MX1: Время перемен

17 октября 2013

Еще до начала сезона аналитики знали, что революции в кроссе не произойдет, во всяком случае в этом году. Все как всегда: борьбы минимум, а пилоты КТМ Антонио Кайроли и Джефри Херлингс в очередной раз досрочно завоевывают титулы. Поэтому неудивительно, что многие буквально с нетерпением ждут, когда придет время перемен.


MX1: Время перемен

Выпуск:
Журнал "МОТО" - октябрь 2013

Автор:
Анастасия ПРУДНИКОВА, фото команд-участниц

Теги:
Мотокросс / MX1 / Кросс / Чемпионат мира /

Просмотры:
2283

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

Беспроигрышные серии случались и раньше: например, когда бал правил Стефан Эвертс, а фанатов с каждым годом только прибавлялось. Что сейчас не так? Почему на фоне радужной картины встает вопрос о потере интереса к мотокроссу? Есть ли будущее у чемпионата?

Если вспомнить несколько последних лет, в первую очередь настораживает полупустая стартовая машинка. Неужели для того, чтобы попасть на старт, необходимо пройти еще ряд соревнований, на которых нужно влезть в топ-5 гонщиков или набрать проходной бал? Вовсе нет. 

Почему же на старте не хватает пилотов, а лидирующая группа за тридцатипятиминутный заезд частенько догоняет круговых? Как уравнять шансы на победу и спровоцировать борьбу? 

Управляет действом Джузеппе Лонго, руководитель компании Youthstream – промоутера чемпионата мира по мотокроссу. Первое, что Лонго сделал, когда пришел в этот вид спорта в 2005 году, – отменил все стартовые, а вместе с ними и призовые, аргументировав решение тем, что команды сами должны платить гонщикам. Незамедлительно пошла волна возмущения, ведь лидеры лишились бонусных денег и отчасти мотивации. 

После этого большинство частников стали проситься в команды, чтобы продолжить участие в чемпионате и остаться под материальной опекой. Спустя несколько лет, в разгар кризиса, Лонго снова меняет регламент: в Гран-при устанавливаются высокие стартовые взносы для спортсменов, а также для организаторов, что практически полностью лишает возможности не только частников, но и многие команды засветиться на мировой арене. 

Ранее почти все талантливые райдеры разных национальностей имели возможность пройти отбор и в результате сразиться за золотую медаль. Если до этого спортсмену, чтобы попасть в ту или иную команду, достаточно было показать удовлетворительный результат, то теперь гонщику, не входящему в топ-15 чемпионата мира, необходимо заплатить взнос около 50 000 евро непосредственно команде, чтоб его взяли и смогли обеспечить техникой и механиком, при этом никаких тебе призовых, ни бонусов, если не приедешь на подиум. Живи как можешь. 

Но времена нынче не те, и гонщики, способные вести борьбу, остались не у дел ввиду отсутствия денег и спонсоров. Сметы выросли вдвое, и надежда была лишь на спонсоров, которые согласятся на финансирование взамен рекламы на телевидении, но и показ чемпионата мира по мотокроссу на телеканалах прекратился. 

Обвинения в отсутствии массовости на старте и явной нехватке соперничества обрушились на Джузеппе. В ответ на критику Лонго ввел объединенный заезд МХ1 и МХ2 для заокеанских гонок, мотивируя его тем, что стартовая машина будет заполнена сильнейшими. Но попытка провалилась: гонщиков на старте стало больше, а конкуренции среди лидеров не прибавилось. 

На сегодняшний момент, с учетом глобального экономического кризиса, 90 % спортсменов – молодых, опытных, перспективных, – которые могли бы поднять зрелищность чемпионата на новый уровень, просто отказались от Гран-при. Первенство приобрело чисто коммерческий характер, в результате в чемпионат мира попадают участники со слабой подготовкой, но мощной финансовой поддержкой. 

Потому стала падать популярность среди спонсоров, и возросло количество несчастных случаев. С такой политикой не согласны не только гонщики, но и многие менеджеры, такие как Стефан Эвертс, Жоэль Сметс, Микаэль Пишон. 

Очередной новинкой стало решение Youthstream об отмене класса МХ3 с 2014 года, сокращении заездов до 30 минут плюс два круга и количества участников до тридцати. А зачем? Новые лица от этого мы вряд ли увидим, а вариант возвращения к старой, проверенной системе, когда сила спортсмена выявляется по его скорости, а не по кошельку, Лонго даже и не рассматривает. 

Похоже, Евгений Бобрышев все-таки смог оправиться от неудач и наконец-то показать, на что он в действительности способен. Трижды на трех последних этапах он добивался бронзы! Жаль, что проваленный старт сезона не позволил россиянину добиться большего.

А что же за океаном? Возьмем, к примеру, чемпионат по суперкроссу, который проходит в Америке. Здесь и многотысячная публика, и телетрансляции, и захватывающая борьба (хоть в гонках также имеется лидер, но никто не возьмется утверждать, что чемпионом на следующий год вновь будет Виллопото). А почему? Да все просто: на стадионах собираются именитые гонщики, которым не перекрыт кислород, и взамен зрители получают поистине захватывающее зрелище. 

Ни для кого не секрет, что многие спортсмены мечтают выступать в американских чемпионатах: система развития мотоспорта в стране работает уже более 30 лет и менялась незначительно. Кроссмены начинают с региональных кубков, переходят по рангу на чемпионаты штатов, а после пробуют себя на открытом чемпионате Америки, за которым зарубежная публика следит практически на всех спортивных телеканалах. Американская Мотоциклетная Ассоциация много раз выступала с критикой взгляда Джузеппе Лонго на проведение чемпионата мира, утверждая, что такая стратегия ведет мотоспорт к краху и не дает развиваться талантам: «Лонго думает, что своей политикой привлекает только элитных гонщиков, но, похоже, многие его элитные гонщики гоняют в США. Все идет к тому, что спортсменов, действительно достойных выступать в Гран-при, можно будет пересчитать по пальцам одной руки, а команды то и дело будут расформировываться»

Хорошо еще, что чемпионат не покидают производители, как это происходит в других мотоциклетных сериях. Наоборот, со следующего года на мировую арену вернется Husqvarna под руководством бывшего чемпиона мира в классе 500 см³ Джеки Мартинса. Не исключено, что на решение о возвращении повлияла покупка компанией KTM акций Husqvarna. 

Пока Мартинс не дает четких комментариев на тему команды в «королевском» классе, но в классе МХ2 уже подписан контракт с Александром Танковым и французом Романом Февром. Остальные гонщики и менеджеры команд не оглашают информацию о смене «прописки». У большинства сильных спортсменов подписан двухгодовой контракт. Кто оказался не в их числе, старались на последних этапах совершать меньше ошибок, проехать на все 100 % и доказать своей команде или команде-сопернику, что у них тоже есть шанс подняться выше в итоговой таблице.

Чемпионат мира по мотокроссу MX1 
(после 17 этапов из 17)
 
1. Антонио Кайроли (KTM 350 SX-F) 761
2. Клеман Дезаль (Suzuki RM-Z450) 671
3. Кен де Дайкер (KTM 450 SX-F) 607
4. Кевин Страйбос (KTM 450 SX-F) 553
5. Готье Полен (Kawasaki KX450F) 539
6. Томми Сирл (Kawasaki KX450F) 487
7. Джереми ван Хорбик (Kawasaki KX450F) 431
8. Евгений Бобрышев (Honda CRF450R) 348
9. Шон Симпсон (Yamaha YZ450F) 316
10. Максимилиан Нагл (Honda CRF450R) 314

Материалы по теме:

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .


↑ Наверх