Машина времени

20 октября 2015

Переоценить значение «Явы» для нашей мотоциклетной культуры сложно: юность каждого второго олдового байкера так или иначе связанна с этой маркой. Кажется, что эти машины давно канули в Лету, но на деле купить «банан» можно даже новым.


Машина времени

Выпуск:
Журнал «МОТО» - октябрь 2015

Автор:
Дмитрий ФЕДОТОВ, фото Евгении ЛЮБИМОВОЙ

Теги:
Jawa / Ява / 350 / 638 / Выбор / Рынок /

Просмотры:
7628

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

История

К моменту своего появления на свет в 1984 году новая «трехсотпятидесятка» с индексом 638, как и предыдущая 634-я, была самой желанной иномаркой в СССР. Мощный по тем временам двухцилиндровый «двухтактник», полуавтоматическое сцепление, являвшееся механическим аналогом современных квик-шифтеров, великолепное чехословацкое качество и кусающийся ценник — одним словом, мечта!


«Ява», полное название которой обозначалось как 350 typ 638.5.00, отличалась от предшественницы (634.7.00, она же «Ява-полоска») новым двигателем и 12-вольтовым электрооборудованием. На многих рынках мотоцикл продавался с системой раздельной смазки и маслобаком, но помимо секса в СССР отсутствовали еще и масла для 2-тактных моторов, поэтому на наш рынок аппарат поставлялся без маслонасоса.




В 1987 году в магазины поступила новая машина с индексом 638.0.00, отличавшаяся новым баком, оперением и измененным наклоном задних амортизаторов, а вскоре, не меняя индекса, освежился дизайн стрелок в приборке, увеличился наклон глушителей, амортизаторы лишились стаканов, металлические шильдики сменились наклейками, а на часть мотоциклов начали ставить чезетовскую бесштоковую вилку. Увы, с распадом Советского Союза закончились и основные покупатели, не способные платить нереальные в начале 90-х тысячу долларов за новый мотоцикл, наконец получивший дисковый тормоз (тип 639).


За спросом в СССР начал падать и завод, оказавшийся не способным всерьез конкурировать с большими европейскими производителями. Тогда же, в 1995 появилась и очередная генерация 638-й, с индексом 640 — по сути, рестайлинг 639, по начинке отличавшийся лишь глушителями и наличием электростартера (партию таких мотоциклов тогда закупили некоторые региональные структуры МВД). В таком виде аппарат выпускается и по сей день, а пару лет назад в модельной линейке появилась и 640 Classic, сочетающая в себе современную начинку с оперением от 634-й. (Впрочем, не она первая — в 90-00-е спорадически появлялись «ностальгические» версии подобного толка вроде 639 Chopper или 640 Californian.)



На новых Jawa 350 устанавливают не только электронные, но и «олдскульные» аналоговые приборы, прикрытые новыми кожухами.


Зачем

Выбор «Явы» можно объяснить лишь эмоциями и желанием вернуть молодость. Понятно, что в нынешнем трафике такой аппарат будет аутсайдером, хоть и «даст прикурить» многим «китайцам». Вдобавок машина довольно надежна и позволяет рассматривать ее как серьезную альтернативу таким ностальгическим аппаратам, как Royal Enfield и Yamaha SR400, а по части привлечения внимания окружающих так и вовсе их обходить.


Выбор

Надежные для своего времени аппараты выбирать нужно особенно тщательно. Пусть запчасти и не самые дорогие, работы по воскрешению «трупа» смогут запросто сравняться с покупкой новой 640-й, поэтому выбирать такой мотоцикл нужно с особым пристрастием и вниманием. Ржавые, уколхоженные и облитые краской поверх изоленты и грязи аппараты лучше отмести сразу и сконцентрироваться на поисках ухоженной машины из-под фаната или аккуратного дедушки.

Кулачковое зажигание требует регулировки и своевременной чистки, но в целом довольно надежно, а если ковыряться желания нет – в продаже есть комплекты для перехода на электронное.

Понятно, что у 20-30-летних мотоциклов будут уставшие пыльники, сальники и резина, поэтому на них можно сразу закрывать глаза, вкладывая стоимость их замены в бюджет покупки, и сразу начать с важного — с осмотра двигателя. Двухтактные моторы никогда не отличались большим ресурсом, поэтому первым делом нужно замерить компрессию: хорошо, если удастся найти 9-10 атмосфер, а если всего 7-8 — придется потратиться на замену ЦПГ. Нормально отрегулированный мотор с хорошей компрессией должен заводиться на 3-4 пинок кикстартера и после прогрева ровно работать на холостых, не издавая посторонних звуков.

Износ тормозных колодок легко оценить по положению специальных стрелок на шкалах тормозных барабанов.

А если холостые мотор не держит, сопровождая каждый ход поршня стуком — скорее всего, придется «колоть мотор» и менять шатунные подшипники, благо коленвал поддается перепрессовке. Однако не стоит обольщаться: его восстановление вряд ли обойдется дешевле, чем в 15 тысяч, без учета работ по переборке мотора. На них же можно «попасть» и с изношенными коренными, шум которых тоже будет слышен «невооруженным ухом». А вот работающий с перебоями или неработающий правый цилиндр обычно ничего страшного не сулит: проблема, как правило, возникает из-за усталости правого сальника, соприкасающегося с коленчатым валом через втулку. В качестве тюнинга опытные владельцы устанавливают на его место аналогичный сальник от «ИЖ-Планета», позволяющий выкинуть втулку на помойку и навсегда забыть о проблеме.

Цепи и звезды на «Яве» убраны в резиновые кожухи, основательно продлевающие им жизнь и скрывающие от глаз, так что оценить износ цепи удастся лишь по регулировочным винтам, а звезд – лишь сняв кожухи.

Убедившись, что с мотором все в порядке, нужно проверить коробку: полуавтоматическое сцепление не доставляет проблем и редко нуждается в чем-то, кроме частой регулировки, а вот вилка переключения 3-4-й передач — напротив, «детская болезнь», вылеченная лишь на новых моделях. Оценить состояние коробки можно и включая передачи на подножке, но полную картину даст только тест-драйв, с выкручиванием газа на 65-70 километрах в час. Если «третью» или «четвертую» выбьет — придется раскошелиться на 3-3,5 тысячи рублей, которые попросят за новые вилки с валиком. На новых «Явах» болячку вылечили, поэтому вилки их КП могут стать и хорошим тюнингом, способным исключить проблемы в будущем.

У аппаратов с барабанными тормозами передние и задние колеса взаимозаменяемы; с передним дисковым – нет. Перед покупкой стоит оценить ровность ободьев и убедиться в отсутствии вмятин.


Втулки маятника требуют своевременной шприцовки, но больших люфтов и износа бояться не стоит – ремкомплект относительно недорогой.



Тюнинг

Лучшим тюнингом для старых модификаций станет железо от новых машин: вилки КП, система раздельной смазки, бесконтактное зажигание, электростартер и вилка с дисковым тормозом. В продаже можно найти как передние, так и задние дуги, подыскать подходящее ветровое стекло и установить, например, обогрев рукояток. Центральный, как, впрочем, и боковые кофры на 638-й будут смотреться будто седло на корове, поэтому им лучше предпочесть каноничный советский тюнинг в виде «южанки» — багажной рамки, сваренной из прутков нержавейки или простого металла, на которой можно закрепить весь туристический скарб. Отдельной статьей можно поставить и превращение 638-й в 640 Classic, благо все оперение 634-й можно найти в продаже или поработать над внешним обликом, превращая аппарат в скрэмблер или кафе-рейсер.




Где искать

Поиски достойно сохранившегося или отреставрированного аппарата стоит начинать с явских форумов и клубов: дружные и крепкие объединения фанатов марки помогут и подскажут, да и аппараты у них, как правило, в отличном состоянии. Можно рискнуть и поискать аппарат на интернет-досках объявлений, но шанс купить «дрова» там выше, а если рисковать не хочется — можно пойти к продавцам новых Jawa, где удастся найти мотоцикл нынешнего или прошлого модельного года, новый и с гарантией.


Цены

Удивительно, но, несмотря на почтенный возраст, цены на аппараты держатся на уровне: в интернете за 638-ю в среднем состоянии просят от 35-40 тысяч. Есть и дешевле, вплоть до десяти тысяч, но обычно за эту сумму предлагают ржавый рыдван без документов, добитый пионерами, и стоимость его восстановления может переплюнуть стоимость новой 640-й в салоне, на сегодняшний день составляющую 155 тысяч рублей. Именно столько попросят за исполнение 350 Premier, Lux обойдется на сто тысяч дороже, а ностальгическая Replica и вовсе в 350 000 руб.



Благодарим компанию «Пламен» и лично Михаила Прнэу и Константина Кузьмина за помощь в подготовке материала.



Материалы по теме:

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .


↑ Наверх