последнее, к слову, за годы обмельчало: я помню времена, когда участники стреляли из настоящих ружей, а не из «духовушек», но «Медведей» понять можно: такого наплыва народу ни один ствол не сдюжит. 

Первая половина гонки пролетела незаметно: поля и проселочные дороги не вытряхивают душу и не отнимают много сил. Но стоило холмам и равнинам смениться лесовозными просеками и тропами, прорубленными в сосновом частоколе, как от уютной дремы не осталось и следа. Маневренность колясыча, способного вертеться вокруг своей оси, для квадроцикла недостижима: где‑то приходилось доворачивать корму газом, а где‑то и вовсе устраивать «тяни-толкай», проезжая повороты в два приема. Зато броды, традиционно щекотавшие нервы, в этом году не попадались глубже сорока сантиметров, так что обошлось не только без утопленной техники, но даже и без мокрых ног. 

В 2010‑м нашему экипажу из трех человек потребовалось 4 часа тащить на себе «приводной» колясыч, периодически откапывая его из метровых сугробов и стараясь не думать о немеющих пальцах и сапогах, превратившихся в пару ледяных глыб, чтобы преодолеть 7 километров. Сейчас мы бодро пролетели 60‑километровую трассу и финишировали еще засветло. К слову, обед в этом году «Медведи» устроили прямо перед финишем: усталых пилотов кормили ухой и гречкой из полевой кухни, а вечером, по окончании гонки, всех участников ждал фуршет с вручением призов. 

«Медведь-Шатун» меняется. Кажется, он взрослеет вместе со своими участниками, пусть медленно, но верно превращаясь из дружеских покатушек в грандиозный зимний фестиваль наподобие немецкого «Элефантентреффена».

История зимнего моторалли «Медведь-Шатун» началась в 2005 году, когда на закрытии сезона, проводимом ярославским мотоклубом Black Bears MC, основатель и первый президент клуба Сергей «Босс» Потапов предложил организовать зимние покатушки на мотоциклах для тех, кто не хочет «впадать в спячку» (отсюда и название). Проложили маршрут по второстепенным дорогам Ярославской области, пригласили друзей и знакомых. На первое ралли собралось около 50 мотоциклов, которые организаторы разбили на пять групп и каждой выделили проводника. Всё мероприятие вначале занимало один день. Тогда же впервые появились ставшие традиционными стрельбы и чаепитие в середине маршрута. В таком формате прошли первые три «Шатуна». 

Ралли набирало обороты, людей и техники становилось все больше. Проводники и группы исчезли, а появилась проложенная и размеченная трасса, которая с годами уходила все дальше в леса и поля, становилась длиннее и сложнее. Место дислокации желающих «пошататься» меняется периодически, но трассу «Медведи» каждый раз прокладывают новую. Если в первые годы она была ориентирована на мотоциклы с колясками, то с течением времени приоритет все больше отдавали эндуро и квадроциклам, а для колясочников прокладывали более короткую и упрощенную трассу. В этом году не было даже ее, трасса стала общей и по‑эндурному сложной. За 10 лет «Медведь-Шатун» из междусобойчика вырос в одно из крупнейших несезонных мероприятий, не утеряв своей главной составляющей: в первую очередь, это ралли-рейд по зимним дорогам, лесам, болотам… Хотя правильнее назвать его мотоэкспедицией, поскольку «Медведи» целенаправленно ушли от спортивной составляющей типа «кто кого». «Мы делаем его для людей, готовых принять все тяготы зимнего бездорожья, – отметил Михаил «Бумер» Шаров. – И для такой экспедиции важны взаимовыручка, чувство локтя, чувство команды».


 

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .

Социальные комментарии Cackle
↑ Наверх