А судьи кто?

24 июля 2014

С сезона 2014 года действует новый регламент Чемпионата Восточной Европы. Его создала российская команда Stuntoffice вместе с главным судьей чемпионата Антонио Карлосом Фариасом (Испания) и новым судьей Джереми Вонком (Голландия). Журнал «Мото» разбирался в направлениях развития стантрайдинга и нюансах судейства.


А судьи кто?

Выпуск:
Журнал «МОТО» – июль 2014

Автор:
Анатолий СУХОВ, фото Stuntoffice

Теги:
Стантрайдинг / Судьи / Чемпионат Восточной Европы /

Просмотры:
1716

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

Стантрайдинг, как и мотофристайл, относится к сравнительно молодым видам спорта. По миру он распространялся неравномерно: где-то уже были зрелищные соревнования и жесткий отбор участников, а другие страны находились на начальном этапе. Как вы сегодня оцениваете уровень участников национальных чемпионатов, выровнялся ли он по миру? 

На данном этапе мы видим динамичное развитие стантрайдинга во всем мире, но страны-первооткрыватели, такие как Америка, Франция и Польша, далеко ушли вперед. Так уж исторически сложилось, что Америка стала локомотивом в стантрайдинге. Это стильно и популярно, во многом благодаря национальному чемпионату XDL. Будущее польского стантрайдинга – это stunter 13 (Рафал Пасиербэк). «Стантер 13» задает мощный тренд как в трюках, так и в динамике шоу-программ. Этот тренд довольно быстро распространяется по всей Европе на фоне неофициального чемпионата мира по стантрайдингу – World Stunt Grand Prix, где Рафал выигрывает уже четвертый год подряд. А во Франции все началось с игры на скутере, проезды на заднем и переднем колесе доставляли массу удовольствия. Для Франции этот спорт по-прежнему воспринимается как игра, но в ней участвует огромное количество райдеров с отличной подготовкой уже на спортбайке. Также хочется отметить динамику развития стантрайдинга в Англии и России. Это те страны, где рост данной спортивной дисциплины происходит осознанно и в нужном направлении. 


Антонио Карлос Фариас (AC Farias)начал карьеру в 1985 году на велосипеде BMX. Годом позже он выиграл чемпионат Бразилии по BMX. В 1987-1988 годах был чемпионом Бразилии по фристайлу. В 1989 стал осваивать фристайл на мотоцикле. В 1998-м году Фариас становится победителем чемпионата Европы, в 2004-м занял третье место на чемпионате мира, а 2007 год принес ему три вторых места — в американском, европейском и мировом чемпионатах.










А существует ли единая система критериев судейских оценок? Или в каждой стране они свои?

Стантрайдинг – довольно молодой вид спорта. На данный момент единого регламента соревнований нет, каждая страна устанавливает свои критерии судейских оценок и требований к райдерам. Этим мне очень симпатизирует подход команды Stuntoffice из России. Создание единого регламента – один из основных шагов на пути к глобализации станта. 


Джереми Вонк (Jeremy Vonk) вначале занимался шоссейно-кольцевыми гонками и супермото. В стантрайдинг он пришел в 2005 году, а уже в 2006 году присоединился к «Монстер Туру» с американскими райдерами, участвовал в шоу-программах по всей Европе. В 2009 году профессионально занялся мотокроссом. Но получив травму спины, после двух лет восстановления, в 2013 году вернулся в стантрайдинг.
















Вначале в арсенале райдеров было сравнительно немного элементов, потом их стало больше, появились комбинации. Теперь каждый год появляются новые элементы. Как в связи с этим меняется система оценок? То, что пять лет назад давало высший балл, теперь тянет только на половину? Как оценивается сложность новых элементов? 

Некоторые трюки «старой школы», такие как hander circles (езда на заднем колесе по кругу без рук), до сих пор являются сложными в исполнении. Так что и судятся они так же. А новые трюки – это, как правило, трюки высокого уровня исполнения, инновации, одним словом – направление, в котором движется мировой стантрайдинг. Оценка сложности новых элементов зависит от того, как много людей исполняют этот трюк и насколько легко его исполнить. Нам повезло, что у нас есть интернет. На Youtube и Facebook мы всегда можем отслеживать новые трюки, чтобы оставаться «в теме». Также свою роль играют мировые порталы стантрайдинга, такие какwww.stuntbums.com и www.stuntnews.pl. 



Есть ли четкие «расценки» на тот или иной элемент? Или это в большей степени прерогатива судей? Ведь одну и ту же комбинацию, например, можно исполнить на разной скорости. То же относится к падениям: насколько они снижают баллы? На практике, наблюдая соревнования, часто приходилось видеть высокие оценки после даже нескольких падений. 

Все зависит от формата мероприятия. Некоторые соревнования имеют схожую систему оценок, но присутствует и влияние судей. Один судья может дать 7 очков за трюк, а другой может оценить его только в 6 очков. Если судьи высокого уровня, то разница будет небольшая. Бывает, что сразу после выступления спортсмена судьи должны показать карточки с баллами от 1 до 10. К счастью, этот способ, где сильно влияние эмоций судей, уже изжил свое в профессиональных соревнованиях. В системе оценок также присутствуют штрафы за падения и незавершенный трюк. В каждых соревнованиях штрафные баллы разные: иногда низкие, а иногда и высокие. Вот именно поэтому бывает, что райдер несколько раз упал, но исполнил ряд сложных современных трюков и в конечном итоге занял высокую позицию. Для чемпионата Восточной Европы по стантрайдингу мы ввели шкалу оценок, которая может быть использована в любых соревнованиях по всему миру. Она проста и понятна для каждого райдера, а вычет очков является справедливым и нестрогим. Также очень важен стиль. В конечном итоге у нас получилось 100 очков, которые распределяются на пять категорий, по 20 очков на каждую: вили, стоппи, дрифт, акробатика и стиль. 



Существует ли практика заявок сложности программы от райдера? Или судьи – так же как и зрители – не знают, что им продемонстрирует райдер? 

Нет, такой практики не существует. Выступление райдеров непредсказуемо как для зрителей, так и для судей. 



Как происходит консолидация мнения судей в решение комиссии? Обсуждаются ли результаты коллегиально? Или просто подсчитываются баллы, которые проставлены во время выступления? 

Во время оценки райдеров все судьи общаются и выслушивают мнения друг друга. Необходимо избежать ошибок, учесть точку зрения коллег. Тогда очки действительно будут справедливы. 



Существует ли практика просмотра видеозаписей, чтобы уточнить решение судей? 

Мы используем видео в случае, если количество очков между райдерами одинаковое и мы не уверены какой райдер был лучше. С помощью видео можно посмотреть заезд спортсмена вновь, потому что под конец соревновательного дня судьи видели множество выступлений, и какие-либо детали могли быть забыты. Также видео используется в случае споров. 



Стантрайдинг – пожалуй, один из самых зрелищных видов мотоспорта. Многие обыватели и вправду считают его цирковым шоу. Безусловно, хороший стантрайдер – всегда артист. А какую роль артистизм участника играет в оценке судей? Он входит в 20 очков стиля?

Да, стиль или артистизм охватывает 20 % итоговых очков. Мы смотрим на поток, переходы с одного трюка на другой, насколько райдер агрессивен. Это экстремальный спорт, езда в полный газ – вот что мы хотим видеть! 



Во время выступлений звучит музыка. Она – только для зрителей или судьи тоже оценивают «попадание спортсмена в такт?» 

Музыка звучит для райдеров и зрителей. Мы, как судьи, оцениваем только уровень езды. 



Вернемся к квалификации. На мой взгляд, с упразднением технической квалификации интриги и зрительского интереса поубавилось: программы в квалификации и собственно состязании практически идентичны. Фактически квалификация стала пробным прокатом, а ее оценки вызывают больше вопросов, чем прежде. Не стоит ли вернуть прежнюю практику с набором обязательных элементов? 

То, что квалификация на данный момент в стиле фристайла, это хорошо. Наш спорт называется «стрит-байк-фристайл». Многие райдеры нервничают во время соревнований, и первый – квалификационный – заезд может послужить для них хорошим разогревом перед финальным выступлением. Также квалификация обычно короче по времени (3 минуты, а финал – 4), и в финале райдеры выкладывают весь свой арсенал трюков для того, чтобы произвести впе чатление. 



Не секрет, что новичкам сложно пробиваться наверх, так как мастерство в станте превалирует над всеми прочими факторами. Для них организуются свои зачеты. А отличается ли для них шкала оценок? Или, к примеру, для детей?

Профессионалов мы оцениваем исходя из мирового уровня стантрайдинга, а новичков и детей мы оцениваем по уровню выступающих в этот день спортсменов. 



В каждом виде спорта спортсмен может быть дисквалифицирован за серьезные нарушения, создание опасной ситуации, мошенничество. А насколько суровы санкции в станте и за что их могут применить? Были ли прецеденты? 

Дисквалификация присутствует и в соревнованиях по стантрайдингу. Безопасность для нас превыше всего. Если мы видим, что мотоцикл не готов к соревнованиям, мы снимаем его с выступления. Также спортсмен будет дисквалифицирован в случае, если он игнорирует сигналы маршалов о старте и конце выступления или если райдер ставит под угрозу безопасность зрителей. 


Спасибо за интервью! Пусть в этом сезоне будет больше хороших прокатов, новых трюков и поддержки болельщиков!


Материалы по теме:

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .


↑ Наверх