Человек, добившийся всего

04 марта 2016

Всего через два месяца после 90-летнего юбилея, в своем доме в пригороде Милана, скончался бывший шеф гоночной команды MV Agusta и основатель одной из лучших итальянских тюнинговых компаний Артуро Магни.


Человек, добившийся всего

Выпуск:
Журнал «МОТО» – март 2016

Автор:
Алан КАТКАРТ, перевод Александра ВОРОНЦОВА, фото из архива автора

Теги:
Артуро Магни / MV Agusta / История / Техника /

Просмотры:
2386

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

Даже если бы Магни не начал производство мотоциклов своего имени, он навсегда вошел бы в историю как шеф одной из самых успешных гоночных команд. Именно под его руководством двухколесные Ferrari графа Доменико Агусты 26 лет доминировали в мире мотоспорта.

Артуро Магни родился 24 сентября 1925 года в Аркоре. Хотя в этом городе располагался завод одного из крупнейших итальянских мотопроизводителей — Gilera, а в окрестностях — знаменитый автодром «Монца», поначалу Артуро не проявлял никакого интереса к моторам. Его страстью было авиамоделирование, переросшее в увлечение планерами. Перед Второй мировой войной он стал звездой авиашоу и в 1942 году выиграл чемпионат Италии на планере собственной конструкции. Но, по иронии судьбы, его первой оплачиваемой работой стала переборка авиадвигателей в местной компании Bestetti Aeronautica. «Я работал под началом инженера Эрманно Бадзокки, позднее проектировавшего самолеты Aermacchi, — вспоминал позднее в беседе со мной Магни. — Там я и узнал, сколь важны малая масса, аэродинамика и техническая проработанность — все это сыграло большую роль в моей работе на MV Agusta».

По окончании Второй мировой войны компания Bestetti Aeronautica закрылась, и Артуро Магни на паях с приятелем принялся выпускать кофейные машины. Конкуренция была острой, и вскоре компаньоны прогорели. Но Магни не пришлось долго искать новую работу: планерным спортом он занимался вместе с Ферруччио Джилерой, сыном основателя компании Gilera, и тот пригласил его на завод отца. В 1947 году Джузеппе Джилера решил вернуться в большой спорт, и Артуро стал механиком гоночной команды. Но в 1950 году граф Доменико Агуста переманил у Джилеры главного конструктора Пьетро Ремора с тем, чтобы оживить собственную гоночную программу, — а Ремор потянул за собой и Магни, который стал уже главным механиком команды MV Agusta. Со временем Артуро возглавил все гоночное отделение, заслужив почетное прозвище Comandante. Под его руководством MV Agusta завоевала 75 титулов чемпиона мира — 37 в личном и 38 в заводском зачете, выиграла 270 Гран-при, 28 чемпионатов Италии и 35 гонок Tourist Trophy.

Артуро Магни (слева) проверяет перед гонкой первую четырехцилиндровую MV Agusta, 1950 год.


Магни (у мотоцикла справа) следит за подготовкой машины.


Артуро Магни (слева) после победы Джакомо Агостини (второй справа) на Гран-при ГДР на «Заксенринге».


Майк Хейлвуд (в гоночном комбинезоне) и Магни (рядом с ним справа) после установления часового рекорда в Дэйтоне, 1964 год.

Когда в 1976 году MV Agusta отказалась от участия в гонках, Артуро Магни вместе с двумя сыновьями, Карло и Джованни, основал компанию EPM (Elaborazioni Preparazioni Magni). Фирма делала детали для тюнинга дорожных MV Agusta и вскоре стала одним из первых поставщиков афтемаркетовых литых колес. Со временем этой ветвью бизнеса занялся старший сын Карло, а Джованни и Артуро начали строить мотоциклы под маркой Moto Magni.

Артуро Магни с сыновьями Карло и Джованни представляют Magni Storia с современной «четверкой» MV Agusta.

Естественно, что первые мотоциклы Magni оснащались четырехцилиндровыми моторами MV Agusta. Но когда в 1980 году эта компания прекратила мотопроизводство, итальянцы в поисках нового мотора обратились к концерну Honda. Так родилась первая Magni-Honda, которую выпускали в двух вариантах: относительно бюджетный нейкед-байк MH1 с 900-кубовой «четверкой», подвесками и тормозами от Honda и с изготовленной в Италии рамой из хром-молибденовой стали, и кафе-рейсер MH2 с обтекателем и лучшими итальянскими комплектующими: тормозами Brembo, подвесками Ceriani и колесами EPM. За два года компания сделала около 300 Magni-Honda, продав их в основном в Германию, где машина быстро приобрела культовый статус.

На заводе Moto Magni.

Немецкий импортер попросил сделать нечто подобное с мотором BMW — и в 1982 году дебютировали модели MB1 и MB2 (нейкед и рейсер) с двухцилиндровым оппозитом R100S, итальянской дуплексной рамой со съемной нижней частью и маятником задней подвески из прямоугольных труб. Увы, эта машина появилась не под счастливой звездой. Во-первых, вскоре дебютировал четырехцилиндровый BMW K100, и концерн решил было отказаться от производства оппозитов. Во-вторых, по словам Магни, аппарат пострадал от «Сделано не у нас» синдрома: «Немцы соглашались, что европейский тюнинг может улучшить ездовые свойства японского мотоцикла, но категорически отвергали подобное для их любимого BMW! Мы сделали 150 машин с баварскими моторами, но как же долго — целых 10 лет — их продавали. Тогда-то я и понял, что рынку нужен чисто итальянский Moto Magni. Мы поделились нашей идеей с Алехандро де Томазо — тогдашним владельцем Moto Guzzi — и быстро нашли общий язык. Он сообразил, что высококлассная спортивная модель поднимет престиж марки — да к тому же он получит прибыль от продажи нам моторов. Так в 1985 году появился Magni Guzzi Le Mans, и с тех пор мы построили около 900 мотоциклов с двигателями Moto Guzzi. Пик производства пришелся на 1990-91 годы, когда мы делали по 170 машин ежегодно. Смогли бы и больше, если б получали больше двигателей».

Итало-немецкий кафе-рейсер – Magni MB2 и первый мотоцикл Magni с 750‑кубовой «четверкой» MV Agusta.

Увы, ограниченные поставки моторов всегда были больным местом для Moto Magni. Компания Moto Guzzi выпускала около 3000 мотоциклов в год, так что производство еще нескольких сотен двигателей превращалось в проблему. Артуро Магни подумывал даже о переходе на моторы Ducati, а в 1999 году выпустил модель Magni Sport 1200S с силовым агрегатом Suzuki GSF1200. Но в конце концов история сделала круг: в 2013 году дебютировала Magni Storia с современной «четверкой» MV Agusta, через два года к ней присоединилась трехцилиндровая Magni Filo Rosso.

Magni Moto Guzzi Sfida 1100.

«Я очень счастливый человек, — признавался Артуро Магни незадолго до смерти. — Больше четверти века я работал с самыми экзотическими и самыми успешными гоночными мотоциклами в мире, и это была жизнь, наполненная борьбой и победами. А в том возрасте, когда большинство уходит на покой, я начал новую карьеру создателя эксклюзивных стритбайков — и мне особенно приятно то, что я занялся этим вместе с женой и детьми. Наша компания периодически выполняет реставрацию классических MV Agusta — и при этом создает новые модели с использованием новейших технологий и компонентов. Так что мы берем лучшее от двух миров — прошлого и настоящего. Многие покупатели становятся нашими друзьями, поэтому я чувствую себя принадлежащим к большой семье. И эта семья увеличивается всякий раз, когда мы продаем еще один мотоцикл!»

Артуро Магни и первая Magni-Moto Guzzi Le Mans.

Артуро Магни — человек, который добился в этой жизни всего, чего хотел. Его вклад в мотоциклетную историю Италии невозможно переоценить. Наши соболезнования его жене и детям.





Материалы по теме:

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .


↑ Наверх