- Техника
- Тесты
- Рынок
- Сообщество
- Ремзона
- Спорт
- Копилка
10 апреля 2014
Выпуск:
Журнал «МОТО» – апрель 2014
Автор:
Антон СКРЕБЛОВ, фото Евгении ЛЮБИМОВОЙ и из архива автора и «Мото»
Теги:
Просмотры:
7727
Основных причин, по которым без съемника не обойтись, по большому счету две: не за что ухватить и нет сил тащить. Как у Архимеда – нужен рычаг и точка опоры. Поскольку съемников в природе великое множество и всех типов в статье не перечесть, остановимся на основных принципах.
Первым делом – во что упирать. Большинство съемников – фактически рычаги (хотя часто на них и не похожие) и, как всякий рычаг, имеют две точки опоры. Одна – это, как правило, снимаемая деталь. Если она идет на замену – как, например, разбитый подшипник – с ней можно не церемониться: пусть хоть рассыплется на кусочки, главное, чтобы это не осложнило разборку и не повредило нужные детали (и руки, само собой).
Оправка для съема и установки подшипников рулевой колонки BMW. Массивность и точность изготовления обеспечивают аккуратность ремонтных работ – даже «ударным» методом.
Вторая же точка опоры – более ответственная. Общее правило такое: точка опоры должна располагаться как можно ближе к снимаемой детали (чтобы не возникало перекоса), нагрузка на площадь опор съемника должна быть равномерной (поэтому, например, лапки съемника обязательно располагайте под равными углами к друг другу, чтобы ось не перекашивалась), наконец, сама опора должна обладать достаточной прочностью.
Съемник (для захвата изнутри или снаружи) – один из самых примитивных: вариантов ширины и высоты – всего три, лапки жестко не фиксируются, поэтому он легко перекашивается и не способен развить большого усилия. Намекает на это и короткий вороток.
Скажем, если опереть съемник о тонкостенную крышку картера, вероятность получить в ней дыру намного выше, чем установить или снять деталь. Предусмотренные для выпрессовки валов, шкивов и т.п. резьбовые отверстия в алюминиевых картерах иногда не выдерживают усилий, и резьба выкрашивается, а порой – и того хуже – лопается картер. Чаще всего это происходит оттого, что установочные винты съемника используют для выпрессовки детали, вместо того, чтобы завернуть их до упора и выпрессовать деталь винтом съемника.
А у кого-то просто нет нужного «тула», и он на ходу сооружает его из пластины с двумя отверстиями. Бывает и так, что резьба уже надорвана предыдущими попытками, и любые порывы использовать ее вновь кончаются поломкой. При отсутствии «точки опоры» может помочь инерционный съемник. Он представляет собой стержень с присоединительной частью (соответствующая детали резьба или иной захват) с ограничителем и кольцевым грузом, который скользит по стержню. Грузом бьют по ограничителю, и деталь (чаще всего так вынимают валы из картера) выходит за счет инерции массивного узла, в котором она запрессована.
Если же узел легкий, такой способ не пригоден. Вообще, ударная техника мало распространена при выпрессовке-запрессовке деталей. Во-первых, потому что удар гасится упругостью и инерцией деталей (вспомните цирковой номер, когда на грудь фокусника кладут тяжелую плиту и на ней молотком колют кирпич – тот, кто лежит под «наковальней», практически не чувствует удара!).
Во-вторых, направить удар точно в нужном направлении (что важно при запрессовке) практически нереально. А любые отклонения приведут в лучшем случае к перекосу детали, а в худшем – как следствие перекоса – к замятию кромок, порче сопрягаемой поверхности. Сколько посадочных мест под подшипники разбито такой техникой!
Универсальный двух-трехлапый съемник с плавной регулировкой раскрытия лап. Лапы тут можно переставить и захватами наружу. Центровка хорошая, допустимые усилия – выше средних.
А вот клиновые съемники – пожалуй, древнейшие на Земле – как раз забивают в щель для разъединения деталей. Но в мотоцикле таких мест почти нет, да и детали нежные. Обычно же для рутинных работ в качестве клинового съемника достаточно мощных шлицевых отверток. Ими можно и крышку картера подцепить (только не вздумайте засовывать отвертку в разъем – помнете кромки! – туда можно вставлять лишь лезвие ножа, а для воздействия рычага на отливке бывают специальные «уши»), и рычаг (кика, сцепления) со шлицев снять. Но – без ударов.
В основе же большинства силовых съемников лежат винтовые механизмы, позволяющие при небольших перемещениях создавать большие усилия и контролировать процесс. Тут, повторюсь, главное – правильное расположение съемника, строго по оси вала (подшипника). Вот почему универсальные съемники с качающимися лапками менее удобны, чем специальные – в размер (или с набором центрирующих вкладышей).
В наиболее продвинутых трехлапых съемниках лапки фиксируются, чтобы обеспечить их равный наклон. Универсальный съемник с двумя лапами, перемещающимися по направляющей, позволяет устанавливать лапы и несимметрично отверстию, сохранив соосность винта (что на практике, впрочем, требуется редко).
Как отличить хороший съемник от плохого? Во-первых, по качеству исполнения. Люфт в отверстиях, резьбах, возможность перекоса винта – не лучшая рекомендация. Сталь тоже должна быть соответствующая, с термообработкой – чтобы не гнулась под нагрузкой (или хотя бы не царапалась гвоздем – приблизительный тест для неспециалиста).
Лучшие же образцы имеют опорный подшипник (или закаленный шарик на конце винта), чтобы не передавать крутильное усилие на деталь (и не смещать собственные точки опоры). Есть и совсем специфические съемники – например, для крышек картеров двигателей, ведущих звездочек цепей и т.п.
Поверьте, зачастую проще купить или сделать подходящий тул (причем порой можно обойтись без токарного станка: точилом, напильником и сваркой – ведь микронной точности для опоры, как правило, и не требуется), чем ковырять отверткой или махать молотком, рискуя испортить и мотоцикл, и руки, и настроение. Да и инструмент пригодится!
Десять советов «Мото» по работе со съемниками:
Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .